Семья, планирование семьи

Поленина С. В. Советская женщина в обществе и семье // Роль женщины в современном обществе (К итогам Х-летия женщины ООН). Сб. статей/ Ч. II. М., 1985/ С. 203-218.
 
В начало документа
В конец документа

Поленина С. В.

Советская женщина в обществе и семье


1. Великая Октябрьская социалистическая революция принесла всем гражданам России, всем жившим на ее территории нациям и народностям, всем мужчинам и женщинам свободу от эксплуатации, от национального гнета, сословного неравенства. Уже через месяц после революции - в декабре 1917 г. - были отменены законы Российской империи, ограничивавшие права женщины в семье в отношении детей, имущества, при расторжении брака. Впервые женщины России получили право свободно избирать профессию, местожительство, получать образование. Был издан декрет о введении равной оплаты за равный труд для мужчин и женщин. Равенство женщин в политических и гражданских правах получило свое закрепление в первой советской Конституции, принятой в июле 1918 г. В ст. 64 этой Конституции было особо подчеркнуто, что правом избирать и быть избранными пользуются "обоего пола граждане". На протяжении почти семидесяти лет, прошедших с тех пор, все действовавшие в нашей стране конституции неизменно провозглашали принцип равноправия женщины и мужчины, а его реализация и конкретизация применительно к отдельным сферам, областям политической, хозяйственной, культурной и социальной жизни нашла широкое отражение во всем советской законодательстве.

Вот почему опыт решения в СССР женского вопроса - этой социальной задачи исторической важности - достижения действительного равноправия женщины с мужчиной приобретает особое значение и прежде всего для развивающихся стран, а его пропаганда служит важным стимулом борьбы за права женщин во всем мире.

2. Концепция решения женского вопроса в условиях социализма исходит из того, что женщина выполняет в обществе три основные социальные функции: гражданки, труженицы, матери. В осуществлении женщинами каждой из этих функций в отдельности и всех их вместе и заключается вклад женщин в развитие общества. Этим определяется и роль государства и общества в решении женского вопроса, которая состоит в создании необходимых не только правовых, но и социальных и материальных предпосылок для успешного сочетания женщинами выполнения каждой из этих функций.

Вместе с тем концепция решения женского вопроса в СССР (и в других европейских социалистических странах) базируется на том, что определяющим фактором равноправия женщин в обществе и семье является их участие в общественном производстве, в общественно-производительном труде[[Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 201.]]. Этим обусловлен тот факт, что на разных этапах развития советского государства специфические вопросы, связанные с участием женщин в государственной и общественной жизни, с их трудовой деятельностью, повышением общеобразовательного и профессионального уровня, решались и решаются как задачи государственные. Поэтому они не только рассматривались, но и реализовывались одновременно с осуществлением других задач, стоявших перед обществом: индустриализацией страны, коллективизацией сельского хозяйства, ликвидацией безработицы, устранением неграмотности, восстановлением народного хозяйства после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и др.

3. Хотя равноправие женщины и мужчины по закону и было установлено в Советской России уже в первые месяцы существования новой власти, оно не означало еще их равенства в жизни. Это обстоятельство неоднократно подчеркивал основатель Советского государства В.И. Ленин[[Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 396.]]. Вот почему на протяжении всего своего существования усилия Советского государства и общества сконцентрированы в основном на создании социальных и материальных предпосылок фактического равенства женщины с мужчиной.

Следует особо упомянуть тот факт, что равенство женщин и мужчин de jure никогда не рассматривалось и не рассматривается в Советском государстве как тождество их правового статуса. Советская концепция решения женского вопроса исходит из того, что простое уравнение прав женщин и мужчин не обеспечивает еще подлинного равенства женщин, которые, выполняя в обществе те же функции, что и мужчины, осуществляют и свою специфическую функцию - функцию материнства. Отсюда следует, что подлинное равенство женщины с мужчиной возможно лишь тогда, когда женщины, имея все те же права, что и мужчины, наделены еще и дополнительными правами и льготами. Вот почему обеспечению осуществления равноправия женщины и мужчины служат, согласно ст. 35 Конституции СССР 1977 г., не только равные возможности в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, но и специальные меры по охране труда и здоровья женщин: условия, позволяющие женщине сочетать труд с материнством; правовая защита, материальная и моральная поддержка материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.

