Право

Ржаницына Л. С. Социально-экономическая программа - работающей женщине // Роль женщины в современном общетве (К этогам Х-летия женщины ООН). Сб. статей. Ч. II. М., 1985. С. 137-151.
 
В начало документа
В конец документа

Ржаницына Л. С.

Социально-экономическая программа -работающей женщине


Для социалистической экономики страны Советов цели Десятилетия женщины ООН означают очередной этап расширения льгот и преимуществ для женщины, совершенствования условий ее жизни, исходя из роста возможностей общества и возвышения потребностей человека. Постоянно расширяющаяся система социально-экономических гарантий равноправия граждан, в том числе по полу, - отличительная черта социализма, решительно уничтожившего социальное неравенство граждан и впервые создавшего действенный механизм реализации прав на деле, основанный на свободном от эксплуатации общественном производстве, ориентированный на рост благосостояния всех трудящихся, на плановое ведение хозяйства и распределение национального дохода.

Именно исторический опыт социализма показал, что его путь решения женского вопроса на базе вовлечения женщин в общественное производство и общественное управление в сочетании с комплексом гарантий для них является наиболее эффективным. В результате сформировался новый тип женщины - равноправного товарища мужчины в труде, семье и обществе, который, несомненно, отражает принципиальные достижения социализма, ибо общественный прогресс "может быть измерен общественным положением женщины"[[Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 32, с. 486.]]. Самостоятельность (сейчас более 2/3 женщин имеют собственный источник дохода - заработок, стипендия, пенсия, тогда как еще в 60-е годы большинство их - иждивенцы, домашние хозяйки, занятые в личном подсобном производстве), образованность (8 из 10 женщин, занятых в народном хозяйстве, имеют высшее и среднее, полное и неполное образование, 60% всех специалистов - женщины), высокая трудовая активность (более 90% трудоспособных женщин работают или учатся), активный участник политического и хозяйственного управления (50% депутатов Советов - женщины; 90% работающих участвуют в социалистическом соревновании), заботливая мать и хозяйка дома (в СССР 70 млн. детей, 5 млн. рождений ежегодно) - таковы лучшие черты современной советской женщины. Ей свойственная активная жизненная позиция, потребность в деятельности; полноценная жизнь ее невозможна вне труда, учебы, общественных интересов, также как и вне семьи, детей, традиционных женских свойств "заботливости, чуткости, внимания, эмоциональности. Для всего прогрессивного мира она - образец для подражания, пример, желанное будущее".

"Знаете ли Вы, советские женщины, - пишет француженка Ф. Сюллеро, - что Вы представляете собой доказательства права женщины на равенство? Теперь, когда в той или иной стране говорят, что хотя она мила и привлекательна, она все же должна знать "свое место", т.е. не стремиться к образованию и получать неравную оплату за свой труд, она может ответить: "А как же женщины в СССР?"[[Сюллеро Э. История и социология женского труда. М., "Прогресс", 1973, с. 6.]].

Когда достигнуто главное - равенство перед законом, право на труд и отдых, на образование, социальное обеспечение, дальнейшее развитие должно сделать сочетание обеих важнейших социальных функций женщины: новой - деловой и традиционной - материнской, наиболее оптимальным, иначе говоря, максимально благоприятным и облегченным с помощью общества.

