|
|
Калабихина И. Е. Краткий понятийный словарь по гендерным исследованиям // Социальный пол: экономическое и демографическое поведение. Учебно-методические материалы по курсу. М., 1998.
|
В начало документа |
В конец документа |
Калабихина И. Е. Краткий понятийный словарь по гендерным исследованиям Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Матриархат. 1). Власть женщин, государство, управляемое женщинами. Черты такого государства: гармоничные отношения с природой, идеалы ненасилия, чувственные связи между людьми. Зеркальное отображение патриархата (феминизм). 2). Доисторическое общество с равными обязанностями (марксизм). 3). Предыстория патриархата (J.Bachofen, 1861). (Tuttle L., "Encyclopedia of feminism", 1986). Наличие различных позиций женщин в доисторических обществах существовало. Интересной работой в этом плане является книга Маргарет Мид "Пол и темперамент" (1935), в которой она исследует три племени Новой Гвинеи, в каждом из которых половые роли были различны - картина равенства сменяется картиной враждебности полов или картиной преобладания власти женщин. Однако, матриархат не являлся универсальной предысторией патриархата, носил черты фрагментарности, что порождает также идеи мифичности матриархата в исторической ретроспективе. В исторической перспективе в том или ином разрезе черты государства-матриархат, на наш взгляд, не являются утопией. Патриархат. 1). Универсальная политическая структура с мужским доминированием (привилегированным положением мужчин) над женщинами. Все современные общества патриархатны. Женщины могут иметь в той или иной стране больше прав и возможностей, но в основе сохраняется мужское доминирование (феминизм). Версия происхождения патриархата: такая система эволюционировала из универсального запрета на инцест и Эдипова комплекса (Juliet Mitchell, "Psychoanalysis and Feminism", 1974). Синонимы: сексизм, фаллократия. 2). Специфически историческая социальная структура, где реализуется "власть отца". Патриархатная (патриархальная) семья как стадия развития человеческого сообщества. (Tuttle L., "Encyclopedia of feminism", 1986). Позитивная дискриминация. При существовании дискриминации в обществе равные права не дают равных возможностей дискриминируемой группе. Система привилегий для такой группы позволяет "уравнять шансы" и называется позитивной дискриминацией. Политика тела (body politics). Отношение власти (власти пола), выраженное не только через формальные структуры и вербальную коммуникацию, но также через такие личные, частные, спонтанные средства как язык тела, движения, касания. В одноименной книге Нэнси Хенлей описывает эти отношения власти с точки зрения того, "кто, кого и когда может касаться", какие части тел участвуют в этом разговоре тел (Nancy M.Henley, "Body politics", 1977). Такое понимание власти тела над телом выводит связь между мужской галантностью в "ручном управлении женским телом" в течение времени общения даже за ресторанным столом, "безобидным" сексуальным беспокойством и изнасилованием. (Tuttle L., "Encyclopedia of feminism", 1986). Половая идентичность (компоненты). 1. Биологический пол (имеем) - первичные и вторичные физические признаки. 2. Гендерная идентичность (чувствуем) - осознание своего пола. 3. Гендерные идеалы (представляем) - культурные стереотипы поведения мужчин и женщин. 4. Гендерные роли (выполняем) - разделение труда, прав, обязанностей в соответствии с полом. (Н.Смелзер, "Социология", М., 1994). Профессиональная сегрегация. Распределение мужчин и женщина работах различного статуса в рамках профессиональной структуры и связанные с этим неравенства в отношении оплаты труда и других профессиональных характеристик. (Grompton R., Sanderson K., "Gender, jobs and social changes", London, 1990). Существующее разделение труда по полу в семье, перенесенное в сферу занятости, приводит к тому, что профессии, на которых заняты женщины, часто определяются сферой семейных занятий, являются менее престижными и низкооплачиваемыми. Горизонтальная профессиональная сегрегация наблюдается в различных видах профессий, вертикальная профессиональная сегрегация присутствует в рамках одной профессиональной группы. Равенство (Equality). I). Равные права и равные возможности для мужчин и женщин в духовной, материальной, экономической, сексуальной и политической жизни. Равенство - не тождество. Различная роль в воспроизводстве, как минимум, не позволяет установить тождество. Феминистская трактовка равенства предполагает, что мужчины и женщины должны иметь равные доли в социальной власти, приобретая это равенство различными путями. (Tuttle L., "Encyclopedia of feminism", 1986). II). Равенство статуса для мужчин и женщин, равные условия для реализации прав человека; для участия в национальном, политическом, экономическом, социальном и культурном развитии; для получения равных выгод по результатам участия. Равная оценка обществом мужских и женских ролей. (Gender-based analysis, Canada, 1996). Сексизм. Дискриминация по признаку пола. Практика, предрассудки, идеология, недооценивающие и принижающие женщин по отношению к мужчинам (Мишель А., "Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в книгах для детей и школьных учебниках", 1986). Семья. 1). Совокупность лиц, проживающих совместно, связанных родством или свойством и общим бюджетом. (Валентей Д.И., Кваша А.Я., "Основы демографии", М., 1989). 2). Восприятие семьи зависит от степени патриархатности в отношениях между супругами. Семья - либо патриархатная единица патриархатного целого (общества), либо эгалитарная база общественного развития. В этом смысле личное становится политическим. (Tuttle L., "Encyclopedia of feminism", 1986). Сестринство (Sisterhood). Объединение женщин в любви, солидарности, признании подавленного положения и стремлении к освобождению. Заметим, что идеалы Французской революции "Свобода, равенство и братство!" заключали в себе сексистские ценности, выраженные языком - термин "братство" исключает участие женщин в общественных процессах. Сестринство, тем не менее, является порождением идеалов феминизма в большей степени, чем общечеловеческий идеалов. (Tuttle L., "Encyclopedia of feminism", 1986). Социо-половые роли. Модели поведения, ожидаемые от индивидуумов в соответствии с созданными обществом представлениями о "мужском" и "женском". Статус женщин (Высокий статус для женщин). Юридическое и фактическое существование равных прав в образовательной, профессиональной, социальной, политической, экономической и семейной сферах.