Учет этого обстоятельства имеет первостепенное значение для правильного толкования подписанной Советским Союзом Конвенции от 18 декабря 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин"[["Ведомости Верховного Совета СССР", 1982, № 25, с. 464.]].

4. Участие женщин в общественном производстве обеспечивает им не только экономическую самостоятельность. Оно служит также основой формирования у женщин социально значимых качеств: ответственности за свои действия и за дела коллектива, понимание гражданского долга, ощущение своего единения с обществом, социальной активности. Все это формирует женщину как личность, укрепляет ее престиж в семье.

В условиях социализма женщина широко использует свое право на труд. В СССР проживает 142 млн. женщин, что составляет более 53% от общей численности населения. В виде общего правила женщины нашей страны не ограничивают свою деятельность только семьей, а и работают в общественном производстве либо учатся с отрывом от производства. Так, женщины составляют 51% в общей численности рабочих и служащих. Не менее велика роль женских рук в сельском хозяйстве страны (47%). Эти цифры являются стабильными на протяжении более 10 лет и не имеют тенденции к снижению по мере роста материального благосостояния советских людей. Как известно, социологические исследования также свидетельствуют о наличии у большинства женщин не только материальной, но и морально-психологической заинтересованности в активной профессиональной и общественно-политической жизни. Не случайно так велико число женщин, получающих в СССР правительственные награды и почетные звания за свой труд.

Рост удельного веса женщин, занятых в общественном производстве, характерен в СССР для всех союзных республик, в том числе и для тех, где раньше жизнь женщины от рождения до смерти регламентировалась установлениями адата (обычного права) и шариата (мусульманского права), обрекавшими ее на участь рабыни, которая до замужества рассматривалась как собственность отца, а после замужества - как собственность мужа. За годы Советской власти процент женщин в общей численности рабочих и служащих увеличился в республиках Средней Азии (с 1928 по 1981 г.): в Узбекской ССР с 18 до 43%, т.е. в 2,5 раза; в Киргизской ССР с 11 до 48%, т.е. в 4 раза; в Таджикской ССР с 7 до 39%, т.е. в 5 раз и в Туркменской ССР с 25 до 41%, т.е. в 1,5 раза[["Вестник статистики", 1979, № 1, с. 72; 1982, № 1, с. 69.]].

Количественный рост участия женщин в общественном производстве сопровождается в Советской Союзе глубокими качественными изменениями в профессиональной структуре женского труда. До Великой Октябрьской социалистической революции почти все работающие женщины были заняты неквалифицированным трудом, о чем свидетельствуют данные переписи 1897 г.[["Женщины мира в борьбе за социальный прогресс". М., 1972, с. 29.]]

Выдвигая задачу вовлечения женщин в общественное производство, Советское государство одновременно осуществляло и осуществляет целый комплекс мер, призванных поднять квалификацию женского труда. Достаточно упомянуть о том, что в настоящее время женщинам, работающим на производстве, учитывая их общую загруженность, в том числе и в семье, предоставлена возможность повышать свою квалификацию с отрывом от производства.

Существенное влияние на характер труда женщин оказывает научно-техническая революция. Механизация и автоматизация производственных процессов, повышение научной организации труда способствует расширению границ применения женского труда. Соответственно возрастает доля женщин в машиностроении, электротехнической промышленности, приборостроении и в других технически передовых отраслях.

В результате сейчас в СССР каждый третий инженер - женщина; на каждые 4 врача приходится 3 женщины. Растет и общее число женщин, занимающихся научной деятельностью либо являющихся членами творческих союзов.

