Женское движение, социальная активность

Проблемы. Стратегии. Действия. Реализация решений IV Всемирной Конференции по положению женщин в Пекине // Карат-Коалиция в поддержку региональных действий женских НПО Восточной Европы и России / ИЦНЖФ. М., 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Проблемы. Стратегии. Действия. Реализация решений IV Всемирной Конференции по положению женщин в Пекине


 

Более двадцати лет прошло после первой конференции ООН по положению женщин (Мехико, 1975 г.). С тех пор в мире был достигнут важный прогресс в деле достижения равенства между мужчинами и женщинами. Положение и проблемы женщин стали важной составляющей международной повестки дня. Во многих странах были приняты законодательства, направленные на обеспечение равных возможностей для женщин и признание их прав как неотъемлемых прав человека.

Однако широко распространившийся экономический спад, политическая неустойчивость, чрезмерные военные расходы, плохо разработанные программы структурной перестройки, обслуживание внешнего долгового бремени и продолжающаяся деградация окружающей среды негативно сказываются на положении женщин.

"Невидимый потолок" продолжает препятствовать продвижению женщин в бизнесе, политике и государственной службе. Среди 1 миллиарда людей, живущих в бедности и неграмотности, подавляющее большинство - женщины. Решения, влияющие на положение женщин, все еще принимаются в основном мужчинами.

Пекинская декларация и Платформа действий, принятые на Четвертой Всемирной конференции ООН по положению женщин (4-15 сентября 1995 г.) представителями 189 стран, отражают новые международные обязательства государств ликвидировать дискриминацию женщин и устранить препятствия на пути достижения равенства. Государства признали также необходимость обеспечивать гендерную перспективу в проводимой ими политике и программах.

Платформа действий выделяет основные препятствия для продвижения женщин. Они объединены в 12 проблемных областей. Для их преодоления определены стратегические цели и действия, которые должны быть предприняты до 2000 года государствами, международным сообществом, неправительственными организациями и частным сектором.

 

В настоящее время в мире более 1 млрд. человек живет в неприемлемых условиях нищеты, большинство из них представляют женщины. Феминизация нищеты стала значительной проблемой в странах с переходной экономикой - как следствие процесса политических, экономических и социальных преобразований, которые зачастую ведут к сокращению доходов женщин или вообще лишают их дохода.

Риск оказаться в нищете для женщин выше, чем для мужчин, особенно в пожилом возрасте, при том что системы социального обеспечения основываются на принципе продолжительной оплачиваемой занятости. В некоторых случаях женщины не отвечают этому требованию из-за перерывов в стаже, вызванных несбалансированным распределением оплачиваемого и неоплачиваемого труда. Кроме того, женщинам более старшего возраста гораздо труднее вновь попасть в ряды рабочей силы.

Нищета среди женщин непосредственно связана с отсутствием экономических возможностей и независимости. Их доступ к экономическим ресурсам, включая кредит и землевладение, к образованию и вспомогательным услугам ограничен. Стойкие социальные стереотипы о ролях, предписанных полам, и тенденции к сокращению социальных услуг приводят к увеличению бремени нищеты среди женщин.

Платформа рекомендует действовать в следующих направлениях:

  • Разработка и реализация макроэкономической политики и стратегий развития, учитывающих потребности женщин, живущих в нищете.
  • Пересмотр законов и административных процедур в целях обеспечения равенства прав женщин и их доступа к экономическим ресурсам.
  • Обеспечение доступа женщин к кредиту.
  • Разработка методологий проведения исследований в целях решения проблемы феминизации нищеты, учитывающих гендерные факторы.

(Из Доклада о развитии человеческого потенциала в РФ.

Год 1995-й, стр. 28, М.: Academia, 1996).

Образование и профессиональная подготовка

 

 

Образование является одним из прав человека и важнейшим средством достижения таких целей, как равенство, развитие и мир. Недискриминационное образование способствует развитию более равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Грамотность женщин - это одно из важных средств улучшения положения в области охраны здоровья, воспитания в семье, а также расширения возможностей женщин в процессе принятия решений в обществе. Инвестирование средств в формальное и неформальное образование и профессиональную подготовку девочек и женщин характеризуется исключительно высокой социальной и экономической отдачей и оказалось одним из наилучших средств достижения целей устойчивого развития и экономического роста.

 

Платформа рекомендует действовать

в следующих направлениях

  • Обеспечение равного доступа к образованию.
  • Разработка недискриминационных подходов к образованию и профессиональной подготовке:

- поддержка и совершенствование исследований и разработок по гендерной проблематике на всех уровнях образования;

- разработка образовательных программ в области прав человека, которые учитывают гендерные аспекты на всех уровнях образования. Поощрение изучения в высших учебных заведениях прав женщин в том виде, в каком они сформулированы в конвенциях Организации Объединенных Наций.

