Политика

Шведова Н. Наконец-то пришло время... // Ярославна. М., 1999. № 1(7). С. 23-27.
 
В начало документа
В конец документа

Шведова Н. А.

Наконец-то пришло время...


Часть I

КОДЕКС ЧЕСТИ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Осознай: роли в обществе не предопределены полом, социальное устройство диктует их.

2. Гордись своим полом, защищай свое достоинство и уважай достоинство мужчины.

3. Максимально используй свои способности и возможности: если не ты, то кто?

4. Думай глобально, действуй локально: большие реки начинаются из маленьких ручейков.

5. С улыбкой неси добро и конкретную помощь.

6. Люби свое дело и не забывай себя в нем.

7. Прими протянутую руку - вместе дело спорится: всегда ищи союзников.

8. Умей выслушать и понять других, не отвергай иную точку зрения, не обдумав.

9. Учись всегда и везде.

10. НЕ самоутверждайся критикуя, а предлагай свое решение.

11. НЕ пользуйся слухами - полагайся на собственное суждение, основанное на достоверной информации из первоисточника.

12. НЕ говори плохо о других, постарайся найти хорошее.

13. Умей радоваться успеху другого как своему: твои силы удвоятся, а зависть не подточит сердце.

14. Будь честна с собой и другими, не предавай себя и других.

15. НЕ отчаивайся в неудаче: это просчет в конкретном, главное - ты действуешь.

 

Часть II

Наконец-то пришло время.....

Минуло уже тринадцать лет, роковое число, с начала формальной даты перестроечного периода, который включил в себя и семилетний отрезок времени (опять сакральное число "семь"!) активных реформ в России. И все эти годы российское общество сотрясают перманентные кризисы во всех сферах жизни. Последний августовский кризис 1998 года, похоже, поверг почти всех в полное замешательство: никто ничего не понимает - почему столь стремительно подкрался этот крах, кто виноват, а кто прав, а, главное, что делать, как выходить из сложившейся ситуации?

Оказывается, что нельзя отмахнутся от политики - она проросла все поры нашей повседневной обывательской жизни. Ясно, что власть не справляется, доверие народа к ней потеряно. Разве это не повод поближе присмотреться к ней и к тем, кто составляет нашу политическую элиту?

Невооруженным взглядом видно: российская политическая элита - это мужской клуб. Сухие, но кричащие данные: в Федеральном Собрании Российской Федерации второго созыва (1996-1999 гг..) женщины составляют лишь 7,2%. При этом в Государственной Думе их менее 10% от общего числа депутатов, а среди Совета Федерации - только одна женщина из 178 членов, что составляет 0,5%. По этому показателю Россию следует соотнести с регионом "Африки ниже Сахары" (по классификации известной и уважаемой в мире международной организации - Межпарламентского Союза).

Россия по представительству женщин в парламенте занимает "почетное" 46 место после Филлипин, Барбадоса, Эль Сальвадора, правда, опережает Гвинею-Биссау, Панаму, Замбию. Для сравнения: женщины в парламенте северо-европейских государств в среднем составляют 36,4%, т.е. существенную часть. Причем, в некоторых из них этот показатель либо приближается к 40%, либо перевалил за него, как в Швеции. В мире также существует 20 стран, где представительство женщин перешагнуло 20-процентный рубеж.

В Российской Федерации (по состоянию на июнь 1997 год) в составе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации насчитывалось всего 3600 депутатов, среди которых было лишь 337 женщин или 9%. В четырех субъектах РФ - Рязанской, Курской, Омской и Томской областях - в составе депутатов нет ни одной женщины, в 74 - мужчины-депутаты составляют от 80 до 99%, в том числе и в г. Москве, где в Городской Думе 6% женщин. Только в четырех субъектах РФ - в двух (Московской и Курганской) областях и двух (Эвенкийском и Корякском) автономных округах - среди депутатов 30% женщин[[

]].