Это, пожалуй, не менее сложная задача, чем та, которая составляла содержание женского вопроса в 20-е - 30-е годы, когда советская власть вывела женщину из узкого мира домашнего и личного, преимущественно крестьянского хозяйства, вовлекла в общественное производство, дала образование, профессию. В 70-е и 80-е годы, когда работа и учеба женщины стала правилом, в "узкое место" в значительной мере превратилось другое: совмещение их с отношений меняется сам критерий оптимальности. В наши дни он более сложен, чем ранее, и исходит из требований развитого социализма: обеспечить такие условия труда, быта и отдыха женщин, которые позволили бы выполнять им обе их функции, трудовую и материнскую, исходя из задачи наиболее полного удовлетворения потребностей и всестороннего развития ее личности как полноправного члена общества. Для женщин такая постановка вопроса означает качественно новый этап понимания равенства - не только социально-трудовой равенство, оно уже достигнуто, а получение решительных преимуществ, обеспечивающих в наибольшей степени учет особенностей положения женщины-матери и его экономических последствий. Если женщина будет выбирать профессию не по способностям, а в зависимости от материальных забот семьи, отставать по квалификации, перегруженная домашними делами, соглашаться на любые условия труда, даже малосодержательные, иметь меньше свободного времени для саморазвития, образования, общественной деятельности, то может усилиться определенное отставание женщины, что исходя из роли матери в жизни человека, может отрицательно повлиять на формирование будущих поколений, ибо "настоящей матерью воспитывающей, дающей пример, вызывающей любовь, восхищение, желание подражать, будет только мать, которая сама живет настоящей, полной человеческой гражданской жизнью"[[Макаренко А.С. Соч.: т. 4, М., 1957, с. 442.]]. Поэтому на путях достижения полной социальной однородности современный социализм вплотную подходит к введению дифференцированных в пользу женщин-матерей норм труда, отдыха, общественного обслуживания, а там, где они уже предусмотрены, к необходимости серьезно увеличить подобную дифференциацию.

Потребность в реализации знаний, профессиональном росте, деловой карьере необычайно обострила для женщины проблему быта, вынудила ограничить число детей, жертвовать своим сном, досугом. Причем, имея неограниченную возможность работать и учиться, современная женщина стала в известной мере более чувствительна ко второй, семейной своей роли, что связано с улучшением демографической ситуации, соотношением населения по полу (доля мужчин возросла в 1984 г. до 47% против 44% в 1950 г.), подъемом уровня жизни всех категорий семей (реальные доходы сейчас в 2,5 раза выше, чем в 1960 г., в 1,5 раза выше 1970 г.)[[Народное хозяйство СССР в 1983 г. М., Финансы и статистика, 1984, с. 6, 31; Народное хозяйство СССР в 1975 г., с. 8, 41.]].

Задача улучшения положения работающей женщины, максимального облегчения ее "двойной ноши" (работа, дом), создания наиболее благоприятных условий для материнства и детства, устранения препятствий с пути всестороннего развития личности женщины - одно из главных направлений социальной политики КПСС. Социальная программа, выдвинутая в решениях XXV и XXVI съездов КПСС, построена в последнее десятилетие так, чтобы добиться для женщин-матерей и детей первоочередной реализации мер по благосостоянию, способствовать повышению рождаемости, улучшению качества воспитания, образования, содействовать развитию содержательного досуга. Непосредственно на производстве усилился контроль за условиями труда, в которых работают женщины, ужесточены требования к тяжести и вредности, возросла техническая вооруженность в целях создания возможностей для производительного и содержательного труда на каждом рабочем месте; существенно повысились ставки и оклады, другие элементы оплаты в ряде отраслей с применением преимущественно женского труда - легкая, в т.ч. текстильная, пищевая отрасли промышленности, животноводство, а также просвещение и т.п. В годы Десятилетия женщины осуществлено очередное повышение отпусков работающим женщинам, введены новые и повышены действующие пособия на детей (теперь в СССР нет ребенка, который бы не получал тот или иной вид пособия), расширены пенсионные льготы многодетным матерям, увеличена помощь на детей малообеспеченным семьям - в дополнение к специальным пособиям они освобождены от платы в детские дошкольные учреждения, пионерские лагеря, санатории. Новым направлением стала государственно организованная помощь молодым семьям: им установлены финансовые льготы. Произошло значительное усиление дифференциации объектов социальной помощи (преимущества получили не только многодетные и малообеспеченные категории, но и молодожены, неполные семьи, семьи с детьми в районах с трудными природно-географическими условиями, пониженной рождаемости и т.д., что, несомненно, повысило эффект мероприятий. Вплотную приблизились мы к удовлетворению потребности в детских дошкольных учреждениях (сейчас в садах и яслях содержится 60% всех детей; 28 млн. детей в 1983 г. отдыхали в пионерских и школьных лагерях, на загородных дачах с детским садом). Проведено определенное снижение цен на товары, в том числе и детского ассортимента, но особенно важно, что уже много лет цены на продукты питания для всего населения поддерживается на льготном уровне. Очень важный аспект - улучшение для 30-35 млн. семей жилищных условий, сохранение самой низкой квартирной платы (3% семейного дохода), рост объема услуг в целях облегчения домашних забот и многое другое. Масштаб проделанного виден из того, что одни только расходы государства на воспитание подрастающего поколения сейчас втрое выше, чем в 60-е годы.

