Право

Поленина С. В. Женщина и государство: правовой аспект // Женщина и свобода. Пути выбора в мире традиций и перемен. Материалы международной конференции 1993 г. М., Наука, 1994. С. 16-26.
 
В начало документа
В конец документа

Поленина С. В.

Женщина и государство: правовой аспект


Проблема "женщина и государство" представляет собой обладающий немалой спецификой частный случай более общей проблемы "человек и государство". Очевидна необходимость выявления субъекта объекта и складывающихся между ними отношений, а также ответа на вопрос, кому принадлежат соответствующие права и обязанности. В средние века подобной проблемы просто не существовало. Единственным субъектом в отношениях "власть-подданные" выступал сам сюзерен. Он даровал своим вассалам права, принимал на себя добровольно обязанности, связанные с защитой их жизни и имущества, и сам вершил суд. На долю вассалов выпадало лишь быть объектом властных государственных отношений.

Жан-Жак Руссо одним из первых по-новому подошел к этой проблеме. Не случайно его работы "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства" (1755 г.) и "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762 г.) подготовили идеологически Великую французскую революцию конца XVIII века и легли в основу всемирно известной Декларации прав человека и гражданина (1789 г.). Разрешая общий случай отношений "человек-государство" и устанавливая их взаимные права и обязанности, Декларация 1789 года обошла, однако, молчанием специфику взаимоотношений между государством и женской частью проживающего на его территории населения. О том, что данная проблема существовала и в то время, свидетельствует не столь широко известный у нас факт, что на провозглашение Декларации прав человека и гражданина француженка Сильвия де Гуж вскоре ответила публикацией Декларации прав женщины и гражданки.

XIX век внес коренные изменения в понимание природы государственной власти. Широкое признание в развитых странах получила теория народовластия, рассматривающая народ единственным источником легитимности действий государственной власти. Тогда же пышным цветом расцвели идеи либерализма, связывавшие максимально широкую свободу личности прежде всего в экономической сфере со сведением к минимуму инициативной деятельности государства, в том числе и в области социальной защиты граждан ("государство - ночной сторож"). При этом в качестве личности подсознательно понимался опять-таки хозяин, мужчина. Не случайно середина XIX в. - период жесточайшей эксплуатации всех тех, кто по причинам физиологического порядка не мог на равных с другими участвовать в первоначальном накоплении имущества, т.е. прежде всего вынужденных подвизаться в качестве наемных рабочих женщин и детей.

В последней четверти XIX в. идеи либерализма в определенной мере потеснила теория правового государства, характерными чертами которого были провозглашены принципы разделения властей, верховенства Закона и признания государством прав и свобод граждан. Параллельно с этим на рубеже XIX и XX в. в. умы мировой общественности все больше стали занимать идеи социализма, важной составной частью которых является, как известно, раскрепощение женщин, выравнивание их правового статуса, Наиболее полно эта концепция получила отражение в широко известной в свое время, выдержавшей 51 издание и переведенной на многие языки книге А. Бебеля "Женщина и социализм"1.

Октябрьская социалистическая революция 1917г. в России не только коренным образом изменила правовой статус женщин страны, но и дала заметный импульс попыткам решения "женского вопроса" в других, прежде всего развитых, странах, Проблема "женщина и государство" стала подниматься и частично решаться как на уровне отдельных государств, так и в международном масштабе. Ей начали уделять определенное внимание международная и национальная общественность, в первую очередь женская.

Под влиянием этих факторов в 1967 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а в 1979 г. - одноименная конвенция ООН. СССР ратифицировал ее в 1980 г., что не привело, однако, к каким-либо существенным изменениям в правовом статусе и фактическом положении женщин нашей страны. По-прежнему конституционный принцип равноправия полов, подтвержденный в Конституции СССР 1977 г. и Конституцией РСФСР 1978 г., сопровождался скрытой дискриминацией.

