| Письман Л. Журналы для дам Года два назад пестрый ассортимент газетно-журнальной продукции пополнился многочисленными образцами "журналов для дам". На разноцветных глянцевых обложках замелькали зовущие взгляды и многообещающие улыбки, а также ласковые женские имена: Лиза, Маруся, Дуняша, Санта, Натали... Мне захотелось покопаться в этом ворохе дамского чтива. Постепенно чисто читательский, обывательский интерес перерос в исследовательский. Я попыталась проследить влияние, которое оказывает на женское сознание эта безобидная и непритязательная журнальная продукция, и обнаружила немалую опасность. В чем? Да в том, что их редакторы, независимо от пола, играют по правилам мужского мира, навязывая читательницам свой стереотип женского поведения. Примеры откровенного
сексизма буквально рассыпаны по страницам этих изданий.
Начнем с журналов для девочек-подростков. Два таких журнала - "Штучка" (иллюстрированное приложение к журналу "Ровесник" и "Маруся" (редакция журнала "Бумеранг") - близнецы-сестры. В штучке-марусе юная читательница найдет: гороскоп; новости из области моды; диету "как стать похожей на топ-модель"; сведения о свадьбах и разводах тех же топ-моделей, сдуваемые с зарубежных аналогов; рецепт мармелада "розовый восторг"; сонник, тесты и прочее. Правда, кое-какие отличия все же имеются. У "Штучки", например, есть маленькая претензия на интеллектуальность - "Словарь любви". Наиболее любознательная девочка узнает из него, что Анна Ахматова была "женщиной редкостной красоты, но с Гумилевым ей было тесно вместе"; что в юного Байрона безумно влюблялись, но он оставался "плохим мальчиком"; что стиль барокко - "роскошная плоть и прямая эротика"...
Плачущим от неразделенной любви предоставляются две уютные "жилетки". Этих "лучших подруг" зовут Андрей ("Маруся") и Саша ("Штучка"). Они подскажут доверчивым читательницам, как понравиться "крутому" парню или как 15-летней девочке победить сердце взрослого мужчины. Ни разу я не встретила на страницах "девчоночьих" изданий разговоров, например, о выборе будущей профессии. Из читательниц готовят либо уж сразу жен "новых русских", либо, на худой конец, фотомоделей. Это, кстати, единственная специальность, о которой упоминают "Маруся" и "Штучка" в различных интервью и пособиях по улучшению фигуры.
"Всем известная фраза "Сделай себя сам". Избери ее своим жизненным девизом, следуй ей и увидишь, что жизнь твоя круто изменит свое однообразное течение", - наставляет "Маруся". Как же должна девушка, "обдумывающая житье", делать себя? Наверно, заняться самообразованием, почитать книги, освоить языки и компьютер... Ничего подобного! "Загляни в холодильник - там еще остался кусок вчерашнего торта - затем включи мультик, и жизнь покажется не такой уж скучной и пустой". Кроме мультика можно еще позвонить подружке и поболтать с ней или приготовить сногсшибательный салат "ну а если тебе совсем ничего не помогает, то вруби магнитофон на полную катушку, залезь в горячую ванну, скажи пару слов в адрес своего паршивого настроения". Вот и вся жизненная наука, которая положена девушке на пороге 21-го века. Остальное для нее излишне.
Остается добавить, что в выходных данных "Маруси" все фамилии членов редколлегии - мужские. Видимо, главный редактор Сергей Тупиченков считает, что нечего глупых женщин подпускать к такому нешуточному делу как воспитание девочек-подростков. Они еще, чего доброго, научат каким-нибудь ненужным идеям. Потому-то мужчины-редакторы стремятся залить патокой мозги юных читательниц, чтобы они не вздумали шевелить ими самостоятельно. Когда малолетние поклонницы "Маруси" подрастают, их начинает просвещать старшая русско-немецкая сестра - "Лиза". Это все тот же дамский винегрет из тестов, гороскопов, рецептов всевозможных салатов и советов ""как понравиться"" Главное место здесь принадлежит моде. Вернее, не моде как таковой, а советам ""как одеться так, чтобы откровеннее раздеться". Еще целая армия экспертов и психологов из номера в номер учат читательниц очаровательно улыбаться в ответ на попреки и ворчание "хозяев" жизни. "Если на пороге дома возникнет фигура усталого и раздраженного неурядицами супруга, встретьте его доброй улыбкой и предложите горячий ужин. Он тут же оттает". Только не перекормите! "Первая заповедь - накорми любимого мужчину, но не досыта, а легкими, острыми, пряными блюдами для сексуального настроя".
Если же у читательниц найдется немного времени для отдыха, то... "поболтайте с соседкой; ощутите силу солнечных лучей; расслабьтесь в ванной; посидите одна в кафе; наконец, займитесь любовью". Где-то мы это уже слышали... Видимо, издатели "Маруси" и "Лизы" считают, что женщине вообще необязательно учиться грамоте. Достаточно закончить сельскую начальную школу, чтобы суметь по складам разобрать очередной "клубничный салат с креветками".
Надо все же отдать должное "Лизе": ее сексизм довольно мягкий, не воинствующий. В других журналах мы можем прочесть вещи куда более откровенные. "Мужчина хочет секста и ничего кроме секса, - утверждает психолог Олег Петренко из еженедельника "Женские дела", - а женщины должны научиться угадывать его желания, понимать между слов".
