Политика

Панов А. М. О деятельности Национального Совета России по подготовке IV Всемирной конференции по положению женщин // Второй всероссийский женский конгресс "Женщины в политике, политика для женщин". 6 июня 1995 г. М., Юридическая литература, 1996. С. 17-20.
 
В начало документа
В конец документа

Панов А. М.

О деятельности Национального Совета России по подготовке IV Всемирной конференции по положению женщин


Более 10 лет прошло со времени вступления в силу Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Почти десятилетие в решении этой задачи мировое сообщество руководствуется целями и задачами, сформулированными в Найробийских перспективных стратегиях в области улучшения положения женщин. Однако за прошедшее время эти важнейшие документы не только не утратили своего значения, но актуальность многих заложенных в них идей значительно возросла.

Прошедшее десятилетие показало, что существуют различные подходы к решению проблемы улучшения положения женщин. В Найробийских перспективных стратегиях предпринята попытка проанализировать критические моменты положения женщин в современном обществе, уточнить и пересмотреть некоторые теоретические и практические вопросы. В них обращается внимание на то, что доля женщин в мировых трудовых ресурсах будет устойчиво возрастать; указывается, что, вероятнее всего, и в 2000 году женщины будут получать не равноценную своему труду долю мировых доходов и поступлений. Вместе с тем возрастает число женщин, самостоятельно обеспечивающих детей, и, следовательно, от уровня их доходов в значительной степени зависит благосостояние и общества, и семьи, и детей. Перспективные стратегии направлены на повышение роли и ответственности женщин в процессе общественного развития, создание им реальных возможностей для реализации равных прав, предотвращение их дискриминации, эксплуатации во всех сферах жизнедеятельности.

Разрабатываемые ООН стратегии развития на XXI век положению женщин уделяют особое внимание. Причем меняется взгляд на женскую проблему. Новый подход исходит из более широкого участия женщин в процессе общественного развития, из того, что положение женского населения является не только следствием, но и предпосылкой, условием социального прогресса.

Социально мотивированные взаимоотношения между мужчинами и женщинами неотделимы от государства и экономики, от всех процессов на микро- и макроуровне. Политика, ориентированная на решение исключительно женских проблем, не позволяет добиться оптимальных результатов, так же, впрочем, как и государственные решения, принимаемые без учета специфики положения мужчин и женщин.

Участие в подготовке и проведении IV Всемирной конференции по положению женщин имеет для нашей страны, вступившей на путь демократических преобразований, огромное значение, поскольку позволяет оценить тенденции в социально-экономическом положении женщин, которые сложились в ходе реформирования экономики, дать оценку происходящим явлениям и наметить пути устранения их негативных последствий. При этом важно оценить уже имеющийся опыт в решении этих вопросов, выявить достижения и промахи, специфику существующих сегодня нерешенных проблем, с тем чтобы выработать рекомендации для прогрессивной политики государства в отношении женщин России.

Исходя из этого, в 1993 году Правительство приняло решение образовать Национальный совет по подготовке Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, сентябрь 1995 года). В данном случае я выступаю как заместитель председателя Совета. В его составе 48 человек, из которых 7 представляют федеральные, законодательные органы власти, 20 - федеральные министерства, ведомства, 5 - местные органы исполнительной власти, 6 - неправительственные женские и другие общественные организации, 2 - руководители промышленных предприятий, 8 - ученые.

Национальный совет является одним из важных элементов механизма формирования и реализации государственной политики по улучшению положения женщин, обеспечению их равных прав и возможностей в обществе. Он позволяет консолидировать усилия государственных органов, неправительственных организаций, науки, средств массовой информации в формировании и реализации единой политики в области улучшения положения женщин.

На заседаниях Национального совета обсуждались вопросы о поддержке выдвижения женщин в Государственную Думу и в Совет Федерации Федерального Собрания, Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, принятая ООН в декабре 1993 года, формы и методы искоренения всех форм насилия в отношении женщин в современной России.

Важным направлением деятельности Совета стала подготовка правительственного доклада к IV Всемирной конференции по положению женщин. Доклад о положении женщин был обсужден на заседании Совета и направлен в мае 1994 года в региональную комиссию ООН и Секретариат Пекинской конференции в качестве национального доклада Российской Федерации.

