|
|
Пухова З. П. Женское движение и перестройка в СССР // Женщины в современном мире. М., Наука, 1989. С. 58-63.
|
В начало документа |
В конец документа |
Пухова З. П. Женское движение и перестройка в СССР Женское движение как общественное явление в условиях перестройки нельзя рассматривать вне связи с процессом демократизации всего общества. Демократизация, являющаяся сутью перестройки, означает наиболее полный учет в политике интересов народа, что, в свою очередь, требует учета специфических особенностей положения каждого класса, каждой общественной группы и социального слоя. Только при этом возможно осуществить стратегическую цель политики партии, сформулированную XXVII съездом КПСС как качественное переустройство советского общества на принципах социализма. Но, чтобы в полной мере было учтено в политике положение такой значительной социально-демографической группы, как женщины, необходимо широкое участие самих женщин в формировании политики, в управлении на всех уровнях: выявления проблемы, обсуждения, принятия решения, контроля за его исполнением и непосредственного участия в реализации принятого решения. Именно так была поставлена эта проблема и на XIX Всесоюзной партийной конференции. "Нам надо добиваться того, чтобы положение было изменено по существу, чтобы женщинам была открыта широкая дорога в руководящие органы снизу доверху, чтобы вопросы, непосредственно затрагивающие интересы женщин, не решались бы без их участия и определяющих суждений", - говорил в своем докладе Генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев1. Широкое женское движение, как часть общественного движения, в условиях демократизации должно служить необходимым гарантом того, что интересы женщин получат свое достойное отражение в политике. Значение женского движения заключается в том, что посредством его привлекаются к самодеятельной творческой активности миллионы женщин и таким образом значительно расширяется социальная база перестройки. При этом важно подчеркнуть, что женщины заинтересованы в решении не только своих специфических проблем, но и широкого круга вопросов, касающихся всех сфер жизнедеятельности: в проведении радикальной экономической реформы, реализации социальной программы партии, в наиболее полном осуществлении принципа социальной справедливости, духовном обновлении общества. "Демократизация общества, которая является стержнем и гарантом перестройки, немыслима без повышения роли женщины, без деятельного и специфически женского вмешательства и участия во всех наших преобразованиях",-писал М. С. Горбачев2. XXVII съезд партии уделил особое внимание развитию женского движения в нашей стране, как важной составляющей революционного процесса перестройки, и поставил задачу совершенствования организационных форм женского движения. В связи с этим предлагалось "возродить советы женщин в трудовых коллективах, по месту жительства, объединив их в единую систему во главе с Комитетом советских женщин" 3. В январе 1987 г. в Москве состоялась Всесоюзная конференция женщин, в работе которой приняли участие свыше тысячи представительниц республик, краев и областей страны. На конференции было принято Положение о советах женщин (женсоветах), обсуждены их задачи, сформулированы цель и основные направления их деятельности, организационное устройство и права. По статусу женсоветы, как органы общественной самодеятельности населения, пользуются всеми правами, предоставленными Конституцией СССР общественным организациям4. В Положении записано, что женсоветы работают под руководством КПСС. Комитет советских женщин осуществляет организационно-методическое руководство ими. Высшим органом единой системы советов женщин является Всесоюзная конференция женщин, созываемая Комитетом советских женщин 1 раз в 5 лет. В приветствии ЦК КПСС участникам Всесоюзной конференции женщин о задачах женсоветов говорилось: "Женсоветы призваны быть надежными помощниками партии в более полном приобщении женщин к общественно-политической жизни, управлению делами государства и общества, решению производственных, социальных и идейно-нравственных задач. Важная задача женсоветов - содействовать развитию творческих способностей женщин, отстаивать их права и интересы, проявлять непримиримость к нарушениям законодательства об охране материнства и детства, добиваться благоприятных условий для их труда и отдыха". В этом документе подчеркнута также роль советских женщин в борьбе за мир, в утверждении атмосферы доверия и взаимопонимания между народами. Организационная работа по возрождению женсоветов началась сразу же после Всесоюзной конференции женщин. По всей стране проходили съезды и конференции женщин. Весьма интенсивно создавались женсоветы по территориально-производственному