Некоторые дамские издания в своей откровенности доходят до открытой пропаганды насилия, которая исходит чаще всего из мужских уст. Мужчины опять же считают, что им со стороны виднее, на каком языке надо разговаривать с женщиной, чтобы "была шелковая". В журнале "Натали" (учредитель и редактор Марк Монусов) некий Борис Кумер излагает основные виды борьбы с женской истерикой, из которых самое эффективное средство, по мнению автора, - "двумя пальцами сжать ей горло". "Остыв и осознав масштабы своей вселенской глупости, женщина уяснит для себя, что она с помощью черных сторон своей психики сумела разбудить в вас зверя, так и поделом ей. А если вы выскажете свои сожаления по поводу происшедшего, осознавая, что грубо воспользовались силовым преимуществом, женщина начнет почитать в вас мужскую силу и несгибаемость". Нужно ли говорить, насколько опасны такие пассажи, где автор оправдывает самый безнаказанный вид преступления в нашей стране - домашнее насилие! Кажется, еще немного и он вспомнит те времена, когда женщин сжигали на кострах как раз за "черные стороны психики"!
Пренебрежительное и снисходительное отношение к читательнице проявляется даже в таких мелочах, как советы по выбору подарков. Журнал "Санта" считает женщину настолько несамостоятельной, что отказывает ей в праве выбора даже здесь. По мнению автора статьи "Для мужского пользования" Алекса Гурмэ, кавалер, покупающий подарок любимой, обязан ориентироваться не на ее вкус, а на вкусы ее родителей. Что бы ни было преподнесено к празднику: белье, шампунь или мягкая игрушка - "родители будут тронуты" или "родителей обрадует твой подарок, если они рачительные хозяева". В качестве подарка невесте можно преподнести и оружие, например, газовый пистолет. Однако автор тут же предупреждает, что "женскому полу не стоит доверять в способности верно оценить обстановку, когда его можно применить, а когда - нет".
Короче, дама - существо неуравновешенное, неуправляемое и справиться с ее капризами, вывертами и прочими "черными сторонами психики" могут либо строгие родители, либо муж, либо уж, на худой конец, милиция. Короче, кто-нибудь, имеющий "силовое преимущество".
Но довольно цитат. Я допускаю, что статьи о том, как нужно красиво одеваться, вкусно готовить, ласкать любимого и подбирать занавески к дивану - могут быть полезны. Однако, я никак не могу согласиться с тем, что почти все издания, адресованные женщинам, ограничиваются только этим кругом тем. Все-таки подавляющее большинство жительниц нашей страны - работающие женщины, и им нужна другая информация, которую не встретишь на глянцевых страницах "розовой прессы". Им необходимы сведения о правовых основах положения женщин, о ситуации на рынке труда, о заочных школах переквалификации, пособия по бизнесу, экономике и т.д. Увы, на женщин самостоятельных, активных, творческих (или желающих быть таковыми) издательский коммерческий рынок не рассчитан. Встает вопрос, почему? Ведь серьезная журнальная продукция необходима женщинам и наверняка имеет спрос не меньше, чем "Лиза". Можно предположить, что издатели "розовой прессы" свято чтут завет господина Меликьяна, не так давно бесславно ушедшего с арены российской политики: "Мы не будем создавать рабочие места для женщин, пока их не хватает для мужчин". Действительно, зачем еще женщинам рабочие места?! Пусть себе сидят дома, вяжут кофточки, режут салаты и ублажают мужчин!
С недовольством тем, что женщина вырывается из-под контроля, весьма часто можно столкнуться и на страницах обычной прессы. Нередко сожаления по поводу устремления женщин в традиционно мужские сферы звучат в интервью известных и авторитетных людей. Даже знаменитый драматург Эдвард Радзинский высказался нелицеприятно на тему "деловых дам". Что уж тогда говорить о тех, кто не столь отягощен культурой?! Еще пример. Во время одной из телепередач популярный певец Александр Малинин, согласно сценарию, должен был вручить букет цветов культурологу и поэтессе Нине Габриэлян (к справке: Нина - издатель русского феминистского журнала "Преображение"). "У всех феминисток не все в порядке с сексом, - заявил певец . - У меня уже третья жена у нас все в порядке с этим делом, и ни о каком феминизма она и не помышляет". Стоит ли после этого удивляться, что корреспондент журнала "Санта" интересуется у Марии Арбатовой: "А может ли феминистка быть нормальной женщиной?"
Возвращаясь к вопросу о журнальной продукции для женщин, хочу отметить, что одновременно с засильем "розовой прессы", выступающей одним из орудий борьбы с ростом женского самосознания, стали появляться журналы противоположного толка. В них не упоминается о "рельефных строчках" и "клубничных салатах", а ведется серьезный разговор о женских правах и обязанностях, о задачах самореализации женщин, о создании рабочих мест, о социальной помощи себе и другим. Это некоммерческие журналы "Преображение", "Женщина плюс...", молодежное издание "Девочки просят внимания", журнал "Новая занятость", полностью посвященный вопросам женской безработицы и борьбы с ней. И хотя таких изданий не много, голос их звучит все громче.
Я надеюсь, что эпоха моды на "розовую прессу" подходит к концу. Об этом свидетельствует тот факт, что номера дамских журналов трех-четырехмесячной давности продают распространители в электричках по весьма низкой цене. Стало быть, спрос на них падает. У людей, месяцами не видящих денег, пышные кружева "высокой моды" и нагромождения из ананасов и шоколада, могут вызвать разве что раздражение и голодный обморок. Наши современницы ждут нового, более ответственного, более правдивого, более взвешенного слова и пытаются произносить его сами.
|