Политика

Отечество - женщинам. Программа действий Общероссийской политической общественной организации Отечество по обеспечению равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин. М., 1999.
 
В начало документа
В конец документа

Отечество - женщинам. Программа действий общероссийской политической общественной организации Отечество


"Отечество" - женщинам

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ОТЕЧЕСТВО" ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАВНЫХ ПРАВ И РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН

Общество может быть подлинно цивилизованным, экономика - процветающей, а государство - правовым, если все его граждане, женщины и мужчины, совместно будут принимать решения, определяющие пути общественного развития. Дискриминация по признаку пола - очевидный признак господства права силы, а не силы права и неиссякаемый источник авторитарных соблазнов.

Конституция Российской Федерации (ст. 19, п.3) провозглашает, что "мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации". Подпись Правительства России стоит под Конвенцией ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", под Платформой действий, принятой в 1995 году в Пекине, и другими международными документами, возлагающими на участников этих соглашений конкретные обязательства по обеспечению реального равноправия полов и повышению социального статуса женщин.

"Отечество" осознает необходимость разработки и последовательной реализации специальных государственных программ по улучшению положения женщин - в семье, в сфере образования, на рынке труда, в предпринимательстве, на государственной службе, в политике. А также программ по поддержанию физического и нравственного здоровья женщин, по искоренению насилия над ними (изнасилования, насилия в семье, сексуальные домогательства на работе, торговля женщинами и девочками).

"Отечество" констатирует, что в годы реформ неравенство в положении мужчин и женщин в нашей стране усиливается. Что будет со страной, в каком направлении она станет развиваться - решают в основном мужчины. Издержки этих решений самым негативным образом сказываются на положении женщин.

"Отечество" убеждено, что в конце XX века неуважение к человеческому достоинству женщин, нежелание признавать их гражданские права являются свидетельством варварства и невежества.

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

На протяжении 90-х годов происходит массовое вытеснение женщин из общественного производства. В 1990 г. в экономике России было занято 38,1 млн. женщин, в 1997 г. - 30,7 млн. Таким образом, численность работающих женщин уменьшилась на 7,4 млн. человек (19,4%). Если в 1990 г. женщины составляли 51% занятых, то сейчас - только 47%.

С момента возникновения безработицы доля женщин среди официально зарегистрированных безработных неизменно составляет около 2/3. Безработица в России имеет "женское лицо".

Резко увеличился разрыв в оплате труда: если к началу реформ средняя "женская" зарплата составляла примерно 2/3 "мужской", то теперь, по оценкам большинства экспертов, которые расходятся с данными официальной статистики, не превышает 50%.

С переходом к рыночным отношениям значительно усилилась межотраслевая дифференциация в оплате труда. В самом невыгодном положении оказались именно те отрасли, где в составе занятых преобладают женщины, - текстильная, швейная, обувная, хлебопекарная, мясная и т.д., а также на селе, где число женщин превышает 21 млн.

Быстро сокращается доля женщин в тех отраслях, где в последние годы уровень оплаты труда работников значительно вырос, таких, как торговля, снабжение и сбыт, общественное питание, страхование, кредитование, финансы.

В отраслях социальной сферы - здравоохранении, образовании, культуре, социальном обеспечении - женщины составляют около 80% работников. Эти отрасли всегда финансировались по "остаточному принципу", средняя зарплата в них составляет 65-70% по отношению к средней зарплате в народном хозяйстве. В 90-е годы эта тенденция сохраняется. Причем именно в социальных отраслях в эти годы стали правилом хронические задержки с выплатой зарплаты.

Наряду с межотраслевыми усиливаются и внутриотраслевые диспропорции в оплате труда. И почти во всех отраслях - как преимущественно "мужских", так и преимущественно "женских", - женщины в основном заняты на низкооплачиваемых должностях.

Миллионы женщин, уволенных с работы, либо ушедших "по собственному желанию" из-за мизерной зарплаты, не позволяющей свести концы с концами, перемещаются в сферу неформальной занятости, где, как правило, не соблюдаются основы гражданского и трудового законодательства. Доходы женщин в этой сфере в 3-4 раза ниже, чем доходы мужчин.

Профессионально-карьерный статус женщин практически во всех отраслях экономики ниже, чем у мужчин.

