Насилие

Забадыкина Е. Что надо знать о насилии социальному работнику // Достижения и находки: кризисные центры России. М., Пресс-Соло, 1999. C. 142-149.
 
В начало документа
В конец документа

Забадыкина Е.

Что надо знать о насилии социальному работнику


Следует признать, что на сегодня в России отсутствует широкая общественная дискуссия о семейном или домашнем

насилии Проект закона о насилии в семье, готовившийся в недрах Государственной Думы с 1995 года, известен в 48 вариантах, но ни один не прошел даже первого парламентского слушания. Дело скорей всего в том, что публичное обсуждение данной проблемы может лишь продемонстрировать, что на сегодняшний день общество и все его институты не в состоянии обеспечить безопасность внутри семьи всем ее членам.

Истоки, питающие и поддерживающие семейное насилие, коренятся в обычаях общества, в системе норм и правил, которые предписывают определенное поведение для мужчин и женщин. Общество поддерживает и вознаграждает тех, кто придерживается этих правил, и карает за отступление от них.

Существование насилия в обществе - это в значительной степени следствие традиционного воспитания, когда агрессивное поведение рассматривается как единственный способ разрешения существующих проблем. При этом социализация мальчиков зачастую прямо направлена на проявление агрессии против других людей. Девочек в аналогичных случаях учат терпеть, приспосабливаться, сохраняя видимость благополучия.

Однако следует помнить, что в соответствии с документами, принятыми ООН и ратифицированными нашей страной, "ни один человек, находящейся дома или вне дома, не может подвергаться избиениям, угрозам, унижениям или другим способам воздействия, приводящим к эмоциональным или физическим повреждениям".

Есть аналогичные разделы и в Конституции, и в Уголовном кодексе РФ. Тем не менее, среди юристов и психологов широко распространено убеждение, что жертва насилия сознательно или подсознательно жаждет насильственных действий, провоцирует их и получает от них удовлетворение.

Кроме того, теория виктимности, которой до сих пор руководствуются правоохранительные органы, возлагает именно на жертву преступления ответственность за то, что оно было совершено. В рамках этой теории действует положение о том, что насилию подвергается определенный тип человека (и чаще всего это женщины).

Наиболее часто эту теорию применяют при анализе преступлений, связанных с

сексуальным и "домашним" насилием.

Сам термин "домашнее насилие" является достаточно расплывчатым. Не совсем понятно, что же имеется в виду: насилие, совершаемое кем-либо в домашней обстановке? Или производимое в любом месте, но членами одной семьи? Однако, чаще всего под домашним насилием подразумевают насилие одного супруга над другим (речь идет о людях, состоящих в зарегистрированном или гражданском браке), родителей над ребенком, взрослого ребенка над родителями. Зафиксированы случаи насилия жен над мужьями, но они чрезвычайно редки. В любом случае развитие ситуации, как и работа по выходу из нее, идет по одним и тем же правилам.

Под домашним насилием мы будем понимать единичное или повторяющееся действие одного из членов семьи (мужа или жены, отца или матери, сына или дочери, других родственников, друга или подруги, гетеросексуального партнера), направленное на сохранение власти и контроля над близким человеком. Исходя из определения видно, что существуют разные формы насилия. Эмоциональное и сексуальное насилие, такое как оскорбление, запугивание, угрозы, нежелательные прикосновения и принудительные сексуальные отношения, тоже являются частью насильственных действий.

Формы домашнего насилия

Физическое насилие: побои, избиения, пощечины, резкие и/или неожиданные удары по спине или другим частям тела, нежелательные прикосновения и пр.

Сексуальное насилие: принуждение к половому акту, совершение сексуальных действий против воли партнера (например, принуждение к оральному или анальному сексу), использование унизительных слов типа "проститутка", "шлюха".

Эмоциональное и словесное насилие: изоляция от членов семьи, друзей, угрозы применения насилия, использование принижающих достоинство слов - "старуха", "толстая" и т.д., крик, игнорирование.

Психологическое насилие: обвинение в сумасшествии, искусственное создание ситуаций, при которых один из членов семьи чувствует себя психически неполноценным.

Например, убирают ключи с привычного места, а затем уверяют одного из членов семьи в том, что он не способен запомнить, куда кладет свои вещи.

Экономическое насилие: зависимому члену семьи выдается только строго определенная сумма денег, за которую он должен полностью отчитаться, его лишают права голоса при расходовании средств, принуждают к работе, которая не устраивает, запрещают делать то, что человек хочет.

