Силласте Г. Г. и др. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа // Социологические исследования, 1997, № 12. С. 112-120.
 
В начало документа
В конец документа

Силласте Г. Г. и др.

Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Экспертный опрос участников Всероссийского женского Конгресса "Труд. Занятость.

Безработица" (Москва, декабрь 1994), проведенный научным коллективом "ГАЛСИ" под руководством проф. Г. Силласте и при непосредственном участии Г. Кожамжаровой [13], позволил нарисовать общую картину распространенности различных видов социальной дискриминации женщин в сфере труда (см. табл. 1 и 2).

Дискриминация женщин в сфере труда и занятости имеет свои последствия. Понятие "социальные последствия" означает ожидаемые - планируемые или стихийно возникающие - результаты распространения того или иного социального процесса и явления, которые влияют как на социальные отношения личностей, общностей, так или на стабильность в обществе в целом, в конкретных социальных общностях - в частности.

Классификацию последствий социальной дискриминации женщин в сфере труда и занятости можно провести по ряду критериев:

1) по времени возникновения: последствия отдаленные и непосредственные. Среди отдаленных

- ухудшение положения женщин в обществе, снижение их социального статуса;

- феминизация бедности; сегрегация по признаку пола в профессиональных сферах: суицидность в женской среде; "вымывание" женщин из сферы управления и властных институтов; люмпенизация женского населения; медленное развитие женского предпринимательства; усиление женской агрессивности; девиантное поведение женщин; отчуждение их от земли, кредитов, финансов.

Непосредственные последствия: унижение достоинства женщин; психологические стрессы, фрустрация; неполная занятость; вынужденный возврат в семью; усиление экономической зависимости от мужа; ограничение самореализации; потеря личной безопасности; снижение возраста выхода на пенсию; недоплата труда; расширение "серого" (или "третичного") сектора в экономике; сферы предоставления услуг; насилие в семье; миграция женской рабочей силы.

2) но сферам проявления: дискриминация производственная и бытовая (непроизводственная);

3) по связи с социальными целями: прямые и косвенные; негативные и позитивные последствия. Среди последних отметим создание женских движений, неправительственных организаций по борьбе с дискриминацией и насилием в отношении россиянок; образование клубов (центров) помощи нуждающимся женщинам.

В предложенной классификации выделим наиболее важные последствия социальной дискриминации женщин в производственной сфере.

Для изучения этого процесса применимы две группы индикаторов: статистические и социологические, дополняющие друг друга. Существует несколько групп индикаторов. Одна из них - национальные индикаторы, в основном статистические. Они позволяют изучать процесс в его эволюции за определенные периоды. В настоящее время применяют индикаторы, связанные с изменением положения женщин за годы 1980, 1985, 1990, 1995. Именно этот уровень индикаторов использован в Национальном докладе "О выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", представленном в ООН в ходе подготовки к IV Всемирной конференции по положению женщин.

Региональные индикаторы применяются для анализа изменений социального статуса женщин в регионах, субъектах РФ. Локальные индикаторы проецируются на уровни городов, районов, других местных территориальных единиц.

При анализе неравенства в обеспечении доступа женщин и мужчин к экономическим структурам и ресурсам национальными статистическими индикаторами являются:

- кредит в государственных банках, предоставляемый отдельно как женщинам, так и мужчинам, а также им совместно;

- владение землей в сельских районах;

- численность зарегистрированных собственников земли с разбивкой по полу;

- владение женщинами недвижимостью в городе; количество сделок с городской недвижимостью, зарегистрированных женщинами, мужчинами, совместно.

, Таблица I

Экспертные оценки частоты столкновения женщин с фактами их дискриминации при приеме на работу и увольнении в зависимости от предприятий разных форм собственности (в % опрош.) N = 221

 

Таблица 2

Иерархический ряд категорий женщин, чаще других ощущающих социальную дискриминацию в сфере труда (в % опрош.) N = 221

 

Отметим некоторые статистические индикаторы феминизации бедности:

- семьи (домохозяйства), возглавляемые женщинами;

- численность безработных (в какой мере безработица, ведущая к снижению доходов, затрагивает женщин и мужчин);

- доля безработных женщин и мужчин среди городского и сельского населения;

- состояние детских дошкольных учреждений (их количество, например, позволяет судить о том, имеют ли женщины с детьми возможность сохранить рабочее место);

- наличие курсов профессиональной подготовки (этот показатель характеризует доступность профессионального обучения для женщин и мужчин).

Нами упомянута только часть статистических индикаторов, которые уже внедрены в российскую практику.

Авторы не ставили перед собой задачу социогендерной экспертизы российского законодательства по вопросам преодоления социальной дискриминации женщин. А вместе с тем правовая база "женского вопроса" в России устарела, не отвечает современным условиям и требует коренных изменений. Об этом свидетельствует "Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", недавно принятая Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

Концепция предусматривает разработку ряда законодательных актов и мер по их реализации: по охране безопасности труда на производстве и улучшению его условий; по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда; в области личной безопасности и предотвращению насилия и другие.

Государственная Дума активно ведет законотворческую деятельность. В канун ее осенней Сессии 1997 г. 245 законопроектов ждали решения своей судьбы. Остается пожелать, чтобы законы, обеспечивающие преодоление социальной дискриминации женщин в России, равные права и равные возможности полов, не залеживались в письменных столах депутатов. "Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам". Справедливы слова Жана д'Аламбера - великого французского просветителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. № 6. С. 1.

2. Пекинская декларация - ООН. Доклад Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995 года). С. 156-158.

3. См.: Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 330-333.

4. См. работы: Чемберлен М.К., Мэгэри С., Лазарис К., Роуз X., Смелзер Н.

5. См.: Теоретическая и прикладная социальная психология / Отв. ред. Уледов А.К. М., 1988. С. 31-32.

6. Силласте Г.Г. Гендерная социология как частная социологическая теория. (Будущее России и новейшие социологические подходы. Материалы конференции. Москва, 10-12 февраля 1997 г. Ч. II. С. 7).

7. См.: Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994. С. 330.

8. Силласте Г.Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России.//Социс. 1994. № 3.

9. См.: Статистический сборник "Женщины России". М.: Госкомстат, 1995. С. 19, 29, 33.

10. Декларация Пекинской Конференции (Пекин 4-15 сентября 1995 г.) OOH-A/Conf. 177/20. С. 11.

11. См.: Смелзер Н. Озн. соч. С. 274.

12. Проблемы женской безработицы в России. Материал подготовлен Федеральной службой занятости. М., 1996. С. 1.

13. Силласте Г. Итоги экспресс-опроса участников всероссийского женского конгресса // Всероссийский женский конгресс "Труд. Занятость. Безработица". М., 1995. С. 163.