Социальный статус

Тыркова А. В. Изменение женской психологии за последние сто лет (Речь на I Всероссийском съезде по образованию женщин) // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М., РИК Русанова, 1998. С. 402-404.
 
В начало документа
В конец документа

Тыркова А. В.

Изменение женской психологии за последние сто лет (Речь на I Всероссийском съезде по образованию женщин)


Изменение в общем положении женщины, отразившееся на всем ее духовном складе, есть одно из важнейших исторических явлений последнего времени. Экономические условия фабричного производства делают домашнюю работу женщины если не бесполезной, то в большинстве случаев несравненно менее выгодной, чем это было тогда, когда хозяйка дома собственноручно готовила холсты и сукна для всей семьи. Заводская труба победила домашний очаг. Волей-неволей женщины, молодые и старые, замужние и одинокие, должны предлагать свой труд на рынок. Дороговизна жизни и рост потребностей заставляют не только пролетарских женщин, но и буржуазных искать заработка. Здесь уже складываются причины не только экономические, но и психологические.

Демократизация образования, являющаяся наряду с капиталистическим производством одной из особенностей столетия, захватила и женщин. В инертную, воспитанную в косности женскую душу, для которой преданность традициям и мужскому авторитету была не только привычкой, но и долгом, заронили наконец семя пытливого, критического мышления. Необходимость непосредственной борьбы за существование, которая всегда требует более вдумчивого отношения к жизни, и свойственная мыслящему человеку потребность в самоопределении заставили женщину пристальнее приглядеться и к собственному положению.

Отсюда зародилось женское движение. Оно помогает женщине придать большую правовую устойчивость тому новому положению, в которое ее поставила жизнь. Но движение это было бы мертвым и нищим, если бы помимо стремления улучшить и укрепить материальное положение женщины не было бы в нем искания и новых духовных ценностей. Ведь новая женщина должна сама для себя найти и этические и эстетические основы.

Раньше главной ее добродетелью была покорность, пассивность, кротость, этим измерялась женская личность. Но если даже тогда, когда семья и быт окружали женщину крепкой стеной, все-таки бедная Гретхен становилась жертвой своей поэтической беззащитности, то в наши дни, когда Гретхен уже не сидит дома за прялкой, а брошена в черную пасть фабрики, эта беззащитность становится для нее проклятием, часто лишенным всякой поэзии. Вот с этим-то проклятием и борется проснувшееся женское самосознание. Вернее, даже не проснувшееся, а только просыпающееся. Ведь нелегко сквозь сложные лабиринты и предрассудков, и привычек, и пережитков, быть может, бывших когда-то полезными для той исключительно мужской культуры, в которой жило человечество, найти дорогу к созданию нового женского характера...

В этом отношении литература, которая намечает новые пути и новые типы, еще не пришла к нам на помощь...

Между тем внутренний рост женского "я" требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать ее хочет новая женщина... В общественном строе, созданном мужчинами, много делалось для ограждения достоинства и интересов другого пола. Поэтому современная женщина часто вынуждена не только брать на себя защиту своих потребностей и прав, но и делать это с той резкостью, которая родится от длительного непризнания этих прав.

В то же время научное знание, привычка думать и наблюдать, составляющая неотъемлемое свойство всякого действительно образованного, как мужчины, так и женщины, неизбежно заставляют глубже вглядываться в противоречия жизни.

Если раньше внутренняя красота состояла в умении терпеть, в том, что "я другому отдана и буду век ему верна", то теперь понятие верности меняется, хочется быть верной самой себе, охранять цельность и достоинство своей личности.

Знание со всеми чистыми радостями, которое оно несет, коснувшись человеческой души, приобщает ее к чему-то великому, космическому.

Прежде женщина испытывала это только через религию, так как пути мышления были закрыты перед нею. Теперь г-жа Кюри может переживать такое же счастливое ощущение творческого процесса, как переживал его хотя бы Кропоткин, когда, стоя на глухом плоскогорье Восточной Сибири, создавал новые географические гипотезы.

Как часто приходилось каждому из нас слышать, а порою и с горечью соглашаться с тем, что существует особая женская логика. Эти слова всегда звучали укором, как бы указывая на одно из препятствий, воздвигнутых перед женщиной самой природой. И наиболее искренние из женщин сами чувствовали, что их способ восприятия мыслей иной, чем у их товарищей-мужчин. Иными путями, ближе прижимаясь к тайникам подсознательного, работает интеллект женщины, всегда более склонный к догадкам, к скачкам, к недосказанному. Долго казалось, что это только недостаток, едва ли не роковой, что это только тормоз, мешающий нашему развитию, пока не пришли психологи новой школы, указавшие на громадное значение интуитивного (полусознательного) мыслительного процесса для творчества.

После Джеймса, в особенности после Бергсона, нам уже нечего бояться слова "женская логика", так как мы знаем, что в основе ее лежит именно интуиция, реабилитированная этими учеными. Но мы должны стремиться к тому, чтобы эта наша логика была проникнута интуицией действенной и ищущей, а не только воспринимающей! И тогда мы внесем в науку вклад индивидуальной женственности, так же как, входя в общественность, мы обязаны внести в нее новые начала, направив сюда те свойства мягкой оберегающей женственности, которые раньше женщина проявляла главным образом в тесном кругу семьи.

Женское движение, обостряющее в нас инстинкты солидарности и сознание общности человеческих Интересов, учит женщину не только отстаивать свои права, но и уважать чужие.

Почетная, но нелегкая задача выпадает на долю современных женщин. Главная брешь пробита: женщина работает, борется, а главное, мыслит наряду с мужчинами... Все эти новые возможности, развившиеся перед современной женщиной, дают право предъявлять к ней все большие требования. Образование и знание остаются формальными, если за ними не таится жажда высших ценностей. И не только для того учится современная женщина, чтобы заработать себе на хлеб, даже не ради чистого наслаждения процессом мышления. Там, в глубине женской души, должно жить сознание, что Привычка думать и обобщать поможет ей найти выход из тех противоречий жизни, которые колеблют и попирают самые основы бытия человека...

И борьба современной, уже привыкшей к светлой струе знания женщины, ее борьба за право на всю полноту человеческого существования есть не только борьба с несовершенством мужского строя жизни, но и с тем дьявольским наваждением внешней свободы, не опирающейся ни на какие внутренние ценности, которое внесено в женскую среду новыми формами жизни.