Женская пресса

Трофимова Е. И. Российские женщины и европейская культура // Преображение (Русский феминистский журнал), 1994, № 2 С. 174-175.
 
В начало документа
В конец документа

Трофимова Е. И.

Российские женщины и европейская культура


 

Мир вновь вступил в эпоху перемен, крушения старых политических систем, разрушения, может и не очень приятной, но устойчивой и привычной картины жизни. Европейский мир, включая и Россию, вновь оказался перед лицом эгоизма, ненависти и насилия. Кто спасет человека? Армия, полиция или очередной мудрый вождь? Но нет, эти надежды ложны; без нравственного преображения человека, без его внутреннего просветления невозможна никакая гуманизация общества. И не случайно сегодня растет интерес к поиску определений женского видения мира, поскольку в женской культуре, в женском движении, в наиболее ее целеустремленной части - феминизме многие видят сегодня выход, шанс преодоления исторического тупика, в который завела мир патриархальная культура с ее культом завоевания, силы, агрессии.

Женская тема в последнее время все более активно заявляет о себе, как об одном из ведущих и самостоятельных направлений современной русской культуры. Свидетельство тому - появление различных партий, движений, клубов. Вполне понятна и потребность историко-философского осмысления этого явления, понимания общественным сознанием значения и путей его развития.

В декабре 1993 года в Санкт-Петербурге проходила конференция "Российские женщины и европейская культура", организованная научным центром "Соотечественник" при Российской Академии наук и Петербургским фондом им. Ломоносова. Это - вторая научная встреча, призванная собрать исследователей, занимающихся различными аспектами функционирования женской культуры в контексте русской и европейской истории. Первая под названием "Феминизм и российская культура" прошла в СПб в 1990 году.

Устроители нынешней конференции заявили: "Сегодня в женском движении идет отбор всего самого лучшего, самого совершенного, что было достигнуто в России на протяжении XIX и XX веков". Часть прочитанных докладов касалась исторических аспектов развития женского движения в России и связи его с культурными тенденциями европейской жизни. Э.П. Юровская и Г.И. Смагина, в частности, обратились к истокам женского образования в XVIII веке, созданию первых учебных заведений - Смольного института, Воспитательных домов, народных училищ, частных пансионов. Была подчеркнута роль императрицы Екатерины Великой, которая, опираясь на идеи Локка, Руссо и Дидро, пыталась - в духе просветительской философии - через образование и воспитание создать "новую породу людей" и "новую семью". Сообщение М.Ш. Файнштейна тоже касалось Века Просвещения: автор рассказал про первые сведения о русских писательницах, появившиеся в "Лейпцигском журнале" в 1768 году. В опубликованном там обозрении русской поэзии наряду с характеристиками поэтов и писателей А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова приводились сведения о Е.Р. Дашковой (Дашкова), Е.В. Херасковой, А.Ф. Каменской.

Многие выступления участников конференции дали возможность увидеть, как глубоко и интенсивно было женское движение в России рубежа веков, с каким интересом выдвигались и разрабатывались идеи феминизма. Эти проблемы оказали сильное воздействие на философскую мысль того времени, зачастую служа своеобразным критерием ее глубины и нравственности. Это отметил в своем докладе "Русские философы конца XIX - начала XX вв. против консерватизма и радикализма в женском вопросе" А.И. Новиков /СПб/. "Образ Софии - символа вечной нравственности имел в философии Вл. Соловьева и абстрактно-теоретический и образно-чувственный характер, он определил утверждение им "истинной любви" - восстановление целостного человека, отрицание всякого эгоизма в отношениях мужчины и женщины... Истинный, внутренний смысл любви - "признание за другим существом безусловного значения". Эти идеи были развиты С. Франком, П. Флоренским, А. Мейером. Проблемы пола, семьи, женщины, как под черкнул А. И. Новиков, заняли особое место в творчестве В. Розанова, который отверг и церковные и обывательские разъединения духа и плоти. Суждения Розанова противостоят и ханжеской традиционной морали, и половой распущенности, и женоненавистникам типа Отто Вейнингера. Женщины - "1/2 человечества, без которой бессильна, бессмысленна и невозможна другая 1/2 человечества" /В. Розанов/.

Некоторые выступающие затронули проблемы женского литературного творчества.

