Социальный статус

Шинелева Л. Т. Образование как источник устойчивого развития общества // Второй всероссийский женский конгресс "Женщины в политике, политика для женщин". 6 июня 1995 г. М., Юридическая литература, 1996. С. 41-43.
 
В начало документа
В конец документа

Шинелева Л. Т.

Образование как источник устойчивого развития общества


Огромную роль в политике сегодня играет информация, хотя она бывает и реальной, и утопической. Но в политике чрезвычайно важны цели, поэтому о политике часто говорят как о царстве целей. Наш Конгресс тоже имеет совершенно практическую цель - помочь каждому присутствующему в этом зале, каждой из нас определить свой вклад, свои возможности на предстоящих выборах и сделать правильный выбор.

Хотелось бы привлечь внимание к современной политике в области образования, потому что мировое сообщество сегодня отнесло образование к важнейшим источникам развития общества. Человечество подошло к той грани, когда оно практически исчерпало традиционные природные ресурсы. Сегодня в нашем распоряжении остался интеллект. Будущее нации - в ее интеллекте. Это со всей полнотой осознали высокоразвитые страны.

С чем Россия приходит в XXI век? Какие нравственные, эстетические и иные идеалы, социальные ориентиры мы с собой приносим? Одной из первопричин бурного прогресса некоторых стран явилось осознание своевременно, правильно реализованного приоритета образования нации. Если проследить развитие Соединенных Штатов, Канады, стран ЕЭС, а в последние годы Японии, Кореи и Юго-Восточной Азии, то везде мы видим, что с особым старанием эти страны, учитывая национальные особенности и международный опыт, создали национальные стратегические доктрины образования, которые позволили им не только выдерживать конкуренцию, но и сделать скачок в развитии.

Каковы составляющие системы нашего образования? С повестки дня не снят вопрос о приватизации вузов. Каждый делегат и гость Конгресса в своем регионе может столкнуться с фактом приватизации вуза. Дума приняла закон, но Президент этот закон не утвердил и наложил на него вето.

В мировой практике был один-единственный случай, когда при действующей государственной системе образования пытались приватизировать систему высшего образования. Это Бразилия. Пример, закончившийся поражением. Страны Европы опираются на государственные системы высшего образования: 98-99 процентов вузов субсидируются государствами.

Сегодня наряду с более чем 500 государственными высшими учебными заведениями существует уже 200 негосударственных. Минвуз осознает эту проблему, но она пока не решена из-за проблемы лицензирования качества образования и множества других.

Под угрозой находятся российские научные школы. Этот феномен - российское достояние, которое высоко оценено в мире. Мы видим в новых условиях утечки мозгов, что всем стилем жизни молодежь отвращена от образования. Более двух тысяч российских профессоров - это неполные статистические данные - работают в университетах США и Европы. Процесс нарастает. Ученые вынуждены эмигрировать в иные страны. Поэтому научная школа как феномен совершенно уникальный сегодня находится под угрозой.

Для России архиважна проблема единого образовательного пространства и образовательной политики.

Как развивается система вузов? 1985-1986 учебный год - 502 вуза, округляем: 3 миллиона студентов, 635 тысяч на первом курсе. 1993-1994 год - 548 вузов, но уже два с половиной миллиона студентов и всего 543 тысячи на первом курсе. То есть полмиллиона студентов мы потеряли только за этот временной отрезок, причем в первую очередь сокращается доля женщин. Если в 1985-1986 учебном году их было 56 процентов, то в 1992-1993 - уже 50 процентов. Это происходит в то время, когда мировое сообщество, развитые страны постоянно наращивают число студентов-женщин и все активнее используют женский потенциал. Из дневных форм обучения сегодня вытесняют девушек еще более высокими темпами. В 1992 году женщины-студентки составляли только 47 процентов. Таким образом, затрудненный доступ к образованию - это путь к формированию маргинальных слоев женщин.

Число студентов сокращается по многим причинам: платные вступительные экзамены, даже при бюджетном обучении, безумные цены на железнодорожные билеты и так далее. Мы за последние годы лишились обязательного для всех детей образования, бесплатности образования, преемственности всех видов образования и системы стипендий для учащихся. С 1 сентября решением Правительства вводится новое положение, по которому стипендию будут получать только отличники (в вузе отличников всего до 5 процентов). Стипендия, как, скажем, у нас в университете, 30 тысяч, это равно 20 буханкам хлеба.

Фактически решение Правительства с 1 сентября лишает студентов последней социальной поддержки, этой мизерной стипендии. Такая политика в области образования может быть сравнима только с колониальной политикой.

Почему важно образование женщин? Все знают или во всяком случае слышали, что XXI век, по оценкам экспертов, - век женщин. Почему? Технологически цивилизация подошла к такому уровню, когда женщины выходят на ее передние рубежи в силу своих способностей, в том числе интеллектуальных.

Развитые страны это поняли, они совершили рывок. И если мы хотим не на словах, а на деле отнести себя к развитой стране или сохранить себя в этой когорте, а не в числе слаборазвитых, мы должны принять такую доктрину образования, которая бы этому способствовала.

Посмотрите на среднюю школу. Одиннадцатилетнее среднее обучение, которое проходят за 10 лет, так как большинство наших учащихся переходят из третьего класса в пятый класс. Можно целый ряд и других примеров привести. В начальной школе малыши имеют 31 учебный предмет, и каждый учитель старается свой предмет преподать получше. К чему это приводит? К перегрузкам, к потере здоровья, а если вспомнить, что мы ликвидировали всю систему школьных медицинских осмотров, то дети в результате не способны ни к армейской, ни к трудовой жизни. Система образования сегодня нуждается в защите от разрушения. Делается это стихийно. От полутора до двух с половиной миллионов ребят после девятого класса вообще нигде не учатся. В лучшем случае они заняты мытьем машин, продажей сомнительных изданий. Это сегодняшняя реальность. На 1 января в Москве существовало 300 секс-фирм; по данным уголовного розыска, в них занято 30-40 тысяч обслуживающего персонала, в том числе до 10 тысяч женщин. И это только в одной Москве.

Женщины набирают высокие темпы в потреблении алкоголя, а по потреблению пива в пять раз обогнали мужчин. Сегодня, когда мы говорим о большой политике, а в ней есть текущие и стратегические цели, образование - цель стратегическая. Каждая из присутствующих здесь женщин имеет возможность в той или иной степени влиять на политику, и, идя в нее, она должна четко знать, с чем идет, с какой целью, что она, в конечном счете, хочет получить.

Я желаю успехов на выборах движению "Женщины России", желаю ему настоящих союзников, соратников, сподвижников в избирательной кампании. Желаю каждой и каждому, кто сегодня присутствует в этом зале, членам ваших семей, вашим близким, друзьям процветания, а значит, процветания нашему Отечеству.