Доля женщин среди работников промышленности, имеющих минимальные разряды (первый и второй), составляет 2/3, среди же работников наивысшей квалификации (пятый и более высокие разряды) - лишь 1/5. Женщины значительно чаще, чем мужчины, заняты на рабочих местах, не требующих высокой квалификации. Из каждых трех селянок, занятых на рабочих должностях, лишь одна работает на механизмах. В растениеводстве, животноводстве, где значительная доля работ выполняется вручную, работает до 90% женщин. Между тем, по уровню образования женщины заметно превосходят мужчин: по данным Госкомстата, в 1997 г. высшее и среднее специальное образование имели 45% работающих мужчин и 59% работающих женщин.

В сфере предпринимательства с предельной отчетливостью обнаруживается зависимость: чем крупнее бизнес, тем меньше в нем женщин. Их представительство в предпринимательской и банковско-финансовой элите ничтожно мало.

Сравнительно невелика доля женщин и среди владельцев мелких и средних предприятий. Женщины составляют не более 20% предпринимателей, использующих наемный труд.

Среди занятых индивидуально-трудовой деятельностью их больше - свыше 1/3. Что же касается так называемого "бизнеса нищеты" - не поддающейся статистическому учету стихии уличной торговли, то здесь женщины безоговорочно преобладают.

Резко усилившееся в годы реформ неравенство в социально-экономическом положении женщин и мужчин привело к феминизации бедности - острейшей социальной проблеме, к решению которой российские власти оказались не готовы.

Феминизация бедности - во многом результат сравнительно низкой конкурентоспособности российских женщин.

И дело здесь не в нерадивости или некомпетентности женщин, а в том, что избранная в 90-е годы стратегия реформ сделала их неконкурентоспособными.

В чем состоят основные причины этого явления?

Во-первых, в неравенстве "стартовых возможностей", не позволяющем женщинам на равных конкурировать с мужчинами, например, в сфере частного предпринимательства.

Во-вторых, в отсутствии надежных правовых гарантий против дискриминации по признаку пола в сфере труда и занятости и дискриминационной практике работодателей в отношении женщин.

В-третьих, в ограничениях, закрепленных в трудовом законодательстве для женщин и снижающих заинтересованность работодателей в использовании женской рабочей силы.

В-четвертых, в непропорциональном распределении семейных обязанностей, оставляющем женщине меньшую, чем мужчине, свободу маневра, ограничивающем ее трудовую и профессиональную мобильность.

Мы будем добиваться:

• корректировки трудового законодательства, устранения двойного стандарта по отношению к работникам - мужчинам и женщинам.

Мы намерены подвергнуть пересмотру, в частности, "Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями, на которых запрещено применение труда женщин", утвержденный Постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам и Президиума ВЦСПС от 25. 07. 1978 г. Такой список должен распространяться только на те профессии, которые представляют прямую угрозу для здоровья женщин.

Однако, социальные гарантии, непосредственно связанные с осуществлением женщинами их репродуктивных функций, должны быть сохранены в полном объеме. А финансовые обязательства по реализации этих гарантий должны нести и работодатели, и государство;

• закрепления в трудовом праве антидискриминационных норм,

гарантирующих равные права и возможности для женщин и мужчин при продвижении по службе и при увольнении;

• закрепления в трудовом праве принципа, согласно которому при массовом сокращении работников доля женщин в числе увольняемых не должна превышать их удельного веса в изначальной численности персонала;

• корректировки семейного законодательства с тем, чтобы права и льготы, связанные с воспитанием детей предоставлялись обоим родителям.

Проведение в жизнь принципа равенства родительских прав и обязанностей женщин и мужчин будет содействовать постепенному сокращению разрыва в их конкурентоспособности на рынке труда;

• существенного повышения оплаты труда в социальных отраслях до уровня средней заработной платы в народном хозяйстве,

Труд медиков, педагогов, социальных работников, работников культуры и других категорий бюджетной сферы должен оплачиваться достойно. Это необходимо и для повышения уровня социальной безопасности в России, и для преодоления неравенства в положении мужчин и женщин;

• совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки женщин.

Мы выступаем, в частности, за создание действенного механизма обучения для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Службы занятости должны обеспечивать доступ к программам профессиональной подготовки и переподготовки не только безработным, но и работницам предприятий, планирующих массовые сокращения персонала;

• широкого участия женщин в развитии малого бизнеса. Мы убеждены, что уникальный опыт ведения домашнего хозяйства, накопленный российскими женщинами в условиях тотального дефицита конца 80-х годов, высокой инфляции начала 90-х, а затем крайней нестабильности семейных доходов, обусловленной многомесячными задержками выплат заработной платы, чрезвычайно ценен для ведения "рискового" малого бизнеса. В нестабильной экономической ситуации, когда успех во многом определяется быстротой реакции, умением находить нестандартные решения в ответ на изменения рыночной конъюнктуры, этот опыт дает им определенное преимущество.