Вместе с тем и в наши дни не утратил актуальности призыв В.И. Ленина к тому, "чтобы женщины-работницы все больше и больше участия принимали в управлении общественными предприятиями и в управлении государством. Управляя, женщины научатся быстро и догонят мужчин"[[Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 369.]]. Так, в общей численности учителей в СССР женщины составляют 71%. Женщины возглавляют 85% начальных школ. Однако среди директоров восьмилетних школ их только 38%, а среди директоров средних школ - 34%[["Вестник статистики", 1982, № 1, с. 71.]]. Подобная тенденция наблюдается и в других областях народного хозяйства и социальной жизни. Это обстоятельство особо отмечалось на XXVI съезде КПСС, признавшем, что возможности для выдвижения женщины на ответственные посты реализуются еще не в полной мере и что такое положение необходимо исправить[[Материалы XXVI съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с. 72.]].

5. Социальная активность советских женщин во многом обусловлена тем, что им открыт неограниченный доступ к образованию. В СССР право на образование обеспечено как для мужчин, так и для женщин и законодательно и материально. В результате на протяжении более чем 20 последних лет женщины составляют в СССР 59% от общей численности специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве. В 1981 г. женщины составили 52% среди студентов высших учебных заведений и 56% в составе учащихся средних специальных учебных заведений[["Вестник статистики", 1982, № 1, с. 72.]]. Отсюда следует, что по уровню общего и специального образования женщины в СССР достигли фактического равенства с мужчинами. Это еще одна реальная гарантия их равного права на труд и его оплату.

Вместе с тем реализация требований XXVI съезда КПСС об устранении недостатков в выдвижении женщин на ответственные посты делает необходимым проведение в этом вопросе более целенаправленной кадровой политики, в том числе при отборе абитуриентов в высшие учебные заведения, при распределении женщин - выпускниц вузов и формировании контингента слушателей высших партийных школ и учебных заведений, готовящих кадры для управления народным хозяйством.

6. Фактическое равенство женщины с мужчиной в сфере труда в немалой степени предопределяется правовым статусом женщины как члена трудового коллектива.

Советское трудовое законодательство широко учитывает физиологические и психологические особенности женского организма, что иногда трактуется нашими идеологическими противниками даже как некий отход от принципа равноправия мужчин и женщин. Запрещается применение труда женщин на тяжелых и подземных работах, а также на работах с вредными для женского организма условиями труда (в некоторых цехах химической, полиграфической, кожевенной промышленности и др.). Не допускается увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до одного года. В целях создания условий для сочетания женщинами-рабочими, служащими и колхозницами работы на производстве с материнством женщинам предоставляется оплачиваемый отпуск по беременности и родам продолжительностью в 112 календарных дней и частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, а без сохранения заработной платы - и на последующие полгода жизни ребенка. При этом за женщиной сохраняется непрерывный трудовой стаж и стаж работы по специальности, дающие определенные льготы.

Беременные женщины в соответствии с врачебным заключением переводятся на более легкую работу с сохранением за ними среднего заработка по прежней работе; работающим женщинам, имеющим детей до одного года, предоставляются оплачиваемые перерывы для кормления ребенка и др. Принимаются меры для широкого распространения практики удобной для многих женщин работы по режиму неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, а также работы на дому. Всеми этими правами широко пользуются миллионы советских женщин.

В перспективе представляется необходимым продолжить линию на усиление охраны труда и здоровья работающих женщин с учетом особенностей женского организма. Прежде всего важно полностью завершить освобождение женщин от выполнения тяжелых и других неблагоприятных для здоровья работ с обеспечением их квалифицированной и соответственно не менее оплачиваемой работой, совершенствовать механизацию трудоемких ручных работ, сократить, а затем полностью ликвидировать труд женщин в ночных сменах.

Надзор и контроль за соблюдением трудовых прав женщин осуществляют местные органы власти, министерства и ведомства, органы прокуратуры, профессиональные союзы, а также специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции.