  • Выделение достаточных ресурсов для проведения реформ в области образования и контроль за ходом их реализации.
  • Содействие образованию и профессиональной подготовке девочек и женщин на протяжении всей их жизни.

Здоровье

Здоровье женщин - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия. Оно определяется социальными, экономическими и политическими условиями их жизни, а также биологическими факторами. Женщины имеют право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Это право должно быть обеспечено на протяжении всей жизни наравне с мужчинами.

Платформа определяет репродуктивное здоровье как состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и недугов во всем, что касается репродуктивной системы и ее функций.

Равные взаимоотношения женщин и мужчин в вопросах сексуальных отношений и репродуктивной сферы требуют взаимного уважения, согласия и ответственности за сексуальное поведение и его последствия.

  • Расширение доступа женщин на протяжении всей их жизни к доступным и высококачественным услугам в области здравоохранения. Разработка и осуществление в сотрудничестве с женскими и общественными организациями программ в области здравоохранения, учитывающих гендерную проблематику.
  • Снижение к 2000 году коэффициента материнской смертности по меньшей мере на 50 процентов от уровня 1990 года и еще наполовину к 2015 году.
  • Поощрение ответственного сексуального и репродуктивного поведения мужчин и женщин.
  • Реализация учитывающих гендерные аспекты инициатив, касающихся заболеваний, передаваемых половым путем, ВИЧ/СПИД и вопросов сексуального и репродуктивного здоровья.
  • Содействие исследованиям и распространение информации по вопросам охраны здоровья женщин.
  • Увеличение объема ресурсов на охрану здоровья женщин.

 

Насилие

Во всех обществах женщины и девочки подвергаются физическому, сексуальному и психологическому насилию как в общественной, так и в личной сферах жизни. Они часто сталкиваются с сексуальными домогательствами и принуждением, запугиваниями на рабочем месте. К числу других актов насилия относится нарушение прав женщин, находящихся в зонах вооруженных конфликтов, в частности систематические изнасилования, сексуальное порабощение и принудительная беременность.

Ситуация усугубляется отсутствием законов, фактически запрещающих насилие в отношении женщин. Сцены насилия в средствах массовой информации, изображающие изнасилование или сексуальное порабощение, порнография способствуют сохранению насилия. Торговля женщинами и девочками для целей проституции является проблемой, вызывающей серьезную международную обеспокоенность.

Платформа рекомендует действовать

в следующих направлениях

  • Принятие и\или осуществление законодательства для искоренения насилия в отношении женщин.
  • Включение в доклады, представляемые во исполнение положений соответствующих документов по правам человека Организации Объединенных Наций, информации, касающейся насилия в отношении женщин и мер, принятых для его искоренения.
  • Поощрение средств массовой информации к изучению последствий стереотипного восприятия роли женщин и мужчин, в том числе насаждаемого коммерческой рекламой.
  • Принятие активных мер по ратификации и\или осуществлению всех международно-правовых норм и документов по правам человека, касающихся насилия в отношении женщин.
  • Создание или укрепление институциональных механизмов для того, чтобы женщины и девочки могли сообщать о совершенных в отношении их актах насилия в обстановке безопасности и конфиденциальности.
  • Принятие законов и усиление действующих законов, предусматривающих наказание сотрудников полиции, службы безопасности или любого другого государственного органа, которые осуществляют акты насилия в отношении женщин при исполнении ими своих обязанностей.
  • Выделение достаточных средств из государственного бюджета для проведения мероприятий, связанных с искоренением насилия в отношении женщин.
  • Обеспечение девушек и женщин, ставших жертвами насилия, приютами, предоставление им срочной помощи.

 

Вооруженные конфликты

Во многих регионах мира все еще происходят вооруженные конфликты. Агрессия, иностранная оккупация, этнические и другие конфликты, гонка вооружений и торговля оружием являются реальностью сегодняшнего дня. По-прежнему имеют место грубые нарушения прав человека и политика этнической чистки в охваченных войной и оккупированных районах. В Платформе подчеркивается, что изнасилования, происходящие во время вооруженных конфликтов, являются преступлением и при определенных обстоятельствах являются актами геноцида. В потоке беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, большинство составляют женщины и дети. Число жертв среди гражданского населения, главным образом женщин и детей, зачастую превышает число убитых и раненых военных. В результате конфликта женщинам часто приходится одним выполнять функции главы семьи, родительские обязанности и обязанности по уходу за престарелыми родственниками.

