Труд, образование, здоровье

Ржаницына Л. С. Без решения "женского вопроса" кризиса не одолеть // Женшины и рынок труда. Библиотечка профсоюзного активиста. М., Профиздат, 1997. №6. С. 3-31.
 
В начало документа
В конец документа

Ржаницына Л. С.

Без решения "женского вопроса" кризиса не одолеть


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Целевые программы менее масштабны, но имеют гораздо более четкую адресность. Примером здесь могут быть программы по целевому обучению женщин пользующимся спросом профессиям (специалист по ценным бумагам, по недвижимости, аудитор, менеджер, учитель, гувернер и т. п.) и поддержка желающих открыть после обучения собственное дело.

Превентивные программы адресованы работающим и предполагают упреждающие меры для входящих в группы риска по безработице. Это упреждающее обучение, внедрение альтернативных форм занятости и др.

Главная проблема женщин - необходимость сочетания профессионального труда с материнством. Из 31 млн. работающих женщин 20 млн. (65 процентов) находятся в подходящем для этого возрасте, а 12 млн. (40 процентов) - в возрасте активного формирования семьи. Сложившаяся ситуация зачастую заставляет женщин принимать сиюминутные решения по этому поводу, жертвовать либо карьерой ради материнства, либо материнством ради карьеры. Разумеется, обеспечить полную гармонию в этом вопросе невозможно. И все же уже сегодня надо хотя бы готовить почву для будущего. С этих позиций закрытие детских учреждений, разрушение структуры бытового обслуживания и т. п. нельзя признать дальновидным.

Основные направления политики занятости в достаточной степени разработаны. Есть в этой области и обширная мировая практика. Остановимся поэтому на некоторых конкретных предложениях, которые могут благотворно повлиять на положение женщин.

Создать возможность выбора: работать или нет

Существенно ограничить безработицу могут меры по снижению потребности отдельных групп женщин в оплачиваемой работе.

Главный объект подобных действий - молодые женщины с детьми в небольших семьях, лишенных помощи родителей и других родственников. Не секрет, что сейчас таких семей большинство. Однако в их положении есть существенные различия, которые важно учитывать.

Примерно половина женщин этой группы достаточно успешно сочетает дом и работу, они ориентированы на карьеру, на профессиональную реализацию себя как личности и воспитание детей в яслях, детских садах и т. п. Так что свертывание сети дошкольных учреждений - для них крайне неблагоприятный фактор.

В то же время почти треть молодых женщин стремится к домашнему воспитанию детей и ради этого готовы не работать. Уже сейчас значительно число женщин, которые сознательно пополняют ряды безработных, чтобы получать пособие и быть дома с детьми.

По данным исследований, среди всех зарегистрированных женщин-безработных с детьми 11 процентов составили матери малолетних детей до трех лет, 28 процентов - детей от трех до шести лет. В Хабаровском

крае среди женщин с детьми в возрасте до трех лет согласны идти работать на любых условиях примерно 30 процентов. Остальные 70, испытывая нужду в средствах на жизнь, видят для себя возможность работать только на определенных условиях, например, если место работы находится недалеко от дома или если предлагается работа по специальности (на это указали соответственно 22 и 20 процентов опрошенных).

Таким образом, если государство увеличит материальную поддержку семей с детьми, то часть женщин (в первую очередь молодых матерей)добровольно согласится остаться дома и не вступать в конкуренцию на рынке труда. В идеале пособие по уходу за ребенком до 3 лет следовало бы иметь на уровне, близком к средней заработной плате или по крайней мере - в размере прожиточного минимума. Тогда у женщин действительно появилась бы свобода выбора между работой и воспитанием детей.

Сумма, необходимая для увеличения средств на семейные пособия, бесспорно, будет не маленькой. Но стоит также подсчитать, какова при этом будет экономия расходов государства и работодателей на детские учреждения, социальные льготы на предприятиях, поддержку безработных.

Да и кроме того, в период кризиса, сокращения числа рабочих Мест занятость части женщин воспитанием детей просто-напросто выгодна и обществу, и производству. Абсолютное большинство матерей с детьми до 3 лет - это женщины в возрасте до 35 лет. Основными сферами их труда является промышленность, главным образом, легкая, пищевая, машиностроение (более 20 процентов всех занятых женщин этого возраста); народное образование (более 15 процентов); торговля и общественное питание (более 12); сельское хозяйство (10); здравоохранение (10); строительство (около 5 процентов). За исключением образования и здравоохранения, в этих отраслях эксперты ожидают высвобождение рабочей силы. Увеличение числа женщин, находящихся в длительном и достаточно хорошо оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком, позволит администрации предприятий, испытывающих трудности, гибко маневрировать в самые неблагоприятные кризисные годы.

