Труд, образование, здоровье

Шайденко Н. А. Особенности профессиональной подготовки студенток и будущая карьера // Материалы областной научно-практической конференции "Женщина и управление: социальной, правовой и экономический аспекты". Тула, 1997 С. 27-32.
 
В начало документа
В конец документа

Шайденко Н. А.

Особенности профессиональной подготовки студенток и будущая карьера


Совершенно очевидно, что карьера и профессиональная подготовка неразрывно между собой связаны, как столь же очевидно, что и профессиональное образование и будущий профессиональный рост зависят нередко от того: кто это - мужчины или женщины,

А факт, что карьеру женщине сделать гораздо сложнее, можно подтвердить цитатой из книги "Секреты умелого руководителя", в которой женщину предостерегают: никогда

- первой не появляться на работе в модной вещи. Мода подведет вас;

- не надевать на работу ничего, подчеркивающего вашу женскую привлекательность, иначе вы предлагаете окружающим в первую очередь не свой ум;

- не носите брюки, если вы на работе имеете дело с мужчинами;

- не одевайтесь в мужском стиле;

- не ходите с сумкой, когда можно взять атташе-кейс;

- не позволяйте моде диктовать длину юбки для вашего делового костюма;

- не снимайте жакет на работе;

- не носите очков в ультрамодных оправах.

И подобных ограничений, касающихся женщины-руководителя любого ранга, великое множество.

Может быть поэтому нередко женщины, которые успешно борются с гегемонией мужчин на руководящих постах и завоевывают право на один из таких постов, зачастую оказываются не в состоянии справиться с новыми обязанностями, хотя, казалось бы, имеют все данные для этого. Может быть, они просто не годятся для руководящей работы и качественный скачок в карьере оказывается для них роковым? Вовсе нет. Дело в том, что ломая тесные рамки устаревших традиции и предполагаемых ими шаблонов мышления, женщины на руководящем посту нередко сами перед ними капитулируют.

Например, спокойная, верящая в себя и свою квалификацию женщина становится руководителем (предприятия, редакции, научного института). Теперь она должна - чего все от нее подсознательно ожидают - незамедлительно заняться исполнением своих служебных обязанностей и именно на них сосредоточить все свое внимание. А что происходит на самом деле? Внезапно она начинает чувствовать себя, как на сцене: "Я женщина. Все на меня смотрят. Я не могу оказаться хуже мужчин". Иными словами, выясняется, что и она сама не в состоянии освободиться от старых схем мышления, когда для руководящей должности лучше всего подходит мужчина, а на худой конец - женщина, но мужского, "жесткого" типа.

Что же практически следует из этого? Выводы весьма грустные: женщина начинает на посту руководителя с того, что тратит энергию на быстрейшее преодоление или хотя бы маскировку своих естественных черт. Она живет в постоянном страхе оказаться слишком сентиментальной, слишком доброй и снисходительной, т.е. проявить черты, повсеместно признаваемые "женской слабостью". Здесь как раз и кроется источник метаморфоз, нередко происходящих с женщинами, выдвинутыми на руководящую работу. Окружающие внезапно начинают замечать, что новый шеф постепенно теряет свои индивидуальные черты и становится своеобразной карикатурой мужчины.

Это объясняется необходимостью учитывать сложности и особенности женской карьеры при профессиональной подготовке студенток. Интересны показатели, отражающие количество мужчин и женщин, обучающихся в Тульском госпедуниверситете им.Л.Н.Толстого.

 

Проживающих в общежитии - 990 человек,

из них женщин - 666 человек, что составляет от общего числа студентов - 67% семейных пар - 44

Каковы учебные успехи студенток? И по количеству полученных дипломов с отличием, и по числу получающих повышенные стипендии девушки заметно превосходят юношей. Так в 1996 году 12 человек в университете получают именные стипендии, из них 10 - студентки.

Студентки учатся лучше, но как они начинают трудовую биографию?

В знаменателе указаны семейные из числа женщин, получивших свободное трудоустройство. Из приведенных данных видно, что выпускниками, не получившими работу по специальности в большинстве случаев оказываются женщины и чаще семейные.

Но все же студентки-выпускницы педагогического вуза в конечном счете в подавляющем большинстве начинают работать по полученной в вузе специальности. Показательны данные, полученные нами в Департаменте общего и профессионального образования Администрации Тульской области.

Всего в системе образования в Туле и области работает 45314 человек, из них 37683 - женщины, что составляет 83,2%.

