Жизнь женщин

Сенкевич А. Урусвати - свет утренней звезды. Елена Рерих // Деловая женщина, 1992, № 5. C. 11.
 
В начало документа
В конец документа

Сенкевич А.

Урусвати - свет утренней звезды, Елена Рерих


Многие последователи Николая Рериха считали себя обязанными в первую очередь его жене Елене Ивановне Рерих, от которой они получали глубокие духовные уроки, как из ее жизни, так и из ее сочинений. Они вслед за Владыками Шамбалы величали ее Матерью Агни Йоги. А для Николая Константиновича она была Ляличкой, Ладой, Другиней, Держательницей мира. Он писал о ней: "Она прозревала на всех путях наших. Нашла водительство и укрепила путь наш". Елена Ивановна родила ему двух сыновей: Юрия и Святослава. Один из них стал крупнейшим ученым-буддологом, тибетологом, другой - известнейшим художником.

Еще одно имя получала Елена Ивановна - Урусвати. В переводе с санскрита оно означает "Свет утренней звезды". За свой духовных творческий подвиг получила она это имя, ведь Елена Ивановна взяла на себя, казалось бы, невыполнимое обязательство - быть предвестницей нового счастливого Дня человечества, быть посредницей между нами, обыкновенными смертными, в мудрецами Востока, теми, кого она и ее мух называли Учителями Человечества, Махатмами, Иерархами Света, Великими Владыками, Владыками Шамбалы.

Елена Ивановна стала знаменитой благодаря своим сочинениям о Будде, о Сергии Радонежском, переводам "Тайной Доктрины" Елены Петровны Блаватской и писем Махатм, которые составили книгу "Чаша Востока". Она собрала и издала "Криптограммы Востока". О ее влиянии на Старый и Новый свет свидетельствует двухтомник ее писем, изданный в 1940 году в Риге.

Куда только ни уводит нас мистический дар Елены Ивановны. На высокогорные хребты, тибетские плоскогорья и обледенелые перевалы, в зыбучие пески пустыни Гоби. И наконец, в цитадель Иерархии Света, в священную обитель любви, знания, совершенства, чистоты - Шамбалу. В ту легендарную страну, о которой писал Николай Рерих: "Для одних Шамбала есть истина, для других Шамбала есть утопия. Для одних Шабалы Владыка есть" Старец, для других Шамбалы Владыка есть явление Довольства. Для одних Шамбалы Владыка есть украшенный Идол, для других Шамбалы Владыка есть Руководитель всех планетных духов. Но мы скажем - Шамбалы Владыка - Огненный Двигатель Жизни и Огня Матери мира".

В самом деле Елена Ивановна Рерих была центром духовного движения, связанного с распространением по миру и постижением Учения Живой Этики, Учения Агни Йоги.

Она родилась 12 февраля 1879 года в Петербурге. Елена Ивановна, в девичестве Шапошникова, приходилась двоюродной правнучкой великому полководцу Кутузову, а ее двоюродным дядей был композитор Мусоргский. Елена Ивановна очень рано лишилась отца в жила вдвоем с матерью, Екатериной Васильевной, принадлежавшей к русской аристократия. Среди родственников матери были не только Голенищевы-Кутузовы, но и князья Путянины, Шаховские, Хитрово. В семье с прадедушкиных времен сохранялся интерес к религиозно-мистическим сочинениям. Не забудем, что большая часть предков матери принадлежала к ордену вольных каменщиков и занимала в нем далеко не последнее место. Так что домашняя библиотека родителей предоставляла большие возможности любознательной, религиозно настроенной девочке. Впоследствии она вспоминала, как тайком уносила к себе в спальню тяжелый том Библии.

Уже с детских лет все надежды и идеалы своей жизни Елена Ивановна сопрягала с общим благом людей, с возможностью беспредельного совершенства человека. В этом смысле она была идейной масонкой.

