Труд, образование, здоровье

Шакулова В. С. Культурная революция и женский вопрос // Опыт КПСС в решении женского вопроса. М., Мысль, 1981. С. 77-102.
 
В начало документа
В конец документа

Шакулова В. С.

Культурная революция и женский вопрос


Важным условием успешного решения женского вопроса явилось проведение в жизнь ленинского плана культурной революции в СССР. Наряду с социалистической индустриализацией страны, коллективизацией сельского хозяйства, справедливым решением национального вопроса культурная революция сыграла огромную роль в развитии творческой инициативы трудящихся, в том числе женщин, во всемерном приобщении их к построению нового общества, осуществляющемуся под руководством ленинской партии.

В. И. Ленин видел в культурной революции один из главных способов полного освобождения женщины на основе роста ее общеобразовательного уровня, профессиональной квалификации, расцвета ее творческих способностей и высоких нравственных качеств. Кроме того, определяя главные задачи культурной революции, В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что для успешной реализации мероприятий в области культуры основополагающее значение имеет активное вовлечение женщин в общественное производство, в политическую и культурную жизнь страны. Деятельность партии в этом направлении стала решающим фактором выработки социалистического сознания, воспитания человека новой формации, т. е. выполнения главной задачи культурной революции.

Таким образом, культурная революция и фактическое социальное освобождение трудящейся женщины являются взаимообусловленными процессами.

Глубоко веря в реальность грандиозных культурных предначертаний партии, В. И. Ленин вместе с тем отмечал, что предстоит "борьба длительная, требующая коренной переделки и общественной техники и нравов"

В соответствии с ленинскими указаниями Коммунистическая партия решала эти задачи настойчиво и планомерно, на научной основе, с учетом конкретных исторических условий, огромных трудностей, которые приходилось преодолевать в ходе социалистического строительства в борьбе со старым миром.

В первые годы Советской власти мероприятия по подъему культуры трудящихся масс проводились партией в обстановке острой классовой борьбы, яростного сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, одна из заповедей которых провозглашала полную дискриминацию женщины.

Проведение культурной революции осложнялось также почти поголовной неграмотностью населения, особенно женского. До Великой Октябрьской социалистической революции на 1 тыс. женщин в возрасте 10 лет и старше только 11 человек имели образование выше начального2.

В стране, особенно в Средней Азии и Казахстане, на Крайнем Севере, в других районах, были сильны религиозные пережитки, большое влияние оказывали реакционные обычаи и традиции, что значительно сдерживало приобщение женщин к духовной жизни молодого Советского государства.

Одной из особенностей решения женского вопроса в области культурного строительства явилось также то, что многонациональные женские массы (на конец 1913 г.-свыше 80 млн. человек, или 50,3% общей численности населения)3 находились на разном уровне культурного развития. Если в Российской Федерации в 1926 г. было 46,4% грамотных женщин, то в Узбекистане-всего 7,3, в Киргизии-8,4, в Таджикистане- 0,9%. В 1928 г. в восточных районах СССР среди женского населения грамотные составляли в среднем только 2%4.

Учитывая общие закономерности и особенности решения женского вопроса в области культуры, Коммунистическая партия и Советское правительство направили усилия, как писала А. М. Коллонтай, на "поднятие с помощью клубов, школ и вообще широкого просвещения, культурного уровня, на развитие знания, с одной стороны, с другой-на приведение в соответствие жизненного обихода с более свободными, защищающими интересы женщины советскими законами"5. В содержании культурной работы Советского государства отражался ленинский курс на активизацию участия женщин в строительстве новой жизни.

В деле преодоления невежества партия призвала партийные организации к систематической и всесторонней работе, прежде всего среди женской части рабочего класса. Она постоянно напоминала, что решение этого вопроса представляет собой общегосударственную социалистическую задачу. Так, уже в решениях I Всероссийского съезда работниц, прошедшего под лозунгом укрепления влияния партии среди женской части рабочего населения, перед коммунистами была поставлена задача "работать среди женщин рабочего класса, разгоняя тьму и побеждая предрассудки, бороться с отжившими формами непроизводительного домашнего хозяйства и нравами семьи буржуазного типа, до сих пор крепко держащих женщину в кабале, любовно-вдумчиво воспитывать, подготовлять кадры строителей новой России". Это не значит, отмечал съезд, делать ""узко-женское дело", которое не касается всего пролетариата, это, наоборот, значит, выполнять нужную, необходимую для революции задачу..." 6.

