Насилие

Забелина Т. Ю. Россия и СНГ: кризисные центры в действии // Достижения и находки: кризисные центры России. М., Пресс-Соло, 1999. С. 35-44.
 
В начало документа
В конец документа

Забелина Т. Ю.

Россия и СНГ: кризисные центры в действии


В условиях тяжелого перехода к рыночной экономике, особенно при нынешнем экономическом кризисе и обнищании общества, повсеместно нарастает напряженность, стрессы, агрессия. Женщины, молодежь, дети становятся наиболее уязвимыми жертвами происходящих негативных процессов, подвергаются дискриминации на рынке труда, нередко сопровождаемой

сексуальными домогательствами и другими унижениями по признаку пола. Женщины составляют большинство безработных и тех, кто живет за чертой бедности: происходит так называемая "феминизация" безработицы и бедности - на начало 1997 г. среди безработных моложе 29 лет девушки составляли почти 70%, треть матерей, потерявших работу, были единственными кормильцами семьи.

Ухудшается здоровье девочек, девушек: за последние 5 лет частота только гинекологических заболеваний увеличилась среди девочек-подростков в три раза, каждый десятый аборт был сделан женщине, не достигшей 19 лет.

В 1996 году в Российской Федерации женщины оказались жертвами 1/4 всех зарегистрированных преступлений, причем наиболее остро стоит проблема домашнего насилия в отношении женщин и детей. Как подчеркивается в V Периодическом докладе о выполнении в РФ Конвенции 1979 года о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Москва, 1998 г.), насилие наблюдается в 1/4 российских семей. Оно осуществляется в физической, психологической, сексуальной и других формах, однако 40% переживших его не обращаются в правоохранительные органы.

Почему это происходит? Вот типичные высказывания, зафиксированные в ходе интервью с жителями одного российского города - Рыбинска Ярославской области Цит по: Клименкова Т. Реализация права граждан на свободу от <a name=насилия // Права женщин в России: исследования региональной практики их соблюдения и массового сознания. Т. II, М., 1998, с. 162.">:

"На милицию теперь никто всерьез не надеется. Да и кто же нынче верит в милицию? То и плохо, что милиции нынче боятся не воры, а обычные люди... "

"Я часто ночью поздно хожу - приходится с работы поздно возвращаться. И очень боюсь иногда, но в милицию, если бы кто-нибудь на меня напал, не пошла бы. Я их тоже боюсь ".

"Да неужели я пошла бы туда (в милицию - Т.З.)? Только лишнее горе наживать... "

Не особенно надеются женщины на чуткость, отзывчивость и профессионализм сотрудников других служб и ведомств - адвокатов, медиков, педагогов, причем обоих полов. Редко находят пострадавшие понимание или даже простую готовность выслушать, обсудить кризисную ситуацию даже в собственных семьях. Зачастую все попытки женщины объясниться тонут в болоте мифов и предрассудков, главными из которых является мнение о "провоцирующем поведении" жертв насилия. Хотя в Уголовном кодексе нет такого понятия, в повседневной жизни оно широко распространено.

Надеждой для многих переживших насилие, а также для всех обеспокоенных его эскалацией стали в начале 90-х гг. первые инициативы независимых женских групп, НПО, некоторых специалистов-психологов, педагогов, медиков - по созданию кризисных служб для женщин. Их объединил главный принцип - полный отказ от обвинения жертв в том, что они сами спровоцировали насилие.

Активистки неправительственных организаций, поставив проблему насилия "на повестку дня" в период перестройки и гласности, создали первые Телефоны доверия, кризисные центры, а ныне и убежища для женщин. С 1993-94 гг. начали действовать созданные с финансовой поддержкой зарубежных фондов Санкт-Петербургский психологический центр для женщин, московские Независимый благотворительный центр помощи пережившим сексуальное насилие "Сестры" и Ассоциация "Нет насилию" ("Анна"), сформировалась Российская Ассоциация кризисных центров. Центр по проблемам женщин, семьи и гендерным исследованиям Института молодежи в 1993 г. провел при поддержке Посольства Канады семинар и тренинг для будущих сотрудников кризисных центров, по итогам которого в мае 1995 г. выпустил первое в России пособие "Как создать кризисный центр для женщин".

