|
|
Силласте Г. Г. и др. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа // Социологические исследования, 1997, № 12. С. 112-120.
|
В начало документа |
В конец документа |
Силласте Г. Г. и др. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Экспертный опрос участников Всероссийского женского Конгресса "Труд. Занятость. Безработица" (Москва, декабрь 1994), проведенный научным коллективом "ГАЛСИ" под руководством проф. Г. Силласте и при непосредственном участии Г. Кожамжаровой [13], позволил нарисовать общую картину распространенности различных видов социальной дискриминации женщин в сфере труда (см. табл. 1 и 2). Дискриминация женщин в сфере труда и занятости имеет свои последствия. Понятие "социальные последствия" означает ожидаемые - планируемые или стихийно возникающие - результаты распространения того или иного социального процесса и явления, которые влияют как на социальные отношения личностей, общностей, так или на стабильность в обществе в целом, в конкретных социальных общностях - в частности. Классификацию последствий социальной дискриминации женщин в сфере труда и занятости можно провести по ряду критериев: 1) по времени возникновения: последствия отдаленные и непосредственные. Среди отдаленных - ухудшение положения женщин в обществе, снижение их социального статуса; - феминизация бедности; сегрегация по признаку пола в профессиональных сферах: суицидность в женской среде; "вымывание" женщин из сферы управления и властных институтов; люмпенизация женского населения; медленное развитие женского предпринимательства; усиление женской агрессивности; девиантное поведение женщин; отчуждение их от земли, кредитов, финансов. Непосредственные последствия: унижение достоинства женщин; психологические стрессы, фрустрация; неполная занятость; вынужденный возврат в семью; усиление экономической зависимости от мужа; ограничение самореализации; потеря личной безопасности; снижение возраста выхода на пенсию; недоплата труда; расширение "серого" (или "третичного") сектора в экономике; сферы предоставления услуг; насилие в семье; миграция женской рабочей силы. 2) но сферам проявления: дискриминация производственная и бытовая (непроизводственная); 3) по связи с социальными целями: прямые и косвенные; негативные и позитивные последствия. Среди последних отметим создание женских движений, неправительственных организаций по борьбе с дискриминацией и насилием в отношении россиянок; образование клубов (центров) помощи нуждающимся женщинам. В предложенной классификации выделим наиболее важные последствия социальной дискриминации женщин в производственной сфере. Для изучения этого процесса применимы две группы индикаторов: статистические и социологические, дополняющие друг друга. Существует несколько групп индикаторов. Одна из них - национальные индикаторы, в основном статистические. Они позволяют изучать процесс в его эволюции за определенные периоды. В настоящее время применяют индикаторы, связанные с изменением положения женщин за годы 1980, 1985, 1990, 1995. Именно этот уровень индикаторов использован в Национальном докладе "О выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", представленном в ООН в ходе подготовки к IV Всемирной конференции по положению женщин. Региональные индикаторы применяются для анализа изменений социального статуса женщин в регионах, субъектах РФ. Локальные индикаторы проецируются на уровни городов, районов, других местных территориальных единиц. При анализе неравенства в обеспечении доступа женщин и мужчин к экономическим структурам и ресурсам национальными статистическими индикаторами являются: - кредит в государственных банках, предоставляемый отдельно как женщинам, так и мужчинам, а также им совместно; - владение землей в сельских районах; - численность зарегистрированных собственников земли с разбивкой по полу; - владение женщинами недвижимостью в городе; количество сделок с городской недвижимостью, зарегистрированных женщинами, мужчинами, совместно. , Таблица I Экспертные оценки частоты столкновения женщин с фактами их дискриминации при приеме на работу и увольнении в зависимости от предприятий разных форм собственности (в % опрош.) N = 221
Таблица 2 Иерархический ряд категорий женщин, чаще других ощущающих социальную дискриминацию в сфере труда (в % опрош.) N = 221
Отметим некоторые статистические индикаторы феминизации бедности: - семьи (домохозяйства), возглавляемые женщинами; - численность безработных (в какой мере безработица, ведущая к снижению доходов, затрагивает женщин и мужчин); - доля безработных женщин и мужчин среди городского и сельского населения; - состояние детских дошкольных учреждений (их количество, например, позволяет судить о том, имеют ли женщины с детьми возможность сохранить рабочее место); - наличие курсов профессиональной подготовки (этот показатель характеризует доступность профессионального обучения для женщин и мужчин). Нами упомянута только часть статистических индикаторов, которые уже внедрены в российскую практику. Авторы не ставили перед собой задачу социогендерной экспертизы российского законодательства по вопросам преодоления социальной дискриминации женщин. А вместе с тем правовая база "женского вопроса" в России устарела, не отвечает современным условиям и требует коренных изменений. Об этом свидетельствует "Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", недавно принятая Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. Концепция предусматривает разработку ряда законодательных актов и мер по их реализации: по охране безопасности труда на производстве и улучшению его условий; по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда; в области личной безопасности и предотвращению насилия и другие. Государственная Дума активно ведет законотворческую деятельность. В канун ее осенней Сессии 1997 г. 245 законопроектов ждали решения своей судьбы. Остается пожелать, чтобы законы, обеспечивающие преодоление социальной дискриминации женщин в России, равные права и равные возможности полов, не залеживались в письменных столах депутатов. "Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам". Справедливы слова Жана д'Аламбера - великого французского просветителя. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. № 6. С. 1. 2. Пекинская декларация - ООН. Доклад Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995 года). С. 156-158. 3. См.: Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 330-333. 4. См. работы: Чемберлен М.К., Мэгэри С., Лазарис К., Роуз X., Смелзер Н. 5. См.: Теоретическая и прикладная социальная психология / Отв. ред. Уледов А.К. М., 1988. С. 31-32. 6. Силласте Г.Г. Гендерная социология как частная социологическая теория. (Будущее России и новейшие социологические подходы. Материалы конференции. Москва, 10-12 февраля 1997 г. Ч. II. С. 7). 7. См.: Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994. С. 330. 8. Силласте Г.Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России.//Социс. 1994. № 3. 9. См.: Статистический сборник "Женщины России". М.: Госкомстат, 1995. С. 19, 29, 33. 10. Декларация Пекинской Конференции (Пекин 4-15 сентября 1995 г.) OOH-A/Conf. 177/20. С. 11. 11. См.: Смелзер Н. Озн. соч. С. 274. 12. Проблемы женской безработицы в России. Материал подготовлен Федеральной службой занятости. М., 1996. С. 1. 13. Силласте Г. Итоги экспресс-опроса участников всероссийского женского конгресса // Всероссийский женский конгресс "Труд. Занятость. Безработица". М., 1995. С. 163.
|