Труд, образование, здоровье

Самарина О. В. Положение женщин на рынке труда. / Библиотечка профсоюзного активиста. М., Профиздат, 1998. №10. С. 9-27.
 
В начало документа
В конец документа

Самарина О. В.

Положение женщин на рынке труда


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

В Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999гг. предусмотрено:

проведение социологических исследований по проблемам развития малого предпринимательства среди женщин:

организация обучения женщин, высвобождаемых с вредных производств, основам предпринимательской деятельности. Для обучения женщин отобраны исполнители, имеющие опыт обучения женщин малому предпринимательству на основе современных компьютерных технологий, мультимедиапрограмм и обладающие банком бизнес-идей женского предпринимательства (среди них Международный институт "Женщина и управление");

выпуск ежегодника "Женщина-предприниматель", проведение выставок-ярмарок малых предприятий по внедрению научно-технических разработок и новых технологий, в том числе представляемых женщинами-предпринимателями:

разработка и распространение программы обучения для ассоциаций женщин-предпринимателей "Стратегия риска";

проведение в регионах семинаров для женщин-предпринимателей по обучению основам малого предпринимательства,

В 1997 г. в рамках реализации мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996 - 1997 гг. подготовлено 10 проектов, в которых предусмотрено обучение женщин малому предпринимательству (общее количество 500 человек). В соответствии с проектом переподготовки военнослужащих и членов их семей Центром профессиональной подготовки военнослужащих "Металл и бизнес" обучено 47 женщин по специальностям "бухгалтер малого предприятия" и "пользователи ПЭВМ со знанием делопроизводства". Подготовлен и направлен на финансирование проект, реализуемый Центром, в котором предусмотрена разработка учебных программ по охране труда и социальной защите женщин в сфере малого предпринимательства.

На базе Экспериментального учебного центра открытого обучения в г. Жуковском по программе "Опережающее профессиональное обучение" осуществляется обучение 100 сотрудниц ЦАГИ навыкам создания собственного дела. Повышение эффективности трудового законодательства требует проведения гендерной (с учетом разницы в подходах к различным полам) экспертизы действующих законопроектов в целях определения степени соответствия основному принципу - равенству прав и возможностей для всех граждан. независимо от пола и оценки возможностей применения в условиях реформирования экономики и возникновения новых тенденций в трудовых отношениях.

Методика оценки сложности труда работников, занятых в здравоохранении, образовании, культуре, науке и других бюджетных отраслях, в недостаточной степени учитывает специфику этих видов труда, что ведет к его недооценке и несет в себе элементы дискриминации. Как уже отмечалось, в отраслях, где преимущественно заняты женщины, заработная плата более чем на 1/3 ниже. чем в среднем по народному хозяйству.

Использование нетрадиционных графиков работы позволяет женщинам расширять сферы участия в общественном производстве. Однако, несмотря на то что с 1987 г. по желанию женщин, имеющих детей до 12 лет, администрация предприятий была обязана предоставлять им возможность работать неполное рабочее время, а с 1990 г. данная льгота была распространена на женщин, имеющих детей до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет), занятость

в режиме неполного рабочего времени не получила широкого распространения.

В то же время социологические исследования свидетельствуют о том, что более 80% работающих женщин хотели бы работать по гибкому графику или неполный рабочий день, однако не работают, так как не уверены в сохранении всех имеющихся льгот и гарантий при переходе на эти графики работы. Особенности налоговой системы и социальной политики отражаются на характере распределения между супругами семейных и профессиональных обязанностей.

Будем надеяться, что поиску оптимального объема гарантий, предоставляемых государством женщинам и мужчинам в связи с уходом за детьми и их воспитанием, будет способствовать присоединение России к Конвенции МОТ №156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями" (1981 г.).