Тяжело приходится на рынке труда и трудоспособным женщинам старших возрастов. И хотя по численности они значительно уступают молодым безработным, тем не менее общеизвестно, что женщины предпенсионного возраста - первые кандидаты на увольнение и последние в очереди на получение работы.

Чтобы сгладить остроту этой проблемы, мы предлагаем активно применять хорошо показавший себя и за рубежом, и у нас прием - досрочный выход на пенсию. В зависимости от конкретной ситуации, особенно от обстановки в

регионе, можно было бы более гибко подходить к пенсионному возрасту, чем это сейчас обусловлено законодательством. Представляется разумным варьировать его в рамках всего предпенсионного пятилетия, но с обязательным учетом трудового стажа. Поскольку более ранний по отношению к действующему законодательству пенсионный возраст будет устанавливаться прежде всего в районах с критическим уровнем безработицы, то для выплат таких пенсий логично использовать средства из фонда занятости вместо того, чтобы тратить их на пособия по безработице и поиски работы для этих женщин.

И все же проблемы работников старших возрастных групп нельзя решать сплеча. Настаивая на досрочном выходе на пенсию тех, кто уже потерял работу, мы категорически против отмены пенсионных выплат тем, кто еще работает.

В экономически благополучных странах рынок труда освобождается от работников пожилого возраста путем назначения больших пенсий, гарантирующих пожилым людям вполне обеспеченную жизнь. У нас же многие пенсионеры тратят 80 процентов того, что получают, на скудное питание, наиболее необходимые лекарства и квартплату. Поэтому часто старики (у. большинство из них - женщины) просто вынуждены трудиться.

Смеем утверждать, что спровоцированные отменой пенсий работающим увольнения не решат ни финансовых, ни экономических проблем. Напротив, они грозят обнажить целые трудовые ниши, на которые практически не претендует безработная молодежь. Это либо малопрестижные и плохо оплачиваемые неквалифицированные рабочие должности в госсекторе (уборщицы, регистраторы, вахтеры, лаборантки, приемщицы, мелкие служащие), либо также малооплачиваемые, но высококвалифицированные профессии, требующие длительного специального образования и опыта (инженерно-технические работники высоких технологий оборонного комплекса, врачи, учителя, преподаватели вузов, научные и музейные работники и др.).

В результате, с одной стороны, в этих сферах может образоваться дефицит кадров (никто просто "не позарится" на такую работу при низкой зарплате), а с другой - произойдет серьезное ухудшение жизни большого числа и без того небогатых людей с соответствующими последствиями для обстановки в обществе. А в результате все трудности придутся на долю государства как работодателя, который будет вынужден очередной раз ограничить производство и ухудшить обслуживание населения. Коммерческой, в том числе и теневой, сферы нововведения практически не коснутся - там способны самостоятельно решить вопросы содержания работающих пенсионеров, а законодательства предпочитают не замечать.

Еще одна группа населения, являющаяся серьезным объектом тревог, - молодежь. Причем, что очень важно, молодежная проблема в основном женская. Именно девушки составляют три четверти выпускников школ, техникумов и вузов, после чего они сталкиваются с особыми сложностями трудоустройства. Выделим здесь такую вдвойне привлекательную меру, как организация современного профессионального обучения, способствующая временному уходу с рынка труда обучающейся молодежи и дающая ей лучшие перспективы трудоустройства в будущем.

Профессиональное обучение и переподготовка занимают особое место среди мер, способствующих смягчению не всегда гуманной ситуации на рынке труда. Ввиду их особой важности поговорим об этом отдельно.

Профессиональное обучение

Хотелось бы вынести на обсуждение проект, без которого трудно говорить о равенстве возможностей для мужчин и женщин при трудоустройстве. Речь идет об обязательном обучении женщин, находящихся в отпуске по уходу за маленьким ребенком либо завершивших свое пребывание в таком отпуске.