В исполнительной ветви власти положение и того хуже: до августовского кризиса 1998 года в России среди глав правительств республик, администраций, губернаторов территорий нет ни одной женщины, за исключением губернатора Корякского автономного округа. Заметных сдвигов в расширении участия женщин в высших структурах власти не произошло после Пекинской конференции 1995 г. - взятые Правительством Российской Федерации обязательства перед лицом мирового сообщества выполняются, но только "косметически", "на бумаге" (были приняты соответствующие официальные документы). Правда, в 26 (из общего числа 89) субъектах Российской Федерации (или 29%) женщины являются заместителями глав правительств республик, губернаторов, краевых, областных администраций. Однако в основном женщины замещают должности низших ступеней государственной службы и их продвижение по служебной дестнице затруднено.

(Для сравнения: в США рекордное число женщин на выборных должностях на уровне правительств штатов было зафиксировано еще в 1995 году - 84 человека, а в 1997 году оно, напротив, несколько понизилось - до 81. Поскольку в США существуют всего 323 выборных высокопоставленных должностей на уровне правительства штата. то это означает, что 25,1% этих постов занимают женщины. Среди них 34 демократки и 44 - республиканки, 3 были избраны как независимые. В десяти штатах - Аляска, Колорадо, Дэлавер, Гавайи, Индиана, Канзас, Мичиган, Миннесота, Нью Хэмпшир, Нью Джерси - в 1996 году половину выборных должностей исполнительной ветви власти уровня штата завоевали женщины. Причем в двух штатах - Нью Хэмпшир (Джоан Шахин, демократка) и Нью Джерси (республиканка Кристин Тодд Уитмен), где единственной выборной должностью в рамках исполнительной власти является пост губернатора, женщины стали губернаторами. В 18 штатах из 50 вице-губернаторы - женщины, из них 7 демократок и 11 республиканок. Иными словами, 36%. всех штатов имеют на посту второго человека в исполнительной ветви власти штата - женщину. И это неплохой показатель).

Не секрет, что в самой структуре органов власти имеются свои "институты власти", которые предоставляют больше объективных возможностей оказания влияния на процесс принятия решений, поскольку в распоряжение оказываются либо "стратегические" ресурсы, либо "ключевые рычаги" влияния и применения власти. Если посмотреть на представительство женщин с этой точки зрения, то выясняется, что в Российской Федерации доля женщин, занимающих посты руководителей федеральных органов исполнительной власти (министров, председателей государственных комитетов, несмотря на то, что был принят ряд официальных документов[[Указы Президента Российской Федерации:

от 4 марта 1993 года N337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин",

от 18 июня 1996 года N932 "О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года";

от 30 июня 1996 года N1005 "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

постановления Правительства Российской Федерации:

от 8 января 1996 года N 6 "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации";

от 29 августа 1996 года N 1032 "О б утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года";

от 20 мая 1997 года N613 "Об одобрении и внесении на ратификацию Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями". (Информационно-аналитический материал о численности и составе женщин, занятых в федеральных и региональных органах государственной власти" Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации. Департамент по делам семьи, женщин и детей Минтруда России, Москва: 1998 год.)]], нацеленных на продвижение женщин на уровень принятия решения, остается ничтожно малой: среди федеральных министров (по состоянию на первую половину сентября 1998 года) было лишь три женщины[[Министр здравоохранения, Министр труда и социального развития, Министр культуры.]], а должности руководителей иных федеральных органов исполнительной ветви власти замещали четыре женщины[[Председатель Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, председатель государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, председатель Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи, руководитель Федеральной миграционной службы России.]]. В целом, из общей численности женщин-государственных служащих[[В Российской Федерации на начало 1997 года в органах государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) на федеральном уровне работало около 15 тыс. женщин - государственных служащих, что составляет 56,2%. общей численности государственных служащих. В соответствии с Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N33, состав государственных служащих распределяется по должностям категорий "Б" и "В", в том числе по группам "высшие, главные, ведущие, старшие и младшие". Мужчины занимают 94% "высших", 85% "главных" и 68% "ведущих" должностей, т.е. руководителей всех уровней.