Конец XX в. ознаменовался в Европе и США ренессансом идей либерализма в экономической и политической жизни. Докатилась эта волна и до России, где воплотилась в жизнь, вызвав так называемую перестройку и попытки обвального перехода к рынку. Для женщин все это оказалось сопряжено с "феминизацией безработицы", "феминизацией бедности", закрытием детских садов, предприятий по оказанию услуг и прочими тяготами. Все это сопровождалось стремлением перекроить раздел Конституции РФ о правах и свободах граждан применительно к неолиберальным образцам. Из Конституции России 1978г. была в 1992 г. исключена статья 33 о гарантиях равноправия полов. В редакции основного закона 1992 г. этой проблеме посвящена всего одна фраза. В статье 34, провозглашающей, что все равны перед законом и судом, имеется часть третья. В ней записано: "Мужчины и женщины имеют равные права и свободы". И все.

Аналогичной отпиской ограничились и все три опубликованных проекта новой Конституции России ("Известия", 30 апреля 1993 г., "Российская газета", 5 мая 1993 г. И "Правда" 5 июня 1993г.). Для того, чтобы проект новой Конституции РФ соответствовал международным стандартам в части определения правового статуса женщин и механизма его осуществления, закрепленных в Конвенции ООН 1979 г., нужно как минимум изложить приведенную конституционную норму следующим образом:

"Мужчина и женщина имеют равные права и свободы, в том числе -равное право выбирать по своему усмотрению осуществляемые ими в обществе функции. Прямая и косвенная дискриминация по признаку пола, в том числе по причине замужества (женитьбы) и материнства (отцовства), не допускается".2

Серьезной угрозой провозглашенному Конвенцией 1979 г. принципу равенства не только прав, но и возможностей их реализации мужчиной и женщиной служила статься 48 так называемого "президентского" проекта конституции. Она предусматривает, что "деятельность государства по обеспечению социальных нужд граждан не должна приводить к замене государственным попечительством экономической свободы и активности, предпринимательской инициативы, возможности гражданина самому достигать экономического благополучия для себя и своей семьи". Перед нами концентрированное выражение идей неолиберализма, делающее заведомо невозможным по причинам физиологического порядка наличие в реальной жизни у мужчин и женщин равных возможностей в осуществлении принадлежащих им прав и свобод. Сохранение в проекте Конституции ст. 48 фактически свело бы на нет возможность реализации в России не только прав женщин, но и всего третьего (после политических и социально-экономических) поколения прав человека, куда также входят права несовершеннолетних, престарелых, инвалидов, беженцев, безработных и др. В текст Конституции, вынесенной на референдум 12 декабря 1993 г., названная статья включена не была.

Непонимание лицами, причастными к составлению проектов Конституции, необходимости гендерного подхода к вопросу о правах и свободах граждан в значительной степени было обусловлено невыполнением России требований ст. 7 Конвенции ООН 1979 г. о равном участии мужчин и женщин в формировании и осуществлении государственной политики, занятии государственных постов и осуществлении всех государственных функций на всех уровнях государственного управления. 5,6% женщин среди депутатов Верховного Совета РФ и наличие женщин в структурах исполнительной власти регионального уровня лишь в 24 территориях России говорили сами за себя3

Чем же руководствовалось мировое сообщество, формулируя ст. Конвенции 1979 г.? Отвечая на этот вопрос, чаще всего вспоминают миротворческие устремления женской половины человечества и особую заинтересованность женщин в сохранении, во имя будущих поколений, экологической чистоты среды обитания человека. Все это истина, но далеко не полная. Так, в 1985 г. Рокфеллеровский фонд провел работу по выявлению причин Впечатляющего сокращения детской смертности в штате Корада (Индия), В Шри-Ланке, Коста-Рике и Китае. Это произошло за короткое время и сразу же благотворно сказалось на прогнозируемой продолжительности жизни. Было выявлено семь главных факторов. В их числе - достаточные (адекватные потребностям) стандарты питания, всеобщая иммунизация, огромное внимание со стороны служб медицинской помощи женщинам до родов и при родах и др. Однако главным фактором было все же названо другое - широкое участие женщин в управлении4.

