Труд, образование, здоровье

Шакулова В. С. Культурная революция и женский вопрос // Опыт КПСС в решении женского вопроса. М., Мысль, 1981. С. 77-102.
 
В начало документа
В конец документа

Шакулова В. С.

Культурная революция и женский вопрос


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Делом огромной государственной важности явилась ликвидация неграмотности. Она представляла собой одну из первоочередных задач культурной революции, решение которой позволяло ускорить темпы социалистического строительства. В целях подъема просвещения трудящихся масс партия разработала и приняла многочисленные меры. Среди них достойное место заняло широкое освещение в печати вопросов ликвидации неграмотности.

Уже в первом номере "Крестьянки", в листке-приложении для обучения неграмотных и малограмотных, в популярной форме излагалось содержание изданного Советской властью в 1919 г. декрета о ликвидации неграмотности в РСФСР, приводилась таблица грамот-ности в России мужчин и женщин (в городах и деревнях) по переписи 1897 г.43

Как "Крестьянка", так и "Работница", "Коммунистка", а также "Ленинградская работница и крестьянка", "Коммунарка Украины", "Московская делегатка" и вышедшие чуть позднее "Батрачка" (с января 1925 г.), "Труженица Северного Кавказа" (с 8 марта 1925 г.), "Труженица Армении", "Селянка Украины" и другие журналы постоянно помещали самые разнообразные материалы, посвященные этому вопросу.

В среднем процент неграмотности среди женщин был более чем вдвое выше, чем среди мужчин, писала "Коммунистка". Если на каждые 1 тыс. мужчин, по переписи 1920 г., приходилось 270 неграмотных, то на каждые 1 тыс. женщин - 629 неграмотных44.

На страницах печати обобщался опыт борьбы с неграмотностью, сообщалось, в частности, о работе II Всероссийского съезда по ликвидации неграмотности (май 1923 г.). В приветствии, посланном В. И. Ленину, делегатки просили его принять звание почетного красного ликвидатора безграмотности и обещали во многом преодолеть темноту и невежество к 10-й годовщине Октября, в первую очередь среди членов партии, комсомолок, членов Советов, делегаток женотделов45.

Вопрос о первоочередной ликвидации неграмотности среди женского актива ставился не случайно. Так, в Краснопресненском районе Москвы из 2865 делегаток "хорошо грамотных", как писала "Коммунистка", было только 45,3%, малограмотных-46,4 и неграмотных- 8,3%46. На совещании-курсах парторганизаторов-работниц (1925 г.) в группе активисток Иваново-Вознесенска из 40 человек среднее образование имели всего 2 женщины, четырехклассное-1, низшее-20 и 17 человек- самоучки. В то же время средний возраст парторганизаторов-работниц составил 20-30 лет47.

Газеты и журналы писали о работе III Всероссийского съезда по ликвидации неграмотности (июнь 1924 г.), который призвал особое внимание обратить на работу среди женщин и национальных меньшинств48.

Будучи активной помощницей партии в преодолении неграмотности, женская печать в ответ на лозунг "Грамотный, обучи неграмотного!" широко публиковала письма женщин, приобщившихся к грамоте, организовывала смотры. Ряд статей был посвящен огромному политическому значению ликвидации неграмотности49. "Коммунистка" разъясняла, что партией поставлена задача к концу 1925 г. обучить посредством ста с лишним тысяч пунктов ликвидации неграмотности, "ликпунктов", как тогда называли, 6 млн. неграмотных женщин 50.

Прежде всего партийные организации развертывали ликвидацию неграмотности среди пролетарской части женщин. Работницы обучались грамоте главным образом Непосредственно на ликпунктах при фабриках и заводах. Активистки, стремясь привлечь туда домохозяек, жен рабочих, совместно с обществом "Долой неграмотность!" организовывали при пунктах рукодельные школы, курсы кройки и шитья, налаживали дело таким образом, чтобы работницы обучение грамоте совмещали с овладением ткацким или прядильным мастерством, с обучением кройке и шитью. "Коммунистка", "Работница" писали о широком распространении в середине 20-х годов "трудовых посиделок" с чтением учебного материала вслух, с вечерами вопросов и ответов, с беседами на политические и экономические темы.