Факторы домохозяйства, влияющие на предложение труда женщин. Репродуктивный, доходный, структурный, производственный, властный. В анализе предложения женского труда участвуют количественные (сколько), качественные (как) и распределительные (кем) параметры указанных факторов домохозяйства. Феминизм. Социальное движение, идеология равноправия женщин в обществе. Первая волна - 1860-1920 годы. Вторая волна - 1960 годы. Третья волна - современный период. (Tuttle L., "Encyclopedia of feminism", 1986). Феминист. Человек, который не имеет предубеждений против других людей из-за их пола и своими действиями способствует политическому, экономическому, духовному и сексуальному равноправию женщин. (Tuttle L., "Encyclopedia of feminism", 1986). Эмансипация. Освобождение от зависимости, угнетения, от предрассудков и всего отжившего, устарелого, отмена ограничений, уравнение в правах (Словарь иностранных слов). Эгалитарность. Термин "эгалитарность" претерпел как минимум четыре этапа трансформации. Первичной была идея абсолютного равенства между людьми как образца социально справедливого общества. Историческое развитие показало, что такая посылка утопична. И если существовали "общества равных", то это равенство достигалось в общем принижении социального статуса его членов в рамках деспотичной распределительной системы ценой потери индивидуальности личности, устанавливалось так называемое "равенство в несвободе", равенство на низком уровне человеческого развития, равенство в удовлетворении минимальных потребностей при подавлении желания расширить круг потребностей и уничтожении ярких личностей в обществе (Е.Стариков, "Общество-казарма: от фараонов и до наших дней", Новосибирск, 1996). Идеи подобного "уравнивания" женщин и мужчин также имеют печальные примеры реализации. Вовлечение женщин в тяжелые виды труда, "двойное бремя" нагрузки на женщин, появление "соломенных сирот" - брошенных детей (когда в молодой и немолодой Советской республике детей сдавали в ясли с первых месяцев их жизни). И самое примечательное - массовая попытка женщин поломать свою идентичность, приняв "мужское поведение" и мужские правила игры за равенство с мужчинами. И это при том, что равенство в оплате труда мужчин и женщин так и не наступило. Равенство, таким образом, трактовалось как подгонка под "мужской" тип характера, профессий, образа жизни, что привело к нелепым результатам в силу существующей р а з н и ц ы между мужчинами и женщинами. Вторым этапом понимания термина "равенство" было осознание необходимости равенства прав всех граждан демократического общества. Реализация этого, безусловно, прогрессивного принципа общественного развития показала его несостоятельность и слабость с точки зрения осуществления прав отдельными маргинальными группами (женщинами, национальными меньшинствами и т.д.). Отсюда возникновение третьего этапа трактовки эгалитарности в общественном развитии. Равенство прав граждан соизмеряется с равенством возможностей к осуществлению этих прав. И здесь мы сталкиваемся с явлениями позитивной дискриминации, "концепцией равного старта" и т.д. В развитие понятия "равенства" феминистские концепции внесли существенный вклад на всех этапах становления этого термина. Однако, ощущение "недоделанности" в концепции равенства с точки зрения построения общества, свободного от социо-половой дискриминации, присутствует и в последней трактовке эгалитарности. Мы продолжаем действовать в рамках "мужского общества", подгоняем женщин под эталон (норматив) мужских черт характера, сфер деятельности, профессий. Четвертым этапом развития этого понятия является признание равенства самоценности, самоощущений, самоидентификации личности женщин и мужчин наряду с равенством прав мужчин и женщин. Самоценность женщин (анормальной группы с точки зрения патриархатного общества) должна быть признана обществом. Это снимет проблему и е р а р х и и различий мужчин и женщин. Ценны и "мужские", и "женские" черты характера, сферы деятельности. Ценны все: матери, жены, отцы, мужья, работники и работницы, медсестры и доктора и т.д. Ценность личности (принадлежащей к определенной социальной группе) должна признаваться не только в декларируемых лозунгах, но и быть оценена реальной общественной мерой - платой за тот или иной труд индивидов того или иного качества. Например, проблема профессиональной сегрегации должна решаться не путем (или не только путем) внедрения женщин в ранее "неизведанные" профессии, а посредством адекватного, равноценного признания "женских" профессий и "женских" сфер деятельности. При таком раскладе отпадает необходимость в системе льготного режима для определенных социальных групп, в заботе о равенстве возможностей. Это сложный путь развития общества, но примитивизация общественных отношений до сей поры приносила человечеству одни разочарования. Безусловно, "законам, созданным людьми, должна... предшествовать возможность справедливых отношений" (Монтескье). Сегодня остается открытым вопрос: "Каковы критерии возможности осуществления эгалитарности в смысле равенства самоценности женщин и мужчин?". Этап развития общества - его экономическое процветание или социальная зрелость? Тип общественного развития - демократические или иерархические структуры? Наличие критических, форс-мажорных факторов - экологические, политические, национальные кризисы, войны? Социо-культурный или национальный фактор - историческая склонность к эгалитарности указанного рода? Ясно одно, понимание эгалитарности как самоценности личности с ее "мужскими" или "женскими" чертами характера, присущими ей сферами деятельности, - шаг вперед в построении эгалитарного общества на новом витке развития. |