Большое место в работе Национального совета заняло обсуждение проекта четвертого национального доклада Правительства Российской Федерации о выполнении в России Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, подготовленного в соответствии со статьей 18 этой Конвенции. В августе 1994 года доклад был направлен в соответствующий комитет ООН.

Национальный совет рассмотрел и одобрил план федеральных мероприятий по подготовке к IV Всемирной конференции по положению женщин, который предусматривает разработку национальной платформы действий по улучшению положения женщин, совершенствование законодательства в этой области, проведение международных конференций, поддержку различных программ по решению социальных проблем женщин, семьи, детей и ряд других вопросов. Реализация этого плана способствовала координации усилий государственных органов управления, а также неправительственных организаций в решении проблем социально-экономического положения женщин.

В соответствии с планом федеральных мероприятий по подготовке Пекинской конференции в декабре 1994 года в Москве была проведена Национальная конференция по положению женщин "Женщины и развитие:

права, реальность, перспективы". На конференции широко обсуждались экономические и социальные изменения в России, в странах СНГ, их влияние на роль женщин в обществе, на участие в общественно-политической жизни. Обсуждались формы и методы предотвращения дискриминации по признаку пола, пути усиления влияния женщин на принятие политических, экономических решений, рассматривались вопросы положения женщин на рынке труда, безопасности, здоровья и улучшения условий труда женщин. Особое внимание было уделено анализу воздействия изменений в различных секторах экономики на положение женщин. Был разработан механизм реализации государственной политики в интересах женщин, обеспечения их равных прав и возможностей в обществе. Эти меры способствовали принятию согласованных решений и последующей совместной деятельности.

Одним из основных, пожалуй, наиболее существенных результатов работы конференции явилось обсуждение разработанной Национальным советом Национальной платформы действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации. Текст Платформы имеется у каждого из участников Конгресса. В связи с этим я не буду останавливаться подробно на основных ее положениях. Скажу только, что разработка и принятие подобного документа послужит импульсом для реального создания общества равных возможностей. В настоящее время текст Национальной платформы внесен в Правительство Российской Федерации. Он будет направлен всем субъектам Федерации для апробации, с тем чтобы по завершении Пекинской конференции, с учетом документов, принятых на международном уровне, доработать Национальную платформу и окончательно утвердить ее либо решением Правительства, либо в форме согласительного документа, который был бы подписан различными ветвями власти, различными институтами российского общества.

Видимо, после завершения Пекинской конференции целесообразно внести предложение о том, чтобы Национальный совет (возможно, под другим названием) действовал как постоянный орган и регламентировал те злободневные, животрепещущие проблемы, о которых сегодня здесь шла речь.

Руководителем правительственной делегации России на Пекинской конференции утверждена Людмила Федоровна Безлепкина. Определена квота на представительство в составе делегации от Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, неправительственных женских организаций, ученых, средств массовой информации и так далее. Направлены персональные приглашения для участия в составе делегаций А. В. Федуловой, Е.Ф. Лаховой, Е.Н. Кареловой, Г.И. Климантовой, Г.Н. Галкиной и другим известным лидерам женского движения, государственным, общественным деятелям, ученым, деятелям науки, культуры, представителям регионов Российской Федерации.

Активное участие женщин в осуществляемых в России преобразованиях является неотъемлемой составной частью социально-экономической политики. Опыт прежних лет показывает, что взгляд на женщину как на пассивный объект социальной защиты не дает положительных результатов в решении политических и социально-экономических проблем общества. Социально-экономические и политические реформы, структурная перестройка экономики и социальной жизни должны сопровождаться последовательным переходом от патриархальной модели общества к обществу равных возможностей, учитывающему интересы как женщин, так и мужчин. Мы хотим устранить те социальные, правовые и экономические барьеры, которые мешают становлению личности человека, будь то женщина или мужчина.

Хочу подчеркнуть еще два момента. Во-первых, создавая новое, следует сохранять то, что уже подтвердило свою эффективность в прошлом. И, во-вторых, надо учитывать опыт других стран, который показывает, что улучшение положения женщин во многом зависит от самих женщин, их активной созидательной деятельности во всех сферах жизни.