Для домохозяек, обучавшихся на таких пунктах, был организован внеочередной прием детей в ясли, школы, при клубах открывались детские комнаты. Это были, как писала "Коммунистка", первые, но эффективные шаги приобщения работниц к грамоте51.

Материалы, помещенные в женских журналах специально для работниц, особо подчеркивали, что повышение грамотности является непременным условием их более активного участия в промышленном производстве, общественной деятельности. Большую роль сыграли, например, публикации статей Н. К. Крупской "Работница в советском строительстве", "Ленин и народное просвещение", А. М. Коллонтай "Классовая война и работница". Только за пятилетие после выхода первого номера "Коммунистка" посвятила женской части промышленного пролетариата 123 статьи52. Так женские журналы выступали коллективным организатором похода работниц за знаниями.

Много внимания партия уделяла ликвидации неграмотности сельского населения. По переписи 1926 г., в европейской части РСФСР грамотных среди женщин села в возрасте от 16 до 35 лет было 47,4%, т. е. меньше половины, и в возрасте от 35 до 50 лет-21,1%, т. е. меньше четверти. Неграмотной была главным образом деревенская замужняя женщина53. Поэтому здесь значительно труднее решались культурные задачи, нужно было создать более широкую сеть пунктов ликвидации неграмотности. Об этом говорилось в ряде опубликованных в женской печати статей. Ставился вопрос и о том, чтобы сами крестьянки помогали Советской власти в открытии школ, изб-читален. "Без грамотности, без знаний не наладить хорошей жизни, не победить разрухи... Крестьянка не допустит, чтоб подрастающее поколение деревни вновь пошло по пути невежества, крестьянка поддержит школу..."54

Политическая значимость этих материалов особенно подчеркивается в свете указания В. И. Ленина о том, "чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применить это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства"55.

Партия рассматривала работу по поднятию грамотности и распространению знаний среди крестьянок также в качестве одной из важных политических задач. В первую очередь необходимо было разъяснить им главную экономическую цель партии на селе-кооперирование. Поэтому материалы, предназначенные специально для крестьянок, несли политическое просвещение, общее образование и специальные сельскохозяйственные знания. Журнал "Крестьянка" поместил статьи "О значении Октябрьской революции", "Красный Октябрь", "Что дала крестьянке Октябрьская революция", "Работница-крестьянка", "Советская власть и церковь", "Что такое трактор", "Брак и крестьянка", "Дети должны учиться", "Для чего нужны делегатские собрания в деревне", "Как организовать культурно-просветительную работу" и многие другие66. Написанные в доходчивой форме, они носили характер задушевной беседы, разъясняли самые насущные задачи социалистических преобразований в общественной жизни, звали " активным действиям. "Отстоят крестьянки в своем селе школу-спасут своих детей от темноты и невежества, - писала "Крестьянка", - отстоят избу-читальню - сами выйдут из темноты. Легче будет работать, легче строить новую жизнь"57. Это был призыв партии, услышанный миллионами- женщин, рвавшихся к зданиям, освобожденных от векового рабства.

Всеми средствами партийные организации стремились приблизить школу грамоты к работнице и крестьянке. В этой связи во второй половине 20-х годов они рекомендовали активу шире применять индивидуально-групповой метод обучения. Результаты вскоре стали сказываться. Если по переписи 1920 г., как уже упоминалось, грамотность женщин была более чем вдвое ниже грамотности мужчин, то в 1926 г. это соотношение значительно изменилось: грамотных женщин в возрасте 9-49 лет стало 42,7%, Процент грамотности женщин в городе стал приближаться к грамотности мужчин:

73,9 и 88,058. Однако эти данные показывают также, какая огромная работа еще предстояла партии в деле окончательного выполнения завета В. И. Ленина, учившего, что "в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя"59. Без ликвидации неграмотности, без достаточно подготовленных кадров невозможно было решить грандиозные задачи хозяйственного и культурного строительства.

В письме ЦК РКП (б) всем комитетам партии "О работе среди работников просвещения" (сентябрь 1921 г.) говорилось, что подготовка кадров для просвещения является ответственейшей и неотложной задачей партии. Суть ее состоит в том, чтобы эту "высоко полезную общественную группу втянуть в интересы и творческую работу Советского государства..."60. ЦК партии предложил партийным организациям обратить самое серьезное внимание на повышение общественно-политической сознательности работников культуры, особенно учительства.