Сейчас матери маленьких детей не имеют, как раньше, узаконенного права на обучение в рабочее время с сохранением среднего заработка. Тем самым они лишились дополнительных шансов на восстановление квалификации после длительного перерыва, связанного с рождением ребенка. Хотя справедливости ради надо сказать, что и прежде от общего числа повышающих квалификацию женщины составляли не более трети. Да и не поощрялось их профобучение серьезно: большинство женщин, прошедших его, не получали повышения ни в разряде, ни. в должности, ни в заработной плате.

Начиная с хорошего общеобразовательного старта, женщины затем отстают в накоплении профессионального опыта из-за перерывов на материнство. Сразу после выхода из отпуска по уходу за ребенком они имеют все шансы попасть под сокращение, тем более что за трехлетний срок их профессиональные навыки сильно ослабевают. Проблемы женщин, сочетающих карьеру и материнство, не теряют своей остроты в течение всего периода до поступления ребенка в школу, а нередко и до окончания им начальной школы.

В организации системы обучения таких женщин есть сложности. Одна из них - нежелание большинства женщин обучаться в этот достаточно непростой период жизни. И тем не менее в интересах самих женщин следует ввести в трудовое законодательство, закрепить в коллективных договорах и тарифных соглашениях положения об обязательной сдаче квалификационного экзамена при возвращении на работу после длительного перерыва, например на рождение ребенка.

Разумеется, в этих же документах необходимо предусмотреть и обязанности работодателей, которые должны в сотрудничестве с органами занятости предоставлять условия для такого обучения. Как уже упоминалось, в "Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года" намерение создать подобную бесплатную систему внутрипроизводственного обучения и переподготовки присутствует.

Нуждается в улучшении и сам учебный процесс, который часто не соответствует реальным нуждам производства. Так, например, в Саратовской области 80 процентов опрошенных отметили такое несоответствие по рабочим специальностям; 65 процентов - при подготовке кадров в вузах и техникумах.

По нашему мнению, необходимо:

восстановить право женщин, имеющих малолетних детей, обучаться бесплатно, в том числе и за счет страховых средств;

направлять учащихся на практику в конкретные фирмы, заключившие договоры со службой занятости, чтобы хорошо зарекомендовавшая себя студентка могла рассчитывать по окончании обучения на постоянное рабочее место (такой опыт давно и успешно применяется за рубежом);

выплачивать особо нуждающимся стипендию в период трудоустройства (1-2 месяца) или выдавать им ссуды на открытие собственного дела и т. п.

Целесообразно было бы ввести в трудовое законодательство новую категорию - "полубезработные" для тех, кто вынужденно довольствуется неполной занятостью или находится в неоплачиваемых отпусках по инициативе администрации. Большинство их (52 процента) - женщины. Их положение требует особого правового регулирования, и признание этого факта даст основания организовывать для них общественные работы, обучение и переобучение. Это поможет предупредить наиболее тяжелые варианты развития событий в случае окончательной потери ими работы.

Как уже неоднократно упоминалось, предметом особой заботы должны быть женщины с осложненным семейным положением:

многодетные, матери-одиночки, матери детей-инвалидов и пр. Для начала неплохо было бы предусмотреть в законодательстве увеличение размеров выплачиваемых им в процессе профобучения стипендий и надбавок на иждивенцев.

К тому же учреждения профобучения находятся в основном в областных центрах и крупных городах. Расстояние, которое приходится преодолевать для поездок на учебу, создает подчас не

разрешимые проблемы для женщин, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста. матерей детей-инвалидов, глав неполных семей.

Встает задача - приближать учебу к месту жительства. Для этого надо заключать договора на краткосрочное индивидуально-бригадное, курсовое обучение с ближайшим предприятием, техникумом и т. п. А при более длительном и серьезном обучении - хотя бы частично оплачивать проезд, содержание детей в дошкольных учреждениях (как за рубежом) или организовать присмотр за детьми в детских комнатах с воспитателем в учебных заведениях и пр.

Неплохо бы создать женщинам с маленькими детьми возможность за небольшую плату пользоваться услугами по уходу, предоставляемыми местными органами социальной защиты. Пока эти органы обслуживают только одиноких пенсионеров, а между тем по закону для них предусмотрен более широкий круг деятельности.