Наиболее часто работники социальных служб сталкиваются с проявлениями и последствиями физического насилия. Это происходит потому, что остальные виды насилия труднее идентифицируются не только жертвами, но и специалистами, тогда как наглядные следствия физического насилия (синяки, следы побоев) заставляют окружающих и работников социальных служб интересоваться происходящими в семье событиями.

Признаки возможного насилия в семье, поведение жертвы:

- замкнутость, нелюдимость;

- нежелание вступать в общение, говорить о себе, своих проблемах;

- следы побоев, избиений, частые травмы, которые объясняются "естественными" причинами: "упала в ванной, когда развешивала белье", "ударилась о косяк" и даже "упала с кровати";

- утрата привычных интересов, хобби;

- постоянная напряженность при общении.

Разумеется, все эти и другие возможные признаки могут и не быть показателями криминогенной ситуации в семье, но в любом случае такой человек требует повышенного внимания и особого отношения.

Работа с жертвами насилия предполагает определенные умения и навыки у социального работника. Для их приобретения необходимо пройти соответствующие тренинговые занятия.

 

Циклы насилия

Насилие в семье (особенно это хорошо видно на примере физического насилия) развивается циклично.

Период первый характеризуется нарастанием психологического напряжения. Часто он включает в себя проявления эмоционального и других (нефизических) видов насилия.

Далее следует само насилие. Оно может, как отмечалось выше, быть выражено в разных формах - от толчка или пощечины до нанесения тяжелых травм и убийства.

Третий период (так называемый "медовый месяц") - примирения. Обидчик уверяет свою жертву, что он ее любит. Приводит оправдания своего поступка "не удержался", "был тяжелый день", "устал на работе" и пр. Дарит подарки. Жертва ему верит и прощает.

Через некоторое время в семье вновь начинается нарастание психологического напряжения, и цикл повторяется снова.

С течением времени, период примирения уменьшается и может исчезнуть совсем, а период насилия увеличивается. В некоторых семьях женщины могут с точностью до дня недели сказать, когда начнется тот или иной период. И именно период примирения создает у жертв иллюзию, что возможны положительные изменения в их жизни.

Социальному работнику приходится работать со случаями насилия в семье в ситуации, когда:

• жертва насилия сама обращается к нему за советом и/или помощью;

• за советом и/или помощью обращаются родственники или знакомые жертвы;

• ей/ему видны явные последствия или признаки возможного насилия в семье.

Что делать, если... Жертва насилия сама обращается за советом и/или помощью.

В любой ситуации соприкосновение с насилием - это психологическая травма, в том числе и для того, к кому пришли за советом или утешением. Поэтому первая инстинктивная реакция - уйти от разговора или найти какой-то простой и быстрый выход из создавшейся ситуации.

В таком случае лучше всего направить обратившегося за помощью человека в специальные центры для пострадавших от

сексуального насилия, где им окажут адекватную ситуации помощь (вплоть до предоставления места в специальных убежищах, открывшихся в некоторых городах).

Если такой службы в городе нет, то нужно выполнять следующие правила:

1. Внимательно, спокойно и терпеливо выслушать обратившуюся/обратившегося. Очень важно, чтобы человек выговорился. Не нужно его перебивать, но необходимо давать знать, что вы его слушаете: кивать, "угукать" и пр.

2. Не осуждать обратившегося человека. Может быть, жертва своим поведением и поставила себя в уязвимое положение. Но не она совершила насильственные действия. Именно совершивший насилие сделал этот выбор - воспользовался своей силой и уязвимостью другого человек (так же, как это делают грабители, мошенники и другие преступники).

3. Верьте тому, что говорит жертва. Кроме того, у вас могут быть или были похожие переживания. Воспоминания о собственных забытых, но не проработанных психологических травмах, могут быть чрезвычайно болезненны.

4. Не старайтесь уменьшить боль обратившегося человека. Не надо разъяснять ему то, что с ним произошло. Никто, кроме самого человека, не знает всю ситуацию целиком.

Не говорите: "Я Вас понимаю". Человек уверен, что никто не может понять всей глубины его переживаний. На его вопрос:

"Вы меня понимаете?" лучше ответить: "Я вижу, как вам сейчас тяжело".

5. Нельзя обвинять. Множество людей готовы взвалить именно на жертву ответственность за случившееся. Практически всегда она сама винит себя.