7. Советские женщины проявляют активность не только в производственной, но и в общественно-политической сфере. Женщины широко используют предоставленное им Конституцией СССР и Конституциями союзных и автономных республик право избирать и быть избранными во все органы государственной власти. На выборах 1980 г. депутатами местных Советов народных депутатов избрано более миллиона женщин - 50% от общего числа депутатов[["Вестник статистики", 1982, № 1, с. 68.]]. Тысячи женщин избраны председателями, заместителями председателей исполнительных комитетов местных органов государственной власти, руководят отделами местных Советов, работают в комиссиях Советов. Непрерывно возрастает число женщин и среди депутатов Верховных Советов союзных республик и Верховного Совета СССР. Женщины-депутаты - работницы, колхозницы, врачи, педагоги, инженеры, работники культуры и искусства, руководители учреждений и предприятий сочетают государственную деятельность со своей производственной работой.

В общественной и политической жизни страны активно участвуют не только женщины, избранные в Советы. Многие женщины занимают важные государственные посты, являются заместителями председателей Советов Министров союзных республик, входят в правительство этих республик, занимают в республиках должность руководителей министерств и ведомств, работают на руководящей работе в партийных, комсомольских и профсоюзных органах.

До Великой Октябрьской социалистической революции женщины России вообще не допускались к отправлению правосудия. Советская власть стала широко привлекать женщин к работе в органах суда, юстиции и прокуратуры. Участие женщин в этой сфере государственной деятельности свидетельствовало не только о раскрепощении женщин, но и было результатом ломки, перестройки психологии мужчин, не представляющих себе раньше, особенно в республиках Средней Азии, возможности отправления правосудия женщинами. Сейчас в Таджикской ССР процент женщин в числе народных судей равен 17,6% а среди народных заседателей - 45,1%. В Киргизской ССР эти цифры составляют соответственно 25% и 49%, а в Латвийской ССР - 53,3% и 57%. В целом по стране сейчас более 3 тысяч женщин народных судей, т.е. каждый третий народный судья - женщина. Среди народных заседателей в целом по СССР женщин более половины[["Вестник статистики", 1979, № 1, с. 71.

]].

Вместе с тем нельзя не отметить, что на Всесоюзном научно-координационном межведомственном совещании ученых-юристов и практических работников правоохранительных органов, проходившей в Москве в ноябре 1984 г. и посвященном связи юридической науки и практики, представитель Свердловского юридического института специально остановился на трудностях, связанных с направлением девушек-выпускниц вуза на работу в правоохранительные и советские органы.

Активное участие женщин в политической деятельности, в руководстве обществом - факт, характерный не только для СССР, но и для других европейских социалистических стран. Он свидетельствует о возрастании интереса женщин к общественным вопросам, о расширении их мировоззрения. Участие женщин в общественной жизни - не самоцель, а одно из условий всеобщего прогресса. Вот почему и в наши дни актуальна мысль В.И. Ленина о том, что "среди работниц и крестьянок имеется во много раз больше, чем нам известно, организаторских талантов, людей, обладающих уменьем наладить практическое дело"[[Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 24.]].

8. Признавая материнство важной социальной функцией женщины, Советское государство на протяжении всего своего существования уделяет большое внимание правовой защите, материальной и моральной поддержке материнства и детства. В СССР создано около 25 тысяч женских консультаций и детских поликлиник, где медицинская помощь детям и женщине-матери, как и всему населению, оказывается бесплатно[["Вестник статистики", 1982, № 1, с.

]]. Общество берет на себя немалую часть заботы о детях. В СССР действует более 120 тысяч постоянных детских дошкольных учреждений, где воспитывается свыше 14 миллионов детей"[[Там же, с. 76-77.]] .

Вместе с тем возможность и потребность дальнейшего усиления охраны материнства и детства исчерпаны далеко не полностью. Необходимо постепенное увеличение дородового отпуска работающих женщин. Нуждается в существенном улучшении качество медицинского обслуживания беременных женщин и новорожденных. Необходимо добиться полного удовлетворения потребностей семьи в детских садах, яслях, являющихся важным звеном в системе общественного и семейного воспитания подрастающего поколения, а также существенно улучшить организацию их работы.

В СССР с каждым годом растет сеть пионерских лагерей, где школьники могут отдохнуть во время каникул. Однако необходимо существенно расширять и поощрять семейный отдых в домах отдыха, пансионатах, на туристских базах, что способствует не только укреплению здоровья членов семьи, но и углублению духовных связей между ними и, в конечном счете, возрастанию социального престижа семьи.