Не в том ли, что в вопросе об участии женщин в государственном управлении наша страна откатилась за последние 5 лет далеко назад, коренится одна, хотя и не единственная, причина поразившей многие районы России депопуляции и резкого скачка детской смертности? Надо исправлять это положение, пока не поздно.

Участие женщин в формировании и осуществлении политики государства имеет для страны, выражаясь "перестроенной" терминологией, судьбоносное значение еще и потому, что стиль женского мышления и женское видение мира, наряду с присущими всем людям чертами, обладает и своей спецификой, отсутствующей у мужчин. И с этой точки зрения представительство в парламенте, правительстве и других органах государственной власти и управления интересов половины населения - женщин - только мужчинами, как бы демократично он ни были настроены в "женском вопросе", никогда не может быть достаточно адекватным. А следовательно, принятые без участия женщин политические решения заранее запрограммированы быть недостаточно эффективными, что мы и наблюдаем чуть ли не ежедневно.

Нельзя сказать, чтобы важность всего комплекса проблем, связанных с участием женщин в формировании и осуществлении политики государства, не видят и не понимают те, от кого реально зависит решение данного вопроса. Не случайно в Указе Президента РФ от 4 марта 1993 г. "О первоочередных задачах государственной политики В отношении женщин" центральным органам федеральной исполнительной власти, органам исполнительной власти республик в составе РФ и иных субъектов Российской Федерации вменяется в обязанность исходить из необходимости "обеспечения условий для реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях"5.

Однако провозгласить политическую линию еще не значит осуществить ее. К сожалению, за истекшее время нет каких-либо заметных свидетельств тому, что принятие этого Указа повлекло за собой необходимые практические последствия как на федеральном, так и на уровнях субъектов РФ. Выход из создавшейся ситуации может быть лишь один - женские организации должны интенсивно лоббировать соответствующие органы представительной и исполнительной власти, добиваясь реализации на всех уровнях Конвенции ООН 1979 г, и Указа Президента РФ от 4 марта 1993 г., в том числе и в части, касающейся участия женщин в структурах власти и управления. Во многом содействовать этому должна и созданная при Президенте РФ Комиссия по вопросам демографии, женщин, семьи и детей. В ее задачи входит, помимо прочего, участие в разработке концепций и программ федеральной политики в отношении женщин, семьи и детей, участие в формировании и проведении единой государственной политики по решению проблем женщины, семьи и детей, а также в проведении проверок исполнения указов и распоряжений Президента РФ по вопросам, относящимся к сфере деятельности Комиссии.

О том, что консолидация усилий женских организаций может приносить плоды, свидетельствуют факты. Так, решения международной конференции "Женщина и рынок", проходившей в Москве в сентябре 1992 г., дали импульс встречам руководящих лиц страны, в том числе Президента РФ, Председателя Президиума Верховного Совета РФ и других, с женской общественностью для обсуждения вопросов и принятия мер по улучшению реального положения женщин в обществе. В соответствии с рекомендациями той же конференции была создана группа гендерной экспертизы при Высшем экономическом Совете Верховного Совета РФ, проведены парламентские слушания о ходе выполнения в России Конвенции ООН 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин"6, передан для экспертизы специалистами и представителями общественности (и впоследствии отклонен) проект Основ законодательства об охране семьи, материнства, отцовства и детства.

Не выполненными остались, однако, рекомендации конференции "Женщина и рынок" в части установления в соответствии со ет.4 Конвенции ООН 1979 года при подготовке нового Закона о выборах в качестве временной меры определенных квот, обеспечивающих женское представительство в органах законодательной власти всех уровней. Надо сказать, что вопрос о квотах при выдвижении кандидатов в депутаты вызывает определенное отторжение в обществе, поскольку мысленно отождествляется с разнарядкой при выборах, награждениях и т.д., бытовавших в нашей стране не одно десятилетие.