В городах и селе педработников (чистые педработники)

Профессиональная принадлежность женщин отражается на материальном положении их семей, т.к. остаточный принцип финансирования социальной сферы более всего ударил именно по педагогической интеллигенции. Заработная плата работников образования ниже, чем в среднем по народному хозяйству. В особенно трудном положении находятся молодые учителя. Но дело не только в зарплате.

Учителя по-прежнему плохо обеспечены жильем, причем перспективы в этом отношении у них даже хуже, чем у других категорий трудящихся, так как система образования не располагает собственными фондами социального развития. По данным социологов, каждый пятый учитель оценивает свои жилищные условия как плохие, каждый третий - как весьма посредственные. Треть обследованных педагогов страдают заболеваниями нервной системы, четвертая часть - сердечно-сосудистыми заболеваниями, еще столько же - желудочно-кишечными и т.д., требующими, как правило, санаторно-курортного лечения.

За время работы большинство опрошенных педагогов ни разу не были в домах отдыха: не лечились в санаториях, не путешествовали по туристическим путевкам внутри страны.

Почти двадцать процентов учителей не имеют личных библиотек, а у шестидесяти процентов - менее 300 книг. Отсутствие собственных библиотек - явление для учителя не просто ненормальное, но и противоестественное. Вспомним: в библиотеке сельского учителя В.А.Сухомлинского было более 10 тысяч книг.

В этой связи уместным представляются размышления Е.И.Рерих: "Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителе будущего поколения, но и знак невежества. Можно ли поручить детей человеку удрученному? Можно ли забыть, какое излучение дает горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызывает восторг? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Труд учителя должен быть вознагражден не только материально, но и общим уважением. Учительство есть одна из высших ступеней государства... Народ, забыв учителя, забыл свое будущее."

Высокое социальное положение и материальная независимость - необходимые условия успешной реализации "человекообразующей" функции педагога. Учитель не может, не имеет права останавливаться в своем научном, духовном, педагогическом, идейном росте. Ему нельзя превращаться в верстовой столб, который указывает дорогу другим, а сам стоит на месте.

Однако сегодня перед учителем встает дилемма: либо прозябать в нищете, жить, довольствуясь пределом средств, необходимых для биологического поддержания жизни, либо включаться в рыночные отношения, работать не там, где нужно народу, где велит совесть, а там где родители в состоянии больше платить. В этих условиях можно прогнозировать все возрастающий дефицит педагогических кадров в общедоступной государственной школе, отток из нее квалифицированных специалистов.

Происходит старение педагогических кадров. Сейчас в образовательных учреждениях Российской Федерации работает 140 тыс. пенсионеров, учебная нагрузка учителя часто достигает 40 часов в неделю.

Продолжая тему женской карьеры, можно утверждать, что даже в такой преимущественно "женской отрасли", какой является образование, женщине сложно стать руководителем высокого уровня. Если среди руководителей школ и других образовательных учреждений (включая дошкольные) женщин 77,1%, то на уровне Российской Федерации из 1 Об педагогических вузов лишь 3 возглавляются женщинами и среди заместителей министра вновь создаваемого Министерства общего и профессионального образования лишь на одно место предположительно будет утверждена женщина.

Как удалось определить в результате интервьюирования и анкетирования студенток педагогического университета, складывающаяся ситуация во многом объясняется сложившимся у многих стереотипом отношения к женщине в обществе. Многие женщины живут главным образом для семьи и дома. Для них служебная деятельность - лишь способ повышения семейного благосостояния, карьера их не интересует. Как считает более 70% студенток старших курсов - главное, создать хорошую семью и обеспечивать для мужа возможность профессионального роста.

Печально, но факт, что большая часть поступающих в аспирантуру выпускниц вуза не имеет семьи, т.е. это те женщины, которые планируют реализовать свой профессиональный рост самостоятельно. Столь же тяжелое впечатление производят ответы замужних студенток на вопрос о причинах нежелания иметь детей. Чаще причиной является не тяжелое материальное положение молодой семьи, но боязнь, что дети помешают "сделать карьеру". Дети могут помешать "жить для себя".

Студентки совершенно не связывают заботу о своем здоровье с профессиональной карьерой. Очень редко говорят о карьере как о возможности получить интересную, творческую работу. Чаще карьера ассоциируется с хорошей заработной платой и т.д.

Проведенный анализ подтвердил необходимость целенаправленной многосторонней работы со студентками с целью психологической и практической их подготовки к целенаправленному профессиональному росту, моделированию и реализации карьерных перспектив.