Для массового обучения безработных необходимо использовать и обучающие центры служб занятости (их число следовало бы увеличить); учреждения профобразования; предприятия(где есть такие возможности) и пр. По заказам и планам органов занятости и местных органов власти могли бы с успехом участвовать в этой работе специализированные организации, как государственные, так и частные или совместные. Уже есть такие учебные заведения:

например, сеть обучающих центров для женщин с поддержкой из Великобритании, где накоплен большой опыт подобной работы;

действует Академия женского предпринимательства при Академии госслужбы и др.

В особом внимании и развитии нуждается Дообучение женщин с высшим образованием основам информатики, права, иностранных языков, менеджмента, педагогики, психологии, социальной работы и т. д. Это может существенно повысить их конкурентоспособность при трудоустройстве.

Неплохо принимать упреждающие меры заранее. Уже в программах высших учебных заведений стоит предусмотреть обучение второй, может быть, не столь интересной, но более "ходовой" на рынке труда профессии. Это позволит выпускникам "перезимовать", пока не найдется спрос на их более редкую специальность. Можно также рекомендовать установление, пусть временное, квот для женщин при приеме в учебные заведения по "мужским" специальностям (управление, правоведение, международные отношения, технические специальности в армии и т. п.).

В связи с требованиями Основ законодательства РФ о запрете для женщин детородного возраста тяжелых и вредных работ встает вопрос о расширении профобучения и переобучения тех, кто будет постепенно выводиться с таких работ. При переподготовке

следует прежде всего учитывать возраст и опыт деятельности этих работниц. Как правило, они привыкли трудиться на конвейере, были заняты аппаратурными процессами, обслуживанием машин, ручной работой. Для этих женщин может быть привлекательным обучение профессиям бытового обслуживания, почти повсеместно страдающего сейчас дефицитом кадров, различным ремеслам, видам социального обслуживания и т. п.

Не следует смешивать проблему защиты материнства от вредного влияния производства с запретом для женщин на некоторые профессии, Мы считаем необходимым добиваться разрешения принимать девушек в учебные заведения на технические специальности в воздушном и морском флоте, расширить их обучение в горнодобывающих, нефтяных, военных вузах, Женщины должны быть среди лидеров, руководителей госаппарата, дипломатов и т. д. - равноправие так равноправие!

Итак, следует восстанавливать систему непрерывного повышения квалификации и работниц, и служащих, и специалистов.

Помочь успешно выявлять, кого и чему надо учить, могли бы персональные проверки уровня квалификации потерявших работу. Надо создавать за счет бюджета, страховых фондов, средств предприятий специализированные центры профориентации, предназначенные не только для молодежи, но и для людей постарше.

По сравнению с профобразованием профподготовка безработных получила большее признание. Но в соответствии со статьей 27 Закона об образовании, профподготовка не вошла в установленные образовательные цензы, ибо она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся. В итоге действующая ныне система ускоренной, дешевой начальной профподготовки швей, продавцов, бухгалтеров и т. п. выпускает работников с очень низкой квалификацией, которые нередко не могут никуда устроиться. К тому же многие женщины. столкнувшись с подобной ситуацией, разочаровываются и навсегда прекращают попытки получить дальнейшее образование, и это может на всю жизнь обречь их на низкоквалифицированный труд.

Чтобы разорвать этот замкнутый круг, мы предлагаем ввести возрастные ограничения для безработных женщин, проходящих обучение по направлениям службы занятости. Имеется в виду, что девушки и молодые женщины должны, как правило, получать профобразование, а не профподготовку. Примерная схема такова:

профподготовка (от 10 дней до 3 месяцев) - для всех безработных старше 40 лет; а также для тех, кто уже имеет профобразование, или для тех, кто оказался в особо сложной ситуации (матери детей-инвалидов, бывшие пра-вонарушительницы и т. п.);

профобучение, среднее и высшее (от 1 года до 4 лет) - для выпускниц школ и иных категорий безработной молодежи до 35 лет, не имеющих профобразования, или для инвалидов;

опережающее обучение - для безработных всех возрастов и для не состоящих на учете в службе занятости матерей с малолетними детьми;

дообучение - для потенциальных безработных и безработных с высшим образованием.

Обучение и профессиональная подготовка специально для женщин не являются сугубо новыми формами. Они практиковались в традиционно женских специальностях: машинистка, медицинская сестра, воспитательница детского дошкольного учреждения. Только в последние два десятилетия такое положение стали критиковать за узость выбора: порой женщинам прямо-таки навязывают все те же роли жены, матери, няни.