признаку. Уже через восемь месяцев (к октябрю 1987 г.) На Всесоюзном семинаре председателей женсоветов Отмечалось, что 160 тыс. женсоветов объединяют более 1 млн 400 тыс. активисток районов, городов, округов, областей, краев, автономных и союзных республик. Женсоветы создавались в трудовых коллективах и по месту жительства. Численность их продолжает расти, свидетельствуя о том, что идея партийного съезда поддерживается женским населением 5. Современный этап развития женского движения в нашей стране нельзя рассматривать изолированно, абстрагируясь от исторического прошлого. Однако нередко в печати неверно трактуется факт создания женсоветов после XXVII съезда партии как нечто совершенно новое в общественной жизни страны, как "новая форма социальной активности" 6. Правильнее было бы говорить не о новой форме, а о новом этапе в женском движении страны. На протяжении 70-летней истории Советского государства женское движение приобрело богатый опыт, имеет свои традиции, которые восходят еще к революционным событиям периода подготовки и проведения Великой Откябрьской социалистической революции. История женского движения знает свои подъемы и спады, обусловленные общеполитическим состоянием в стране в тот или иной период. Особое значение для нас имеет сегодня изучение опыта работы женских организаций в первые годы социалистического строительства, поскольку возрождение женсоветов именно в период перестройки является продолжением ленинских традиций. Важное методологическое значение сохраняет указание В. И. Ленина о том, что женское движение нельзя отрывать от классовых задач и интересов пролетариев. Подчеркивая значение борьбы коммунистов за женские массы, он говорил о недопустимости создания отдельных организаций коммунисток. В. И. Ленин отмечал, что партия должна иметь свои органы - рабочие группы, комиссии, комитеты, отделы, специальная задача которых-будить широкие массы женщин, связывать их с партией и удерживать их под своим влиянием 7. Уже в первые годы Советской власти теоретические разработки В. И. Ленина были реализованы в практической деятельности партии: созданы женотделы при партийных органах на всех уровнях, в том числе и при ЦК партии. Первым председателем женотдела при ЦК была И. Арманд. В то время много сил и внимания уделяли женскому движению в нашей стране и такие выдающиеся его деятельницы, как Н. К. Крупская, А. М. Коллонтай, С. Н. Смидович, К. И. Николаева и др. В 30-50-е гг., в период культа личности Сталина, когда складывалась командно-административная система управления, происходил спад женского движения. В 60-е гг. вновь начался его подъем. Создавались комиссии по работе среди женщин при профсоюзах на всех уровнях (позже переименованы в комиссии по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства), в 70-е гг. они получили повсеместное распространение. В отдельных республиках, областях, городах, на селе действовали и женсоветы. Их формирование не было обязательным, они создавались там, где были наиболее активны сами женщины (особенно активны были женсоветы, объединяющие жен военнослужащих). Но в целом деятельность их была разрознена с 1976 г. возникли постоянные комиссии по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства при органах государственной власти - от местных до Верховных советов республик и Союза ССР. Съезд народных депутатов (1989 г.) создал Комитет по делам женщин, охране семьи, материнства и детства при Верховном Совете СССР. По всей видимости, в дальнейшем потребуется завершить структуру женских организаций путем создания единого руководящего органа, который бы направлял женское движение, не распылял его силы и не допускал дублирования в работе, а сосредоточивал внимание женских организаций на узловых проблемах, чутко улавливая их с помощью ученых и общественного мнения на каждом новом этапе общественного развития. Наше время требует ответственной, объективной оценки достижений в решении женского вопроса, как анализа положительного опыта, так и обозначения нерешенных вопросов. Если проанализировать положение женщин, семьи, сложившееся к середине 80-х гг., то станет очевидным, что период застоя породил много разнообразных проблем, которые требуют незамедлительного решения. Однако противоречия между профессиональной деятельностью женщин и ее семейными обязанностями, материнством достигли большой остроты, что нашло отражение в двойной занятости женщин, и при этом имеет тенденцию не к уменьшению, а ведет к ее усилению. Не менее серьезна и проблема использования женщин на работах с вредными условиями труда, в ночные смены. Достаточно сказать, что 4,8 млн женщин работают в условиях, не соответствующих нормам и правилам охраны труда (по данным на октябрь 1987 г.) 