|
|
Статьи из ежемесячного журнала "Союз женщин" (орган Союза равноправия женщин 1907-1909) // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М., РИК Русанова, 1998. С. 313-386.
|
В начало документа |
В конец документа |
Статьи из ежемесячного журнала "Союз женщин" (орган Союза равноправия женщин 1907-1909)
Петиция женщин в Государственную думу Противники избирательных прав женщин часто повторяют в виде аргумента, что женщины не нуждаются в избирательном праве и что это доказывается тем, что они и не просят о нем. Если же такие требования и заявляются, то, по мнению этих лиц, они исходят всего от нескольких экзальтированных особ и поддержки в остальной массе женщин не встречают. Не касаясь нелогичности этого возражения, приходится признать, что последняя его часть, по крайней мере, для России, не верна и фактически. Еще в 1905 году, когда всем общественным учреждениям было предоставлено представлять свои соображения об изменении порядка управления и государственного строя, России московские женщины подали в Московскую городскую Думу, избравшую тогда особую комиссию для выработки вышеупомянутых соображений, петицию с требованием включить предоставление женщинам избирательных прав при выборах в законодательное учреждение и в органы местного самоуправления. Заявление это было покрыто более чем тысячью подписей. Июльскому съезду того же года представителей земств и городов было послано свыше 30 заявлений с десятками и сотнями подписей от женщин различных городов с требованиями признания избирательных прав женщин при предстоящем изменении общественно-политического строя России. Инициатива подачи этих заявлений принадлежала возникшему тогда же Союзу равноправия женщин. Заявления эти не были рассмотрены, потому что самый вопрос об избирательных правах женщин был снят с очереди, но бюро съезда под давлением этих требований заготовило благоприятную для женщин резолюцию, а 68 членов съезда подали мотивированное заявление о необходимости немедленного рассмотрения этого вопроса в целях удовлетворения требования женщин. Осенью 1905 года время митингов и забастовок ознаменовалось целым рядом массовых выступлений женщин с требованием избирательных прав, митинги были организованы главным образом отделениями Союза равноправия женщин в целом ряде городов России. Самые грандиозные из них были в Москве (до 2500 человек), наименее удачными были митинги петербургских женщин. Во время выборов в первую Государственную думу имели место, с одной стороны, такие случаи: женщины-работницы являлись на избирательные собрания с требованием себе права участия в выборах; в Москве на фабрике Чепелевецкого работницы явились в таком количестве, что, когда им было отказано в праве участия в голосовании, они путем обструкции сорвали выборы. В Вятской губернии в некоторых местах при выборе уполномоченных от волостных сходов для избрания выборщиков фактически принимали участие в голосовании женщины, заменявшие отсутствовавших мужей. После открытия первой Государственной думы в числе поступивших туда наказов от разных групп населения было несколько требований, присланных от женщин-крестьянок Тверской, Воронежской и Ярославской губерний. Наконец, в ту же Думу поступило два заявления от женщин с требованием для них избирательных прав - одно за 5000 подписей от Союза равноправия женщин, другое - за 4500 подписей от Женского взаимно-благотворительного общества в Петербурге. Последнее было передано через депутата Петражицкого, который и заявил о нем в Думе; первое было прямо передано в Думскую комиссию о равноправии. Но Дума была распущена, не успев коснуться ни избирательного закона, ни организации местного самоуправления. В мае текущего года было передано депутатам Трудовой группы для передачи второй Государственной думе новое заявление следующего содержания: В Государственную думу Во имя общего блага всей страны, во имя великих принципов свободы, справедливости и социального равенства мы, женщины России, обращаемся к Вам, граждане, члены Государственной думы. В целях осуществления этих принципов и проведения в жизнь широких демократических начал необходимо установление политического и гражданского равноправия женщин законодательным путем. Мы твердо верим, что Государственная дума признает всю важность этого принципа и