Судьба масонства в России была иной, нежели в странах Западной Европы. В эпоху его широкого распространения по миру, в XVIII и XIX вехах, масонство, в конце концов, пришло и в Россию, но затем лишь, чтобы оставить неглубокий след в ее политической истории. Куда более обстоятельным, однако, было воздействие масонского мировоззрения на тот слой русского общества, из которого в дальнейшем появилась русская интеллигенция.

В самом деле, разве масонство не представляет собой особую систему моральных принципов, воплощенных в аллегории, образы, символы, которым дается гностическая, деистическая или христианская интерпретация? Вне всякого сомнения, масонство устремлено, повернуто к Востоку, ибо с помощью восточной мудрости надеется вновь обрести, понять и заново оценить предвечные и исконные черты человеческого духа. Однако увлеченность Востоком не дает еще особых оснований считать масонство социокультурным образованием, изначально враждебным национальной традиции. Масонские тайны - это лишь проекция на экран национальной культуры того весьма отдаленного прошлого человечества, когда это человечество, как считают масоны, не было разделено географически и этнологически и поэтому обладало высшей целокупной мудростью.

Прямым желанием, верой масонов является то, что всем людям необходимо приняться за работу по строительству Храма Человечества, где будет возрождена память о прошлом. Храм Человечества - это Храм Духа, а его всемогущий архитектор - Бог Любви. Это желание, эту веру масон должен выстрадать в неустанном своем движении к добру. На этом тернистом пути смерть - всего лишь этап к высшему свету. Путь к добру - это путь к прошлому, дорога в золотой век человечества. Достижение великой цели требует от масона не только моральной выдержки и мужества, но и веротерпимости. Масонство не выдвигает общего положения религиозной веры, поскольку форма, в которой осуществляется мистический акт - воссоединение Духа и Мира, гармония макро и микрокосмов, - может быть разнообразной. Духовной своей родиной масоны считают Ближний Восток и Индию, которая стала для Елены Ивановны второй Родиной. Точнее сказать, она обрела в ней часть своей прародины, ведь в сознании Рерихов Россия и Индия совмещаются как культурное целое.

Красота Елены Ивановны не была единственной причиной ее притягательности и очарования. Ее внутренний мир был изначально настолько артистичен, богат и совершенен, что она, претерпевая на своем жизненном пути различные невзгоды и испытания, год от года становилась духовно все сильнее и сильнее. Ее жизнь проходила в движении и созерцании, в литературном труде и воспитании детей. Вместе с тем, Елена Ивановна была постоянной спутницей Николая Константиновича в его путешествиях. Это и поездки с ним по древним русским городам в 1903-1904 годах, и пятилетняя Центрально-азиатская экспедиция, в посещение Риги, Нью-Йорка, других городов Старого и Нового Света, где уже находились или создавались общества друзей Н.К. Рериха.

Впервые Елена Ивановна встретилась с Николаем Константиновичем летом 1899 года в имении своей тетки в Болотом. Двумя годами позже состоялось их бракосочетание. Первые упоминания о Елене Ивановне появляются в дневнике ее будущего муха от 6, 10, 31 декабря. И в записи от 31 декабря содержится важное признание: "Вчера 30-го сказал Е.И. все, что было на душе. (...) Странно, когда в первый раз принимаешь в расчет не только себя, но и другого человека".

Хорошо осведомленный и вдумчивый исследователь жизни и творчества Н.К. Рериха П.Ф. Беликов писал в до сих пор неизданной книге "Рерих (Опыт духовной биографии)": "Первые встречи, дальнейшее знакомство, пробуждение взаимного чувства - все это у Н.К. и Е.И. протекало в плане "сосредоточения земного", однако скорее "всеохватывающего", чем "всепоглощающего". Не только о личном счастье, но и о большой творческой жизни думал Н.К., готовясь к женитьбе. Это видно из его дневников, где рядом с упоминаниями об Е.И. разбираются самые разнообразные вопросы художественной деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми".