О привлечении учительства к мероприятиям Советской власти по преодолению неграмотности, в том числе и для преподавания на языках местных национальностей, о повышении общественно-политического кругозора учителей говорилось на XII съезде РКП (б)61. В 1925 г., к началу работы Всесоюзного учительского съезда, союз работников просвещения насчитывал 540 тыс. членов, из которых 54% составляли женщины. В некоторых районах, особенно в сельской местности, учительницы представляли 80% всего педагогического персонала. Среди делегатов учительского съезда с правом решающего голоса каждой третьей была женщина 62. Эти данные говорят о большой роли учительниц в решении вопросов ликбеза и в воспитании трудящихся.

Январский (1925 г.) Пленум ЦК партии постановил "усилить работу по советскому и коммунистическому просвещению работниц и крестьянок, привлекая к этому делу учительство, в особенности учительниц..."63.

Широкая просветительная и общеобразовательная работа требовала все новых и новых кадров. В повестку дня активнее ставились вопросы подготовки кадров из среды женского населения страны. Был взят курс на всемерное привлечение женщин в педагогические вузы и техникумы. Журнал "Коммунистка" в 1925 г. отмечал, что в педагогических и медицинских высших и средних учебных заведениях женщин стало обучаться значительно больше по сравнению с вузами и средними специальными учебными заведениями других направлений. Если в 1924-1925 гг. в среднем женщины относительно общего количества принятых на учебу составили 47%, то в педагогические вузы их было принято 61,9%. Соответственно и обучавшиеся в педагогических техникумах женщины составили 55,9% по сравнению с 44% в среднем по другим техникумам. Через год студенток в педагогических вузах было 8872, или 62,5% общего числа, в техникумах-63% 64. Сотни женщин были посланы в педагогические вузы, техникумы • Москвы, Ленинграда, Киева, Казани из отдаленных районов страны, особенно из республик Средней Азии и Казахстана. Многие обучались на учительских курсах в крупных городах своих республик. Печать сообщала, например, об успешной учебе в Ташкентском институте народного просвещения на учительском отделении 150 узбечек. "Настойчиво пробиваются ростки нового, - писала "Крестьянка". - С каждым годом растут кадры слушательниц в школах, рабфаках, университетах. Это те, кто уже никогда не повернут обратно к старому"65.

Задачи технической реконструкции народного хозяйства предъявляли новые, повышенные требования к делу народного образования, в частности к подготовке не только педагогических кадров, но и работников для народного хозяйства, культуры страны в целом. Полная и оперативная ликвидация неграмотности должна была явиться важной ступенью для дальнейшего образования, повышения квалификации и производственного роста женщин. Постановлением ЦК ВКП(б) "О работе по ликвидации неграмотности" (май 1929 г.) была открыта широкая дорога для перестройки партийной работы таким образом, чтобы устранить все причины, в основном бытового характера, препятствовавшие работницам и крестьянкам получить образование. По указанию партии многие ликпункты были перенесены непосредственно в общежития, их деятельность приспосабливалась к сменной работе на производстве, индивидуальное и групповое обучение широко практиковалось по месту жительства.

Всесторонние меры, рассчитанные на решительное улучшение дела народного образования и подготовку кадров для хозяйства СССР, особенно для промышленности и строительства, были намечены также июльским (1928г.) и ноябрьским (1929г.) пленумами ЦК ВКП (б). Партия акцентировала внимание на подготовке специалистов из рабочих, женщин, молодежи, обладавших достаточно глубокими техническими и экономическими знаниями, широким общественно-политическим кругозором. Выполняя решения пленумов, партийные организации стремились к тому, чтобы женщины наряду с мужчинами активно осваивали новейшие достижения науки и производства, становились высококвалифицированными специалистами народного хозяйства и культуры.

Образованные работницы и крестьянки были важным резервом кадров для социалистического строительства. Об этом говорилось и в постановлении ЦК ВКП (б) "Об очередных задачах партии по работе среди работниц и крестьянок". В целях дальнейшего привлечения женских трудящихся масс к хозяйственной, общественной и культурной деятельности партия рекомендовала при разработке очередных вопросов (труда, быта и культуры) решительно выдвигать женский актив на руководящую работу, для политического воспитания тружениц шире использовать женские массовые журналы, организовывать в республиках в более широких масштабах женские ликпункты, женские техникумы и школы с привлечением в них дочерей рабочих, батрачек и крестьянок66.