проведет его в новом законе о выборах в Государственную думу, в местное самоуправление и в законе о равноправии всех граждан. Под заявлением этим значилось 19984 подписи. Подписи эти собраны со всей России Союзом равноправия женщин. Подписи еще продолжают поступать и, вероятно, будут поступать еще некоторое время, так как далеко не все листы, разосланные по России для сбора подписей, вернулись обратно. Большинство подписей поступило из городов, хотя есть немало листов, полученных из сел и деревень; есть даже листы, на которых стоят подписи всего женского населения целых деревень. Это своего рода женские приговоры. Есть много сотен подписей за неграмотных женщин по их просьбе, есть даже традиционные кресты. В общем, число подписей от лиц трудового класса, как это ни странно, преобладает над подписями интеллигентных женщин. Буржуазная косность, равно как и партийные предрассудки, слишком часто мешали им присоединять свои подписи. Женщины-крестьянки и работницы свободны как от того, так и другого недостатка. Все активно участвовавшие в сборе подписей под настоящей петицией свидетельствуют о том огромном интересе и горячем сочувствии, которое вызывает предложение присоединиться к требованиям женщин среди крестьянок, работниц, прислуги, а часто даже среди крестьян и работников. Вот отрывок из письма молодого крестьянина из глуши Саратовской губернии: "У нас в России есть много женщин, стремящихся к осуществлению своих прав, но не знают, как... Мне учительница вручила лист за № 1038 в Государственную думу, где справедливо требуют равноправия женщин. Я собираю мужские подписи. Вчера, 20 февраля, лишь получил сей лист, а собрал 64 подписи. Как только заполнится 100 подписей, передам учительнице". Характерен лист, подписи на котором собрал один петербургский извозчик. Аршинными кривыми буквами самыми разными почерками значится: "Извозчики: Митрофан Старостин, по просьбе за безграмотностью за жену его Авдотья Старостина, дочери его Аграфена 17 лет, Матрена 19 лет, Фекла 22 года. Лука Дормидонтов ломовой, Семен Иванов Петров, трактирщик Лександр Севастьянов и жена его и дочь его Севастьянова, первая Дарья Фокина Севастьянова и вторая дает сама свою подпись, Ирина Севастьянова 30 годов. Извозчики: Семен Васильев легковой, Иван Дерунов из Ломовых, Петр Филиппов, Николай Филиппов, Трофим Микин и по просьбе за безграмотностью жена его Марья Иванова Микина, Авдотья Любушина ломовая кухарка, ломовые: Трофим Савелов, Карп Ливонов, Марфа Ливонова, Дормидонт Кособрюхов, Л. Филиппов, Н. Кулаков, Михаил Михайлов сам хозяин, Борис Петкин, жена его Дарья, жена их Федосья, Митрий". Очевидно, подписи собраны на извозчичьем дворе и в соседнем трактире, и справедливость требования женщин признали все, не исключая и самого хозяина и трактирщика (лист № 4700). Характерен лист, подписанный 84 прачками. А вот лист из Москвы, характерный по соединению разных сословий и профессий (лист № 1230). Он подписан следующими лицами: Анна Широченко - ткачиха, Елена Николаева - фабричная, Екатерина Шувалова - бывшая работница фабрики, Анна Спиридонова - фабричная, Настасья Елагина - фабричная, баронесса Мария Михайловна Корф, Регина Кржевицкая - учительница, Анна Лаушкина - прислуга, Екатерина Крючкова - прислуга и др. Текст обращения в Думу, отпечатанный на листах для подписей, был разослан по 1037 адресам в количестве свыше 3000 листов. Текст этот еще переписывался и перепечатывался на местах. Кроме того, он был переведен на языки: украинский, польский, литовский, немецкий, якутский и др. Некоторые провинциальные газеты не только перепечатали у себя лист, но и объявили сбор подписей через редакции. Один провинциальный журнал перепечатал листы с текстом и разослал их все своим подписчикам. Пока поступило через редакцию этого журнала около 500 подписей. Географически поступившие подписи распределяются следующим образом. Всего поступили подписи из 122 городов и мест России (кроме того, 68 подписей прислано из Женевы, 115 - из Берна и 29 - из одного местечка Финляндии). Из всего числа подписей, поступивших из России (19772), приходится: На европейскую Россию (без окраин)....................15 494 Прибалтийский край ..........................650 Литва и Польша .............................1 342 Кавказ.........................................2 068 Азиатская Россия ..................................218 Из европейской России имеются подписи из всех губерний, кроме Симбирской. Женщины Орловской губернии отправили отдельное заявление через с.