Весом вклад в охрану материнства и детства советского семейного законодательства. В законе провозглашено, что муж и жена имеют равные личные и имущественные права и соответственно несут равные обязанности перед семьей, обществом и государством. Вместе с тем закон устанавливает целый ряд дополнительных прав для женщины-матери. Так, муж не может возбудить без согласия жены дело о разводе во время беременности жены и в течение года со дня рождения ребенка (ст. 14 Основ законодательства о браке и семье). При разводе суд может выделить супругу, при котором остаются несовершеннолетние дети (по нашей судебной практике им чаще всего оказывается жена), большую часть совместно нажитого имущества и т.д.

Признание материнства социальной функцией женщины нашло свое отражение и в том, что в СССР для многодетных матерей установлено специальное почетное звание "Мать-героиня" и учреждены орден "Материнская слава" и "Медаль материнства". Почетное звание "Мать-героиня", которое присваивается матерям, родившим и воспитавшим десять детей, за период с 1944 по 1980 годы получили 324 тыс. женщин. За этот же период более 4 млн. женщин были награждены орденом "Материнская слава", а свыше 10 млн. матерей - медалью "Медаль материнства"[["Вестник статистики", 1982, № 1, с. 75.

]].

Признавая материнство социальной функцией женщин и соответственно охраняя и поощряя его, Советское государство вместе с тем ни в коей мере не ограничивает права каждой конкретной женщины по своему усмотрению решать этот кардинальный вопрос ее жизни. В ст. 38 Основ здравоохранения прямо записано, что "в целях охраны здоровья женщины ей предоставляется право самой решать вопрос о материнстве", что подтверждает лишний раз ориентированность советских законов на охрану прав человека.

9. Активное участие женщин в общественном производстве и в общественно-политической жизни нередко вступает в противоречие с осуществлением женщиной функции материнства и традиционным распределением обязанностей в семье. Вот почему модель семьи в условиях социализма, презюмируя участие всех взрослых членов семьи в профессиональной и общественно-политической жизни общества, вместе с тем предполагает непременное наличие обратной связи - помощи общества семье.

Такая помощь носит комплексный характер и охватывает меры, связанные с улучшением жилищных условий семей, рациональным сочетанием общественного и семейного воспитания детей, уменьшением различий в уровне жизни семей в зависимости от наличия детей, созданием благоприятных условий для жизни и быта молодых семей и т.д. Наглядным примером этого служит, в частности, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей"[[СП СССР, 1981, № 13, с. 75.]].

Наряду с этим государство стремится максимально освободить семью от выполнения требующих больших затрат времени рутинных механических и непродуктивных функций, связанных с обслуживанием ее членов. В качестве кардинального пути решения этого вопроса рассматривается создание индустрии бытового обслуживания и общественного питания населения, широкое развертывание учреждений службы быта и общественного питания, внедрение в домашний быт техники не только в городах, но и на селе.

Модель семьи в условиях развитого социализма предполагает изменение и характера взаимоотношений внутри семьи. Советское законодательство не знает понятия главы семьи и обязывает супругов решать все вопросы жизни семьи и воспитания детей совместно - по взаимному согласию. Это способствует замене авторитарной семьи эгалитарной. Социологические обследования свидетельствуют об изменении функций, задач и форм связи между членами семьи. Проявлением этого служит более рациональное в целом по стране распределение домашних забот между всеми членами семьи, включая мужа и детей, возрастание престижа женщины, в том числе работающей матери, в семье.

Исследования показывают, что по мере роста образовательного уровня обоих супругов доля участия мужа в домашних делах увеличивается; больше она и в семьях молодых супругов, чем пожилых. Все это дает основания говорить о благоприятных в целом для женщины тенденциях развития внутрисемейных отношений. Однако в масштабах всей страны женщина все еще до сих пор больше, чем мужчина, тратит времени на обслуживание семьи. Вот почему усилия государства, направленные на передачу ряда функций обслуживания семьи общественным учреждениям службы быта, имеют своей целью прежде всего сокращение домашнего труда женщин с тем, чтобы советская женщина получала все новые возможности и для воспитания детей, и для большего участия в общественной жизни, для отдыха и учебы, для более широкого приобщения к благам культуры.