В решении этих задач ЦК партии предложил также использовать в большей степени женские клубы, юрты, а также проведение консультаций и другие формы ? партийной и советской работы, ибо "огромный рост активности трудящихся женщин Советского Востока, выявившийся во время перевыборов Советов, в условиях обострения классовой борьбы и все возрастающего стремления со стороны духовенства и байства подчинить своему влиянию отсталые женские массы, - ставит с особой остротой вопрос о закреплении возросшей активности трудящихся женщин..."67.

Наряду со старыми формами культурной работы рождались новые, подсказанные практикой социалистического строительства. Важную роль в повышении грамотности работниц и крестьянок, в формировании кадров для народного хозяйства и культуры сыграли группы содействия ликвидации неграмотности, комитеты содействия всеобучу. Женский актив, помогая партии, вел большую агитационную работу, организовывал конференции неграмотных женщин с широким разъяснением преимуществ грамоты, освоения тех или иных профессий. Рабочие и сельские корреспондентки посредством публикаций в женских журналах, особенно в "Работнице", знакомили с опытом лучших общественниц. По их инициативе в 1931 г. "Работница" совместно с обществом "Долой неграмотность!" провела в стране смотр работы по ликвидации неграмотности среди женщин.

Борьба за всеобщую грамотность, особенно на селе, стала массовым явлением. Если в 1927/28 учебном году в сельских местностях СССР женщины составляли чуть больше одной трети общего количества учащихся, то в 1930/31-уже 53,2%68. Тысячи женщин, преодолев неграмотность, получали образование в вузах и техникумах, становились ведущими специалистами. Например, среди студентов вузов в это время каждой третьей была женщина, в том числе в вузах просвещения, искусства, кинематографии и здравоохранения-каждой второй69. Так формировались кадры для народного хозяйства и культуры.

Важнейшей политической кампанией в деле дальнейшего привлечения женщин к культуре в условиях широко развернутого социалистического строительства явилось выполнение постановлений партии "О всеобщем обязательном начальном обучении" (июль 1930 г.) и "О начальной и средней школе" (август 1931 г.). Документы партии имели большое значение в выполнении одной из главных задач культурной революции-воспитывать у трудящихся сознательное отношение к социалистическому производству. Партия держала курс на повсеместное, для мужчин и женщин, обязательное начальное образование, осуществление реформы школы на основе политехнизации, выработку единой системы народного образования, с тем чтобы со школьной скамьи люди готовились к сознательному социалистическому строительству, умели бороться с мелкобуржуазными настроениями, предрассудками и иными пережитками прошлого.

Ленинский план культурной революции предполагал развитие на новых, социалистических началах художественной культуры. Решая вопросы ликвидации неграмотности и подготовки кадров, партия неустанно заботилась и о том, чтобы литература и искусство развивались на основе ленинских принципов партийности, народности, классового подхода к явлениям действительности. Способствуя рождению новой, советской интеллигенции, партийные организации оказывали всемерную поддержку женщинам, представительницам художественной культуры, помогали им, как писала Н. К. Крупская, "из искусства создать своего рода резонатор, усиливающий все коммунистическое..."70. Активно сотрудничали в созданном по инициативе Н. К. Крупской журнале "Красная новь" (он выходил с 1921 по 1942 г.) Л. Н. Сейфуллина, М. С. Шагинян, публикуя на его страницах очерки, рассказы и другие художественные произведения. О стремлении деятельниц литературы, искусства ответить на заботу партии силой своего таланта свидетельствует, например, творческая работа в 20-30-е годы М. С. Шагинян, ныне Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии. В романах "Своя судьба" (1923 г.), "Гидроцентраль" (1930- 1931 гг.), в повести "Перемена" (1923 г.) и во многих других произведениях показаны новые взаимоотношения между людьми, ярко прослеживается тесная взаимосвязь писательницы с судьбой народа - строителя социализма. В письме, которое она вместе с группой других литераторов подписала в адрес ЦК РКП (б) в мае 1923 г., говорилось: "Мы считаем, что пути современной русской литературы, - по-октябрьской, а стало быть, и наши, - связаны с путями Советской послеоктябрьской России..."71.