Конечно, более демократичным было бы идти по пути, уже проложенному Скандинавскими странами, где процесс интеграции женщин в политическую жизнь начинался со значительного увеличения их представительства в руководстве различными политическими партиями, в первую очередь левыми7

Однако в нашей стране формирование многопартийной системы находится еще в стадии становления, а сами партии крайне малочисленны и не имеют достаточной социальной базы, в том числе и в лице женского населения- Аполитичность, охватившая все слои населения страны в результате развала СССР, слома старых идеалов и аморфности новых, особенно распространена среди женщин. Социологические опросы подтверждают, что женщины не стремятся вступать во вновь образуемые политические партии. Да и сами программы политических партий, в подавляющем большинстве случаев не предлагают какой-либо концепции решения "женского вопроса", тем более в соответствии с требованиями международных стандартов. Встречи, проведенные Союзом женщин России с руководством ряда политических партий, свидетельствуют, что в партиях отсутствуют женские фракции, и лишь единицы женщин, да и то не всегда, входят в руководящие органы этих партий.

В таких условиях трудно предположить, что в случае проведения голосования в ходе выборов представительных органов власти всех уровней по партийным спискам что-либо изменится в лучшую сторону в части активизации участия женщин в формировании и осуществлении государственной политики, как это требует конвенция ООН 1979 года. Скорее можно прогнозировать обратное: женщины либо не попадут в партийные списки вообще, либо займут в них последние места соответственно с минимальным шансом быть избранными.

В этих условиях самое время вспомнить о том, что Конвенция ООН 1979 года допускает возможность возникновения подобной или аналогичной ситуации в одном или нескольких государствах-участниках конвенции. На этот случай предусмотрена ст. 4, согласно которой принятие временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, не является, в смысле настоящей Конвенции, дискриминационным. Вот такими временными мерами в политической сфере, принимаемыми на переходный период, и могли бы стать в нашей стране квоты для женщин при выборах в законодательные и иные представительные органы. Определение размера этих квот - дело законодателя. В принципе они должны быть пропорциональны численности женщин среди населения страны в целом или того или иного субъекта федерации, либо государственно-административного образования, что сейчас едва ли реально. Следует однако при всех условиях помнить подсчеты социологов, которые полагают, что интересы той или иной социальной группы могут быть в надлежащей мере учтены при принятии решения только при условии, если их представители составят не менее 30% от общего числа лиц, правомочных принимать такое решение.

Конечно, общество, в том числе женское население, следует готовить к введению квот в отношении избрания женщин-депутатов. Думается, что это будет легче сделать, если разъяснять гражданам, что ныне квоты уже прочно вошли в нашу политическую жизнь, правда в другом, федеративном, аспекте. Не очень ясно, почему возможно квоты, т.е. четко зафиксированное в Конституции РФ представительство в законодательном органе страны тех или иных субъектов федерации, и не может быть установлено квот представительства населения, взятого в социо-половом разрезе. Установление квот представительства Женщин в законодательных органах не решит в полном объеме поставленной Конвенции 1879 года задачи равного с мужчинами участия женщин в формировании и осуществлении государственной политики. Необходимо предусмотреть временные квоты представительства женщин среди лиц, занимающих высшие административные посты в органах государственного управления. Практически это целесообразно сделать путем включения соответствующего правила в закон о государственной службе.

Понятно, что одними только силами женских общественных организации невозможно добиться реального участия женщин в политической жизни страны, даже если будут установлены квоты их представительства в органах власти. Ведь квоты - это только средство надлежащего привлечения женщин к формированию и осуществлению государственной политики в соответствии с требованиями международных стандартов. Нужно, чтобы сами женщины были подготовлены к такой работе, ощущали потребность своего активного участия в политической и общественной жизни как необходимого условия решения не только чисто женских проблем, но и судьбы своих семей, детей, внуков и, в конечном счете, России в целом. А для этого необходимо, прежде всего, наличие целенаправленной государственной политики по "женскому вопросу" и его активная поддержка со стороны средств массовой информации.