Ко времени свадьбы, 28 октября 1901 года, Елене Ивановне было 22 года, а Николаю Константиновичу -27 лет.

Несмотря на мистическую настроенность, а может быть, благодаря ей, Елена Ивановна первое время после замужества легко увлекалось той светской жизнью, которая ее окружала. Своим конфидентом, доверенным лицом она избрала мужа, и поскольку он иногда отсутствовал в доме, разъезжая подчас без нее по своим художническим и археологическим делам, она делилась в письмах к Николаю Константиновичу своими мыслями о повседневной жизни. Его ответные письма не увещевательные, а исповедальные. Цель их, как мне представляется, воспитать молодую жену для жизни "душа в душу", "мысль в мысль". Вот что писал ей тогда Николай Рерих:

"... знай. Ладушка, если Ты свернешь в сторону, если Ты обманешь меня, то на хорошей дороге мне места не будет. Тебя я люблю только как человека, как личность, и если я почувствую, что такая любовь невозможна, то не знаю, где та граница скверного, до которой дойду я. Ты держишь меня в руках и Ты, только Ты приказываешь быть мне идеальным эгоистом, или эгоистом самым скверным - Твоя воля!"

Вообще-то молодые супруги расставались редко. С самого первого года замужества Елена Ивановна сопровождала мужа в его археологических экспедициях, жила в самых неприхотливых условиях, иногда в землянках, помогала в серьезных научно-художественных предприятиях Николая Рериха, таких как пятилетняя Центральная азиатская экспедиция. Пакт Рериха, устройство Института гималайских исследований в долине Кулу и многое другое. Значительное место в жизни Елены Ивановны занимало общение с мудрецами Востока, как она их называла, - Великими Владыками. Встреча с Великими Учителями Востока, Гималайскими Махатмами самими Рерихами датируется началом Центральной азиатской экспедиции - 1923 годом. Этот год знаменует коренной перелом в отношении Николая Рериха к совдепии и ее вождям. Ведь еще в 1919 году в письме к своему сподвижнику, латышскому литератору Рихарду Рудзитису, Николай Рерих называл Ленина и Троцкого бандитами. А в 1926 году Николай Рерих, Елена Ивановна и сын Юрий приезжают в Москву и привозят, как они утверждают, по просьбе Махатм, ларец с гималайской землей на могилу Ленина (какая неинформированность!) и их послание советскому правительству.

Начиная с 1923 года Елена Ивановна ведет напряженную работу над записью (или сочинением?) книг Живой Этики.

На вопрос, что же из себя представляет учение Живой Этики, Елена Ивановна отвечает: "Оно вмещает всю жизнь, все области ее, имеет в виду все. усовершенствования, потому, кроме постоянного нравственного совершенствования, каждый человек должен изучать и располагать хотя бы одним мастерством и ремеслом".

Велика роль Елены Ивановны в создании Пакта Рериха, по условиям которого договаривающиеся стороны обязуются во время вооруженных конфликтов поддерживать и защищать материальные культурные ценности.

Мысль о спасении культуры в экстремальных для нее ситуациях была высказана Рерихом в его докладе в петербургском обществе архитекторов еще в 1904 году. В 1915 году Николай Рерих эту же идею спасения культурных завоеваний человеческого гения докладывал императору Николаю II и великому князю Николаю Николаевичу. Его проект был встречен с благожелательностью и пониманием, однако начавшаяся первая мировая война помещала его осуществлению. Только в 1929 году, после возвращения в Америку из пятилетней экспедиции по Центральной Азии, Рерих опубликовал принципы Пакта в нью-йоркской печати. Прошло еще шесть лет, и 15 апреля 1935 года в кабинете президента Рузвельта в Белом Доме Пакт был подписан Соединенными штатами и республиками Центральной и Южной Америки. Личная переписка Елены Ивановны с президентом Рузвельтом, безусловно, содействовала утверждению авторитета великой гуманитарной идеи ее муха среди людей власти.

