Труд, образование, здоровье

Сосунова И. А. Женщины проиграли старт информационной революции // Социальная безопасность женщин. / Клуб "Реалисты". Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997. № 31. С. 59-63.
 
В начало документа
В конец документа

Сосунова И. А.

Женщины проиграли старт информационной революции


Человечество переживает сегодня очередную техническую революцию-информационную. Как и любое глобальное изменение, она является для нас, ее современников, предметом острых дискуссий. Некоторые (правда, немногие) авторитетные исследователи, в частности Александр Зиновьев, считают ее мифом, другие (и их большинство)-говорят о качественном скачке в развитии цивилизации. Жизнь подтверждает точку зрения тех, кто убежден, что к информационной революции и ее проблемам необходимо относиться серьезно. Какой же смысл мы вкладываем в это понятие? Для простоты последующего изложения представим информационную революцию в виде процесса перехода современного российского общества в стадию общества информационного.

Каковы критерии вступления той или иной страны в эту стадию? По мнению большинства западных специалистов, страна может стать информационным обществом, если:

-любой индивид в любой точке страны и в любое время будет способен получить необходимую ему информацию и знания;

-в стране имеются информационные технологии, доступные для реализации этой возможности;

-есть инфраструктуры, обеспечивающие создание и использование национальных информационных ресурсов в количестве и качестве, необходимых для научно-технологического и социального прогресса (есть страны, где много компьютеров, но нет научной информации);

-осуществлены роботизация и автоматизация производства и управления;

-сформирована социальная структура, где не менее половины занятых работают в сфере информационной деятельности и услуг;

-налицо готовность и способность граждан осуществлять эффективную деятельность в информационной сфере.

Для России первоочередными шагами к информационному обществу, по мнению таких авторитетных ученых, как академики Д.Гвишиани и В.Семенихин, должны стать:

-создание общедоступных баз данных и знаний;

-организация экономической информации;

-создание сферы информационных услуг для населения;

-компьютеризация медицины и социального обеспечения;

-информатизация образования и науки.

Вполне естественно добавить к этому перечню компьютеризацию банковской сферы, архивов, многих учреждений и предприятий и как необходимое условие всего этого создание современных систем связи.

Таким образом, зримым воплощением информационной революции является информатизация, а именно:

-резкий рост объема доступной потребителю информации;

-массовое применение современных информационных технологий;

-рост занятости в сфере производства и передачи информации, оказания информационных услуг.

Теперь непосредственно о вопросе: информационная революция и женщины. Рассмотрим его сквозь призму основных сфер общественной жизни, в которых проявляются конкретные ролевые функции женщины.

Сразу отметим: женщины в целом проиграли старт информационной революции.

Прежде всего их мало среди активных производителей информации. Для примера возьмем почти чисто информационную сферу деятельности - журналистику. Редакция газеты "Москвичка" провела исследование, которое показало, что в десяти наиболее популярных газетах России соотношение авторов-мужчин и авторов-женщин составило 13:1.

Не оказалось их и среди "звезд" разработчиков компьютеров и программного обеспечения: они практически не представлены в числе первых 300 новых миллионеров знаменитой Кремниевой долины (Силикон вэлли) в США.

Что же касается производственной сферы в целом, то ожидаемые последствия информационной революции для значительной части российских женщин скорее негативны:

-во-первых, информатизация резко снизит потребность в рабочей силе во многих чисто женских отраслях, например в связи, где их доля составляет сейчас 71 процент, на различных "канцелярских должностях" и т.п.;

-во-вторых, при резком изменении содержания труда может проявиться разница между качественными моделями поведения мужчин и женщин, что отмечают исследователи. Так, мужчина в обстановке стресса и дискомфорта чаще выбирает поисковую модель поведения (найти другое место работы, овладеть компьютерной техникой и т.п.), а женщина-адаптационную (сохранить место работы и прежний характер труда до последней возможности). В результате она упускает время-и либо теряет рабочее место, либо вынуждена согласиться на ухудшение оплаты труда, увеличение его интенсивности и т.п.;

-в-третьих, женщине тяжелее приспособиться к современной компьютерной технике, фактически созданной мужчинами и для мужчин. Дело в том, что они превосходят женщин в склонности к решению зрительных и пространственных задач (вспомните особенности работы с дисплеем в среде WINDOWS, другие популярные пакеты программ и т.п.). Те же психофизиологические характеристики, в которых сильнее женщины, например речевые навыки, для современной компьютерной техники бесполезны;