Нельзя не сказать еще об одном значении социальной политики в пользу работающей женщины-матери. Интенсификация общественного производства в значительной мере определяется тем, как будет обеспечено развитие главной производительной силы - человека, а для женских кадров это тесно связано с решением всего комплекса экономических проблем материнства и детства.

Однако перед системой льгот и преимуществ, предоставляемых женщине, в период развитого социализма стоят задачи, определенные не только ролью женщины как рабочей силы, участника общественного производства, но и с тем, что она - личность с разнообразными и сложными потребностями, для удовлетворения которых особое значение имеет общественная помощь, общественная поддержка. С этой точки зрения к определению путей дальнейшего улучшения жизнедеятельности женщины особенно необходим системный подход, который может быть обеспечены таким инструментом планового управления, как специальная целевая комплексная программа "Труд, быт и отдых работающей женщины". Контуры ее уже ясно наметились, остается дать ей "полные права гражданства", включив в состав планов развития народного хозяйства, пятилетних и перспективных планов социального развития предприятий; последние на деле показали, как много они могут сделать для своих работниц. В пределах такой целевой программы можно было бы более обоснованно определить ответственность, объединить исследования по женской проблематике.

Стремительно вошли женщины в мир общественного труда. Необходимо, чтобы все стороны их жизни успевали бы за этим динамичным процессом: применяемая техника и организация труда, сфера детских учреждений, бытового обслуживания. Недостатки в этих сферах порождают те или иные аспекты женского вопроса, которые вполне преодолимы, поскольку не связаны с классовыми антагонизмами, но требуют усилий и внимания со стороны общества.

Как указывает К.У. Черненко, "вступление в этап развитого социализма - великое завоевание советского народа. Однако это не означает, что во всей нашей жизни в каждой, так сказать "клеточке" общественного организма полностью, последовательно и неукоснительно соблюдаются все социалистические требования и нормы. Этого, как известно, мы еще не добились, не все задачи и проблемы у нас решены..."[["Коммунист", № 18, 1984, с. 5.]].

Особого внимания заслуживает прежде всего совершенствование в трудовой сфере, которая в соответствии с теорией марксизма является материальной основой социального равноправия женщин. Если учесть, что женская занятость в СССР ныне практически не отличается от мужской (по данным переписей населения в 1959 г. работали в общественном производстве 69% женщин, и 89% мужчин, тогда как в 1979 г. эти показатели максимально сблизились, - соответственно 84 и 89%)[["Социалистический труд", № 8, 1984, с. 90.]], а также то, что большинство современных женщин выражает свое стремление работать, независимо от заработка мужа, связывает это свое желание, как правило, с внеэкономическими причинами (66-78% опрошенных на предприятиях Костромы, Молдавии, Рубцовска, Саранска и др.), то всякие разговоры "О возвращении женщины в семью" представляются, как говорила еще Клара Цеткин, безрезультатными и бессмысленными, напоминающими сопротивление внедрению машин на заре индустриального развития. Даже в тех национальных республиках, где длительное время интересы женщин ограничивались домом, произошло значительное расширение числа женщин, работающих в народном хозяйстве: в Узбекистане работало в 1983 г. в 2 раза больше женщин - рабочих и служащих, чем в 1970 г., в Казахстане в 1983 г. было 3 млн. таких женщин, тогда как в 1970 г. 1,7 млн. и т.д.; и среди женщин старше трудоспособного возраста (55-59 лет) у нас работают 29%, в том числе с высшим образованием - 46% - тоже очень высокая отметка уровня занятости.