Мы намерены поддерживать женщин-предпринимательниц, формируя информационную, организационную, финансовую инфраструктуру малого бизнеса;

• проведения предварительной экспертизы законопроектов и решений законодательной и исполнительной власти во всех сферах жизнедеятельности с целью их позитивного воздействия на социальное положение женщин;

• формирования механизма судебной и административной защиты женщин от дискриминации в сфере труда и занятости.

ОБРАЗОВАНИЕ

Мы считаем, что образование - важнейший путь к выравниванию положения мужчин и женщин в обществе. Уже в начале XX века в России женское образование стало общепризнанной ценностью. Сегодня эту ценность не оспаривает никто. Но и в этой сфере существуют серьезные проблемы.

Сегрегация женщин в сфере труда сказывается и на их изначальной профессиональной ориентации, и на системе профессионального обучения. В частности, права женщин на получение образования в известной мере ограничены существующим "Списком работ и профессий, на которых запрещено применение женского труда". Это, например, воинские профессии, флот, гражданская авиация, автоматизированные комплексы управления в энергетике, металлургии и других отраслях.

Существуют серьезные трудности и ограничения для женщин, которые имеют перерыв в работе в связи с рождением и воспитанием детей. Служба занятости, как правило, предлагает им курсы переобучения традиционно "женским" профессиям - пекарь, воспитатель детского сада, швея, парикмахер. При этом не принимается в расчет баланс интересов и требований самих женщин и развивающегося рынка труда.

 

Мы будем добиваться:

• обеспечения равного доступа женщин и мужчин к образованию;

• формирования комплексной кадровой политики государства, предусматривающей меры по подготовке и переподготовке женской рабочей силы с учетом перспектив общественного развития, структурной перестройки экономики и соблюдения прав женщин на получение полноценного образования;

• специального законодательного регулирования профессионального обучения и переподготовки кадров, которое позволило бы осуществлять профессиональную подготовку и переподготовку женщин трудоспособного возраста.

ЗДОРОВЬЕ

Мы отмечаем, что одной из наиболее серьезных общественных проблем является сегодня состояние здоровья женщин, особенно репродуктивного здоровья, влияющего на генофонд нации.

В стране по самым разным причинам растет уровень заболеваемости женщин, как в целом, так и по отдельным болезням. Это и тяжелое материально-экономическое положение большей части российских семей, физические и психологические перегрузки, связанные с двойной, а то и тройной занятостью женщин. И общее сокращение бюджетных затрат на здравоохранение, проблемы в становлении страховой медицины. И коммерциализация сферы медицинских услуг, включая платные роды, рост цен на лекарства, что делает их недоступными для большинства граждан.

Большую тревогу вызывают увеличение заболеваемости туберкулезом, злокачественными новообразованиями, распространение СПИДа.

Серьезную угрозу для будущего нашей страны представляет рост алкоголизма и наркомании среди женщин, особенно - молодых.

Более половины женщин в возрасте от 20 до 50 лет страдают гинекологическими заболеваниями. Одна из причин - широкое распространение абортов, которые являются главным способом прерывания нежелательной беременности. Остаются высокими показатели материнской смертности. Ее уровень в нашей стране сегодня в 8-10 раз выше, чем в западных странах. Растет число беременных, страдающих анемией, число осложненных и преждевременных родов, "подростковое материнство".

В силу этих и других обстоятельств различные отклонения в состоянии здоровья имеют более 70% новорожденных и каждый третий подросток. Показатель младенческой смертности - около 17 на 1000 новорожденных - остается чрезвычайно высоким. Чуть ли не в геометрической прогрессии увеличивается число детей с врожденными аномалиями, больных сифилисом, туберкулезом, анемией. Все это напрямую отражается на здоровье нации.

Мы будем добиваться:

• неукоснительного соблюдения гарантированного действующей Конституцией права российских женщин на бесплатную медицинскую помощь;

• предоставления женщинам на всем протяжении их жизни доступа к высококачественным услугам в области здравоохранения;

• развития в субъектах РФ дорогостоящих специализированных видов медицинской помощи женщинам и детям на основе гарантированных базовых медицинских услуг;

• совершенствования законодательства по охране здоровья беременных женщин;

• разработки законодательства о репродуктивных правах граждан;

• бюджетного финансирования программ, направленных на поддержание репродуктивного здоровья населения;

• создания специальных информационно-просветительских программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни, поддержание репродуктивного здоровья граждан, "сознательное родительство", ответственное сексуальное и репродуктивное поведение женщин и мужчин.