-д. фракцию Государственной думы; достоверно известно, что свыше 300 подписей рязанских женщин пропало на почте. Наибольшее число подписей дал г. Петербург - 4467, затем идут следующие города: 2 Москва .............. З Екатеринослав........... 4 Тифлис............ 5. Херсон............ 6. Киев............. 7. Пермь .............. 8. Шавли (Ковенск. губ.)............ 9. Кишинев....................... 10. Вятка.............. 249 11. Казань.............. 218 Остальные города дали менее 200 подписей каждый. Больше 100 подписей получено всего от 45 городов. В том числе из Самарканда прислано 118 подписей. Более далекий Хабаровск дал 91 подпись; отметим еще 21 подпись из с. Кемь Архангельской губернии. Женщины Литвы прислали целый ряд листов подписей, собранных в разных местах литовского края с текстом на литовском языке и с 430 подписями. На своем языке, кроме литовок, подписывались немки из Прибалтийского края, еврейки из Бессарабии, грузинки из Кутаисской губернии, татарки из Елизаветпольской, армянки из Баку и Кубы. 2 576 из них под особым более решительным текстом. Заявление это уже не может быть заслушано в Государственной думе, да, если бы Дума и не была распущена, ему все равно приходилось, благодаря существующему закону, проникать туда контрабандой в речи какого-нибудь депутата, но того факта, что до 20 тысяч женщин самых разнообразных состояний, вероисповеданий, наций, без различия степени образования соединились в одном требовании, уже нельзя уничтожить. Он представляет собой шаг вперед в борьбе за права женщин, и шаг внушительный Весть о подаче такого заявления разнесется по всей России и заставит биться горячим сочувствием не тысячи, а миллионы сердец женщин, которые не знали о сборе подписей или почему-либо не могли прислать их вовремя. С верой в правоту своего дела и с надеждой на близкое, более счастливое будущее пойдут они дальше по своему трудовому пути в жизни, на котором так много терний, слез и крови. А все те, которые приложили свою руку к подаваемому ныне заявлению в Государственную думу, пусть считают себя отныне связанными общим делом в крепкий дружеский союз для борьбы за политическое равноправие женщин, за ее избирательные права. В единении сила, а женщинам это единение теперь нужнее, чем когда-нибудь. Если не сейчас, то не скоро добудут они себе право на человеческую жизнь и свободу. 1907г., № 1. Женские делегации в парламентских фракциях Во второй Государственной думе стояло на очереди обсуждение целого ряда законопроектов, тесно связанных с интересами женщин: аграрная реформа, законопроекты о народном образовании, местном самоуправлении и всеобщем избирательном праве. Женщины не могли остаться равнодушными к решению своей участи. Центральное бюро Всероссийского союза равноправия женщин избрало делегацию из 6 членов и 6 кандидатов, которым поручено было организовать обход тех парламентских фракций, которые вставили в программу парламентской деятельности равноправие женщин. Цель этого обхода была, во-первых, побудить фракции к более энергичной защите прав женщин, во-вторых, познакомить крестьян и вообще те элементы фракций, которые менее задумывались над вопросом о равноправии полов, с более детальными требованиями женщин и, наконец, за свидетельствовать перед лицом всей России, что фракции могут опираться в своей борьбе за равноправие женщин на организованное общественное мнение лиц, наиболее заинтересованных в этой борьбе, - самих женщин. В парламентскую фракцию партии Народной свободы отправилась делегация из трех лиц Л. Н. Ленской, Л. С. Макарьевой и М. А. Чеховой. Сущность речей делегатов сводилась к доказательству своевременности проведения политического и гражданского равноправия женщин в законодательном порядке и указанию на то, что фракция не имеет никаких оснований идти в этом вопросе на уступки. На горячие речи депутаток ответил председатель фракции кн. Долгорукий, прося передать Всероссийскому союзу равноправия женщин привет от фракции Народной свободы и готовность фракции твердо стоять "за святое дело" равноправия женщин. Делегация в