Приобщая деятелей литературы, искусства к социалистическому строительству, помогая им освободиться от буржуазного влияния, партийные организации бережно относились к писателям, художникам, артистам, много внимания уделяли развитию советской культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию. В ряду воспитанных партией деятелей художественной культуры, чей талант расцвел в годы социалистического строительства, народные артистки СССР, представительницы многонационального искусства народов СССР: Герой Социалистического Труда русская А. О. Степанова, казашка К. Байсеитова и киргизка С. Киизбаева, одна из создателей узбекского народного танца - М. Тургунбаева, украинка Ф. В. Шевченко и многие другие. Все они награждены орденами Ленина, все - коммунистки. Судьба каждой из них представляет собой обычный путь женщины, чье творчество обрело всеобщее признание в условиях социализма, широкой поддержки народа.

Миллионы женщин все больше осваивали достижения культуры. Массовый поход за культуру был в центре внимания партийных и советских организаций. Вместе с тем, как отмечала Н. К. Крупская, наряду с богатейшим опытом развития духовного творчества масс в ряде мест наблюдалось увлечение "культэстафетами, культавралами и т. п. Получалось много шумихи и мало толку. Спешка мешала проверке знаний..."72. Партийные организации преодолевали эти недостатки.

Решающим этапом борьбы за культуру, особенно за всеобщую грамотность трудящихся, явился XVI съезд партии, взявший курс на введение в стране всеобуча. С учетом конкретных условий того или иного района, культурного уровня населения повсеместно более широко развертывались школьное строительство, подготовка ^учителей, шефство предприятий над школами. Партийные организации постоянно держали в поле зрения эти вопросы, обращая более пристальное внимание на дальнейшее развитие грамотности женского населения.

Благодаря энергичной работе партии и энтузиазму самих трудящихся к концу первой пятилетки были достигнуты заметные успехи в повышении культурного уровня женщин. XVII съезд ВКП(б), подводя итоги, подчеркнул, что десятки миллионов рабочих и крестьян, работниц и крестьянок ликвидировали неграмотность. Основой этого явились коренные социально-экономические преобразования, осуществленные в СССР. Съезд вновь подчеркнул актуальность выдвинутой В. И. Лениным важнейшей политической задачи превра-щения всех трудящихся в сознательных и активных строителей нового общества73. Партии предстояло женское население сел поднять до культурного уровня горожанок, повысить культурный уровень жительниц Крайнего Севера, Средней Азии, Казахстана.

"...Нужно развернуть громадную работу по вооружению трудящейся женщины знаниями, по вовлечению ее в общественную и политическую работу, по культурно-массовому обслуживанию широчайших слоев работниц, колхозниц, особенно нацменок, - писала Н. К. Крупская в предисловии к сборнику "Заветы Ленина о раскрепощении женщины". - Необходимо только, чтобы женщины сами покрепче взялись за это дело. Перед ними лежит широкое поле работы" 74.

Вместе с Н. К. Крупской огромную организаторскую и разъяснительную работу проводила плеяда видных партийных и советских деятелей. Е. Д. Стасова была заведующей отделом Петроградского комитета РКП (б), участвовала в организации I съезда народов Востока, являлась секретарем Президиума Совета пропаганды и действия народов Востока, автор многих статей о культурной работе среди женщин. А. М. Коллонтай вошла в состав первого Советского правительства, в 20-е годы была заведующей Женотделом ЦК РКП (б), первая в мире женщина-посол, автор книг и статей по женскому движению. К. И. Николаева была одним из руководителей I Всероссийского съезда работниц и крестьянок, в 1924-1926 гг.- заведующая Отделом работниц ЦК ВКП(б), в 1930-1933 гг. - заведующая агитмассовым отделом ЦК партии. Л. Н. Сталь на политико-просветительной работе с первых лет Советской власти, с 1924 по 1928 г. являлась редактором журнала "Коммунистка".

За большую общественную работу Н. К. Крупская, Е. Д. Стасова, А. М. Коллонтай, К. И. Николаева, Л. Н. Сталь награждены орденами Ленина. Женский актив, прежде всего коммунистки, стремились донести слово партии до сознания каждой труженицы, пробудить у нее стремление внести свой вклад в общественное дело, в развитие экономики и культуры Советской страны.