В нем были опубликованы координаты менее чем десяти кризисных служб и инициативных групп, созданных общественностью, а в мае 1998 г. представители уже более чем тридцати, кризисных центров из двадцати регионов России собрались на свою конференцию. Многие из них подчеркивали в ходе обсуждения важную роль той поддержки, которую им оказали первопроходцы, создавшие новые методики, организовавшие тренинга для консультантов невиданных доселе служб, опубликовавшие необходимые пособия.

Достигнутый за пять лет успех - результат плодотворного освоения зарубежного, прежде всего, американского и канадского опыта, взаимодействия различных организаций третьего сектора, специалистов по проблемам защиты прав женщин на свободу от насилия. О достижениях и трудностях многих из них читатели узнают из нашей книги. Хотелось бы остановиться подробнее на деятельности двух центров с разной судьбой - в Мурманске и в Лангепасе Тюменской области.

В Мурманске все началось с создания нескольких женских НПО, объединившихся в 1993 г. в Конгресс женщин Кольского полуострова. Успешно развивая различные инициативы, умножая свои ряды и популярность, Конгресс получил несколько грантов от зарубежных фондов, инициировал в 1995 г. создание Телефона доверия для женщин Мурманска, а в 1997 г. - для жительниц городов Апатиты, Североморска и Снежногорска. В этом же году в Мурманске открыл свои двери кризисный центр "Приют" для женщин, переживших насилие. В небольшой квартире, приобретенной с помощью норвежских подруг из г. Тромсе, женщины могут провести неделю, при необходимости - вместе с детьми. Им гарантируется безопасность - адрес "Приюта" не сообщается, обращаются за помощью только по телефону. Сотрудница назначает обратившейся очную встречу на "нейтральной" территории и только после этого, выяснив ряд существенных деталей, прежде всего, наличие паспорта, решает вопрос о возможности предоставить убежище.

Проживание в "Приюте" бесплатное, однако наряду с паспортом клиентке надо иметь предметы личной гигиены и средства на питание. Помощь оказывается женщинам определенной возрастной группы - от 18 до 55 лет. Перечисленные ограничения - следствие трезвой оценки собственных (скромных) финансовых и прочих возможностей, а также свидетельство информированности о социальных услугах в городе - для подростков есть сеть приютов, для пенсионеров - свои службы.

Не получая денег ни из местного, ни из федерального бюджета, кризисные службы и все члены Конгресса тем не менее очень дорожат налаженными отношениями с местной администрацией и руководством УВД. Их представители приходят на "женские" мероприятия, выступают, консультируют, читают лекции по правовым вопросам. Следуя примеру начальства, "уважительное" отношение демонстрируют и подчиненные на всех ступенях власти, что создает женским организациям дополнительный вес в глазах общественности, а это иногда дороже денег. Будучи частью весьма авторитетного в области Конгресса женщин Кольского полуострова, кризисный центр чувствует его поддержку; на него распространяется и доброжелательное отношение как руководства области, так и многих жителей. Возможно, в этом залог и секрет его выживания в нынешних тяжелых условиях, когда в регионе не получают заработную плату врачи, учителя, другие работники бюджетной сферы. Будь кризисные службы Мурманска и области бюджетными, они, скорее всего, рухнули бы под напором экономического кризиса, как половина из государственных кризисных центров для женщин (в мае 1998 г. их было 12, в октябре - только 6). Из выступления Г. Н. Кареловой, замминистра труда и социального развития на конференции "Предотвращение <a name=насилия в семье в отношении женщин" (Москва, 28 октября 1998 г.)">

В числе приостановивших свою деятельность с сожалением приходится отметить убежище для женщин, переживших домашнее насилие, из г. Лангепас Тюменской области (Ханты-Мансийский автономный округ). Созданное в 1996 г., оно действовало весьма успешно в рамках городского Комплексного социального центра, то есть было полностью муниципальным учреждением. Благодаря благосклонности мэра, местных депутатов, городского Управления по социальным вопросам, УВД, Биржи труда, поддержке Канадского посольства, убежище получило хорошее помещение, оборудование, необходимый штат сотрудников. Оно работало круглосуточно и могло принять до 7 человек на срок 1-2 дня анонимно (при необходимости - до двух недель, но уже с предъявлением паспорта). Работал также Телефон доверия, номер которого был хорошо известен в 35-тысячном городе благодаря налаженной системе информации, прежде всего, наглядной.

