Труд, образование, здоровье

Ржаницына Л. С. Без решения "женского вопроса" кризиса не одолеть // Женшины и рынок труда. Библиотечка профсоюзного активиста. М., Профиздат, 1997. №6. С. 3-31.
 
В начало документа
В конец документа

Ржаницына Л. С.

Без решения "женского вопроса" кризиса не одолеть


Сегодня на рынке труда в России происходят чрезвычайно сложные и неоднозначные процессы. Чтобы грамотно влиять наших, необходимо учитывать интересы всех слоев, групп и категорий общества. И здесь едва ли не решающую роль играют сложившиеся различия в положении женщин и мужчин.

В решениях Копенгагенской встречи по социальному развитию (1995 год) подчеркивается, что ситуация в мире во многом определяется именно тем, как строятся взаимоотношения полов, насколько они равноправны и могут внести свой вклад в развитие цивилизации. В 1995 году в Пекине под эгидой Организации Объединенных Наций прошла IV Всемирная конференция по положению женщин. В ней приняли участие как представители общественных женских организаций, так и официальные государственные делегации более чем из 160 стран.

Конференция приняла резолюцию, призывающую обеспечить мужчинам и женщинам равные возможности развития, право на труд и мир. С этим, как член ООН, должна считаться и Россия.

Ясно, что никакая социальная работа профсоюзов, других общественных организаций и, конечно, государственных органов не будет эффективна без учета "женского вопроса". А он в нашей стране за годы реформ резко обострился: женщины - головной отряд безработных; у них наиболее низкие заработки и доходы; женщины преобладают среди вынужденных мигрантов и других групп населения, нуждающихся в социальной защите.

При этом женщины составляют половину работающего населения. Они активно пытаются приспособиться к новым условиям на работе и в семье. Общественные женские организации выступают не только с собственных, но и с общенациональных позиций. Это делает женщин активными участницами выхода нашей страны из кризиса, строительства новой России, которая, по нашему мнению, должна быть в первую очередь государством для человека.

Какова же на сегодняшний день обстановка с женской занятостью?

На наш взгляд, происходит значительное снижение занятости женщин, что довольно печально не только с позиций сегодняшней ситуации, в которой оказались конкретные люди, но с позиций будущего нации. Учитывая исходное к началу реформ состояние занятости женщин, их образовательные и профессиональные характеристики, сохраняющееся отношение к женщине как второстепенному работнику, наличие всем известных объективных причин их пониженной трудовой активности (совмещение работы с семейными обязанностями, особенности женской психологии и др.), можно с уверенностью сказать: ситуация весьма сложная.

Дело заключается прежде всего в том, что в ближайшие годы из-за низкого уровня жизни не представляется возможным хотя бы ограничить занятость и тем самым облегчить положение самой пассивной части женщин: тех, кто ориентирован только на семью, воспитание детей и лишь в силу необходимости цепляется за работу как за какой-то, пусть весьма небольшой, но все же источник дохода. Такие женщины, даже став безработными, не стремятся пройти переподготовку, повысить квалификацию, получить новую профессию. Тем не менее причины чисто материального свойства будут еще долго удерживать их на рабочих местах. Поэтому было бы целесообразно снизить потребность таких женщин в оплачиваемой работе, поддержать тех, кто хочет "остаться дома", материально. А если это пока трудно сделать, то хотя бы сократить продолжительность их рабочего времени. Кстати, такой подход вполне допустим в рыночных отношениях.

В то же время стремление помочь женщинам гармонично сочетать интересы личности, семьи и общества в условиях кризиса сегодня в России может иметь неблагоприятные последствия. Многие даже вполне обеспеченные женщины просто не мыслят свою жизнь без профессиональной самореализации, а между тем не секрет, что мечта вернуть женщин "на кухню" глубоко укоренилась в некоторых мужских умах, в том числе и в умах тех, кто принимает решения.