6. Не заставляйте жертву обращаться в милицию. Это решение должен принять сам человек. Помните, только он сам знает все подробности своей жизни. Никто не в праве его принуждать.

Имеет ли право социальный работник, узнавший о домашнем насилии, обратиться в милицию? Разумеется. Но...

Во-первых, если такое обращение не соответствует намерениям жертвы, то после приезда милиции она может все отрицать. Во-вторых, взяв на себя ответственность за жизнь другого человека, социальный работник провоцирует развитие у него иждивенческих тенденций, а это крайне опасно для человека, которого путем насилия уже лишили контроля над собственной жизнью. Лучше вместе с жертвой обсудить все "за" и "против" как обращения, так и не обращения в милицию.

В случае принятия положительного решения социальный работник может помочь жертве составить заявление и сопровождать ее в отделение.

В связи с этим, социальному работнику необходимо знать правила подачи заявления в милицию (см. раздел "К кому обращаться в беде").

Когда за советом и/или помощью обращаются родственники или знакомые жертвы, они могут быть как свидетелями насилия, так и иметь косвенные доказательства. В любом случае, следует стремиться убедить пришедших, что вам необходимо поговорить с самой жертвой, и что, по возможности, она должна сама обратиться в правоохранительные органы. Помните, что когда вы разговариваете с кем-то о третьем лице, то не можете судить о ситуации в целом.

Но обратившиеся зачастую также нуждаются в помощи. Если нет возможности получить консультацию психолога, то можно сделать следующее:

- узнать у обратившихся, почему их так тревожит сложившаяся ситуация, что именно привело их к социальному работнику;

- обсудить возможные действия обратившихся по улучшению данной ситуации.

Когда социальный работник видит явные последствия или признаки возможного насилия в семье, необходимо, прежде всего, позаботиться о безопасности жертвы. Она может прийти к вам, скрываясь от преследования. Важно выяснить, к кому из родственников, друзей, знакомых жертва может обратиться за поддержкой. Если в вашем городе нет специального убежища, необходимо заранее проработать возможности помощи жертвам насилия в таких случаях.

В любых ситуациях важно избегать "стереотипов спасательства":

- чувства, что вы должны исправить другого человека или решить за него его проблемы;

- желания облегчить его задачу;

- страха перед ответной реакцией;

- попыток заставить другого человека, во что бы то ни стало чувствовать себя лучше;

- уверенности, что вы должны убедить человека сделать правильный, с вашей точки зрения, выбор;

- чувства вины за действия другого человека.

"Стереотипы спасательства" являются защитной реакцией человеческой психики на стрессовую ситуацию. Кроме того, многие из них являются традиционными. Тем не менее, их использование может не только навредить жертве, но и заставляет самого "спасающего" испытывать тяжелые чувства вины, страха и пр.

Так что же делать?

1. Никогда не помогайте "третьему лицу". То есть тому, кого не видели и с кем не обсуждали сложившуюся ситуацию.

2. Никогда не верьте, что человек беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания).

3. Предлагайте и помогайте людям воспользоваться теми ресурсами, той силой, которая у них есть.

4. Не берите на себя более половины работы, которую предстоит проделать. Требуйте, чтобы обратившейся к вам человек взял на себя хотя бы половину ее.

5. Не делайте ничего, чего вы в действительности не хотите делать.

Помните!

Каждый человек должен брать на себя ответственность за свои собственные чувства, проблемы и поступки, а не определять их действиями другого.

Работа с пережившими насилие часто вызывает чувство собственной уязвимости. Слушая эмоциональные, иногда и страшные, рассказы, часто становится трудно отделить собственные чувства от чувств рассказчика. Слушатель также нуждается в поддержке. Ему необходимо отделить собственные чувства от чувств жертвы, понять, что именно из рассказанного повлияло так сильно. Идеальной является ситуация, когда работники имеют специально отведенное время (например, раз в две недели) на то, что бы собраться и поделиться переживаниями по поводу собственных чувств.

Для человека, постоянно имеющего дело с человеческими проблемами и страданиями, очень важно иметь другие, не связанные с его работой занятия. Это могут быть любые хобби, увлечения. Вы должны понимать, что сами являетесь инструментом вашей работы. Поэтому забота о себе - важная часть вашей жизни. Свежий воздух, правильное питание - это не только залог психического и физического здоровья, но и гарантия вашей продуктивной работы.