8. В результате недостаточной механизации труда более половины ручных работ в промышленности выполняют женщины. Женщины отстают от мужчин по уровню профессиональной квалификации, и как результат этого - более низкий по сравнению с мужчинами средний уровень зарплаты. Общественные организации, которые должны были строго контролировать соблюдение хозяйственными руководителями законодательства в отношении женщин, зачастую оказывались не в состоянии на деле осуществить этот контроль и использовать предоставленные им права. Не менее важным оказались и вопросы укрепления семьи, улучшения демографической ситуации, воспитания и образования детей и юношества. Все более опасными становятся проблемы алкоголизма, наркомании, падения нравственности, экологическая обстановка. В условиях перестройки создаются объективные предпосылки для решения названных проблем. И в этой связи возрастает роль общественных формирований, в том числе и женского движения. Только через демократию и благодаря ей стало возможным новое понимание роли общественных организаций, и именно развитие народовластия позволяет на полную мощь включить их энергию, возможности, права. Анализ содержания форм и методы работы женсоветов дает возможность выделить наиболее ценный опыт. Прежде всего, отметим, что важнейшим принципом их деятельности все более становится налаживание самой тесной и непосредственной связи с широкими женскими массами, изучение состояния дел на местах, все большая настойчивость в решении проблемы. На местах организуются' общественные приемные, где члены женсовета проводят прием населения, оказывают женщинам необходимое содействие. Широко используются и выездные заседания женсоветов на предприятиях, на которые приглашается и администрация, в ходе заседаний рассматриваются и решаются многие вопросы условий труда женщин, состояние работы медицинских и детских учреждений, предприятий служ быта. Проведение подворных обходов, как, например, в сельской местности Таджикистана, позволяет женсоветам лучше знать нужды женщин, помогать им, что имеет особое значение в связи с участившимися случаями проявления в этих районах феодально-байских пережитков. Составление социальных паспортов семьи также одна из форм работы женсоветов. Это позволяет выявить неблагополучные семьи, семьи, в которых женщина является основным кормильцем, узнать все нужды многодетных семей, взять на заметку одиноких людей преклонного возраста, нуждающихся в помощи. Совместно с учеными-социологами изучаются ориентации молодых людей на брак, семью, количество детей. Исходя из полученных первичных источников информации, женсоветы организуют работу дифференцированно среди каждой из этих категорий людей, привлекая к решению сложных проблем органы власти. Практика показала, что эффективность работы женсоветов предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта существенно повышается в том случае, когда представители женсоветов входят в состав советов трудовых коллективов. Это дает им возможность оперативнее решать многие проблемы и защищать интересы женщин. Непосредственно в трудовых коллективах женские советы проводят рейды, смотры рабочих мест, осуществляют контроль за внедрением льготных режимов труда для работниц, за созданием специальных участков и цехов для беременных женщин, за переводом их на более легкие участки. Они участвуют в разработке мероприятий по улучшению труда и быта женщин в коллективных договорах и следят за их выполнением. Важным направлением стала организация службы быта на предприятиях, комнат психологической разгрузки и отдыха, столь необходимых для женщин. Таков далеко не полный перечень форм деятельности женсоветов предприятий, которые используются сегодня. Все это проводится в тесном контакте с женскими комиссиями при профсоюзных комитетах. Настойчивая и целеустремленная деятельность женских советов предприятий дает положительные результаты в борьбе с бюрократизмом, равнодушием и безответственностью отдельных хозяйственных руководителей по отношению к женщинам. Женские советы по месту жительства направляют свои усилия на развитие коллективистских форм быта. Большое внимание они уделяют работе с семьей: организуют клубы по интересам, проводят семейные праздники, способствуют созданию и распространению новых обрядов, всемерно пропагандируют здоровый образ жизни и создают для этого благоприятные условия. Во многих областях и городах советы женщин нашли свое место в реализации комплексных целевых программ "Семья", "Здоровье", организации работы университетов женщин, проведении рейдов "Милосердие", "Забота". Отмечая несомненный рост социальной активности женщин, укрепления и развития женского движения в условиях демократизации, нельзя не признать, что влияние