Елена Ивановна прониклась твердой уверенностью в спасении культуры силою религии (которая трактовалась ею в масонском и теософском смысле), искусства и науки. Не она ли подсказала Николаю Рериху эскиз Знамени Мира? Это Знамя представляет собой, как известно, красную окружность с тремя красными кружками посередине на белом фоне. То есть религия, искусство и наука в общем кругу культуры. Впрочем, Елена Ивановна интерпретировала эти символы еще глубже, выявляя скрытый эзотерический смысл: троичность бытия. Они выражают единство прошлого, настоящего и будущего в беспрерывном восхождении человека в процессе эволюции.

После Центральной азиатской экспедиции постоянным местопребыванием семьи Рерихов стало небольшое поместье на севере Индии, в гималайской долине Кулу. Здесь Н.К. Рерих основал гималайский институт исследований и назвал его именем своей жены - Урусвати. Институт был не только научным, но и духовным центром. Отсюда руководили Николай Константинович и Елена Ивановна многочисленными, рассеянными по миру последователями, которые образовали около 90 отделений Общества имени Рериха в 30 странах. Отсюда они созидали и укрепляли то величественное здание Творчества, Мысли, Духа, которое, как им представлялось, будет содействовать будущей гармонии человечества. Другое дело, что их практический идеализм не дал тех результатов, на которые они рассчитывали.

Созданная в СССР система ГУЛага не вписывалась в мир тонких чувствований Рерихов, не соответствовала ритму Совершенного Сердца. Многоцветные краски пожухли и остались черно-белые контрасты: коммунистические паханы и Владыки Света. Осознавали ли это Николай Константинович и Елена Ивановна? Конечно же, нет! А иначе зачем, уже после смерти мужа, в 1947 году она всеми правдами и неправдами добивалась вместе с сыном Юрием возвращения в СССР? Неужели она забыла трезвое письмо-предупреждение брата мужа - Владимира Константиновича? Ведь еще в 1925 году, обращаясь к ней, он писал: ''Возвращение в Россию и плодотворная там работа возможны только при удалении той кучки, которая царствует в СССР и которой нет никакого дела до блага Родины, а только они преследуют свои интересы. Как они разоряют всех крестьян залогами, и этим всех обрекают на полуголодное существование, и какое развили шпионство и предательство, что мы, не живущие там, трудно даже себе все это представляем. Если скоро должно быть возрождение Новой России, то следовательно должны придти и новые люди, вместо этой кучки коммунистов-грабителей. А тогда и наше возвращение на Родину в Россию будет возможно и всех возвращающихся на Родину будет ждать работа, а не тюрьма".

Слава Богу, нашлись в советском консульстве порядочные люди: положили ее прошение под сукно. Так и не дождалась она от них ни отказа, ни разрешения. 5 октября 1955 года - день завершения земного пути Елены Ивановны Рерих.

Много заветов оставила она нам. И в своих письмах, и в книгах. Вот один из них, чуть ли не главнейший, завет-пророчество: "Битва Армагеддона" не может быть только победоносным шествием, ибо в нее вовлечены Силы Великие, как с той, так и с другой стороны. Победа Светлых Сил непреложна. Они идут с Космическим Магнитом, который ведет и привлекает в действие силы величайшие, против которых, конечно, не могут устоять силы темные. Стихия огня чистого палит их. Но нужно дожить до этого срока".

Елена Ивановна не дожила, но ее сын Святослав Николаевич все-таки увидел на Родине своих родителей едва-едва забрезживший утренний свет. Может быть, в этом слабом предутреннем мерцании есть и свет утренней звезды - Урусвати?

* Армагеддон - в христианских мифологических представлениях место эсхатологической битвы на исходе времен между силами Света и Тьмы, Добра и Зла.