Кризисные службы для женщин были очень нужны этому городу нефтяников: ежедневно в милицию по поводу различных случаев насилия обращались три - четыре женщины. Лишь 14% тех, кто приходил в убежище, заявляли в милицию, а до суда дело довели лишь 3% клиенток. За 9 месяцев 1997 г. в убежище обратились 536 женщин, испытавших разные формы насилия. Из них 26% подростки, девочки, в 70% случаев насильником или обидчиком был родственник или знакомый. Из сообщения основательницы убежища Ирины Миланович (15.10.1997, "круглый стол" "<a name=Насилие в семье - насилие в обществе", организованный Консорциумом женских неправительственных объединений в Звенигороде).">

По мнению сотрудниц убежища, его деятельность помогла улучшить обстановку в городе: меньше стало тяжелых случаев насилия в семье, женщины почувствовали себя защищенными, поверили в возможность спастись, укрыться от обидчика. Сотрудницы проводили большую просветительскую работу за стенами своего центра - посещали учебные заведения, выступали на различных совещаниях администрации, собраниях общественности, наладили отношения с милицией и Комитетами общественного самоуправления (КОСами), где координируются усилия медиков, педагогов, социальных работников, участковых милиционеров. Сотрудничество с КОСами - одно из достижений опыта Лангепаса, о котором поведала Ирина Миланович.

Вторым важным моментом было успешное налаживание контактов со всеми заинтересованными службами города, с коллегами в других регионах, сбор материалов, литературы, а также широкое распространение информации о деятельности кризисных служб. Важным в работе Центра Ирина Миланович совершенно справедливо считала также умение "говорить с начальством", убедительно представить работу на благо города - помощь пострадавшим от различных проявлений насилия, просвещение общественности, образовательные программы, сбор информации, усилия, способствующие противоборству с преступностью и даже... создание новых рабочих мест. Ведь сотрудницы убежища были до этого зарегистрированы на Бирже труда как безработные, и Биржа выделила убежищу средства, поскольку располагает фондами для финансирования проектов, предусматривающих создание вакансий.

Энтузиасты из Лангепаса надеялись расширить возможности кризисных служб для женщин, пригласив юриста: испытав много трудностей, они убедились, что без этого специалиста не стоит даже начинать работу. Однако этому, как и другим начинаниям Ирины Миланович и ее коллег, не суждено было сбыться: весной 1998 г., когда финансирование бюджетной сферы в стране уменьшилось на 30%, повсеместно прошло сокращение работников социальных служб. Первыми потеряли работу сотрудницы кризисных служб для женщин, в том числе, и в Лангепасе (истинное отношение властей к проблеме познается именно в подобных ситуациях). Постепенно угас этот "очаг в тундре", но он греет до сих пор, как тепло, идущее через годы и расстояния от погасшей звезды. Накопленный опыт пополняют действующие убежища в Санкт-Петербурге, Мурманске, Петрозаводске.

В настоящее время большинство из почти сорока кризисных центров, расположенных в 20 регионах России, опираются на помощь негосударственных, чаще всего, зарубежных фондов и спонсоров, широко используют неоплачиваемый труд добровольцев. По данным на октябрь 1998 г. лишь шесть центров получали скромное финансирование из местных бюджетов. Однако появился перспективный опыт совместной деятельности и смешанного финансирования кризисных служб разного типа. В этом видится залог их дальнейшего поступательного развития, устойчивости, появления новых программ и проектов, форм сотрудничества. Примером может служить, например, Комитет по делам детей, семьи и молодежи при Правительстве Москвы, который заключает трехсторонние договора с префектурами и представителями третьего сектора, финансируя их программы по образовательной деятельности и по созданию кризисных центров и социально-психологических служб. Схожие шаги предпринимаются в Новгородской и Псковской областях, в таких городах, как Тюмень, Волгоград, Ижевск, Арзамас, Екатеринбург, Красноярск, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Томск.

