|
|
Попова Л. В. Отношение к социальным ролям женщин: кросс-культурное исследование // Гендерные аспекты социальной трансформации / Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН. М., 1996. С. 161-174.
|
В начало документа |
В конец документа |
Попова Л. В. Отношение к социальным ролям женщин: кросскультурное исследование Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Суммируя ответы на этот блок отношений, можно утверждать что американские студенты проявили большую последовательность и согласованность в своих взглядах на роль женщины в семье, в большинстве случаев их взгляды свободны от полоролевых стереотипов и сексистских установок (которые, однако, могут проявляться в поведении). Ответы российской группы свидетельствуют о неустойчивости и противоречивости отношения к этой стороне жизни, что ясно видно на гистограмме распределения ответов обеих групп на утверждение 14 (рис. 1). Ответы американских респондентов (на гистограмме - группа 2) сконцентрированы на двух вариантах несогласия с утверждением, российских - распределены по всем четырем возможным вариантам. Ш также отметали наличие у определенной части (25-30%) студенчества ориентацию на жесткое распределение ролей по признаку пола и выражения сексизма. Несколько иначе обстоит дело с ответами на блок утверждений, относящихся к рабочему статусу женщин. Значимые различия были обнаружены в ответах только на одно утверждение 15 - "Женщине следует с охотой оставить свою собственную работу, если ее муж может получить повышение, изменив место, жительства". Мнения респондентов в российской группе разделились поровну; в то время как примерно 65% американцев не согласились с этим утверждением. Более высокий процент ответов на другие утверждения о работе позволяет говорить о том. что она является важным фактором в жизни женщин обеих групп. Однако российская выборка дает менее высокий процент согласия со всеми утверждениями этого блока, и это означает, что для россиянок работа не представляется столь важной, как для их сверстниц в сша 35,1% российских и 6.5% американских опрошенных согласились с утверждением 16 о том, что карьера женщины не так важна, как карьера мужчины. Примерно одинаковое соотношение мнений в обеих группах бы получено на остальные утверждения этого блока (кроме 20) при выраженной, более радикальной тенденции в ответах американских респондентов (разброс в ответах был гораздо меньше, они явно тяготели к соответствующему варианту). В ответах же российской группы на утверждение 20, ("женщина не может достичь вершин карьеры, не принося в жертву интересы своей семьи"), с нашей точки зрения, нашла отражение специфическая для России ситуация. вызванная трудными бытовыми условиями. В группе российских студентов 70,3% выразили согласие с этим утверждением, в американской выборке с ним согласились только 18,2% опрошенных. Однако сопоставление этих ответов россиянок с их мнением о том, что "женщина может быть хорошей женой и матерью, даже когда работа предъявляет к ней высокие требования", раскрывает некоторую непоследовательность во взглядах: 82.4% из них согласны с этим утверждением, тем самым вступая в противоречие со своими же ответами на предшествующее утверждение.(Хотя очевидно, что дело не только в культурных установках, но и в реальных жизненных условиях, в которых живут российские женщины.) В блоке утверждений, касающихся восприятия способностей женщин в сравнении и мужчинами. не было выявлено существенных различий. Проявилась та же тенденция, что и в предыдущих блоках - в целом, американская группа оценивала способности женщин выше, чем российская. Так, например, мнение о том, что женщины также хорошо разбираются в сложной технике, как и мужчины. поддержали 87% американок и 56,8% россиянок. Утверждение "Женщины и мужчины равны по интеллекту" получило 92,2% положительных ответов в американской группе и 81,1% - в российской. Последняя цифра отличается от полученной в исследовании Н.Л.Смирновой [8]. Согласно ее данным. 83% мужчин и 60% женщин считают, что умный человек - это мужчина. Несогласованность может объясняться как различиями в образовательном и возрастном статусе выборок, так и особенностями формулировки вопроса. Выводы. Полученные результаты позволяют утверждать, что отношение к социальным ролям женщин американских студентов отличатся последовательностью, согласованностью, внутренней непротиворечивостью и отходом от сексистских установок традиционного общественного уклада. Даже тот факт, что почти половина респондентов была родом из маленьких городков, не сказался на выраженности этой тенденции. Мы полагаем, что такое положение обусловлено рядом причин: постоянной активностью разнообразных и многочисленных женских организаций, добившихся изменений в сознании многих людей; вниманием, проявляемым к этой сфере государственными институтами; высоким техническим и сервисным Обеспечением повседневной жизни, сводящим до минимума значение некоторых биологических свойств индивида (например, физическую .