 

Сноски части 3

]], на "высших" должностях занято лищь 1,3%.

Самое время вспомнить слова: "Наконец-то пришло время, когда не быть мужчиной стало преимуществом. Ведь это мужчины допустили государственный дефицит, радиоактивные свалки, финансовый крах кредитных банков и множество других бед... Женщины оказались в выгодном положении, они не были причастны к решению всех этих вопросов" - эти слова принадлежат американке Маргарет Карлсон, которая много лет назад таким образом охарактеризовала обстановку в США. Не правда ли: просто диву даешься, как, порой, схожи бывают ситуации в странах, расположенных не только в разных концах света, но и с разной историей!

Сегодня много говорят о кризисе и в экономике, и в финансово-банковской системе, и в политике. Затрагиваются проблемы народного терпения, прогнозируется социальный бунт и т.д. Но странно, при упоминании кризиса народного доверия совсем не обсуждается тема "женщины и власть".

А между тем интеграция женщин в политический процесс, в процесс принятия решений - один из источников обновления той самой власти, как, впрочем, и политических партий и объединений. которые вспоминают о положении женщин и о женщинах только в рамках уже осевшего в русском политическом лексиконе понятия "электорат". А попросту - когда властьпридержащим нужны наши голоса избирателей. Очевидно, очень скоро все дружно вспомнят о женщинах, потому что и выборы в Государственную Думу, и президентская кампания не за горами.

Властьпридержащим и рвущимся к ней, сладостной. понадобятся наши женские голоса вновь - неужто опять легковерно и доверчиво будем благословлять наших "факиров на час"?

Миф: политика - не женское дело.

Нам твердят, что политика - не для женщин. что заниматься политикой - это мужское дело. И для "пущей убедительности" самым активным образом поддерживается и воспроизводится под разным соусом миф о "женской логике" как о некой неспособности видеть причинно-следственную связь вещей. о чрезмерной женской эмоциональности и т.д. И обиднее всего, когда сами женщины, и даже искушенные политики, наверное недопонимая всей опасности этого, поддерживают стереотип. Автор этих строк была свидетельницей. когда на передаче "12 Решительных женщин" видный политик-женщина восприняла с удовольствием как комплемент из уст главного редактора демократической цивилизованной газеты "Независимая газета" заявление о том, что она, обладает "мужским умом". Иными словами "мужской ум" - эталон. совершенство, идеал. "Женский ум" - в лучшем случае - синоним хитрости, а в распространненном смысле - что-то вроде "недоумка", ограниченности, интеллектуальной слепоты и, вообще, неспособности распознать логическую суть вещей.

А между тем, способность женщин рассматривать поступки в широком контексте, связывая один с другим, есть ни что иное как проявление мудрости, суть которой в вычленении не только одной логической цепочки вещей и явлений, а способность увидеть взаимодействие по закону причинно-следственной связи многих логических цепочек. Именно этим и отличается женщина как особь человеческого рода.

Кроме того, женщине также свойственно то, что так замечательно подметила Кэрол Гиллиган, профессор психологии (Гарвардский университет, США): "Женщины обладают большей нравственной силой, у них более высокие этические нормы и особая способность устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми, т.е. все качества настоящего политического деятеля"

Режимы, идеологии и социальное устройство могут меняться, но незыблимо и вечно то, что общество состоит из женских и мужских личностей, которые по-разному реагируют (и это прекрасно!) на все происходящее вокруг. И это не значит, что одни правы, а другие - нет. Правда заключается в том, что женщины воспринимают жизнь иначе, чем мужчины, следовательно, и думают иначе.