Подчеркивая необходимость культурного роста работницы, съезд отмечал в резолюции, что "работница должна стать в первую голову сознательным борцом, сознательным членом коммунистической партии..."7.

В. И. Ленин раскрыл конкретные пути проведения культурной революции. В преломлении к женскому вопросу это означало обеспечение стремительного роста образования трудящихся женщин, широкую подготовку женских кадров для всех областей социалистической экономики и культуры, политическое просвещение женщин. Культурная революция предполагала также, как отмечено во второй Программе РКП (б), принятой в марте 1919 г., создание широкой сети не только школ, вузов и других учебных заведений, библиотек и кинотеатров, но и дошкольных учреждений "в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины"8. Решение этих задач в значительной степени способствовало привлечению женщины к общественно полезному труду, повышению ее культурного уровня.

В принятой VIII съездом партии резолюции "О работе среди женского пролетариата" предлагалось всем

; партийным комитетам ввиду настоятельной необходимости укреплять силы партии "привлечением работниц и крестьянок к борьбе за коммунизм и к советскому строительству"9, осуществлять большую воспитательную деятельность на практике, широко использовать в этих целях все средства культуры.

IX съезд РКП (б) вновь акцентировал внимание на том, что работа среди женщин, особенно работниц, является частью партийного дела, она должна опираться на культурный подъем трудящихся масс. Съезд указал на необходимость "вести самую усиленную работу среди крестьянок и работниц по ликвидации безграмотности путем устройства школ грамоты для взрослых, устройства общих читален и собеседований по всем вопросам текущего момента" 10.

Для решения культурных задач партия применяла самые разнообразные формы и методы работы, широко использовала деятельность культурно-просветительных учреждений, средства массовой информации и пропаганды.

Активным проводником влияния партии на женские трудящиеся массы явилась коммунистическая печать. Партийные газеты и журналы широко освещали все те культурные задачи, которые решало Советское государство, всесторонне разъясняли миллионам рабочих и крестьян вопросы труда и быта, политики и хозяйства, науки, техники и литературы. Велика роль печати во всей партийно-политической работе. В письме ЦК РКП (б) всем комитетам партии об усилении политико-просветительной работы (16 ноября 1921 г.), в резолюциях "О печати и пропаганде", "По вопросу о работе среди работниц и крестьянок", принятых XI съездом РКП (б), в резолюции XII съезда РКП (б) "По вопросам пропаганды, печати и агитации" и в ряде других партийных документов ставились вопросы укрепления кадров печати коммунистами, усиления политического влияния на работниц и крестьянок, повышения средствами печати их культурного уровня.

Во всесоюзной печати публиковалось много материалов, посвященных культурной работе среди женщин. Поднимались вопросы повышения их образовательного уровня, привлечения к общественной работе, смелого преодоления отживших обычаев и традиций. Причем агитация по этим вопросам велась не только среди женского, но и среди мужского населения. Разъяснялась необходимость для всякого сознательного работника бороться за раскрепощение женщины, обсуждались пути достижения этого.

В соответствии с решениями XII съезда партии и в интересах охвата всей читательской массы парткомы были нацелены на создание для каждого основного слоя читателей своего типа газеты или журнала. Особые условия работы среди трудящихся женщин вызвали необходимость издания специальной литературы для работниц и крестьянок. Первым женским пролетарским журналом в России явилась "Работница", которая начала выходить с 8 марта 1914 г. Одним из организаторов его была Н. К. Крупская. В годы революционного подъема, накануне и в период Великой Октябрьской социалистической революции журнал сыграл значительную роль в мобилизации женских пролетарских масс на завоевание власти рабочим классом, а позднее в построении нового общества.