женских советов на решение конкретных социальных вопросов еще недостаточно. Не все они в полной мере осознали свою роль и место в общественной жизни в новых условиях. Многие из них пока работают неуверенно, ждут подсказки. Не везде еще женскими советами уделяется достаточное внимание вопросам улучшения условий труда, быта и отдыха женщин, еще фактически не реализуют они свое право выдвигать женщин на руководящие должности. Последнее имеет особое значение в свете решений XIX Всесоюзной партийной конференции и июльского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС, ибо треть общего числа народных депутатов избирается теперь непосредственно от общественных организаций. Это ставит новые большие задачи перед женскими советами по подготовке кадров, отвечающих требованиям, которые будут предъявляться к народным депутатам в условиях реформы политической системы, повышения роли Советов. Успешная деятельность женсоветов в решении этих и других задач зависит от нескольких факторов: - во-первых, насколько творчески, инициативно подходят активистки женского движения к этой работе, тем более что для этого есть все предпосылки: им предоставляется свобода выбора форм и методов работы исходя из национальных, региональных, исторических условий; - во-вторых, насколько тесно сотрудничают женсоветы с другими общественными организациями и государственными органами; - в-третьих, важно также не подменять женскими советами государственные и хозяйственные органы, которые обязаны решать вопросы, связанные с улучшением положения женщин. Женские советы должны стать "возмутителями общественного спокойствия", привлекая внимание государственных органов к положению женщин. Такой подход соответствует партийной постановке вопроса о персональной ответственности каждого за свое дело. Это отвечает и ленинским принципам борьбы с бюрократизмом путем организации строжайшего контроля широких народных масс за деятельностью должностных лиц. Проблемы, связанные с трудом женщин, материнством, семьей, нуждаются в постоянном и тщательном изучении как фундаментальными, так и прикладными науками. Науке предстоит прогнозировать демографические, социальные, морально-этические процессы. Это тем более актуально, что длительное время "женские темы" не считались заслуживающими серьезного внимания. В связи с этим важное значение имеет создание Академией общественных наук при ЦК КПСС проблемного совета "Социальная активность женщин в современном мире", который призван стать центром, координирующим теоретические исследования по женской проблематике. По инициативе проблемного совета АОН при ЦК КПСС им совместно с Комитетом советских женщин проводятся международные встречи ученых и практиков социалистических стран, что позволяет ознакомиться с результатами исследований и опытом решения женского вопроса в странах социалистического содружества. Советские женщины участвуют в деятельности общественных организаций по развитию дружеских связей с международной общественностью. Комитет советских женщин сотрудничает с 350 международными региональными и национальными женскими организациями и движениями 130 стран мира. Комитет советских женщин установил тесные деловые контакты с недавно возникшими в нашей стране общественными организациями, такими, как Советский детский фонд имени В. И. Ленина, Советский фонд культуры, Всесоюзный совет ветеранов войны и труда. Только коллективными усилиями государственных и общественных организаций, самоотверженным трудом всех и каждого мы сможем добиться высот прогресса, в том числе и в решении женского вопроса. Столь же актуально, как и в дни Революции, звучат сегодня ленинские слова о том, что "не может быть социалистического переворота, если громадная часть трудящихся женщин не примет в нем значительного участия"9. Женщины нашей страны вносят весомый вклад в борьбу за мир, за то, чтобы человечество вступило в XXI в. без ядерного оружия. Примечания 1 Горбачев М.С. О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению. перестройки. М., 1988. С.7. 2 Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. Ь., 1988. С.118. 3 Материалы ХХVII cъезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. С. 52 4 Положение о советах женщин (женсоветах). М., 1986. С. 1, 6. 5 По данным комитета советских женщин, на 1 января 1988 года в стране насчитывалось 237 тыс. Женсоветов, в которые было избрано 2 млн. 300 тыс. активисток.. 6 Cм.: Степунин С. Сфера дел женсовета // Сов. Россия, 1987. 27 янв. 7 См.: Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. М., 1979. Т. 5.С.49. 8 Всесоюзный семинар председателей республиканских, краевых, областных советов женщин, Москва, январь 1988 г. Москва, 1988. С.15. 9 Ленин В.И. Полн. Сочр. Соч. Т. 37. С. 187. |