трудовую группу состояла из 2 лиц - Л. С. Макарьевой и М. А. Чеховой. Речи делегаток носили несколько иной характер. Имея в виду преимущественно крестьян, делегатки пространно указали, насколько рассматриваемые в Думе законопроекты имеют отношение к равноправию женщин, выставили свои более детальные требования в этом отношении и указали на то, что проведение этих законопроектов в жизнь будет иметь громадное культурное влияние не только на женщину, ни и на поднятие общего уровня всей страны. В ответ на это депутат Березин просил передать женщинам, что трудовая группа будет отстаивать интересы всех трудящихся масс, без различия пола. После того говорил еще один депутат, особенно подчеркнувший ту часть речей депутаток, где высказывались требования женщин на равное и совместное с мужчинами образование на всех ступенях, и выразил уверенность, что товарищи депутаты обязаны поддержать эти требования женщин для блага всей страны. По словам делегаток, посещение трудовой группы произвело на них чрезвычайно хорошее впечатление товарищеского отношения к женщинам и горячей симпатии к их судьбе. Делегация в социал-демократическую фракцию состояла из Л. Н. Ленской и Л. Я. Гуревич. Делегатки, отметив заслуги социал-демократии, особенно германской, в теоретической и практической разработке женского вопроса, обратили внимание фракции на необходимость отстаивать уравнение женщин в думских прениях, связанных с различными законопроектами, ибо речи депутатов, во всяком случае, должны иметь громадное агитационное значение для всей страны. Депутат Алексинский ответил на это, что он, как с.-д., засвидетельствовал свое отношение к этому вопросу на всероссийском съезде журналистов в 1905 году, но что равноправие женщин может быть достигнуто только вместе с конечной победой пролетариата, а потому такие межпартийные организации, как Союз, являются бесполезными. Л. Я. Гуревич возразила депутату Алексинскому ссылкой на Бебеля, который смотрит на этот вопрос шире и не отрицает значения самостоятельного женского движения. Во фракцию социалистов-революционеров направлена была делегация, состоящая из двух лиц - В. М. Невежиной и М. А. Чеховой. Делегатки, ссылаясь на прошлое партии, выразили полную уверенность в том, что она возьмет на себя в Государственной думе деятельную защиту прав женщин при обсуждении этого вопроса. Только при социальном строе, по мнению их, возможно полное равноправие женщин, но социализм не сойдет к нам с неба, за него нужно бороться, и каждое частичное завоевание прав женщин есть шаг вперед по пути к социализму. На это депутат Горбунов ответил, что, какая бы партия ни внесла первой вопрос о равноправии женщин и в какой бы частичной форме он ни был поставлен, партия с.-р., памятуя о своих товарищах-женщинах, борцах за свободу, всегда отстаивала и будет отстаивать права женщин и не пойдет ни на какие уступки в этом отношении. Это она доказала уже, подняв первой в Думе вопрос о предоставлении женщинам прав на штатные должности в канцелярии Думы. Делегация женщин в магометанскую фракцию состояла из трех лиц: С. А. Тюрберт, М. Д. .Вейсбейн и Е. Н. Щепкиной. После краткого приветствия С. А. Тюрберт Е. Н. Щепкина произнесла речь, в которой указывала на славу древней магометанской культуры и на то время, когда женщины-магометанки были свободны и удивляли весь мир своей ученостью, будучи профессорами различных наук и даже законоведения. Это служит доказательством, что религия магометан не высказывается против равноправия женщин. Депутат Топтибащев ответил на это, что во имя прошлого магометане обязаны отстаивать равноправие женщин, как политическое, так и гражданское. Он указал, между прочим, на тот интересный факт, что первые салоны Европы, где царили женщины, были мусульманскими. Посещение партии народных социалистов было отложено вследствие тревожного состояния в Думе и не состоялось за роспуском ее. Таким образом, прогрессивные фракции в Думе дали обещания женщинам не идти на уступки по отношению к ним и определенно высказывались за своевременность распространения на женщин закона о всеобщем избирательном праве и гражданского их равноправия. Иностранная пресса отметила этот факт, особенно подчеркивая его по отношению к партии Народной свободы, хотя поведение последней при обсуждении вопроса о предоставлении женщинам штатных должностей в канцелярии Думы и не соответствовало высказанным партией намерениям защищать права женщин. Кадеты вотировали против этого, боясь лишнего тормоза при утверждении штата Думы правительством. Делегирование женщин в парламентские фракции и результаты его ввиду того, что Дума распущена, имеют значение прецедента для третьей Думы. В предстоящей избирательной борьбе, надо надеяться, выступят те же партии, и для женщин важно знать их официальное отношение к этому вопросу. Официальные ответы парламентских фракций - факты, на которые женщины могут опираться в дальнейшей борьбе за свои права. 