В 1920 г. вышел первый номер журнала "Коммунистка"-орган ЦК РКП (б). В отличие от других изданий для женщин он был предназначен для партийного женского актива и учил общественниц формам и методам пропагандистской и организаторской работы, обобщал положительный опыт в деятельности партийных организаций.

В ноябре 1920 г. вышел журнал "Коммунарка Украины". При местных партийных газетах в 1921 г. в Советской России еженедельно издавались 74 "Странички работниц". Всего в 1921 г., по данным Книжной палаты, тираж непериодической печати для работниц и крестьянок составил 223850 экземпляров при 20 названиях12. В 1922 г. начал выходить журнал "Крестьянка", издание Отдела по работе среди женщин ЦК РКП (б). В первом номере было опубликовано обращение Председателя ВЦИК М. И. Калинина к крестьянкам Советской России, где разъяснялась роль журнала в приобщении тружениц к общественной и культурной жизни молодой Советской Республики 13.

Связующим звеном между журналом и читательской массой выступали рабочие и крестьянские корреспонденты, важнейшая задача которых, как и работников культуры в целом, состояла в том, чтобы "готовить из рабочего и крестьянина практического работника революции, вооруженного методами марксистского подхода к конкретным вопросам революционного строительства"14. Партия рассматривала корреспондентский труд как часть общепартийного дела и нацеливала свои организации на то, чтобы посредством создания корреспондентского актива еще больше завоевать доверие трудящихся масс, "усилить освещение положительных моментов социалистического строительства..." 15.

Обратив внимание на укрепление периодических изданий для работниц и крестьянок, на необходимость больше освещать вопросы труда, быта широких женских масс, партия поставила также вопрос о широком привлечении к корреспондентской работе активисток партийных, комсомольских и профсоюзных организаций, о необходимости учить общественниц писать в периодической и стенной печати о наиболее ярких фактах из жизни своего коллектива16. Задача была непростой.

Например, журнал "Крестьянка" отмечал в 1926 г., что сельские жительницы сами почти не писали. Посредством большой организаторской работы в селах и аулах предстояло помочь женщинам осознать необходимость учиться грамоте, пользоваться книгой. Надо было научить их подмечать ростки новой жизни и писать о них, о значении кооперирования крестьянства, о роли его союза с рабочим классом, идущим в авангарде социалистического строительства. Это направление в деятельности партийных организаций требовало большого такта, настойчивости, индивидуального подхода.

Первый ощутимый результат дала работа "Крестьянки" с жительницами тех сельских районов, которые посылали своих лучших представителей на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку17. Знакомство крестьянок с первыми достижениями Советского государства на выставке позволило им зримо почувствовать преимущества социализма в развитии экономики и культуры страны, в подлинном раскрепощении женщины. Появилась потребность рассказать об этом не только в своем селе, но и на страницах журнала. Работники журнала кропотливо помогали авторам в написании корреспонденции, побуждали людей поверить в свои силы.

Средствами печати выполнялись задачи, о которых писала в 1925 г. Н. К. Крупская в статье "Надо готовиться к Международному женскому дню"; "Надо помочь крестьянке в ее повседневной жизни и работе... помочь ей в устройстве яслей, детских садов, школ, потом помочь ей самой научиться грамоте, читать книжку и газету, надо помочь ей в ее работе в сельсовете, крестьянском комитете взаимопомощи, в школьном совете, в кооперации. Надо осветить ей окружающую жизнь"18. Это был реальный путь забитой в прошлом крестьянки к свету, к социализму. Большую популярность у читательниц завоевала рубрика журнала "Наша жизнь и работа", где помещалось много писем активисток 19.

В первые годы писали в свои газеты и журналы главным образом делегатки, члены Советов, учительницы, работницы изб-читален. Чтобы привлечь больше женского актива, все женские газеты и журналы, особенно "Коммунистка", "Работница", "Делегатка", "Женщина Востока" (Азербайджан), "Труженица Армении", "Селянка Украины", стали проводить большую работу по обучению корреспонденток. К концу 1925 г. насчитывалось 5012, а к концу 1926 г.-8500 рабочих и сельских корреспонденток20. Они явились настоящими помощницами партии в важнейшем деле культурного просвещения.