Разве способность женщин рассматривать поступки в широком контексте, связывая один с другим, хуже способности мужчин воспринимать события как изолированные эпизоды? Женщины склоны смотреть на людей как на взаимозависимые существа; мужчины видят в них независимых индивидов. Для женщин важна забота, мужчины выше ставят свободу.

Известная английская писательница Вирджиния Вульф писала: "Очевидно, что ценности, которыми руководствуются женщины, часто отличаются от ценностей, выработанных противоположным полом... Однако в обществе преобладают мужские ценности. В обществе, где стандарты, установленные мужчинами, считаются нормативными, женские ценности рассматриваются не только как второстепенные, но и как ущербные, основанные на эмоциях, интуиции, а не на разуме и логике". Разве эти психологические особенности женской личности не являются объективной базой для такой профессиональной деятельности как политика?

Времена меняются. Ученые, занимающиеся исследованием психологического развития женщин, давно подметили женскую способность к этическим суждениям. Здравый смысл подсказывает: та семья счастлива, в которой царит любовь да совет. На макро уровне, т.е. на уровне всего общества в цивилизованном государстве, нам необходим совет - совет между мужчинами и женщинами, между двумя постоянными составляющими любого человеческого общества, что и представит собой совокупную мудрость народа. а не только одной ее части.

Нужны ли женщины в политике?

Нет сомнения в том, что доминирующей мужской политической элите не удалось создать устойчивой и сбалансированной как политической системы, так и государственной системы власти, способной функционировать на возобновляемой основе, поддерживая строительство в стране здорового цивилизованного демократического общества, опирающегося на общечеловеческие ценности. Отчуждение женщин как от власти, так и от собственности - один из серьезнейших просчетов мужской политической элиты. Это и ответственность самих женщин, позволивших за себя решать свою судьбу и без своего активного участия решать развитие своей страны.

Почему сложилось именно так? Причин много, среди которых самые очевидные:

1. Сложные социально-политические условия.

2. Криминализация экономической жизни страны

3. Глубоко укоренившиеся предрассудки как в отношении роли женщины в обществе в целом, так и в отношении женщины-политика

4. Позиция существующих политических партий всех идеологических цветов и оттенков, которая характеризуется недооценкой роли женщин в политическом процессе, особенно на уровне принятия решений

5. Изъяны самой избирательной системы, затрудняющей доступ женщин в высший законодательный орган страны.

6.Раздробленность и слабость женского движения как фактора политической жизни общества.

Сегодня важно понять: какую выгоду может извлечь общество вцелом, создавая государство с политическим управлением, основаном на партнерстве мужчин и женщин в политике? Ответ прост: партнерство мужчин и женщин в политике является источником более полной и представительной демократии, поскольку создаются реальные возможности учета многополюсных интересов в обществе.

Известно, что изменения в обществе обычно осуществляются через политический процесс, монопольными владельцами которого сегодня являются мужчины несмотря на то. что половина или больше половины избирателей - это женщины.

Мужчины принимают законы для женщин вместо них самих, а женщинам остается лишь эти самые законы выполнять. При этом оказывается, что не всегда законы состоятельны с точки зрения соблюдения баланса интересов мужского и женского населения. Ведь пристальный научный общестововедческий взгляд без труда обнаруживает существование в обществе интересов мужского и женского населения, т.е. идет водораздел и по этой линии, а не только по классовой, этнических и определенных групп экономического интереса. Это и есть гендерный (от слова "гендер" - термин, означающий социальный пол) подход, т.е. осознание того, что явления, происходящие в обществе, по разному влияют на мужское и женское население, вызывая неодинаковые их реакции. Хочу подчеркнуть: от военной политики до развития космической и косметической промышленности - все касается и мужчин, и женщин - речь идет о разном возможном воздействии на две социально-половые группы общества тех или иных решений в стране.

Эту гендерную озабоченность инициируют прежде всего женщины, поскольку именно они оказались "маргиналами" в политическом процессе. Иными словами, женщины привносят новые элементы в политическую культуру вообще, отстаивая гендерный подход во всех сферах жизни общества.