Поручение о включении в перечень важнейших проблем, подлежащих программной разработке на федеральном уровне в 1993 г., федеральной целевой программы "Женщины России" содержится в адрес Правительства РФ в Указе Президента РФ от 4 марта 1993 г., о котором говорилось выше. Хочется надеяться, что это поручение когда-либо будет выполнено. Что же касается СМИ, то они пока не проявляют должного интереса к женской проблематике, особенно сквозь призму требований конвенции ООН 1979 года. Вот почему программа выравнивания не только прав, но и возможностей мужчин и женщин должна включать в качестве своей неотъемлемой части вопрос о роли в этой работе СМИ.

При этом за образец может быть взят пятилетний план (1991-1995 гг.) "Равные возможности для женщин и мужчин", принятый 6 ноября 1990 г. соответствующей комиссией ЕС. Третий раздел этого плана озаглавлен "Поднятие статуса женщин в обществе". Важным средством достижения этой цели в нем объявляется целенаправленное увеличение объема и возрастания действенности информации, касающейся статуса женщин, а также усовершенствования коммуникаций как внутри отдельных стран, так и в рамках ЕС. Наряду с этим особым образом выделен вопрос об образе женщины в СМИ, который в нашей стране, особенно в последние годы, в связи с безудержной пропагандой секса и порнографии, приобрел особую остроту. Завершают данные раздел задачи, связанные с активизацией участия женщин в процессе принятия решений. В их числе названы следующие:

1) поддержание постоянной связи с Европейским парламентом и усиление контактов с политическими партиями и иными структурами, формирующими общественное мнение в странах ЕС, имея в виду необходимость осознания ими принципиальной важности увеличения числа женщин, непосредственно участвующих в процессе принятия решений;

2) создание сети экспертов, которые анализировали бы препятствия, мешающие женщинам участвовать в нужном объеме в процессе принятия решений, и вносили бы предложения об оптимальных путях их устранения;

3) стимулирование создания и поддержка публичных и частных исследовательских проектов, имеющих целью разработку путей достижения поставленных задач;

4) поддержка и сотрудничество с организациями, постоянно отслеживающими вопрос об участии женщин в общественной жизни, в том числе такими, как Европейское женское лобби, а также национальными институтами и учебными центрами, занимающимися вопросами равноправия полов.

Большой интерес представляет для нас и тот факт, что в соответствии с планом Комиссия ЕС по вопросам равноправия полов намерена продолжать изучать совместно с Координационным комитетом по вопросу о равноправии полов на радио и телевидении взаимосвязь, существующую между статусом женщин, работающих в СМИ, и выпускаемой ими продукции, а также разрабатывать и направлять органам СМИ директивы, имеющие целью увеличение представительства женщин в индустрии СМИ и их роли в работе этих средств. Необходимо добиться того, чтобы аналогичного рода меры были включены и в разрабатываемую в соответствии с Указом Президента РФ от 4 марта 1993 г. Федеральную программу "Женщины России".

Принципиальное значение имеет синхронность возрастания профессионализма в вопросах, касающихся поднятия роли женщин в процессе принятия политических решений, как депутатов и лиц, занимающих высшие административные посты в органах государственного управления, с одной стороны, так и работников СМИ с другой. Эти процессы должны идти параллельно, взаимно обогащая друг друга. При помощи законодательных решений о введении квот представительства женщин в органах государственной власти и управления можно добиться лишь увеличения числа женщин, причастных к этой работе, но без целенаправленных мер со стороны СМИ крайне трудно поднять самосознание женщин-депутатов и высших государственных служащих, уверенность их в своей силе, праве и умении наряду с мужчинами вершить судьбы страны.