Известным постановлением ЦК ВКП(б) "Об очередных задачах партии по работе среди работниц и крестьянок" отделам работниц было предложено "широко использовать женские массовые политические журналы, добиваясь, чтобы все грамотные члены Советов были подписчиками их"21.

Постоянное внимание партии к средствам печати объяснялось, в частности, тем, что через журналы и газеты, которые практически могли прийти в каждую семью, можно было осветить многообразные проблемы культурно-просветительной работы. Они писали о ликвидации неграмотности, об открытии школ, библиотек, изб-читален, о передовых представителях советской интеллигенции, безраздельно отдававших свою жизнь, свои знания и творческое горение развитию новой, советской культуры. Постоянной темой статей, корреспонденции служили сообщения об успехах социалистического строительства, о самых активных работницах и крестьянках. С помощью широко публиковавшихся в газетах и журналах материалов по актуальным вопросам культурного строительства Коммунистическая партия проводила огромную разъяснительную, воспитательную работу с трудящимися женщинами.

Важнейшим средством преодоления социальной отсталости являлось изучение основ марксистско-ленинской теории. Особенно важную роль в этом играла сеть политического просвещения, в которой наряду с общими работали специальные женские первичные кружки политграмоты.

В политико-просветительной деятельности партии огромное значение приобрели также клубы, избы-читальни, библиотеки, народные дома, уголки работницы и крестьянки и т. д. Их воздействие, особенно клубов, в центральных районах страны наиболее ярко проявилось начиная со второй половины 20-х годов. Это нашло отражение в решениях партийных съездов. Так, XIV съезд ВКП(б) в резолюции "О работе профсоюзов", отметив большое значение рабочих клубов и красных уголков в воспитании трудящихся, поставил задачу больше вовлекать в них рабочих и работниц, теснее увязывать клубную работу с политико-просветительными и воспитательными целями партии, осуществлять посредством клубов коммунистическое влияние22.

Выполняя решения съезда, партийные организации значительно активизировали клубную работу. Пример подавали московские коммунисты. При их участии большую деятельность среди жен рабочих развернули в 1926 г. 62 клуба Краснопресненского района. Эти культурно-просветительные учреждения только одного района столицы объединили вокруг себя свыше 12,5 тыс. работниц. В Сокольническом районе Москвы, где действовало 40 клубов при фабриках и заводах, большое распространение получили "вечера пролетарки", "вечера работницы" с ярко выраженной политической направленностью. Большую популярность они завоевали у работниц фабрик имени Бабаева, Первой макаронной, "Большевичка"23.

Клубы заняли значительное место и в работе с текстильщицами Иваново-Вознесенска. Так, женщины среди посетителей клуба составили в 1927 г. 42,3%, в то время как год назад-всего 38%. В 1927 г. специально для работниц здесь было организовано 75 лекций24.

Примечательной особенностью деятельности клубов явился дифференцированный подход к работе, учет уровня образования, возрастных особенностей женщин, что во многом способствовало эффективности культурно-просветительных мероприятий. XV конференция ВКП(б) (1926 г.) признала, что после XIV съезда партии произошло углубление клубной работы, большое вовлечение в нее рабочих и работниц25.

Партийные организации стремились шире приобщать активисток к работе правлений клубов, к подготовке массовых мероприятий. В. И. Ленин подчеркивал, что инициатива самих масс является надежной основой для культурного прогресса. Н. К. Крупская вспоминала в этой связи, что Владимир Ильич говорил не только о необходимости обслуживания масс клубами, книгами, "он постоянно спрашивал и добивался узнать, насколько массы были втянуты в это дело, насколько они творчески подходят, заинтересованы и сами принимают в этом участие"26.

Клубы, созданные по инициативе партийных организаций и повсеместно действовавшие при поддержке самих трудящихся, втягивали женщин в различные виды учебы, развивали их творчество, давали работницам и крестьянкам уроки подлинной демократии, стоящей на службе их интересов, интересов социализма. Клуб служил школой развития способностей, умения и навыков управления. Члены клуба, вовлекаясь в общественную работу, учились делать первые шаги в решении политических, хозяйственных и культурных вопросов жизни своего государства.