Чтобы преодолеть нынешние трудности и предотвратить будущие, крайне важно активно учитывать "женский вопрос" в проводимой государством политике в области занятости, исключить любую дискриминацию по признаку пола. Эта проблема не может быть решена с помощью только органов занятости. Существуют достаточно серьезные основания, чтобы сделать ее

точкой приложения объединенных усилий власти, профсоюзов и общественных организаций. Причем, по нашему глубокому убеждению, делать это надо на базе научных разработок, целостной концепции женской занятости, учитывая конкретные интересы и трудности.

Пока обещанный многими практиками и учеными обвальный рост безработицы не состоялся. Но именно сейчас экономика России подошла вплотную к реальному банкротству предприятий и массовому высвобождению кадров. Что нас ожидает, если это произойдет?

Прогнозы неутешительны

По оценке специалистов, общее число официально зарегистрированных безработных обоего пола будет к концу 1997 года примерно 3,9 - 4,2 млн. человек, причем ожидается, что женщины составят около 60 процентов от всех обратившихся с просьбой об устройстве на работу. В 1997 году число женщин, имеющих статус безработных, по-видимому, достигнет 2,3 - 2,5 млн. человек против 1,6 млн. в 1996 году. Обострилась конкуренция при трудоустройстве: если в начале 1996 года на одно вакантное место приходилось 8 ищущих работу, то к концу года - уже 11. Длительность безработицы также увеличилась: в среднем более 7 месяцев.

Не исключено, что на фоне общего ухудшения ситуации с женской безработицей доля безработных женщин несколько сократится за счет новых групп безработных мужчин.

Такое предположение вытекает из целого ряда других, вполне обоснованных. Ожидается, что безработица прежде всего будет нарастать в машиностроении, среди строителей, военных, а там преобладают мужчины. Другая причина - женщин больше, чем мужчин, устраивает частичная занятость (сейчас они составляют примерно 52 процента отправленных в административные отпуска). В-третьих, женщины раньше испытали на себе холодное дыхание безработицы и у них было время на поиски выхода. И, наконец, официальные данные, мягко говоря, не вполне точны: мужчины реже регистрируются в органах занятости, быстрее находят себе работу самостоятельно.

Социологические обследования показывают, что для большинства работающих женщин главное - сохранить рабочее место. Многие из них согласны потерять в заработке, лишь бы иметь более-менее постоянный доход и сохранить социальные услуги, предоставляемые по месту работы. Тем более, что в отдельных населенных пунктах нет и пока не предвидится других точек приложения женского труда. Так, в хлопчатобумажном производстве, испытывающем глубочайший кризис (при том, что его предприятия нередко являются

градообразующими), около 22 процентов работников заняты неполное рабочее время, а 70 процентов находятся в вынужденных отпусках по инициативе администрации. Это самые высокие показатели в российской экономике.

Возможны два варианта развития ситуации с частичной занятостью работников: либо предприятия сохраняются и частичная занятость становится нормой в условиях кризиса, либо предприятия попадают под банкротство с сокращением штатов. В первом случае женская безработица будет сдерживаться, во втором наоборот - закрытие предприятий ускорит ее рост. Многое зависит также от того, предприятия каких отраслей закроются в первую очередь.

Что касается распределения безработных женщин по профессиям, то скорее всего при первом варианте будет так: те профессии, что "популярны" сегодня, таковыми и останутся. При втором - "непопулярных" профессий станет больше, их состав - разнообразней.

Среди служащих наибольшая опасность безработицы грозит женщинам, представляющим две крупные профессиональные группы:

работающим на инженерно-технических должностях и в сфере планирования и учета.

На инженерно-технических должностях (инженеры, конструкторы, техники, диспетчеры и др.) было занято, по данным последней переписи населения (1989 год), 3,5 млн. женщин. Между тем экономике страны теперь не требуется столько инженерно-технических кадров, особенно если название должности не соответствует выполняемой работе. Кроме того, сохраняется более высокий престиж мужчины-инженера, конструктора и др. Так что проблема трудоустройства для женщин, ранее занимавших должности инженеров и техников, по-прежнему будет острой.