Руководители многих учебных заведений, получив в последние годы большую свободу составления учебных планов, вводят новые учебные дисциплины гендерной тематики, включая и проблемы насилия (например, в госуниверситетах Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Воронежа, г. Иванова, в Московском государственном социальном университете, Институте молодежи, медучилище №7 (Москва) и т.д.

Крупным центром гендерного образования стал Харьковский госуниверситет: его опыт в области преподавания и издательской деятельности ценится не только на Украине, но и в России и других странах СНГ. Выпускницы, а также студентки, аспирантки, преподаватели этих и других вузов нередко сотрудничают с кризисными центрами в качестве волонтеров, экспертов, консультантов, а сами вузы стали важными ресурсными центрами для кризисных служб.

В некоторых регионах СНГ (Казахстан, Молдова, Таджикистан, Украина) большую помощь этим службам оказывают учреждения ООН (гендерные бюро, центры "Женщины в развитии" и др.) и местные администрации. Кризисные и социально-психологические центры, Телефоны доверия действуют в Киеве, Николаеве, Харькове (Украина), в Минске (Беларусь), в Кишиневе (Молдова), Душанбе (Таджикистан), Бишкеке (Киргизстан), Самарканде (Узбекистан). Подготовительная работа ведется во многих городах Украины (Днепропетровске, Запорожье, Полтаве, Симферополе), в г. Худжанд (Таджикистан), в ряде областей Казахстана. В тех регионах, где преобладает ислам, работать особенно трудно и даже опасно; отдавая должное мужеству сотрудниц кризисных служб, хочу рассказать об опыте самаркандских и душанбинских женщин.

В Самарканде уже более двух лет действует Ресурсный центр для женщин и семьи, имеющий кризисные службы. Телефон доверия, образовательные программы и программы планирования семьи. Работать нелегко: женщины зачастую не понимают, что о своих проблемах можно с кем-то говорить. Часто они обречены на молчание и непонимание в семье, и если свекровь не поддерживает невестку, то последняя подвергается унижениям и всевозможным актам насилия. Менталитет не позволяет даже и думать об уходе из семьи, поэтому идеи создания убежища пока невозможно реализовать. Однако сотрудницы Ресурсного центра продолжают упорную работу в пределах возможного, стараясь привлекать молодежь, проводить тренинга, готовя тем самым кадры для развития новых кризисных служб для узбекских женщин.

Большую работу проводят и их таджикские коллеги из Центра психологической реабилитации для женщин, подвергшихся насилию (г. Душанбе). При поддержке Республиканского бюро "Женщины в развитии" действуют также два филиала центра в сельской местности, работает Телефон доверия.

Проводятся консультации, образовательные программы, в первую очередь, для девушек. Приоритетным направлением является правовое воспитание и просвещение женщины: организуются семинары, издаются материалы и пособия на таджикском и русском языках. Используя самый перспективный комплексный подход в борьбе за право на свободу от насилия, женщины Средней Азии смело вступили в мировое сообщество тех, кто противостоит этому злу.

Повысить сознательность общества, научить его видеть корни и источники насилия, проводить просветительские и образовательные программы - такие же важные задачи в сфере защиты прав женщин и семьи, как и непосредственная помощь им в кризисных ситуациях. И в этой области необходимо объединить усилия различных структур третьего сектора (в том числе кризисных центров), государства, ученых и преподавателей, средств массовой информации. Особо хочется выделить средства массовой информации: случаи насилия нечасто освещаются ими, а если это и происходит, то подача материала в большинстве случаев осуществляется в традициях "желтой прессы". Передергивание фактов, сенсационность, ёрничество, тиражирование опасных мифов и стереотипов, низкий профессионализм - типичные черты большинства заметок и репортажей на эту тему. Очень важно, чтобы сотрудники СМИ стали надежными помощниками в борьбе с насилием. Один их успешных примеров достижения этой цели - специальные семинары, которые проводятся на журфаке МГУ.

Взаимовыгодное и уважительное партнерство между различными структурами третьего сектора, государства, образовательными и научными учреждениями, СМИ, основанное на общих принципах неприятия любых форм насилия, обмен опытом и информацией - важнейшие условия противоборства этому злу. Пусть на так называемом "пост-советском" пространстве не будет уголка, где бы оно могла безнаказанно таиться!