Вместе с тем нельзя не отметить, что помощь государства семье находится еще далеко не на должном уровне, необходимо дальнейшее развитие и значительное качественное улучшение работы общественно-бытовых предприятий и предприятий торговли;

должны быть найдены наиболее простые и удобные для населения формы пользования услугами этих учреждений при одновременном сокращении платы за них;

нужно совершенствовать обслуживание населения как по месту жительства, так и месту работы, расширять такие формы обслуживания, как посылочная торговля и др.

Особо следует сказать о потребности в дальнейшем улучшении жилищных и бытовых условий семей, имеющих детей, а также молодоженов, в том числе за счет расширения индивидуального и кооперативного строительства, расширения практики предоставления беспроцентных ссуд с длительным сроком погашения и др.

Актуальным представляется дальнейшее увеличение пособий, предоставленных семье в связи с рождением детей и уходом за ними, а также пособий одиноким матерям.

Вместе с тем нельзя не отметить и определенные нежелательные последствия, которые влечет за собой наметившаяся в настоящее время тенденция предоставления только женщине, а не одному из супругов права на сокращенный рабочий день, получение бюллетеня при болезни ребенка, отпуска до достижения ребенком возраста полутора, а в перспективе и двух лет и иных льгот, обусловленных потребностью забот о доме и ухода за детьми. Необходимо скорейшее устранение односторонности в решении этого принципиально важного для подлинного равноправия мужчин и женщин вопроса, которая уже сейчас отрицательно сказывается на производственной и общественно-политической активности женщин и не способствует развитию эгалитарных отношений в семье.

10. Новый тип семьи, построенный на добровольном союзе мужчины и женщины на основе чувства любви и подлинного равенства супругов, их равном участии в заботах о доме, детях, взаимном уважении личности друг друга, является одним из важных достижений социализма. Вот почему эгалитарная семья должна рассматриваться обществом как большая социальная ценность, а партия, государство, профсоюзы, комсомол - способствовать дальнейшему развитию новых отношений в семье.

Школа, средства массовой информации, литература и искусство призваны активно пропагандировать новый тип семьи, воспитывать у юношей и девушек чувство долга по отношению к семье, детям, необходимость равного участия в выполнении семейных обязанностей всеми членами семьи.

Между тем в этой плоскости имеется еще очень много нерешенных проблем. Так, школьные уроки по труду и домоводству не предусматривают равного овладения всеми необходимыми по дому работами как мальчиками, так и девочками. Излишне ориентирована на половой признак профессиональная специализация школьников. Недостаточно скоординированы в вопросе подготовки мальчиков и девочек к будущей семейной жизни усилия семьи и школы.

В литературе и особенно в средствах массовой информации заметна вредная для создания новой семьи тенденция к идеализации образа женщины как хранительницы домашнего очага, воспитательницы детей, на которой якобы лежит обязанность обслуживать семью и ухаживать за мужем. Расхожим стало на страницах газет и журналов употребление применительно к мужу термина "глава семьи", отказ от которого является одним из основных достижений советского семейного законодательства в деле уравнения прав супругов.

Неоднократно отмечалось уже в специальной литературе необходимость замены рекламных призывов "в помощь женщине", "для вас - женщины", "все для хозяйки" при продаже пищевых продуктов, бытовой химии, стиральных машин и других товаров бытового пользования призывами "в помощь семье", "все для семьи".

Советские ученые-социологи, юристы, экономисты, педагоги, психологи должны соединить свои усилия для разработки научно обоснованной программы социально-политических и идеологических мероприятий, направленных на развитие и укрепление в нашей стране нового действительно эгалитарного типа семьи - важного звена в деле создания человека будущего. Важнейшие ее положения целесообразно закрепить в разрабатываемой в настоящее время новой Программе КПСС.