1907г., № 1. Л. Гуревач Вопрос о равноправии женщины в крестьянской среде Среди общественных деятелей, высказывающихся о женском избирательном праве с особенной сдержанностью, есть немало таких; которые связывают все свои сомнения с вопросом о том, как отнесется к политическому равноправию женщин русское крестьянство. От крестьян ждут почему-то особенного противодействия в этом пункте. Есть, однако, немало данных, указывающих на то, что крестьяне в этом частном вопросе вовсе не отстают от интеллигенции. Если вопрос этот, как и многие другие, требующие известного развития политического самосознания, и не поднимается у них самостоятельно, то, во всяком случае, определенная постановка его у многих из них находит живой отклик. На учредительном съезде Крестьянского союза в июле 1905 года, на котором присутствовали представители 28 губерний, некоторые из депутатов указывали, что "раз мы, крестьяне, добиваясь земли, не исключаем из пользования ею и женщин, то было бы непоследовательно лишать их политических прав. Это особенно важно в тех местностях, где мужское население занимается отхожими промыслами и дома остаются одни женщины". В подкрепление этой мысли одним из крестьян было сказано, что распространение политических прав на женщин увеличит силу крестьянской партии, создав для нее "вторую армию". При голосовании об избирательных правах женщин было выделено два вопроса: 1) предоставить ли женщинам право избирать; 2) предоставить ли им также право быть избираемыми. По первому вопросу все единогласно высказались утвердительно. По второму решение в утвердительном смысле последовало большинством всех против трех, причем один из меньшинства заявил, что готов был бы голосовать за предоставление женщинам избирательных прав до замужества. О том, что вопрос этот не мертв для крестьян, можно судить и на основании приговоров, вынесенных некоторыми крестьянскими сходами. Несколько таких приговоров (Пензенской губ. Харьковской, Ковенской губ. и Полтавской губ.) напечатано в книжке К. Луканова ("Чего хотят крестьяне" в издании С. Елпатьевского "Земля и свобода"). Мы знаем из первого источника о нескольких таких приговорах, состоявшихся на крестьянских сходах в Воронежском уезде. На втором октябрьском съезде Союза женского равноправия присутствовало три представителя этих заинтересованных женским равноправием сел: два крестьянина и одна старуха. Там же присутствовала и высказалась по этому вопросу девушка-крестьянка из Тульской губернии, фактически подвизающаяся за своего неграмотного деда в роли сельского старосты. Положительные резолюции по вопросу о политических правах для женщин выносились также в некоторых частных совещаниях с участием крестьян, как, например, в г. Тихвине, в Костроме, в комиссии Ярославского губернского земства. Всего менее можно было ожидать каких-либо активных заявлений по этому вопросу от крестьянок, как особенно неразвитой и особенно приниженной части населения. Однако и эти предположения скептиков оказываются неосновательными, В разных местностях России уже возникают разговоры баб о "правах" вообще, отсюда разговор переходит и на женское бесправие. Иногда такого рода брожение пресекается представителями местной власти - каким-нибудь урядником, до которого случайно дошли слухи о "бабьем бунте". Так было, например, летом 1905 года в одном селе Подольского уезда Московской губернии. Условия для развития правосознания среди крестьянок в настоящее время, при ужасающем гнете со стороны властей, конечно, крайне неблагоприятны. Но и при этих условиях некоторые представительницы Союза женского равноправия, в свою очередь сурово гонимого провинциальными властями, самым