Женщины выдвигают законодательные инициативы, которые близки интересам женщин. Происходит трансформация женских интересов в политические курсы, вопросы ставятся на повестку дня парламентов. В результате, происходит облегчение доступа женщин через женщин к законотворческим органам, что способствует ликвидации определенных препятствий на пути женщин в высший законодательный орган и в большую политику вообще...

Таким образом, женщины нужны во власти, поскольку они обективно выступают как катализаторы перемен. Иными словами, женщины должны идти во властные структуры, поскольку их приход туда объективно необходимое условие для улучшения статуса женского населения в обществе вцелом.

Отличается ли и чем женщина-политик от мужчины-политика?

И политика и власть имеют пол. На Западе широко распространено мнение о том, что женщины вносят свой особый вклад в общественную жизнь: женщины не только лучше мужчин представляют и могут представить свои интересы, но и смогут влиять на политическую систему, занимая руководящие посты.

Мировой опыт парламентаризма показал, что если в законодательном органе меньше 10% мест принадлежит женщинам, то это затрудняет принятие законов в защиту детей. Если в парламенте страны будет 20-30% мест принадлежать женщинам, можно надеятся на более быстрое и реальное проведение в жизнь программ, отражающих интересы женщин. У женской парламентской группы появится чувство локтя, ощущение силы и веры в то, что женщина может коренным образом изменить собственную судьбу.

Что показала наша собственная российская практика?

Можно по-разному относится к политическому движению "Женщины России" и работе его фракции в Государственной Думе пятого созыва. Однако нельзя не признать, того очевидного факта, что в результате их проникновения на национальный уровень политического поля все избирательные объединения, принимавшие участие в избирательном марафоне 1995 года "вспомнили" о женщинах и включили в списки своих кандидатов в депутаты вдвое больше женщин, чем в 1993 году. К сожалению. временный успех не был закреплен, и в 6-ой Государственной Думе женщин стало еще меньше... чем в 5-й. Налицо общие тенденции: а) малочисленность женщин-кандидатов в партийных списках победивших на выборах в ГД в 1995 году 4 блоков (от 10 до 12% женщин-кандидатов): б) дисриминационный подход к распределению порядка мест в партийных списках, о чем свидетельствует тот факт, что соотношение женщин-депутатов к числу женщин-кандидатов меньше по сравнению с соотношением мужчин-депутатов к числу мужчин-кандидатов. Женщины оттесняются в конец списков; в) оттеснение женщин в гетто в рамках самой Государственной Думы: в ГД существует три ключевых института власти - фракции, где принимается принципиальное решение относительно законодательства, комитеты, где подключаются профессиональные ресурсы по разработке законодательства, Совет Думы, куда входят председатели комитетов, руководители фракций и депутатских групп, спикер и его пять заместителей и где достигаются компромиссы. Совет Думы ГД включает всего около 40 человек, среди которых лишь 3 женщины-депутата или 7,5%. от общего числа депутатов российского парламента, что, как совершенно очевидно, не соответствует столь малочисленному - лишь 10% - общему составу женщин-депутатов. И даже в таких условиях женщины-депутатки сумели доказать свой профессионализм и высокий уровень гражданской требовательности к себе (например, С.Ю.Орлова, член Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам, которая, к стати, выдвигалась именно женскими организациями Дальнего Востока. Можно назвать и законодателей Апарину А.В., и Лахову Е.Ф, и Мизурину, и Старовойтову Г.В. и Ярыгину Т. и др.). Приходится только сожелеть, что женщины-парламентарии не видят общей гендерной платформы для объединения своих усилий. Случись это, несомненно их влияние могло бы значительно усилиться...

Таким образом, существует драматический дисбаланс участия мужчин и женщин в политической жизни, который необходимо скорректировать. А для этого понадобится соответствующее законодательство, которое могло бы, как показывает западная практика, не допускать такого неравенства.