Одной из ведущих в содержании работы культурно-просветительных учреждений стала тема дружбы народов, борьбы с религиозными, националистическими и другими пережитками прошлого. Партийные организации выполняли ленинское указание о том, что строить новое общество могут только высокосознательные творцы, освобожденные от националистических и иных предрассудков. И поскольку женщины представляли собой часть населения, наиболее подверженную религиозному и националистическому дурману, оторванную от общественной и хозяйственной жизни страны, то партия всеми средствами помогала им избавиться от этого тяжкого наследия. При этом она учитывала особенности исторического развития того или иного народа, стремилась проводить массовую работу среди женщин на родном для местного населения языке, что позволило в значительной степени привлечь к просветительной работе новые тысячи женщин.

Так, в республиках Советского Востока в борьбе с патриархально-феодальными отношениями и сильным религиозным влиянием неоценимую роль сыграла деятельность женских клубов - единственных общественных мест, где женщина-мусульманка в то время могла снять чадру, паранджу, открыть лицо, общаться со сверстницами.

Первый женский клуб был создан по инициативе партии в 1920 г. Это был клуб имени А. Байрамова в Баку, организованный при непосредственном содействии видного -партийного и государственного деятеля Н. Нариманова, создавшего еще в 1894 г. первую в Азербайджане библиотеку-читальню с литературой на родном языке. Клуб объединил 100 женщин27. Это были первые ростки нового, к которому тянулись женщины, чтобы почерпнуть знания в области культуры.

Х и XII съезды РКП (б), рассматривая очередные задачи партии в национальном вопросе, отметили большое значение культурно-просветительных учреждений, в том числе клубов, в уничтожении всех видов национального неравенства, в окончательной ликвидации патриархально-феодальных отношений, в завоевании доверия трудящихся масс восточных окраин. Клубы должны были стать центрами просветительной работы, массовой пропаганды и развития творческих способностей рабочего класса28.

Несколько позже, в решениях состоявшегося 9 - 12 июня 1923 г. четвертого совещания ЦК РКП (б) с ответственными работниками национальных республик и областей, была намечена конкретная программа мер, подчеркивалась необходимость открывать больше клубов, в которых бы работа велась на местных языках, ставилась задача "усилить работу в союзе молодежи и среди женщин в республиках и областях"29.

Указания партии были положены в основу созванного Центральным Комитетом первого так называемого восточного совещания, отметившего активизирующую роль женских клубов не только в культурно-просветительной работе, но и в том, чтобы научить женщину "формам новой жизни, быта, которые действительно способствуют ее всестороннему раскрепощению"30.

Много внимания было уделено этому вопросу на II Всероссийском совещании по работе среди женщин Востока, созванном Отделом работниц ЦК РКП (б) 22-28 марта 1923 г. Участвовавшие в его работе активистки-делегатки из Туркестана, Закавказья, Киргизии, Татарии, Крыма, Башкирии, Калмыкии и Якутии определили ближайшие задачи культурной работы среди женщин31.

Следует отметить, что на бывших национальных окраинах, где партийная работа среди женщин ввиду огромной отсталости края была начата позднее, чем в центральных губерниях страны32, женскому клубу была отведена особо важная роль. Так, клуб имени А. Байрамова развернул среди женщин широкую и разнообразную деятельность. Если в 1920 г. при нем работала лишь одна секция, вернее, школа по ликвидации неграмотности, то через 5 лет были открыты секции культурно-просветительная, художественная, профессионально-техническая, учебно-воспитательная и правовая. При клубе работали драматический, хоровой, музыкальный и балетный кружки, швейная и ткацкая артели, а четырехлетняя профессионально-техническая школа имела отделения кройки и шитья, прикладных искусств, ткацкую и переплетную мастерские. В яслях при клубе только в первые три месяца 1925 г. побывало 8240 детей. Как и в клубе имени А. Байрамова, в остальных женских клубах, которых к тому времени в восточных районах насчитывалось 3633, партийные организации осуществляли широкую работу по проведению собраний, организации докладов, праздников, посвященных революционным датам, экскурсий. Это действительно было активным средством приобщения женщин Советского Востока к политической и хозяйственной жизни молодой республики.