Решающим периодом в жизни женщины является отпуск, связанный с материнством. Такое же значение для мужчин и женщин имеет родительский отпуск. Однако если в родительский отпуск уходят только женщины или преимущественно женщины, то сам факт его введения может служить поводом для дискриминации последних со стороны предпринимателей. Более равноправное разделение обязанностей между женщинами и мужчинами в семье должно лечь в основу таких программ действий, которые могли бы повысить интерес мужчин к уходу в родительский отпуск.

Жизненность отпуска по уходу за ребенком для обоих родителей должна подкрепляться политикой выплат соответствующих социальных пособий. Компенсация расходов а связи с перерывом в работе может осуществляться через механизм, позволяющий сохранить квалификацию на прежнем уровне или повысить ее с целью возвращения на прежнее рабочее место.

В связи с этим следует законодательно проработать вопрос об организации на предприятиях или в службе занятости непрерывного обучения работников, возвращающихся из отпуска по уходу за ребенком, с цепью максимально возможного закрепления на рабочем месте.

Существует еще одна проблема, связанная с сочетанием выполнения семейных обязанностей и профессиональной деятельностью, Жесткая привязка к модели занятости полное время блокирует попытки произвести распределение домашних и профессиональных обязанностей.

Вертикальное продвижение по служебной лестнице требует затрат сверх нормированного рабочего времени. И получается, что один из важных для профессиональной карьеры отрезков времени совпадает с периодом появления в семье малолетних детей и перегрузками в выполнении домашних дел.

Женщины, на плечи которых указанные проблемы ложатся в первую очередь, имеют объективные предпосылки для сдерживания профессионального роста, реализации способностей конкурировать на рынке труда, Те же причины дистанцируют мужчин от выполнения части обязанностей по дому.

Требуется создание новых моделей занятости, которые позволяли бы мужчинам и женщинам совместить профессиональные и семейные обязанности при условии сохранения качества жизни. Установление права на сокращенный рабочий день и введение гибких режимов рабочего времени без изменения рабочего места даст возможность женщинам и мужчинам остаться в сфере занятости, продвигаться по служебной лестнице и выполнять свои семейные обязанности.

Действительное совмещение профессиональных и семейных обязанностей зависит от степени развития и адаптированности социальной инфраструктуры, которая определяет возможности использования женского труда, необходимые условия нормальной жизнедеятельности семьи и совмещения профессиональных и семейных обязанностей. В этой сфере имеются большие резервы для создания дополнительных рабочих мест без существенных капитальных вложений, отсутствуют особые препятствия к применению гибких форм организации труда (в том числе на условиях надомного труда и неполного рабочего времени), а также создания семейных предприятий и предприятий малого бизнеса. Происходящее в последние годы стремительное разрушение системы дошкольного и внешкольного воспитания детей, свертывание деятельности предприятий службы быта, учреждений здравоохранения и культуры увеличило и без того немалую нагрузку на женщин и в определенной степени отразилось на снижении их конкурентоспособности на рынке труда.

Назрела необходимость принятия на государственном уровне решений, направленных на сохранение и развитие социальной инфраструктуры и осуществление программной разработки их реализации, недопущение беспредельного роста стоимости социально-бытовых услуг, коммерциализации детских и досуговых учреждений.

Необходимо установить систему правил, содействующую проявлению инициатив со стороны различных групп населения и облегчающую условия их функционирования.

Освобождению женщин от перегрузок и повышению их конкурентоспособности на рынке труда способствуют те программы, которые связаны с созданием различного вида социальных услуг.

Должны быть созданы условия, стимулирующие предпринимателей к проявлению большей заинтересованности в проведении мероприятий, направленных на оказание помощи семьям работников в уходе за детьми и престарелыми родственниками, строительство на свои средства или на корпоративной основе детских садов, организацию отдыха детей, создание сети услуг по уходу за ними и т.д.

Предпринимаемые меры позволят снизить текучесть кадров, сэкономить затраты на наем рабочей силы, повысить престиж предприятия.