Но при этом нельзя не отметить, что некоторые виды обучения и профессиональной подготовки должны проводиться исключительно женщинами и для женщин. Имеющийся зарубежный опыт показывает, что женщины лучше воспринимают такие методы обучения, как групповые, индивидиуально-ориентированные, тренинговые, деловые игры, образование путем выработки навыков и умений, а не простого внушения знаний, как в классическом варианте. Тренинговый метод с помощью зарубежных коллег внедряется и у нас в стране.

В итоге видится два типа систем обучения для женщин. Первый - те, которые готовят их для работы в областях, где женщины мало представлены. Второй - те, которые предназначены для женщин, отсутствовавших на рынке труда по семейным обстоятельствам.

Итак, чтобы обучение действительно помогало женщинам преодолеть встающие перед ними экономические и социальные барьеры, увеличить возможности трудоустройства по найму и самостоятельного бизнеса, стимулировать их экономическую активность, следует:

развивать и распространять передовые методы обучения, гарантирующие выпускницам высокую квалификацию и хорошие шансы на трудоустройство;

учитывать особенности положения семейной женщины: необходимость ухода за детьми, выполнения домашних обязанностей и т, д.;

не ограничиваться краткосрочной подготовкой, которая лишь закрепляет отставание женщин в профессиональном росте, а иметь систему непрерывного обучения.

Воздействие на предложение женских рабочих рун обязательно должно сопровождаться энергичными усилиями по поддержанию спроса на них. Сокращение штатов, ликвидация предприятия - самые проторенные пути к безработице. Как можно сохранить

существующие рабочие места, создать новые? Методы поддержки рабочих мест могут быть самыми разнообразными: от квотирования (гарантия места) и финансовой поддержки (субсидированная занятость) до поощрения добровольной неполной занятости, надомничества, организации общественных работ.

Поддержка рабочих мест

Остановимся сначала на достаточно нетрадиционном для нашей страны варианте - квотировании рабочих мест.

Применение принципа квотирования по полу при увольнении нам представляется вполне справедливым. Самодеятельная женская ассоциация "Женщины и конверсия" предлагает установить на период реконструкции предприятий и сопутствующего высвобождения персонала такой порядок:

доля женщин в числе сокращенных не должна превышать их доли в общей численности персонала.

Уместно квотирование и тогда, когда мы говорим о женщинах на государственной службе (Указ Президента "О повышении роли женщин в органах государственного управления"; утвержденный Правительством "Национальный план действий по улучшению положения женщин до 2000 года" и другие документы).

Иное дело - прием на работу. Здесь квотирование вообще может рассматриваться как сугубо временная мера. "Бронировать" места, скажем, для всех женщин с детьми практически невозможно: ведь они составляют огромную часть работающих, и столь грубое вмешательство государства в условия найма несовместимо со свободой рыночного хозяйства. Для таких женщин поддержка их возможности работать - в организации дешевых детских учреждений, улучшении бытового обслуживания и т. п.

Квотирование при приеме на работу должно применяться не по признаку пола, а по нуждаемости в социальной защите (инвалиды, подростки и т. п.). А для того, чтобы работодатели нанимали таких людей по направлениям службы занятости, они должны быть в этом заинтересованы, получать за это льготы (см. статью 13 Закона о занятости). И пока детально не уточнен порядок предоставления предприятиям подобных льгот, не стоит надеяться только на сочувствие к обездоленным.

Особенно это важно в отношении негосударственного сектора экономики, где открывается ныне 40 процентов вакансий специалистов. Здесь явно предпочитают работников-мужчин. Мировой опыт показывает, что преодолеть эту склонность поможет лишь стимулирование работодателей к приему на работу женщин и контроль за соблюдением законодательства. В западных странах нередка такая практика: при выдвижении нескольких претендентов на должность и конкуренции между ними при прочих равных условиях женщине-кандидату

отдается предпочтение.

Можно рекомендовать и такую меру: временно, до тех пор, пока существует кризисная ситуация, перераспределить страховой тариф в пользу матерей с детьми.

Кроме того, целесообразно освободить предприятия от выплат страховых и государственных пособий по материнству и детству и передать эти функции в органы социальной защиты. Предприятие вносит страховой взнос за работающих, остальное - добывание наличности, содержание бухгалтерии для расчетов и т. п. - не должно его касаться. Тогда многие руководители преодолели бы неприязнь к использованию труда женщин-матерей.

Далее...