 

НАСИЛИЕ

Мы считаем, что самым уродливым проявлением дискриминации женщин в обществе является насилие над ними. Проблема насилия над женщинами легче решается там, где общество осознает его недопустимость в любой форме - будь то физическое или психологическое надругательство, сексуальное домогательство, принуждение к проституции, распространение порнографии. В России общественное мнение, к сожалению, все еще глухо к этой проблеме и не рассматривает ее в общем контексте нарушения прав человека.

Между тем насилие в отношении женщин в 90-е годы усиливается. Почти четверть всех зарегистрированных преступлений - это преступления, жертвами которых становятся женщины. В их числе - корыстные побуждения, хулиганские действия, ревность, ссоры из-за бытовых причин, изнасилования. Официальные данные не дают представления обо всех насильственных преступлениях, т.к. почти половина жертв насилия, как показывают социологические опросы, не обращаются в правоохранительные органы, боясь морального осуждения и не доверяя милиции.

До сих пор не получили должной оценки со стороны государства и новые формы насильственных преступлений в отношении женщин, такие, как их похищения, вербовка, продажа и перепродажа в притоны разврата, насилие над женщинами в зонах конфликтов - военных, межнациональных, религиозных.

Общество и государство явно недооценивают и задачу предотвращения насилия в семье, которое разрушает основы благополучной семейной жизни и представляет собой прямую угрозу безопасности общества. От семейного насилия страдают женщины, дети, престарелые родственники. Социологические данные показывают, что те или иные формы насилия характерны для каждой четвертой российской семьи. В их числе - жестокое обращение, побуждение к потреблению алкоголя, наркотиков, к проституции. Около трети от общего числа умышленных убийств совершаются в семье.

Мы будем добиваться:

• неукоснительного исполнения действующих правовых норм, обновления законодательной базы, обеспечивающих защиту прав женщин на личную безопасность, в том числе, предоставления гарантий возмещения причиненного материального и морального ущерба женщинам, подвергшимся насилию;

• разработки и принятия закона о предотвращении насилия в семье, где будут предусмотрены меры профилактики правонарушений и социальной поддержки потерпевших;

• развития сети кризисных центров, способных предоставить приют и оказать срочную психологическую помощь жертвам насилия;

• подготовки социальных работников для деятельности по профилактике насилия и асоциального поведения, по оказанию психологической помощи жертвам насилия;

" выделения средств из государственного бюджета для осуществления мер по профилактике насилия и оказания помощи жертвам насилия;

• повышения правовой культуры, информированности женщин об их правах, привлечения общественного внимания к этой проблеме;

• принятия мер против насаждения культа насилия и порнографии средствами массовой информации.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ЖЕНЩИН В СТРУКТУРАХ ВЛАСТИ

Мы осознаем, что до тех пор, пока женщины не будут активно участвовать в определении целей общественного развития и принятии решений, добиться принципиального изменения их положения в обществе вряд ли возможно. Нормы демократии и элементарная социальная справедливость требуют, чтобы представительство женщин и мужчин в управлении делами государства, в структурах исполнительной, законодательной, судебной власти соответствовало их доле в составе общества, их вкладу в общественное производство и воспроизводство.

Сегодня в системе государственной службы женщины преобладают на должностях, не влияющих на принятия ответственных решений. Они составляют 56% государственных служащих федерального уровня, но руководящие должности занимают только 9% из них.

В составе Совета Федерации (178 чел.) - 1% женщин. Среди депутатов Государственной Думы РФ второго созыва - 10% женщин. В числе депутатов законодательных собраний субъектов РФ _ тоже около 10% женщин.

За годы реформ представительство женщин в структурах исполнительной и законодательной власти всех уровней имеет тенденцию к снижению.

Женщин практически нет в руководстве крупнейших политических партий страны, хотя последние активно используют их помощь в избирательных кампаниях в качестве агитаторов, наблюдателей, членов избирательных комиссий.

Все это - очевидные признаки дискриминации женщин в сфере политики. Стране сегодня недостает их особого опыта, умения согласовывать разные интересы, склонности к компромиссу.

Мы будем добиваться:

• продвижения женщин в структуры исполнительной и законодательной власти на федеральном, региональном уровнях, в местное самоуправление;

• внесения изменений и дополнений в избирательное законодательство, которое стимулировало бы расширение представительства женщин в списках кандидатов в депутаты от политических партий и объединений;

• внесения изменений и дополнений в законодательство о государственной службе, которое стимулировало бы продвижение женщин в высшие эшелоны государственной власти;

• формирования женского кадрового резерва как на федеральном уровне, так и в регионах.