Выполнение работниками своих профессиональных обязанностей во многом зависит от комплексной и доступной системы заботы о детях. В частности, характер и степень участия женщин в структурах рынка труда зависят в значительной мере от расписания школьных занятий.

Внешкольное воспитание детей, организация повседневной заботы о престарелых требуют принятия мер, направленных на рациональное использование ресурсов, выделяемых на эти цели.

Необходимо предусмотреть меры, направленные на осуществление новых подходов к развитию бытовой инфраструктуры, соответствующей возросшему участию женщин в структурах рынка труда и удовлетворяющей повседневные разнообразные запросы семей.

Основные меры по обеспечению прав женщин в сфере труда

Права женщин являются неотъемлемой, существенной и неделимой частью общих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на региональном, национальном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики улучшения положения женщин Российской Федерации.

Невостребованность в политике, дискриминация в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин вызывают наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в России в настоящее время.

В этой связи основные приоритетные задачи состоят в том, чтобы:

содействовать соблюдению прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека;

обеспечивать условия для полноправного участия женщин в принятии решений на всех уровнях власти и управления;

содействовать обеспечению равных прав и равного обращения на рынке труда;

обеспечивать охрану здоровья женщин;

добиваться недопущения и пресечения насилия в отношении женщин.

В целях определения государственной политики улучшения положения женщин, руководствуясь положениями Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и итоговыми документами IV Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира" (Пекин, сентябрь 1995г.), разработана и утверждена Постановлением Правительства РФ Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации от 8 января 1996 г., в которой определены стратегические цели и основные подходы для их реализации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.06.1996 г. Правительством РФ разработан Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года.

В настоящее время разрабатываются и реализуются федеральные целевые программы, в которых предусмотрены мероприятия по улучшению положения женщин. К таким программам относятся:

"Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998- 2000 гг.", "Безопасное материнство", "Развитие системы учреждений социального обслуживания семьи, женщин и детей", "Дети России", в составе которой такие разделы, как "Планирование семьи", "Дети-инвалиды" и др.

Наиболее важной является реализация следующих направлений:

согласование целевых программ, направленных на улучшение положения женщин, с другими блоками социальной политики, и прежде всего с мерами по регулированию оплаты труда, материальной поддержке семей с детьми, бедных слоев населения, с мерами по улучшению пенсионного обеспечения, с программой развития народного образования;

организационное и законодательное содействие развитию альтернативных режимов (неполное рабочее время, временная занятость, работа по договору, работа на дому); усиление социальной защищенности таких групп работников; сокращение налогов на прибыль для предприятий и организаций за каждый процент организованных "надомных" и других льготных рабочих мест для женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, многодетных матерей:

разработка пакета мер по расширению занятости женщин в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства а Российской Федерации на 1996-1997 гг., имея в виду упрощение регистрации мелких, включая семейные, предприятий: обучение основам предпринимательской деятельности;

особые меры содействия малому бизнесу в сельской местности, связанному с предоставлением услуг населению, производственной инфраструктурой, в частности, строительством жилья и дорог, снабженческо-сбытовых кооперативов, хранением и переработкой сельскохозяйственного сырья;

первоочередная разработка программ и финансирование профессионального обучения, в том числе опережающего профессио-нального обучения, женщин с высшим и средним специальным образованием с учетом современных требований и меняющегося спроса на профессии:

изменение трудового законодательства, имея в виду постепенный отказ от специальных норм, регламентирующих труд женщин; изменение порядка организации выплат страховых и государственных пособий по материнству и детству;

переход к целевым выплатам малообеспеченным;

формирование банка временных работ для женщин, находящихся под угрозой увольнения или уже потерявших работу.

Проблема интеграции женщин в процесс развития носит межотраслевой характер. Особенно важна деятельность территориальных структур, знающих ситуацию в регионе и способных скоординировать деятельность по этим вопросам всех участников: социальных служб, служб занятости, общественных женских организаций работодателей, самих женщин.