-в-четвертых, в целом как при овладении новой информационной специальностью, так и в служебном росте, в обстановке конкуренции может проявиться негативное воздействие состояния "глубокой тревоги", свойственной женщинам. По мнению американского исследователя Мартины Хорнер, "боязнь успеха" или глубокая тревога препятствует интеллектуальной деятельности;

-в-пятых, большая загрузка женщин домашним хозяйством и перерывы в трудовой деятельности, связанные с рождением детей, часто мешают их профессиональному росту, вызывают обесценивание знаний и навыков в обстановке быстрой смены поколений информационной техники.

Кроме того, развитие непосредственно производства средств информации в нынешних российских условиях не приведет к образованию новых рабочих мест. Наиболее трудоемкие операции сосредоточены сейчас в странах Юго-Восточной Азии, где изготавливается 90 процентов мирового производства материнских печатных плат, мониторов, клавиатур и т.д. Причем продукция обходится в 2-3 раза дешевле, чем произведенная в России.

Мы сосредоточили внимание исключительно на негативных тенденциях, вызванных информационной революцией и более сказывающихся на женщинах, чем на мужчинах. Но нельзя забывать и о колоссальном положительном ее эффекте, который выглядит следующим образом.

1. Переход к информационному обществу связан с резким падением доли физического труда в создании национального богатства, с выносом из страны экологически грязных производств (достаточно отметить, что ныне в России примерно 20 процентов работающих в промышленности женщин заняты преимущественно тяжелым физическим трудом).

2. Возрастает эффективность интеллектуального труда, снижается доля рутинных операций и т.д.

3. Получают шанс найти свое место в жизни люди с физическими недостатками (инвалиды), испытывающие коммуникативные трудности (заики, болезненно застенчивые), для которых информационная революция является, по мнению американского инвалида Тома Шворлса, таким же "великим уравнителем", как в свое время револьвер Кольта на Диком Западе.

4. Развитие информационной революции может повысить и без того заметную роль женщины в семейной жизни. Прежде всего она приносит в дом большое количество компьютеризированной бытовой техники. Стиральные машины-автоматы, многочисленные реле времени и другие изделия-это только начало. Рано или поздно интеллектуальная бытовая техника облегчит повседневную жизнь до неузнаваемости.

5. Существенно упростится получение необходимой информации бытового характера: расписание транспорта, справки о ценах, наличии товаров, условиях оказания услуг и т.п. Несомненно, женщина получит от этого не меньшую, чем мужчина, пользу. При ее в среднем большей занятости домашним хозяйством этот временной выигрыш важен в любом случае.

6. Внедрение в образование детей компьютерных средств стимулирует и повышение компьютерной грамотности женщин. Дело в том, что, по данным социологических исследований, около 70 процентов из них обращаются к матери при возникновении трудностей в выполнении домашнего задания. Думается, что привычная модель поведения сохранится и в будущем. Следовательно, матери в любом случае придется быть в курсе школьной программы.

И еще два важных момента должны в перспективе сказаться на роли женщины в семье. Это, во-первых, возможность трудовой деятельности в сфере информатизации на дому и, во-вторых, реальность эффективного обучения на дому. Оба фактора способны увеличить долю женщины в семейных доходах. Кроме того, по-видимому, существенно снизится доля женщин, прекративших учебу в связи с рождением ребенка и не возобновивших ее впоследствии.

Даже краткое рассмотрение "женских" проблем информационной революции говорит об их важности, многочисленности и неоднозначности. В сущности, если прогнозы развития информатизации не являются излишне оптимистичными, то мы стоим на пороге коренных изменений в науке, культуре, производстве, семейных отношениях и т.д.

И еще об одном: сегодня главное и самое опасное обстоятельство-господство технократического подхода к проблемам информатизации. Идеология нынешнего Комитета по политике информатизации при Президенте РФ фактически не претерпела изменений со времен ГКВТИ СССР. А между тем информационная революция влечет за собой немало социальных последствий. Думается, с точки зрения интересов женщин надо превратить ее в осмысленный управляемый процесс, поставив во главу угла не техническое содержание информационной революции, а социальные технологии, систему социальных целей, приоритетов и критериев.