Хотя женщины редко принимают участие в решениях, ведущих к вооруженным конфликтам, они часто ведут работу по сохранению социального порядка в периоды конфликтов. Они вносят значительный вклад, выступая в роли пропагандистов мира и работая в области разрешения конфликтов.

Платформа рекомендует действовать

в следующих направлениях

  • Расширение участия женщин в разрешении конфликтов на уровне принятия решений, защита женщин, находящихся в зонах конфликтов или в условиях иностранной оккупации.
  • Сокращение чрезмерных военных расходов и контроль за наличием вооружений.
  • Пропаганда ненасильственных форм разрешения конфликтов и сокращение числа случаев нарушения прав человека в конфликтных ситуациях. Проведение работы, направленной на ратификацию Конвенции 1981 года о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия.
  • Признание важной роли и вклада женщин в движение за мир и пропаганду культуры мира.
  • Проведение исследований последствий вооруженных конфликтов для женщин.
  • Предоставление защиты, помощи и профессиональной подготовки женщинам-беженцам и перемещенным внутри страны женщинам.

 

Экономика

Во всем мире женщины вносят значительный вклад в экономику. Тем не менее на женщинах особенно отрицательно сказываются экономическая ситуация и процесс перестройки, которые привели к изменению характера найма и в некоторых случаях к потере рабочих мест даже женщинами из числа профессионалов и квалифицированных работниц. Наметились тенденции, которые способствуют увеличению неравенства между мужчинами и женщинами: низкий уровень заработной платы, слабое соблюдение стандартов безопасности труда, плохие условия работы, особенно с точки зрения гигиены и здоровья женщин, малоквалифицированный труд и отсутствие гарантий занятости и социального страхования.

Женщины практически не принимают участия в процессе принятия экономических решений, включая разработку финансовой, бюджетной, коммерческой и других видов экономической политики, а также политики, касающейся системы налогообложения и норм, регулирующих заработную плату. Хотя женщины вносят вклад в развитие как за счет оплачиваемого, так и за счет неоплачиваемого труда, их неоплачиваемая работа, такая как домашняя работа или общественная работа, не получает количественной оценки и не учитывается в национальных счетах. Вклад женщин в развитие серьезно недооценивается, и, следовательно, его общественное признание ограничено.

Платформа рекомендует действовать

в следующих направлениях

 

  • Поощрение экономических прав и самостоятельности женщин:

- содействие на соответствующих уровнях более открытому и транспарентному процессу составления бюджетов;

- обеспечение соблюдения всеми корпорациями, включая транснациональные корпорации, национальных законов и кодексов, норм в области социального страхования, применимых международных соглашений, документов и конвенций;

- создание механизмов, направленных на то, чтобы женщины могли вносить свой вклад в политику и программы, разрабатываемые министерствами экономики и финансовыми учреждениями;

- использование при разработке макро- и микроэкономической и социальной политики метода гендерного анализа и учет последствий этой политики.

  • Содействие равному доступу женщин к ресурсам, рабочим местам, рынкам и торговле.
  • Оказание услуг в сфере бизнеса и профессиональной подготовки.
  • Содействие сбалансированному распределению рабочих и семейных обязанностей женщин и мужчин.

Принятие решений

Равноправное участие женщин в выработке решений является не только требованием элементарной справедливости и демократии, оно существенно для достижения гласного и подотчетного государственного управления и руководства. Достижение цели равноправного участия женщин и мужчин в процессе принятия решений обеспечит баланс, который точнее отражает состав общества.

Несмотря на размах движения к демократизации общества в большинстве стран, женщины во многом недопредставлены на уровнях государственного управления, особенно в министерствах и других органах исполнительной власти, и добились незначительного прогресса в обретении политической власти в законодательных органах. Сейчас в мире женщины занимают лишь 10 процентов мест в законодательных органах и еще меньший процент министерских должностей.

Недопредставленность женщин на руководящих должностях не позволяет женщинам существенно влиять на многие ключевые институты.

Платформа рекомендует действовать

в следующих направлениях

 

  • Принятие мер по обеспечению равного доступа женщин к властным структурам, к процессу принятия решений и участию в них, включая суды, международные и неправительственные организации, политические партии и профсоюзы.
  • Контроль и оценка прогресса в деле представленности женщин на всех уровнях различных руководящих должностей в государственном и частном секторах. Ежегодное распространение данных о численности женщин и мужчин, занятых на различных уровнях в правительствах, обеспечение женщинам и мужчинам равного доступа ко всему диапазону назначаемых государственных должностей.

Далее...