В 1997 г. продолжалась разработка и реализация региональных планов действий по улучшению положения женщин в сфере занятости и повышению их роли в обществе. Так, например, разработаны и утверждены планы мероприятий в Карачаево-Черкесской Республике, Чувашской Республике, Тамбовской, Владимирской, Брянской, Волгоградской, Саратовской, Липецкой и Вологодской областях, Чукотском автономном округе, в Республике Мордовия.

Решение проблем улучшения положения женщин на рынке труда требует согласованных действий различных органов исполнительной и законодательной власти и общественных неправительственных сил.

В этих целях постановлением Правительства РФ от 8.01.96 г. создана Комиссия по вопросам улучшения положения женщин. В ее задачи, помимо прочего, входит обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области улучшения положения женщин, в том числе обеспечение соблюдения трудового законодательства и недопущения дискриминации женщин в трудовой сфере.

Комиссия по вопросам улучшения положения женщин, в состав которой кроме представителей органов законодательной и исполнительной власти входят и представители общественных объединений, действует на принципах социального партнерства.

Подобные комиссии действуют во многих субъектах Российской Федерации: в Республике Адыгея создана Межведомственная комиссия по улучшению положения женщин, при Президенте Кабардино-Балкарской Республики, в Псковской и Новгородской областях действуют комиссии по вопросам улучшения положения женщин, семьи и детства.

Формы совместной деятельности органов исполнительной власти и женских общественных объединений разнообразны. Работа осуществляется на основе договоров о совместной деятельности, протоколов о намерениях, участия в совместных акциях и мероприятиях.

Совместная деятельность Союза женщин России и Минтруда направлена на содействие занятости женщин: консультирование по вопросам применения трудового законодательства, оказание помощи в подготовке и переподготовке по новым профессиям и специальностям, обучение основам предпринимательской деятельности и др.

Сотрудничество Благотворительного Фонда ЭСКО и Минтруда России предусматривает организацию и проведение совместных акций, направленных на улучшение положения женщин, создание дополнительных рабочих мест, разработку и внедрение в социальную практику новых технологий поддержки женщин, семьи, молодежи целенаправленную работу с детьми с ограниченными возможностями по развитию их творческого потенциала, внедрение в практику работы региональных отделений социальных технологий сотрудничества общественных организаций со структурами исполнительной власти.

Соглашением о совместной работе по реализации социальных программ по улучшению положения семьи, женщин и детей на территории муниципального образования "Город Екатеринбург", заключенным между Минтрудом России и Екатеринбургской городской Думой, предусмотрена выработка технологий и обмен информационными потоками по внедрению федеральных программ. Придавая особое значение поддержке и развитию женского малого предпринимательства, ГКРП России в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997гг. реализовывались мероприятия по инвестиционной поддержке женского малого предпринимательства и обучению женщин, долевому кредитованию конкретных инвестиционных проектов.

Осуществлено финансирование проекта "Внедрение продукции микрокредитования предпринимательских инициатив" женского потребительского общества финансовой взаимопомощи "Содействие".

В 1996 г. впервые в Российской Федерации администрацией Губернатора Свердловской области подписано Соглашение "О социальном партнерстве Уральской ассоциации женщин с органами власти Свердловской области". Оно является новой формой взаимоотношений власти и неправительственной организации. Благодаря успешному сотрудничеству партнерство получило развитие в муниципальных образованиях власти. За опытом необычного сотрудничества в область едут из других территорий, перенимая опыт развития женского движения, цель которого -адаптация женщин к рыночным условиям.

В рамках социального партнерства за время действия Соглашения с марта 1996 г. реализуются проекты в сфере поддержки малого и среднего бизнеса, в социальной сфере, благотворительности, в сфере международного сотрудничества, занятости женщин и др. Шесть лет в городе Иваново работает общественная неправительственная организация- клуб "Деловая женщина", который консолидирует усилия женщин-руководителей в создании системы взаимной помощи и делового партнерства, поддержке творческого потенциала текстильщиков и швейников, повышении авторитета отечественных товаропроизводителей. Клуб при поддержке местных и федеральных властей ежегодно проводит конкурсы коллекций российских тканей и моделей одежды.