Подобная тенденция - рост экономической активности женщин - как известно, всеобщая. Но при одной и той же материальной основе (развитие машинной и других видов новой техники) и внешне похожих явлениях (расширение женского труда в разнообразных сферах деятельности) различно решаются условия вовлечения женщин в общественное разделение труда при социализме и капитализме. Не совпадают: ни характер труда, ни его мотивы, ни профессиональная квалификация, ни возможности обучения, ни принципы вознаграждения и социального обеспечения. десятилетие женщины еще раз обнажило эти различия систем, в главном, принципиальном - отношении общества к трудящейся женщине. Если в истекшие годы Десятилетия (1976-1983 гг.) в СССР было вновь привлечено в народное хозяйство 7 млн. женщин и все женщины, вступившие в трудоспособный возраст, нашли себе работу (учебу) по интересам, то в странах Общего рынка (ЕЭС) в это же время только официально зарегистрированная численность безработных женщин возросла на 1,2 - 1,3 млн. чел.

Ныне СССР - страна с самыми большими масштабами применения в планово-организованном порядке непосредственно общественного женского труда: сейчас работают 65 млн. работниц, специалистов, служащих, колхозниц - несколько более половины всех занятых в народном хозяйстве. А начинали с малого: в 1928 г., когда приступили к строительству фундамента социалистической экономики, было всего 2,8 млн. женщин - рабочих и служащих.

В настоящее время женский труд распространен практически во всех отраслях народного хозяйства: около 40% женщин (примерно 24-25 млн.) трудятся в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи; 16-18% (примерно 11 млн.) в сельском и лесном хозяйстве, около 30% (19-20 млн.) - в социально-культурных отраслях: просвещении, здравоохранении, в науке и управлении; 15% (около 10 млн.) - в отраслях, обслуживающих население: торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании и т.п. В промышленности отрасли наибольшей женской занятости - машиностроение и металлообработка, химия, нефтехимия, целлюлозно-бумажная (42-48% общего числа работающих), легкая и пищевая (53-82%)[[Л.С. Ржаницына. На благо советской семьи. М., Знание, 1981, с. 26, 27; Н.И. Татаринова. Научно-технический прогресс и труд женщин. М., Наука, 1979.]].

Принципиально социалистическое государство не рассматривает женщину как дешевую и малоквалифицированную рабочую силу и создает возможности для практически неограниченной профессиональной квалификации женского труда. В промышленности женщинам широко доступны квалифицированные и высококвалифицированные рабочие профессии: 70% всех аппаратчиков, более 50% операторов автоматических линий, более 40% машинистов, мотористов, радиомонтажников, слесарей сборки. Много среди них регулировщиков электромонтажных приборов, программистов и операторов ЭВМ, есть наладчики; в государственных профтехучилищах женщин обучают почти по 1000 рабочих профессий: исключение составляют вредные для здоровья работы. Число инженеров и техников, врачей, юристов, агрономов, управляющих у нас больше, чем во всех развитых капиталистических странах; общее число дипломированных специалистов-женщин 19 млн., тогда как мужчин даже меньше - 13 млн. В промышленности 60% инженеров - женщины (в 1975 г. - меньше половины), 40% научных работников, 68% врачей, 33% агрономов. За 1975-1983 гг. число мастеров-женщин увеличилось на треть; 500 тыс. женщин работают директорами предприятий и строек, совхозов, руководителями учреждений здравоохранения, культуры, бытового обслуживания. Сравните: при капитализме основной сферой применения женского труда является мало- и полуквалифицированные работы на производстве, в торговле, сервисе, конторе, социальном обслуживании: в принципе это полтора десятка профессий - продавщицы, официантки, парикмахеры, домашняя прислуга, медицинские сестры, сиделки, секретари, машинистки, учителя, конвейерные, менее оплачиваемые работы в легкой, пищевой, электротехнической промышленности.