В докладе Н.Н. Мостовской /СПб/, рассказывающем об Анне Энгельгардт, писательнице, переводчице, журналистке, видной участнице женского движения России конца XIX века, отмечено, что А.Н. Энгельгардт являла собой новый тип женщины-деятельницы, и, видимо, ее и ее творчество Тургенев имел в виду, когда в 1870-е году назвал женскую литературу "знамением времени", а в романе "Новь" воплотил некоторые черты духовного облика А.Н. Энгельгардт.

А.М. Грачевой /СПБ/ и М.В. Михайловой /Москва/ были прочитаны доклады о писательницах эпохи декаданса, эпохи модерна - Анне Мар и Александре Мирэ. Литературные основы их творчества были связаны с эстетикой европейского декаданса и символизма, с присущими ей панэстетизмом мировоззрения, дуализмом этического и эстетического, тягой к атипическому. Судьба и творчество этих писательниц необычны и экстравагантны, переплетены столь сильно, что есть смысл говорить не отдельно о судьбе и о творчестве, а о некоем синтезе - жизнетворчестве, когда "проигрывание" одной и той же ситуации происходит сначала в жизни, а потом в художественном произведении, и наоборот. В частности, Анна Мар превратила свое бытие в непрерывный "художественный текст", органичными частями которого были ее произведения, составляющие с реальными эпизодами жизни автора страницы единого лирического дневника. В текстах писательницы А. Мирэ декадентское мировоззрение находит выражение в импрессионистической манере письма, в попытках запечатлеть в слове и структуре текста мимолетные ощущения и переживания,

Профессор Страсбургского университета Э. Эндерлейн рассказала о Марии Башкирцевой и ее "Дневнике", в котором отразилась "жизнь женщины, записанной изо дня в день". Написанный по-французски "Дневник" Башкирцевой был переведен на многие европейские языки. Русские литераторы далеко неоднозначно оценили его. Л. Толстой отозвался о нем дурно, А. Чехов назвал чепухой, а пораженный предельной откровенностью дневниковых записей В. Брюсов сказал: "Башкирцева - это я сам со всеми своими мыслями..." М. Цветаева посвятила свой "Вечерний альбом" именно ей, Марии Башкирцевой. В "Дневнике", вызвавшем столь разноречивые оценки, писательница развивает мысль о необходимости изменения участи женщины и пишет о ее, женщины, желании не только быть музой, но и стать творцом.

Хотелось бы упомянуть выступление Т.С. Царьковой /СПб/ "Из истории русской эмиграции первой волны: жизнь Нины Федоровны Буровой". Золотая медалистка Мариинского института, выпускница Московского университета, легендарная "майкопская атаманша", предводительница белого партизанского казачьего отряда, владелица русского ресторана при Галлиполийском собрании в Париже, автор докторской диссертации по психиатрии /тема - "Сны Пушкина"/, доктор наук по византийскому искусству, художница, писательница, переводчица, педагог, политическая и общественная деятельница - таковы многочисленные грани судьбы и таланта этой замечательной русской женщины. На примере жизни и судьбы Буровой автор доклада стремилась подчеркнуть необходимость более глубокого и систематического изучения истории русской эмиграции "первой волны", многие представители которой уже ушли из жизни.

Чисто историческая тема на конференции соседствовала и со стремлением некоторых исследователей выявить особенности современного женского и феминистского движения. Наиболее полно этот анализ был проведен в докладе Б.В. Маркова /СПб/, который полагает, что Россия в настоящее время является "полигоном испытания новой феминистской стратегии преобразования общества". В связи с тем, что мужская тактика эмансипации в виде политических движений оказалась малоэффективной, большинство феминисток сегодня видят свою цель в выявлении и преодолении мужского шовинизма в повседневных формах жизни, в воспитании и просвещении, в распорядке труда и отдыха, в структурах языка. "Не создание крупных политических партий и универсальных идеологий, - полагает Б.В. Марков, - а лечение существующих форм культуры и жизни, - так можно обозначить несомненно прогрессивное ядро тактики женской эмансипации". Автор также подчеркнул, что попытки освобождения в одностороннем порядке утопичны: только через опыт нравственной коммуникации мужчин и женщин мир сможет обрести новую гармонию.