Так, в ноябре 1997г. проведен очередной конкурс отечественных тканей и изделий из них. Одна из задач конкурса - создание новых рабочих мест, а также поддержка проектов по социальным технологиям. В конкурсах, наряду с ивановскими, участвовали творческие коллективы Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Ярославля, Новгорода, Пскова, Тулы, Вологды, Казани, Минска, Риги, Новосибирска и др., в том числе ряд студенческих и детских Домов моделей, временные трудовые коллективы из безработных модельеров и швей,

Организуются семинары на тему "Направления мировой моды в тканях и одежде", проводятся ярмарки "Женское творчество и предпринимательство". Ивановскими художниками-модельерами организовано 10 частных салонов модной одежды (более 100 постоянных рабочих мест), открыта школа манекенщиц при музыкальном театре. В Удмуртской Республике администрацией города Ижевска, городским центром занятости населения и Удмуртским представительством Конфедерации деловых женщин России в 1997г. создана некоммерческая организация-ассоциация "Социально-реабилитационный консультационный женский центр". В Центре безработным женщинам оказывается юридическая и психологическая помощь, предоставляются профориентационные услуги, профессиональное обучение. В Приморском крае в 1996 г, организована Конфедерация деловых женщин Дальнего Востока, Совместно с городским центром занятости организованы курсы для тех, кто хочет начать собственное дело, семинары по бизнес-планированию. Создан центр поддержки семьи, основной целью которого является трудоустройство женщин, потерявших работу. В Московской области при содействии Управления занятости населения и социально-делового Центра "Деловая женщина" (г, Орехово-Зуево) действует женский клуб "Деловая женщина", реализующий программу поддержки женского предпринимательства.

Основные цели законотворческой деятельности в части обеспечения равных прав и равного обращения на рынке труда в настоящее время и на перспективу видятся прежде всего в законодательном закреплении возможности предоставления женщине рабочего места и самостоятельного дохода. При этом государственная социальная защита женщин в сфере труда должна быть направлена на постепенное устранение или сглаживание непривлекательных с точки зрения работодателя особенностей женской рабочей силы.

Необходимо изменить подходы к системе социальных прав и гарантий, предоставляемых женщинам. В частности, продолжить пересмотр законодательства для того, чтобы перейти от понятия "мать с ребенком" к понятиям "родитель" и "трудящиеся мужчины и женщины с семейными обязанностями" в целях повышения ответственности обоих родителей за воспитание детей. В соответствии с этим необходимо создание условий для совмещения обязательств в области занятости и в семье с личными интересами отдельного человека.

При разработке законодательных актов необходимо пытаться оказать влияние на причины возникновения неравенства. Отход от решения этой проблемы стоит дорого: возрастает напряженность в отношениях между людьми, усугубляется и без того сложное положение женщин, распадаются семьи, снижается производительность труда и пр. Ликвидация сегрегации в сфере труда позволит создать, для женщин возможности расширения профессионального выбора, повышения статуса женских профессий, ограничения организационной иерархии, внедрения большей профессиональной мобильности.

Требуют дополнительной законодательной поддержки разрабатываемые специальные программы обучения основам предпринимательской деятельности, производственные фирмы, которые на условиях надомничества привлекают к работе тех, кто не может трудоустроиться и участвовать в общественном производстве по традиционным формам организации труда. Это одинокие родители, многодетные семьи, женщины с малолетними детьми, инвалиды и пр.

Для работников с семейными обязанностями следует продумать возможности законодательного закрепления гарантий использования нестандартных форм занятости, включая занятость неполный рабочий день. Причем эти нестандартные формы должны рассматриваться наравне с традиционными, предоставляя право выбора, и полностью обеспечиваться действующим правовым регулированием охраны труда.