естественным образом вызывали среди крестьянок не только разговоры о женских правах, но и горячее стремление добиться их. В качестве документа приведем выдержку из частного письма одного из членов Союза женского равноправия, г-жи ААП из Крапивинского уезда Тульской губернии: "Посылаю Вам подписи наших крестьянок (под заявлением от женщин России в Государственную думу). Идея равноправности, мало сказать, понравилась им, она составила для них давно желанный насущный хлеб, по выражению одной замужней бабенки. Если бы Вы слышали те вырвавшиеся под живым впечатлением петиции рассказы о женском горе, о мучительном женском бесправии, что переслушала я, пока записывала имена неграмотных по их горячей просьбе. Вы бы почувствовали самую горячую радость за то, что приняли живое участие в таком поистине великом деле, как освобождение женщин с ним наряду только можно отметить освобождение от крепостного права и освобождение негров. Столько горя, сколько вылилось передо мной сейчас, я еще не слышала. Точно все уже накипело и хлынуло через край, хлынуло настолько, что, если не пройдет вопрос равноправия в деревне, можно было бы, умело действуя, провести грандиозную женскую забастовку против тех, кто не признает прав женщину. Но у нас крестьяне все согласны с этими правами. Прочла я петицию сначала поденщицам (мы вместе работали на огороде), разъяснила им, как и что понимать. В обед ушли они домой, а там и повалили ко мне девушки, бабы, старухи. Полные сени набились, лица у всех разгорелись, плачут: "Господь на нас оглянулся" видно... Дошли к батюшке Царю Небесному наши слезы". Старуха, с трудом дотащившаяся с дальнего конца деревня, твердит мне: "Внучку-то, внучку не забудь записать. Ей еще сколько маяться придется, а будут права - все воздохнет". "Сейчас мы что лошадь рабочая, - говорит другая баба. - В силе пока, работай, хлебом кормят, коли взлюбили в семье, а не взлюбили - работай под палкой, голодай, а уйти некуда, не смеешь, потому как скотина мы, без правов, без всяких. Кто хочет, тот нами и помыкай". Подписей можно было бы собрать от баб и девушек без конца, если б не проклятая косность некоторых лиц в нашем приходе. Первый поднялся поп, вторая - его дочка-монопольщица. И у первого и у второй честное общение с народом, и вот эти достойные люди всем говорят, что я заставляю баб подписываться "под бунты". Смутили даже двух мужиков, схватили они колья и хотели поучить своих баб, как "идти в забастовку". Спьяну грозили и меня не оставить живой. Прибежали их бабы ко мне, трясутся, бедные. "Ты нас выпиши", - говорят, а потом одна от другой по секрету и шепчут мне: "Ты нашим мужикам скажи, что выписала нас, а ради Христа, не выписывай. Не дуры мы от своего счастья отказываться". После этого позвала я мужиков, пристыдила их". Весьма пространный доклад с подробными записями крестьянских, и в частности бабьих, прений по вопросу о правах и т. п. доставила на последний съезд Союза женского равноправия, а также в трудовую группу Думы г-жа С., работавшая некоторое время тому назад в Воронежской губернии. Доклад этот был использован в большом фельетоне в "Известиях крестьянских депутатов" (№ 8 от 28 мая). Отголоском деятельности г-жи С., пропагандировавшей в Воронежском уезде по деревням специально идею всеобщего избирательного права в семичленной формуле, является известное письмо воронежских крестьянок к членам Государственной думы. Письмо это написано крестьянками уже после съезда г-жи С. вполне самостоятельно. То же самое с полной достоверностью относится к письму тверских крестьянок. Таково же по содержанию письмо учителей Острогожского уезда к депутату Кругликову: "Из газет мы узнали, что при обсуждении вопроса в Думе о всеобщем избирательном праве Вы заявили, что женщина нужна только для семьи, и утверждали, что сами крестьянские женщины не желают политических прав. Мы, сознательные крестьяне, возмущены таким заявлением и утверждением. Ни на чем не основанном. Вы являетесь не истинным, благодаря четырехстепенности выборов, представителем всех крестьян Воронежской губ и, не будучи непосредственно знакомы с избирателями-крестьянами и их требованиями, преступно смешиваете свое личное мнение с мнениями и требованиями всех крестьян, которые отрезаны от вас опять-таки четырехстепенностью выборов. |