Профессиональная квалификация женского труда испытывает существенное влияние научно-технического прогресса. При социализме внедрение НТП происходит планомерно, учитываются его социальные последствия, в том числе и в области женского труда. В целом основные направления НТП, включающие новые виды энергии, открытия электроники, химии, биологии расширяют возможности применения женского труда. Возникают доступные для женщин профессии механизированного и автоматизированного труда.

По статистическим данным (обработанным автором) видно, что с 1972 по 1982 гг. в промышленности в наибольшей степени увеличилась численность женщин, занятых на автоматизированном оборудовании (на 34%). Не менее важно отметить рост (на 32%) числа женщин, работающих по наладке и ремонту оборудования, а эти профессии требуют наибольшей квалификации и оплаты. В сельском хозяйстве значительно увеличилось число женщин-механизаторов: трактористов, комбайнеров, женщин-машинистов установок, водителей автомашин, операторов животноводческих ферм. Соответственно сократились профессии ручного труда: гальваников, транспортировщиков, грузчиков, каменщиков, дорожных рабочих, работающих вручную животноводов и т.д.

Однако наряду с несомненными достижениями надо отметить и некоторые проблемы. Среди них - темпы роста численности женщин, занятых автоматизированным и механизированным трудом, пока ниже, чем у мужчин. Значит, действующая система сокращения ручного труда не в полной мере ориентирована на женщин и потому правильно будет дополнить ее специальной целевой программой. Следовало бы также на это нацелить и развернувшуюся с одобрения ЦК КПСС кампанию по аттестации рабочих мест по методу Днепропетровского комбайнового завода и другой передовой опыт в организации производства.

Есть и еще один аспект проблемы внедрения новой техники, требующий усиленного внимания. На него указывал Маркс, когда писал, что хотя при внедрении технических новшеств уменьшается значение физических усилий, но с другой стороны - машина нередко освобождает "не рабочего от труда, а труд от всякого содержания"[[Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. II, т. 23, с. 434.]]. И действительно, нам небезразлично, как новая техника влияет на содержательность труда рабочего; при социализме принципом внедрения машины является не просто экономия труда, а общее улучшение условий труда. Поэтому необходим выбор таких вариантов механизации и автоматизации труда, при которых рабочие и работницы занимались бы в основном содержательной деятельностью, регулированием и контролем производственного процесса, а решаемые ими задачи становились все более сложными и разнообразными.

В этих условиях особое значение имеет: развитие совмещения профессий и должностей, многостаночное обслуживание (в проводимом с 1984 г. крупномасштабном эксперименте по расширению прав и ответственности предприятий не только повышены размеры материального поощрения за совмещение, но и оно разрешено без ограничений), коллективные формы организации труда с распределением выполняемых функций и оценкой труда самими работниками; наконец, меры, стимулирующие соревнование, более широкое привлечение работников к принятию управленческих решений на своем предприятии, т.е. всего того, что резко повышает удовлетворенность работника своим трудом. Причем для женщин это имеет очень большое значение, поскольку среди них отмечается несколько меньший, чем у мужчин, процент удовлетворенных трудом, меньший охват бригадами, рационализацией и другими видами технического творчества.