Спрос на работников, занимающихся планированием и учетом, также снижается, так как производство сокращается, а характер планирования меняется и его техническая оснащенность растет. Кроме того, планирование и учет широко распространены в тех отраслях народного хозяйства, где вероятнее всего ожидать сокращения общей численности работников. И, как ни печально, высвобождение женщин из этих профессий - прямое следствие роста престижности и доходности последних, а следовательно, и привлекательности для мужчин.

И наоборот, низкая престижность физического труда в определенной мере сдерживает женскую безработицу. Отмечено, что даже при сокращении общей численности работников предприятия доля женщин, занятых, например, на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда, растет.

Зоной повышенного риска безработицы для женщин могут стать виды деятельности, требующие физического труда и традиционно считающиеся "мужскими" в тяжелом машиностроении и металлообработке, строительстве, на транспорте, в добывающей промышленности и металлургии. Женщины здесь обычно работали слесарями-сборщиками, монтажниками оборудования и аппаратуры, электромонтерами, токарями и фрезеровщиками, наладчиками, настройщиками, регулировщиками оборудования и аппаратуры, механиками, сварщиками, газорезчиками, каменщиками, огнеупорщиками, водителями. Как правило, эта работа требует высокой квалификации и хорошо оплачивается, а значит, мужчины будут стремиться ее получить. Особенно тяжелым может стать положение женщин в небольших населенных пунктах, если там на производстве преобладают эти специальности.

В непростой ситуации могут оказаться работницы основных профессий в приборостроении, радиотехнической, химической, а также кожевенно-обувной, швейной, хлопчатобумажной промышленности, где раньше доля женщин доходила до 70 процентов работающих. Здесь спад производства или банкротство приведут к значительному высвобождению женщин.

И, наконец, как и везде в мире наибольшие трудности на рынке труда будет испытывать молодежь, прежде всего девушки с высшим и средним специальным образованием по инженерно-техническим специальностям; окончившие ПТУ или приравненные к ним учебные заведения в машиностроении (где их труд широко использовался), текстильной и некоторых видах пищевой промышленности; а также выпускницы общеобразовательных школ, не имеющие никакой или почти никакой профессиональной подготовки.

Итак, проделанный анализ поворачивает нас лицом к жестокой реальности: рынок не галантен. Представительницы "слабого пола" не могут рассчитывать на его снисходительность. Что же можно противопоставить стихии? Как помочь российским женщинам?

Попытаться противостоять стихии

Разумеется, все проблемы трудящихся женщин ни сегодня, ни в ближайшем будущем преодолеть не удастся. И все же рискнем предложить вниманию читателей систему мер, на наш взгляд, способных помочь сгладить особо острые вопросы в этой области.

Будем исходить из следующих обстоятельств:

1. Существенный (не менее 40 процентов) вклад в семейный бюджет делает для женщин профессиональный труд необходимым. В дальнейшем доля трудящихся женщин хотя и будет уменьшаться, в том числе за счет социальных выплат на ребенка, матерям детей-инвалидов, безработным, достигшим предпенсионного возраста и др., но в основном сохранится. Это подтверждает и мировая практика. Да и современная экономика рассчитана на активное участие в ней женщин.

2. Сегодняшнее положение российской женщины на рынке труда во многом повторяет то, что происходило во всем мире на данной стадии развития: спрос на женский труд мал, его цена низка. Работодатели предпочитают мужчин, чья квалификация выше (в том числе из-за отсутствия перерывов на материнство), а потребность в охране труда, социальных льготах и т. д., наоборот, не так велика.

3. Женская рабочая сила имеет специфические черты, главная из которых - двойная занятость (работа плюс домашнее хозяйство). Отсюда их некоторая консервативность, малая активность, желание работать в благоприятном режиме, вблизи от дома и пр. К тому же в обществе традиционно господствует представление о женских профессиях как о продолжении домашнего разделения обязанностей.

4. При переходе к рыночной форме хозяйствования женщины испытывают особую необходимость в государственной социальной защите. Мало того, что их преобладание среди длительно безработных объективно неизбежно, в нашей стране их положение дополнительно осложнено тем, что кризис в большей мере затронул сферы женской занятости: инженерно-технические и управленческие профессии; конверсионное машиностроение и химию; не имеющую сырья текстильную промышленность; задавленные конкуренцией фармацевтическую, легкую и пищевую отрасли; разрушенную систему бытового обслуживания; бюджетников, за счет которых государство экономит свои расходы и др.