Нельзя обойти молчанием и такую злободневную сегодня задачу, как поднятие правовой грамотности женского населения в целом, осознание им своих прав и возможностей, в том числе вытекающих и из Конвенции ООН 1979 года "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении Женщин". Эта задача была поставлена как общая для всего мирового сообщества весной 1993 г. на 37 сессии Комиссии ООН по положению женщин. Для нашей страны в условиях кардинального изменения подхода со стороны государства к проблеме прав человека в целом, которая характеризуется явным перекосом в сторону свобод в ущерб гарантированности прав, причем без должного учета необходимости выравнивания возможностей мужчин и женщин, малолетних, престарелых и совершеннолетних, здоровых и инвалидов, и т.д., данная проблема актуальна вдвойне. Решение этой задачи также потребует активного подключения в первую очередь СМИ, активизации в этом направлении деятельности женских и правозащитных общественных организаций, а также общественных наук.

Решая проблемы повышения уровня участия женщин в формировании и осуществлении в соответствиями с требованиями с Конвенцией ООН 1979 года государственной политики, нельзя упускать из виду тот немаловажный факт, что аналогичные задачи стоят перед всеми государствами, входившими ранее в СССР. В этой связи необходимо не только организовать постоянный обмен информацией о ходе решения в новых условиях "женского вопроса" во всех этих странах, но и наладить тесные контакты между женскими общественными организациями и движениями стран бывших союзных республик СССР. Существенную роль могло бы сыграть также создание специальной Комиссии по вопросам прав женщин при Межпарламентской ассамблее СНГ. Добиться создания такой Комиссии - одна из ближайших задач женской общественности всех наших стран.

В Конституции РФ 1993 года записано, что наша страна является правовым, демократическим и социальными государством. Это то, чего хочет наш народ, к чему все мы стремимся. Нужно, однако, помнить, что демократия начинается с женщин, так как нас больше половины населения. Не случайно в ходе межпарламентского симпозиума по вопросам участия женщин в процессе принятия решений на политическом и парламентском уровнях, проводившегося Межпарламентским Союзом в ноябре 1989 г., доминировала мысль о том, что по степени вовлеченности женщин в этот процесс можно судить о демократической развитости общества9.

Женщины России, если они хотят добиться подлинной демократии в обществе и государстве, должны не только знать, но и осознавать свои права, в том числе и закрепленные в Конвенции ООН 1979 года, и всеми силами добиваться их осуществления.

1 Бебель А. Женщина и социализм. М. 1959.

2 В Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г., были частично учтены возражения многих женских организаций. Правила, регламентирующие этот вопрос в части III ст. 19 Конституции РФ звучат ныне так: "Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и разные возможности для их реализации".

3 На выборах в Федеральное Собрание, прошедших в декабре 199З г., политическое движение "Женщины России" получило 21 депутатский мандат (из 225). А всего женщин в Федеральном Собрании (1993 г.) - 11,4%. В том числе в Совете Федерации - 5,6%, В Гос. Думе - 13,6%

4 Сендифорд П., Моралес П., Гортер А. Когда интересы ребенка действительно превыше всего. // Известия, 1993, 3 мая.

5 Российская газета, 1993 г. 16 марта.

6 Парламентские слушания на тему "Демографическая ситуация и проблема семьи" проходила в апреле 1994 г. в Государственной Думе.

7 Skjele H. The Feminization of Power. Norway's Political Experiment. Oslo.1986. Р.3, 11-16,36.

8 Так, в ходе выборов а декабре 1993 г. по списку "Аграрная партия" правая женская фамилия числилась под Nо. 70. У избирателей объединения "ПРЕС" из 194 кандидатов по списку было только 6 женщин (3%). При этом первая женская фамилия упомянута под Nо. 60. Ни одна из женских кандидатов от этих партий не была избрана в Гос. Думу.

9 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990, Nо. 16. С. 269.