Комплексная механизация и автоматизация - главное средство облегчения условий на производстве. Постановлением Правительства в 1981 г. не только снижены разовые нормы подъема тяжести для женщин и установлена суммарная нагрузка в смену, но и определено, что предприятия, которые к 1986 г. не механизируют работы сверх данного лимита, будут лишены права использовать на них женский труд[["Работница", № 9, 1984, с. 10.]]. Такой порядок централизованного решения проблемы ликвидации тяжелого физического и ручного труда позволяет, уменьшая каждую пятилетку допустимый предел тяжести, полностью устранить подобный труд для женщин в течение ближайших 15-20 лет.

Овладение новой техникой, планомерное, организованное в масштабах государства совершенствование квалификации женщины, которая нуждается в этом больше, чем мужчина, так как вынуждена прерывать свою трудовую деятельность в связи с рождением детей, сопровождаются ростом заработной платы работающих женщин. И хотя только в 1983 г. квалификацию повысили 13 млн. женщин, эта проблема далеко не решена.

При социализме одинаковый по количеству и качеству труд оплачивается одинаково, без какой-либо дифференциации по каким-либо иным признакам. Государство в масштабах всего общества устанавливает централизованно по отраслям народного хозяйства, видам работ, их сложности и условиям труда единые и обязательные для всех тарифы рабочих и оклады инженерно-технических работников и служащих, которые не предусматривают деления по признаку пола; едины в тарифно-квалификационных справочниках и квалификационные требования к знаниям и умению работника для выполнения работ того или иного разряда; каждый, кто выполняет эти требования, получает право на указанный уровень квалификации; единообразны применяемые поощрительные формы и системы, способы начисления заработка, всех его элементов, включая премии, территориальные надбавки; установленные социальные компенсации и гарантии - оплата очередных и учебных отпусков, за работу в сверхурочное, ночное время и т.п. распространяются на всех работающих.

И тем не менее требуется специальное регулирование заработной платы по признаку пола для того, чтобы женщины не отставали в этой области. Оно, безусловно, не связано как при капитализме с существующей дискриминацией в оплате труда женщин, которое приносит миллиарды дополнительной прибыли. У нас "женский аспект" оплаты труда имеет почву в исторически сложившихся различиях по отраслям, где традиционно применяются мужской и женский труд: тяжелая и легкая промышленность, производственная и непроизводственная сфера. Социалистическим государством по мере роста производительных сил общества проводится политика сокращения межотраслевых различий в оплате труда. Так, при централизованном введении новых повышенных ставок и окладов рабочих и служащих в народном хозяйстве в 70-х годах для отраслей обрабатывающей промышленности, непроизводственных и т.п., где значительны масштабы женского труда, был обеспечен рост заработной платы на 15-18%, а для отраслей добывающих, строительства, транспорта, применяющих в связи с характером работ, главным образом, мужской труд, - 10-11%[[Народное хозяйство СССР в 1983 г. М., Финансы и статистика, 1984, с. 393, 394.]]. Общегосударственные меры по повышению заработной платы дали в последние 10-15 лет ощутимую прибавку к доходам семей на основе ее значительного прироста у работающих женщин.

Вот один из конкретных примеров из бюджетных обследований доходов семей, ведущихся статистическими органами в СССР. Доход семьи Боровко из Новосибирска (двое работающих, двое детей) в 1983 г. увеличился против 1971 г. в 1,6 раза, в том числе и за счет того, что у жены (Татьяны Ивановны) за этот период заработная плата возросла с 155 до 300 руб. в месяц. Был введен коэффициент к оплате труда на швейном предприятии, где она работает швеей, увеличены тарифные ставки, выплачено вознаграждение по итогам работы за год, повышены размеры премий рабочим, освоившим технически обоснованные нормы, стали премировать за новую продукцию повышенного качества[["Агитатор", № 17, 1984, с. 17.]].