Партия на своих съездах вновь и вновь возвращалась к деятельности женских клубов, чтобы поддержать это важное направление культурной работы. Например, в резолюции XIII съезда РКП(б) "О работе среди работниц и крестьянок" ставилась задача выделить средства на организацию женских клубов в восточных республиках и областях34. Только за один год, с 1925 по 1926 г., на дополнительные материальные средства был создан 21 женский клуб в Таджикистане. К этому времени женские клубы в Узбекистане посещали 3 тыс. женщин, из них Центральный в Ташкенте-475 человек; в Азербайджане восемь женских клубов в Баку, 18-в уездных городах и 16-в деревнях объединяли каждый от 50 до 300 и больше мусульманок. Десятки женщин потянулись в свой первый в Кара-Киргизской автономной области кишлачный клуб, открытый 8 марта 1925 г. в селе Талды-Су Курментинской волости35.

В Обращении ЦИК Союза ССР "К народностям Советского Востока" (13 февраля 1925 г.) содержался призыв активизировать эту важную работу. "Создавая сеть школ и просветительных учреждений, ведущих работу на родном для населения языке,- говорилось в нем,- Советская власть призывает коренное население национальных республик и областей воспитывать молодежь в духе борьбы с закрепощающими женщину бытовыми предрассудками и привлекать девушек, наравне с мужской молодежью, в общие и профессиональные школы, клубы и иные просветительные учреждения..."36

Первое Всесоюзное совещание работников женских клубов, созванное Отделом работниц и крестьянок ЦК ВКП(б) 9-11 ноября 1927 г., назвало клуб в условиях сохранявшихся пережитков лучшим методом вовлечения женщин в социалистическое строительство. К десятилетнему юбилею Великого Октября в стране действовало уже 82 женских клуба, объединивших 30 тыс. женщин восточных национальностей37. В отличие от обычных женские клубы приобщали тружениц Востока к жизни страны посредством оказания им практической помощи в получении профессиональных навыков, в обучении грамоте, в идейно-политической подготовке. Важным обстоятельством явилось то, что при клубах создавались партийные и комсомольские ячейки, вокруг которых объединялся весь женский актив. Например, в клубе имени А. Байрамова, ставшем к этому времени одним из ведущих центров работы среди женщин Советского Востока и объединившем уже 1600 человек, коммунистическая ячейка состояла из 63 коммунисток и 150 комсомолок38. Работа партийных и комсомольских организаций при клубе была направлена на всемерное приобщение женщин к общественной жизни, и это явилось значительным успехом в культурно-просветительной деятельности партии.

Особыми формами приобщения женщин Советского Востока к культуре явились созданные специально для них не только клубы, но и красные юрты, красные уголки. Наиболее популярными среди казахского населения были красные юрты, работу в которых вели обычно учительницы39. Красные уголки были распространены в сельской местности Туркменистана. В 1925 г. в республике действовало 24 красных уголка40. Всего в восточных районах Союза, в аулах, селах и кишлаках в середине 20-х годов работало 217 красных женских уголков, имевших наибольший успех там, где они открывали кружки ленинский, сельскохозяйственный, здравоохранения 41. Учитывая кочевой образ жизни местного населения, партия всемерно содействовала работе передвижных уголков-юрт. Например, в Актюбинской губернии через такую юрту прошло за 9 месяцев кочевья с Алибекинским аулом 1170 женщин-казашек. При юрте был организован медпункт, дававший первоначальные знания по санитарии и гигиене, по уходу за ребенком. Большую популярность завоевал хоровой кружок девушек, которые сами сочиняли песни о В. И. Ленине, Советской власти и раскрепощении женщины42.

Неоценимо значение этих специфических культурных учреждений Советского Востока не только в просвещении женщин, в привитии им элементарных культурных навыков, но и в борьбе со старым бытом. Будучи деятельными проводниками влияния партии на женские массы, клубы, красные юрты, красные уголки, как и все культурно-просветительные учреждения, активно способствовали развитию общественных интересов женщин.

Далее...