5. Прежняя система социальных прав работниц-матерей дает сбои. В результате для них угроза быть вытесненными с рынка труда вообще или остаться на нем в совершенно бесправном состоянии подошла вплотную. Часть имевшихся у таких женщин прав предназначена теперь для родителей обоего пола, а часть не работает вовсе (например, запрещение ночного труда, командировок, сверхурочных, вредных профессий). При этом предоставление даже признанных законом гарантий (прием на работу, увольнение, перерывы по беременности, социальные пособия), зачастую не обеспечивается и не контролируется, особенно в коммерческом секторе.

6. Проблемы женской занятости необходимо решать комплексно. Ведь если мы хотим возродить Россию, нас должны волновать и демографическая ситуация, и здоровье нации, и воспитание подрастающего поколения, и права и свободы каждого человека, включая равноправие полов. Все эти проблемы тесно связаны с решением вопросов женской занятости.

Взгляды женщин обращаются к высшим органам власти, ибо только в русле государственной социальной политики возможно решение и вопросов женской занятости, и многих других.

Сделать проекты реальностью

В 1996 году Правительство РФ приняло особую программу "Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года". Толчком к принятию этого документа послужила необходимость предоставления Россией в 1997 году в ООН очередного национального доклада по соблюдению конвенции "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин".

Итак, посмотрим, что же следовало бы сделать в данном направлении.

Среди актуальных мер поддержка незанятых женщин - единственных кормильцев в семье, а также семей с детьми, где оба родителя - безработные. Это новая для национального законодательства постановка вопроса: до сих пор предусмотренные в нем льготы касались в основном матерей-одиночек. Но ведь часто единственными кормильцами бывают и разведенные; и женщины, не получающие алиментов вовсе или получающие их в размере ниже прожиточного минимума; а также вдовы, беженки и т. п.

Чрезвычайно важно обязательство включить в федеральную программу занятости специальный раздел об обеспечении женщин работой с учетом их интересов и профессиональных возможностей. Для этого предполагается, в частности, использовать проходящее ныне расширение сети учреждений социального обслуживания населения. Будут создаваться дополнительные рабочие места для массовых профессий социальных работников: услуги на дому, в домах временного содержания, в домах престарелых и инвалидов, в детских реабилитационных центрах. Найдется дело и для специалистов-консультантов разного профиля.

Большое внимание следует уделить развитию малого предпринимательства. Впрочем, эта тема так важна, что ниже мы остановимся на ней более подробно.

Нельзя не упомянуть также о задаче добиться внесения в трудовое законодательство изменений, дающих женщинам, возвращающимся из отпусков по уходу за ребенком, возможности для профессионального обучения. Есть намерение создать бесплатную систему их внутрипроизводственного обучения и переподготовки, повышения квалификации, стажировки. Предполагается, что все расходы при этом должны будут взять на себя работодатели.

Очень важно серьезно заняться облегчением труда работающих женщин, улучшить защиту здоровья на производстве. Насущно необходимой становится разработка медико-биологических критериев оценки условий труда, на основе которых предстоит уточнить перечень тяжелых, вредных и опасных работ, где запрещается использовать женщин, тем более беременных. Но к сожалению, нельзя не сказать, что уже существующие запреты постоянно нарушаются. Избежать таких нарушений призвано помочь внедрение специальной системы трудоустройства женщин репродуктивного (детородного) возраста, предусматривающей постепенный их вывод с таких работ.