Большую воспитательную работу развернули, например, в середине 30-х годов коммунистки Казахстана. По их инициативе и при содействии ЦК Коммунистической партии республики в 1936 г. был проведен I Всеказахстанский съезд трудящейся женской молодежи, на котором был обобщен опыт лучших представительниц нового поколения. Среди тех, кого ставили в пример на съезде, были Тауда Турсунбаева - бригадир бригады каменщиков из г. Риддера, коллектив которой в годы второй пятилетки показал образец высокой производительности труда, Федосья Яковлева - помощник машиниста врубовой машины, одна из лучших стахановок Караганды, Загира Куленова-первая парашютистка Казахстана, Нагима Сахипова - лучшая трактористка Карачаганской МТС. "Разве это не величайшее счастье и радость, что мы сейчас наравне с мужчинами управляем своей страной, познаем радость людей, овладевающих все новыми и новыми знаниями и смело идущих к вершинам социалистической культуры?"75-говорилось в обращении съезда. Вернувшись в родные города и села, аулы и кишлаки, делегатки много сил отдали повышению образовательного уровня женщин, дальнейшему привлечению работниц и крестьянок к производству, активно содействовали многоплановой работе партии в этом направлении.

В 1937 г. в республике было обучено неграмотных женщин 60877, малограмотных- 34415 человек. В 1936/37 учебном году из всех обучавшихся каждой третьей была женщина76. Это было общим и благотворным явлением для всех республик. В ликбезах, в системе среднего и высшего образования приобретение знаний и производственных навыков сочеталось с развитием широкого политического кругозора работниц и крестьянок. Краевые и областные, городские и районные комитеты партии постоянно рассматривали вопросы воспитания женщин в социалистическом духе.

Конституция СССР, принятая в 1936 г., законодательно закрепила построение в основном социалистического общества. Наша Родина стала страной почти сплошной грамотности. К 1939 г. в СССР доля грамотных женщин в возрасте 9-49 лет выросла по сравнению с 1926 г. в городах с 73,9 до 90,7%, а в деревнях- с 35,4 до 76,8% 77.

На XVIII съезде ВКП(б) были приведены многочисленные данные об успешном решении культурных задач среди женского населения страны. Делегаты, подводя итоги развития Советской страны за два с небольшим десятилетия, говорили о стремительном росте образования женщин в республиках, представлявших в прошлом отсталую национальную окраину царской России. Так, если в 1914 г. в Азербайджане обучалось в школах всего 2 тыс. женщин, да и то дочерей помещиков и местной буржуазии, то в 1939 г.-95400 дочерей рабочих и крестьян. Подобные положительные факты называли также делегаты Киргизии, Казахстана, Башкирии, Украины и других республик78.

Повсеместное и массовое обучение стало возможным благодаря широкой подготовке кадров преподавателей. В 1938 г. по сравнению с прошедшим пятилетием в 3,5 раза увеличилось количество подготовленных в вузах преподавателей средних школ, рабочих факультетов и техникумов, увеличилось количество других работников просвещения, в том числе в области искусств, среди которых женщины по-прежнему занимали преобладающее место. К этому времени в Советском Союзе уже был самый высокий в мире процент женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях79.

Советская женщина стала занимать все более видное место в развитии многих отраслей экономики и культуры. С 1928 по 1941 г. численность женщин с высшим и средним специальным образованием увеличилась со 151 тыс. до 864 тыс. Удельный вес женщин-специалистов за эти годы вырос с 29 до 36% 80.

Партия открывала новые возможности для дальнейшего духовного роста советской женщины, для активного участия ее в творческой деятельности. Среди задач культурного строительства, определенных XVIII съездом ВКП(б), была намечена широкая программа осуществления всеобщего среднего образования в городе и завершения всеобщего семилетнего - в деревне и во всех национальных республиках. Главное внимание было обращено на повышение качества высшего образования, совершенствование подготовки высококвалифицированных кадров, дальнейшее вовлечение женщин в социалистические промышленность, сельское хозяйство, культуру. Все это является показателем огромной заботы ленинской партии о всестороннем развитии женщин.

Далее...