силу). Противоречивость и неустойчивость отношений к социальным ролям женщин, проявившиеся у российских респондентов, отражают общую ситуацию нестабильности в стране, отсутствие четкой государственной политики в этой сфере, низкий уровень самосознания. Наличие наибольшего числа значимых различий при сравнении с американской группой в блоке отношений к семейным ролям и обязанностям говорит прежде всего о сохранении в семье традиционных полоролевых установок и сексизма. Эти данные также свидетельствуют: об определенном влиянии высказываний некоторых государственных руководителей и. общественных деятелей о необходимости возвращения женщины в семью; о воздействии рекламы, широко распространившейся в средствах массовой информации и создающей образ женщины-потребительницы и соблазнительницы; о слабости или же полном отсутствии механизмов воплощения равноправия на повседневном бытовом уровне; о влиянии смены ценностных ориентации в обществе, с которыми опрошенные наживаются постоянно. Наши данные отражают преимущественно отношения женщин, очевидно, что с учетом мнения мужчин картина может существенно измениться - мужчины чаще и более жестко следуют полоролевцу стереотипам. Таким образом, общее отношение сверстников к социальным ролям женщин в нашем обществе может оказывать определенное влияние на установки одаренных девушек при выборе жизненного и профессионального пути (одаренные девушки, как мы отмечали, отличаются повышенной чувствительностью к окружению) . Проведенный нами пилотажный опрос одаренных старшеклассниц и студенток показал, что часть из них действительно строит планы на будущее с отказом от профессиональной карьеры и ориентацией только на семью. Эти факты согласуются с данными российских психологов о том, "что женщины более склонны к переменам и "проницаемы" для нового" [4. С.145]. В этом варианте новое проявляется как отказ от реализации себя через карьеру, что отмечается и другими исследователями. В частности, по данным Г.Г. Силласте, в массовом сознании наблюдается рост потребительской ориентации - "не работать, но иметь все, что хочется" [7. С.92].Полученные нами результаты сравнения отношений российской и американской групп позволяют сделать еще один важный вывод о темпах и действенности активной работы по преодолению открытого сексизма в обществе. На данный момент в отношениях .американских студентов к социальным ролям женщин полоролевые стереотипы и сексизм проявляются чрезвычайно редко. Это говорит о том. что широкомасштабная активная работа в течение двух десятилетий принесла хорошие плоды, по крайней мере в том, что касается вербальных реакций населения с высшим образованием. Закрепленное в конституции на протяжении почти столетия равноправие в нашей стране не принесло таких результатов на уровне массового сознания - сейчас оно нуждается в подкреплении конкретной законодательной основой. В данной работе полученные данные отражают отношения специфической группы населения - студентов педагогических учебных заведений. Как известно, учительские профессии считаются более "подходящими" для женщин, и поэтому нашей выборке могут соответствовать более традиционные взгляды на роли мужчин и жен-вин, чем в общей массе студенчества. Необходимо заметить, что российская выборка состояла исключительно из представителей факультета иностранных языков, отличающихся лучшим знанием западной культуры. Расширение социального состава выборки может внести изменения в полученную картину. Мы также воспользовались англоязычным вариантом опросника в расчете на хорошее знание языка российскими респондентами. Не исключено, что в иноязычном варианте утверждения могли восприниматься ими несколько иначе, чем в переводе на русский язык. Литература 1. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полороле вых стереотипов//Вопросы психологии. 1987. N.2. С.152-157. 2. Алешина Ю.Е.Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчину и женщины. //Вопросы психологии. 1991. N.4. С.74-82. 3. Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологически)' и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993, N.2. С.63-71. 4. Корнилова Т.В. Пармей Т.В.. Еникополов С. Н. Апробация методики А.Эдвардса "Список личностных предпочтений" на российских выборках//Психологический журнал. 199R. Т. 16. М.2. С. 142-151. 5. Мишель А. Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в книгах для детей и школьных учебниках. Париж. ЮНЕСКО. 1986. 6. Попова Л.В.. Орешаша И. А. Как школа может содействовать Реализации способностей одаренных девочек // Педагогическое обозрение. 1995..N.3. С.41-46. 7. Силласте Г.Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации // Социологические исследования. 1995. N.10. С.88-95.8. Смирнова Ч. А. Социальные репрезентации интеллектуальности (на примере российской выборки) // Психологический журнал 1994. Т. 15. N.6. С. 61-68. 9. Фридан Б. Загадка женственности. М.: Прогресс. 1994. 10. AAUW Report. How schools shortchange girls. 1992. 11. Albee. E.W. The prevention of sexism // Professional Psychology. 1981. Yol. 12. No.l. P.20-28. 12. Bernard. J. The future of marriage. N.Y.:Bantam, 1972. 13. Bimboum J.A. Life-pattern and self-esteem In gifted famity-oriented, and career commlted women // Eds. m.t. Mednlck. S.S.TangrI, and L.W.Hoffman. Women and achievement: Social and motivational analysis. N.Y.:Halsted Press. 1975. 14. Dunnell P.А,. Вakkеп. L. Gifted high school students' attitudes towards careers and sex roles // Roeper Review: Journal on Gifted Education. 1991. Yol.13, P.198-202. 15. Gallagher J.J. Teaching the gifted child (3rd ed.). Boston, 1985. 16. Gilligan С. In a different voice: psychological theory and women's development. Cambridge. 1994. 17. Hubbord F.O.A., Van Ijzendoom M.H., Tavecchio L.W.C. Validation of the questionnaire measuring attitudes toward females social roles for a dutch population // Psychological Reports. 1982. Yol.51. P.491-498. 18. Slode P., Jenner F.A. Questionnaire measuring attitudes to female social roles // Psychological Reports. 1978. Yol.43i. P.351-354.
|