Что делать?

Помню в студенческие годы в ноябрьскую слякоть, собирая в мокрой земле принудительную картошку на полях бескрайнего Подмосковья, у нас, у студентов, был лозунг: "это даже хорошо, что пока нам плохо". Этот пародоксальный оптимизм подсказывает мне, что для женского движения, которое уже существует в России, набрало опыт и окрепло, могут наступить неплохие времена.

Сегодня женское движение получает второй исторический шанс (первый был дан историей в 1993 году и им с успехом воспользовалось движение "Женщины России"), чтобы заявить о себе как о реальной политической силе, способной не только из вне, но и изнутри политического процесса влиять на ход истории. Этот исторический шанс нельзя упустить!. И здесь критическим моментом станет способность женских организаций к консолидации своих усилий для достижения поставленной общей цели. Все будет зависеть от того, как женское движение сумеет привлечь на свою сторону огромный избирательный потенциал женского населения, а также мужского, способного понять, что в условиях дискриминации одного пола в обществе не может быть подлинной свободы для другого.

Что для этого нужно? Прежде всего самому женскому движению, его активисткам, и широким слоям женского населения придется понять, осознать и принять следующие принципиальные вещи:

1. что российское общество в целом, а женская его часть, в частности, изменились за прошедшие тринадцать непростых перестроечных лет: выросло целое поколение, ощутившее себя гражданами страны;

2. что женщины вносят свой особый вклад в общественную жизнь: женщины не только лучше мужчин представляют и могут представить свои интересы, но и смогут влиять на политическую систему, занимая руководящие посты;

3. что без осознанного вхождения женщин в политику, построенного на принципах паритетного подхода, невозможно строительство демократического гражданского общества;

4. что на сегодня защита прав женщин как прав человека - это общая задача всех женщин без различия их социального статуса и идеологических предпочтений;

5. что сильная социальная политика, дающая человеку "удочку", а не жалкий кусочек пойманного пескаря. при условиях создания равных возможностей для всех в "добывании удочки" - объективно в интересах всех граждан. но особенно важен этот принцип для женщин как дискриминируемой части общества.

Как показывает мировая практика три главных фактора, обуславливают общее увеличение женского представительства в высшем законодательном органе:

1. политическая партийная квота или наличие цели увеличения женщин-кандидатов в парламентах, избираемых по пропорциональной избирательной системе;

2. наличие законов, требующих, чтобы соотношение полов в списках кандидатов от партий соответствовало соотношению полов в стране;

3. изменение избирательной системы с одномантатного (мажоритарного) на пропорциональное представительство.

Государственная политика в отношении женщин необходима как самостоятельное направление, поскольку существует группа специфических проблем, связанных с положением женщин в обществе на каждом историческом этапе.

Женщины должны заявить о новых перспективах, которые не всегда совпадают с интересами мужчин. Женщины-политики подчеркивают приоритетность таких проблем, как социальное обеспечение, развитие сети дошкольных и школьных учреждений, образование, здравоохранение, занятость и продвижение женщин по службе. Они стимулируют женщин к участию в политической деятельности и занятию политических постов.

Возможно ли партнерство между женщинами и мужчинами в политике? Является ли это источником более полной и представительной демократии? Как этого достичь? Какую выгоду может извлечь общество вцелом от этого партнерства?

Да, не только возможно, но и крайне необходимо. Однако, нельзя надеятся, что властью будут охотно делиться, что паритет во власти будет дарован женщинам как букетик фиалок в день "8-го Марта". Для достижения этой цели прийдется много потрудиться, чтобы измененить укоренившиеся стереотипы в сознании мужчин и женщин на их ролевые функции в обществе.