Специфическое направление в централизованном регулировании уровня оплаты труда женщин - возмещение государством потерь в их заработке в связи с естественными перерывами в трудовой биографии на рождение и воспитание детей. Оно сейчас существенно увеличилось за счет расширения всех видов социальных выплат работающей женщине-матери. По расчетам на одну работницу, уходящую в отпуск по беременности и родам и уходу за малолетним ребенком, такие выплаты в 1984 г. были вдвое выше, чем в 1970 г., а это означает значительно более высокий размер компенсации утраченного заработка.

Важнейшее направление социальной политики - облегчение условий труда и жизни работающей женщины, улучшение соотношения между ее рабочим и свободным временем. Не секрет, что современная женщина, совмещающая столь важные для общества функции - трудовую и семейную, перегружена: обследования выявили среди женщин-матерей наибольшее число тех, кто устает на работе. Это не может не сказаться как на здоровье женщины, рождаемости, качестве воспитания детей, так и на трудовых отношениях: нерационально используется женская рабочая сила, происходит относительное отставание в квалификации, производительности труда. Вот почему Конституция СССР, социальная программа КПСС постоянно ориентирует на прямое сокращение рабочего времени женщин с детьми[[Материалы XXVI съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с. 178.]].

В 70-е годы и в годы непосредственно Десятилетия женщины проведены крупнейшие мероприятия в этом направлении, увеличены оплачиваемые очередные отпуска женщинам с двумя детьми, по уходу за малолетним ребенком, установлен порядок, при котором отпуск женщине-матери предоставляется в удобное для нее время; кроме того, повышение продолжительности отпусков за стаж работы, преимущественно на работах с высокой долей женского труда (легкая, пищевая промышленность, связь, растениеводство и животноводство совхозов, участковые врачи, медицинские сестры в яслях и др.). По нашему мнению, можно было бы для женщин-матерей с маленькими детьми ввести в ближайшие годы 40-часовую рабочую неделю, сократив ее, таким образом, на 1 час.

Однако возможности прямого сокращения рабочего времени в предстоящей перспективе ограничены, и потому XXV и XXVI съезды рекомендовали организовать по желанию женщин нестандартные режимы рабочего дня: неполную занятость, гибкий график (СГР), работу на дому. Как показывают опросы, форму частичной занятости многие бы женщины предпочли пособиям, ибо участие в общественном производстве позволяет сохранить квалификацию, быть в коллективе, наконец, пополнять бюджет семьи.

К настоящему времени мы имеем специальное законодательство по этим вопросам, уравнивающее женщин, работающих на неполной занятости и на дому, с тем, кто работает полный день, регулирующими СГР (Постановления Госкомтруда и ВЦСПС); есть положительный практический опыт, словом, общественные выгоды здесь ясны. Но для руководителей предприятий и учреждений, вплоть до мастера, неполный день и СГР означают отход от традиционной стандартизации трудовых отношений, индивидуализацию их, в условиях которой управлять гораздо сложнее. Вот почему режим неполной занятости еще охватывает только доли процента от общей численности в промышленности, а СГР по-прежнему остается "экспериментом".

Видимо, надо увеличить льготы и преимущества предприятиям и учреждениям, применяющим удобные для женщин нестандартные графики работы, в отношении штатов, лимитов численности, пределов управленческих расходов и т.п. и одновременно повысить роль централизованного планирования. Например, специально резервировать места с подобным режимом для женщин. Целесообразно также объявить всесоюзный конкурс ВЦСПС по этой проблематике для всех трудовых коллективов, в котором должны сказать свое слово наиболее передовые из них, усилить практический показ прогрессивного опыта и др.

Жизнь не стоит на месте. Наша страна на основе интенсификации экономики и совершенствования производственных отношений выходит на рубежи, которые нас приближают к самым высоким идеалам социализма во всех областях, включая и социально-экономическое положение женщины. Предстоящий XXVII съезд КПСС явится важнейшим этапом в решении ключевого вопроса социалистического общественного производства - благосостояние и свободное развитие для всех.