"Отечество" обеспечит достойное представительство женщин в своих руководящих структурах, в списках кандидатов в депутаты от Организации в избирательных компаниях различных уровней, будет способствовать продвижению женщин в органы местного самоуправления.

ЖЕНСКИЕ ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ

Мы убеждены в том, что позитивные действия со стороны государства в деле обеспечения равенства прав и возможностей для женщин и мужчин должны опираться на гражданские инициативы самих женщин и осуществляться в сотрудничестве с женскими организациями.

Мы высоко оцениваем их вклад в развитие основ гражданского общества в нашей стране, их потенциал и созидательную энергию, направленную на утверждение в России сильного правового государства.

Мы четко видим поле нашей совместной деятельности и будем добиваться:

• преодоления устойчивых стереотипов массового сознания, которое видит в женщине существо второго сорта;

• налаживания конструктивного диалога, развития социального партнерства между государственными и общественными структурами, занимающимися обеспечением и защитой прав женщин посредством договоров, контрактов и других форм социального заказа;

• вовлечения достойных, профессионально способных граждан - женщин и мужчин - в процесс принятия решений по основным проблемам их повседневной жизни.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Мы убеждены, что в российских средствах массовой информации преобладает тенденциозный подход к освещению роли и места женщин в современном обществе.

Большая часть публикаций о женщинах и для женщин так или иначе способствует закреплению и воспроизводству стереотипов массового сознания, оправдывающих неравенство социального статуса мужчин и женщин. СМИ вносят существенный "вклад" в то, что многие наши сограждане, независимо от пола, воспринимают неравенство шансов мужчин и женщин на рынке труда, в профессионально-карьерном продвижении, диспропорции в оплате труда как должное.

И в изданиях общественно-политической и культурно-просветительской направленности, и в специализированной "женской" прессе очень мало публикаций, затрагивающих проблемы участия женщин в делах общества, а тем более вопросы об их дискриминации в тех или иных сферах общественной жизни. Но очень много адресованных читателям материалов, посвященных домоводству, моде, организации досуга. Неудивительно, что архаичные представления о "естественном предназначении" женщины - обустройстве домашнего очага, широко распространены и среди мужчин, и среди женщин.

СМИ широко тиражируют порнографическую продукцию, картины насилия в отношении женщин, унижая, тем самым, их достоинство.

Мы будем добиваться:

• популяризации государственной политики по обеспечению равенства прав и возможностей женщин и мужчин на государственных каналах телевидения и радио, в газетах и журналах, в том числе с помощью специальных программ;

. расширения доступа женских организаций к СМИ, полностью или частично принадлежащих государству;

. принятия законодательных ограничений на распространение порнографии и изображение сцен насилия.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН

Мы убеждены, что государственный механизм по обеспечению равных прав и равных возможностей женщин и мужчин нуждается в дальнейшем совершенствовании. Он существует пока в виде отдельных звеньев, работающих без достаточного согласования. Эти звенья представляют собой по преимуществу совещательные органы, которые не имеют ни финансовых, ни организационных ресурсов для реализации своих инициатив. Не финансируется Национальный план по улучшению положения женщин до 2000 года и другие государственные программы.

Необходимо вдохнуть жизнь в этот государственный механизм.

Мы будем добиваться:

• разработки и принятия закона "О равных правах и равных возможностях для женщин и мужчин", который конкретизировал бы соответствующую конституционную норму применительно к различным областям общественной жизни и определил процессуальные и процедурные стороны ее реализации на практике;

• создания государственной вертикальной структуры с определенным кругом полномочий, способной разрабатывать и последовательно осуществлять политику равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин, обеспечивая взаимодействие центра и регионов;

• принятия поправки к закону об Уполномоченном по правам человека, вводящей должность его заместителя - Уполномоченного по равным правам и равным возможностям для женщин и мужчин;

• бюджетного финансирования государственной политики равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин;

. подготовки квалифицированных кадров для реализации политики равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин;

. развития социального партнерства, диалога, сотрудничества государственных органов с неправительственными общественными организациями и вовлечения последних в процессы планирования и контроля над реализацией программ по улучшению положения женщин и обеспечению их фактического равноправия.

Мы будем поддерживать инициативы и практические действия региональных отделений "Отечества", развивающих основные положения настоящей программы с учетом местных условий, традиций, культуры.

Организация "Отечество" убеждена в том, что равноправное участие женщин и мужчин в делах общества, их гражданская ответственность и сознательность - единственная гарантия процветания и устойчивого развития России.