Необходима интеграция женщин в политическую жизнь на всех уровнях., а политические права женщин должны рассматриваться в общем контексте прав человека в соответствии с международными документами и с применением существующих международных инструментов. Развитие и расширение образования - одна из важнейших предпосылок - для более масштабной интеграции женщин в политический процесс общества. (Оно должно быть обеспечено для мужчин и для женщин с целью разрушения патриархатной модели мировидения, и оно должно начинаться в раннем возрасте.)

Следует добиваться представительства женщин в парламенте на первых порах на уровне "критической массы", приравненной к 30 процентам. (Этот уровень был выведен из практики стран Северной Европы). Достижение этой цели невозможно без осознанной политики партий по выдвижению существенного числа женщин-кандидатов с реальными шансами быть избранными.

Причем партии должны стать более открытыми для женщин, и более восприимчивыми к их интересам. Необходимо введение системы квотирования для продвижения женщин на уровень принятия решений в партийной структуре, где, сегодня женщин насчитывается ничтожный процент. Квоты "необходимое зло". Эта мера применима на временной основе с целью изменения существующего резкого дисбаланса мужчин и женщин в политичекой жизни. От квот следует отказаться немедленно по достижению поставленной цели. (Предпочтение отдается квотированию на выдвижение в кандидаты по партийным спискам, а не на места в парламенте. Причем, квоты должны быть гендерно нейтральными).

Очень важна система пропорционального представительства или смешанная избирательная система, которая предоставляет женщинам гораздо больше шансов на избрание, чем система по мажоритарному принципу. При этом следует не допустить дискриминационный подход при составлении партийных списков.

Необходимо специальное обучение для женщин по политическому и электоральному лидерству. Такое обучение равно необходимо для мужчин и для женщин, но для женщин требуется предподготовка перед обучением.

На повестку дня должно быть поставлено сокращение непомерных расходов на избирательные кампании. (введения потолка на затраты, сокращение времени для проведения избирательной кампании и пределов на использование времени и места в СМИ в течении кампании и т.д.). Система финансирования, закрепленная соответствующим законодательством, из всех источников: государственных, частного бизнеса, фондов и частных пожертвований должна быть прозрачной.

Существует характерная черта или общий недостаток, наблюдаемый во всех странах - мизерное финансирование женских кампаний. Для его преодоления мировым сообществом предлагаются различные меры. Так. считается, что политические партии должны продвигать, по меньшей мере, одну треть женщин-кандидатов и предоставлять им одну треть своих избирательных ресурсов. Причем, в тех странах, где финансирование политических партий происходит из государственных источников, оно должно быть увязано с соотношением женщин-кандидатов, выдвинутых от каждой партии и избранных в парламент, а в тех, где финансирование обеспечивается парламентским политическим группам, дополнительные взносы должны быть предусмотрены, связанные с соотношением (пропорцией) женщин-парламентариев. Ведь женщины - такие же налогоплательщики, как и мужчины!. Необходимо стимулировать и создание фондов для финансирования женских избирательных кампаний.

Заслуживает внимания идея создания сети женщин-политиков, как на национальном, так и на региональном уровнях, которая могла бы помогать женщинам-новичкам на политической арене и вдохновлять других женщин войти на политическую арену.

Наш парламент должен обеспечить принятие законодательства, касающегося реализации прав женщин. Тем более, что у нас выработана уже стратегия прогресса в реализации равного партнерства между женщинами и мужчинами в сфере законотворчества. Федеральное Собрание должно также поддерживать женские неправительственные организации, объединения и группы.

И, наконец, особое внимание заслуживает приоритетное рассмотрение проблемы неравномерного распределения оплачиваемого и неоплачиваемого труда между мужчинами и женщинами на уровне федерального правительства. (Женщины все еще выполняют львиную долю неоплачиваемой работы, (домашняя работа), в то время, как большинство оплачиваемой работы припадает на долю мужчин. Более того, недавние исследования показали, что женщины работают больше часов, чем мужчины.

Таким образом, Женщинам остается крепко задуматься, чтобы сделать свой правильный выбор, и не позволить манипулировать своими голосами...