Однако сделать это непросто. По Основам охраны труда РФ, вредный и тяжелый труд должен быть запрещен для всех женщин детородного возраста (от 16 до 45 лет). Казалось бы, мера благая. Но введение в действие этой нормы не может не привести к обвалу женской безработицы, снижению доходов семей, где 40 процентов средств зарабатывают женщины. Пока решение вопроса официально отложено до 2000 года, а Комитет по делам женщин Госдумы предлагает руководствоваться традиционным Списком запрещенных работ, пересмотренным в соответствии с требованиями обстановки. За этот период профсоюзы совместно с работодателями и администрацией регионов должны продумать, как улучшить условия труда женщин, вывести их в первую очередь из наиболее опасных для здоровья зон, но вывести не в "никуда", а на новые рабочие места.

Кроме социально-трудовых, предполагаются и иные решения в области охраны здоровья женщин. Действительно, для нации, численность которой уменьшается на глазах (в 1996 году российское население уменьшилось на 475 тыс. человек, что в 1,4 раза больше, чем в 1995-м), эта забота - одна из первоочередных. Предусматривается приоритетное внедрение обязательных стандартов медицинской помощи женщинам и детям; обеспечение надежности государственных гарантий бесплатной медицины для них, в том числе и профилактической;

удешевление дорогостоящих видов медицинских услуг; расширение системы планирования семьи; забота о беременных и пр.

Все это, безусловно, нужно. Но как добиться финансового обеспечения хороших намерений за счет средств госбюджета и бюджета социального страхования, а также предпринимателей? Женский актив профсоюзных и общественных организаций должен требовать этого от депутатов всех уровней, отстаивать свои права в процессе заключения коллективных договоров и соглашений - словом, бороться, приложить огромные усилия, чтобы намеченное стало реальностью.

Следует иметь в виду, что Национальный план действий по улучшению положения женщин является частью общей социальной реформы, к которой уже приступила исполнительная власть. Основные направления реформы разработаны правительственными структурами, отвечающими за социальную политику, и одобрены правительством. Они предусматривают серьезные изменения в доходах и расходах населения, которые коснутся каждого россиянина, независимо от пола и возраста.

В настоящее время в Федеральном Собрании РФ рассматривается закон о прожиточном минимуме, который устанавливает обязательность соблюдения этого важнейшего социального норматива, что влечет за собой огромные расходы на повышение минимальной заработной платы, а также напрямую связанных с ней социальных выплат - пенсий, пособий, стипендий. Поэтому в проекте социальной реформы и пересмотра Кодекса законов о труде есть положение о переходе к иному виду минимальной гарантии по заработной плате - минимальной часовой ставке в отличие от нынешней месячной.

На практике подобный порядок развязывает руки работодателю, которому в условиях спада производства (к 1990 году - наполовину) и отсутствия инвестиций на создание новых рабочих мест (вложения в основные фонды снизились только в 1996 году на 18 процентов) выгодно увеличение неполной занятости. В 1996 году более 3 млн. человек (почти 5 процентов работников) трудились неполное рабочее время, что в 1,7 раза больше, чем в 1995-м. В течение января - сентября 1996 года в отпуска, как правило, без сохранения заработной платы были отправлены 6,7 млн. человек и более половины их составляли женщины.

Нетрудно предположить, что работодатель, получив разрешение не платить в обязательном порядке месячную минимальную зарплату, с удовольствием будет соблюдать почасовой порядок выплат. Так, типичная работница текстильной промышленности, вынужденно занятая неполную рабочую неделю и получающая сейчас около 85 тыс. рублей в месяц, при введении гарантированной часовой оплаты может получить 50-60 тыс. рублей из-за уменьшения загрузки. А не нравится - никто тебя не держит: по данным службы занятости в Иванове на одно свободное место претендуют 180 - 190 безработных.

Судя по всему, изменением срока минимальных гарантий по заработной плате пересмотр КЗоТа не ограничится. Идет дискуссия по его разделу, связанному с правами женщин в трудовых отношениях.

Предлагается отменить все льготы для женщин с детьми по режиму рабочего времени (ограничения ночных работ, сверхурочных, командировок и т. п.). Считается, что это поднимет привлекательность женской рабочей силы в глазах предпринимателей и поможет женщинам больше заработать. На парламентских слушаниях в Госдуме звучали слова, что такие льготы следует оставить исключительно на период беременности, кормления, ухода за маленьким ребенком, а также при наличии ребенка-инвалида. Тот же принцип считается уместным и в защите женщин при увольнении по инициативе работодателя.

При пересмотре Трудового кодекса РФ, как и вообще в ходе осуществления намеченной Правительством социальной реформы должна резко возрасти активность и законодательная инициатива профсоюзов. Их задача: не допустить полной ревизии трудовых прав вообще и женских в частности. И правительственный план действий по улучшению положения женщин отводит социальному партнерству большую роль. В нем даже есть пункт о подготовке для включения в проекты Генеральных соглашений между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством на 1998-й и последующие годы предложений по контролю за соблюдением охраны труда женщин, а также мер, позволяющих трудящимся обоего пола сочетать работу с семейными обязанностями. Хочется надеяться, что эта инициатива будет поддержана профсоюзами, которые на фоне других острых проблем (невыплат заработной платы, спада производства, массовых увольнений и т. п.) сегодня несколько ослабили внимание к "женскому вопросу".

Формы социального партнерства (коллективные договоры, тарифные соглашения) должны четко выявить позицию профсоюзов в отношении работающих женщин. Чтобы Национальный план действий по улучшению положения женщин достиг своей цели, требуется мобилизация усилий профсоюзного актива на всех уровнях.

Большую пользу мог бы принести также специальный закон о равных правах и возможностях (по типу шведского, английского и др.), где была бы выстроена единая система ответственности за дискриминацию и указаны органы (или уполномоченные), осуществляющие надзор и контроль за соблюдением предпринимателями, должностными лицами равноправия по признаку пола.

Впрочем, проблемы женской занятости нельзя решать в пределах какой-то особой, изолированной политики. Женщины преобладают в российском населении, женские руки - основная сила в народном хозяйстве, и особенности их положения нельзя не учитывать в общих документах. Мы имеем в виду уже утвержденные Правительством России программы преобразований в области занятости, конверсии оборонных отраслей, культуры и образования, здоровья нации и т. п. То же относится и к программам, разрабатываемым Министерством труда и социального развития: помощи находящимся в зонах риска массового увольнения, профобучения безработных и незанятых; трудовой реабилитации и содействия занятости инвалидов; помощи молодежи; целевой помощи социально слабым категориям населения. Вместе с тем весьма полезным делом представляются инициативы регионов, создающих специальные комплексные программы женской занятости с учетом местных особенностей.

Что касается конкретных мер по поддержке женской занятости, то основные методы здесь общеизвестны: субсидирование рабочих мест и иные программы поддержки производства, содействие развитию нестандартных режимов занятости, а также предпринимательства и самозанятости, организация профобучения и профориентации, общественных работ, материальная помощь безработным и т. п.

Без комментариев сообщаем:поскольку средств в российском фонде занятости не хватает, в Госдуме в настоящее время рассматривается правительственный проект о сокращении сроков выплаты пособия по безработице и ограничении его максимального размера прожиточным минимумом.

Эффективная политика занятости должна иметь адресный подход - представлять как объект своих забот не абстрактную женщину вообще, а более четко:

молодая или пожилая; какое у нее образование (высшее или среднее, гуманитарное или техническое); к какой профессиональной группе она относится (рабочая, специалист, служащая); где проживает (в городе или в сельской местности); каков уровень ее материальной обеспеченности и насколько она нуждается в социальной защите. При этом особая чуткость необходима социально слабым, таким, как женщины с малолетними детьми, многодетные и одинокие матери, инвалиды, матери детей-инвалидов, беженки и др.

Все существующее в стране регулирование женской занятости представляется нам в виде системы базовых, целевых и превентивных программ, принятых на федеральном и региональном уровнях. При этом следует учитывать, что в нашей стране перемена места жительства - дело крайне сложное из-за неразвитости рынка жилья. Так что основное пространство для применения таких программ - именно регионы с учетом их конкретных особенностей.

Базовые программы должны быть рассчитаны на достаточно большие группы населения и в принципе быть бесплатными (к примеру, программы повышения правовой информированности женщин, финансовой, компьютерной грамотности и др.).

Далее...