| Успенская В. И. Стереотипы на пути женщин к лидерству
Пробудитесь, женщины! Факел истины рассеял облако безумия и тирании; когда же вы прозреете? Соединитесь, противопоставьте грубой силе силу разума и справедливости! И вы скоро увидите, что мужчины перестанут лежать у ваших ног. как томящиеся обожатели, а будут гордиться тем, что идут рука об руку с вами и разделяют с вами вечные права человечества.
Олимпия де Гуж
На исходе XX столетия женщины лидируют не только в численности населения (более 50% всего населения планеты - это женщины). Они доминируют в обществе как работники, профессионалы, ибо заняты в таких сферах, без развития которых общество скоро трудно будет назвать современным (образование, здравоохранение, социальная работа, общественные науки, бухгалтерский учет, банковское дело, культура, уход за детьми и пожилыми, реклама, экология, сфера услуг и информации). Есть статистика, что женщины открывают новый бизнес в два раза быстрее, чем мужчины.
Но они же традиционно представляют собой социальное меньшинство в политике. Сегодня в мире женщины почти не влияют на принятие решений в вопросах экономического развития, распределения ресурсов, безопасности государства (в том числе, экологической), дипломатии, т.е. они не влияют на формирование политики, от которой зависит их собственная судьба. Социологи ввели понятие "партнерская семья" для обозначения довольно нового процесса: сотрудничества полов в семейной жизни. Без такого сотрудничества и на "политической кухне" невозможно обойтись, если ориентироваться на равенство, развитие и мир. Эти цели были основными лозунгами IV Всемирной конференции женщин в Пекине осенью 1995 года, где вопрос о роли женщин в политике, в формировании политических приоритетов был одним из обсуждаемых.
Вопрос о политическом партнерстве женщин и мужчин в обществе подняла еще в 1792году Олимпия де Гуж, автор "Декларации прав женщины-гражданки". Текст весьма актуален и сегодня: "Из общности мужчин и женщин состоит нация, на которой покоится государство; законодательство должно быть выражением воли этой общности. ...Все гражданки и все граждане должны, сообразно с их способностями, иметь одинаковый доступ ко всем общественным должностям...; только одно различие их добродетелей и талантов может служить масштабом для их выбора.... Конституция недействительна, если над ее созданием не работало большинство индивидуумов, из которых состоит нация...". В своем обращении к женщинам она восклицала: "Разве еще не время, чтобы и среди нас - женщин - началась революция? Разве мы никогда не примем деятельного участия в формировании общества?" .
Тревога была не случайной, ибо идея и практика народного правления, зародившиеся в древнем Афинском полисе, изначально не предполагали участия женщин (не граждан). Развившиеся религии, великий культурный ренессанс, революции и билли о правах ориентировались на мужчин. Демократические призывы: "Свобода. Равенство. Братство" и даже "Декларация прав человека и гражданина" были обращены не к женщинам (не гражданам).
Лишь с конца XIX века начался процесс предоставления прав голоса женщинам наравне с мужчинами в результате борьбы суфражисток на Западе и "равноправок" в России. В Скандинавских странах некоторые юридические препятствия для участия женщин в общественной жизни начали устраняться еще в середине прошлого века. Первой страной, предоставившей женщинам право голоса, была Новая Зеландия (1893). К 1940 годам таких стран было уже 26.
Наибольший прогресс в обретении равного избирательного права для женщин был достигнут после Второй мировой войны. К 1995 году женщины имеют это право везде, кроме шести стран на Среднем Востоке (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты) и в республике Бруней, маленькой, нефтью богатой стране на юге Азии.
Но независимо от времени получения избирательного права для женщин (см. Приложение) проблема женского лидерства и женско-мужского партнерства в политике, даже в странах демократически ориентированных, остается нерешенной. Следующая таблица может дать представление об участии женщин в работе парламентов ряда такого типа стран (данные на 1994 год):
Франция, Греция, Албания - около 6%
от общего числа законодателей Бельгия, Великобритания, Португалия, Израиль - около 9%
Бангладеш, США - 10%
Венгрия, Россия, Ирак - около 11% Болгария, Польша - 13%
Италия, Испания, Аргентина - около 16%
Канада, Швейцария - 18%
Германия - около 22%
Нидерланды - 31%
Дания - около 33%
Финляндия, Норвегия - 39%
Швеция - около 45% .
Хотя активность женщин как избирательниц очевидна во многих странах (часто именно они составляют большинство проголосовавшего населения), но их политическое представительство прогрессирует очень медленно.
Во всем мире у женщин в 1994 году было не более 11% мест в парламентах, почти такая же цифра была и в 1970 году. Только женщины четырех Скандинавских стран и Нидерландов (более 1/3 мест в парламентах и правительствах), за прошедшие 20 лет удвоили свое политическое представительство.
Женщины являются аутсайдерами в общественно-политической сфере большинства стран не только потому, что более заняты в быту и семье, или бедны для проведения политических кампаний (рычаги властвования и финансы в руках мужчин), или из-за социальной дискриминации женщин. На пути женщин к лидерству серьезную роль играют препятствия, связанные с социализацией полов: большинство людей не видят в низком политическом статусе женщин социальной несправедливости. Социализация женщин в различных странах мира, в том числе в России, происходила и происходит таким образом, что не возникает особых амбиций по поводу карьерных и политических устремлений у большинства.
Культурный вклад женщин как субъектов истории, женское видение мира, женский опыт устройства социальных дел и выхода из конфликтных ситуаций общество не ценит. (И знает ли? Женские исследования в истории и социально-гуманитарных науках с трудом вводятся в учебные программы). Политика и политическое поведение до сих пор связываются в общественном сознании с маскулинными усилиями, с мужской активностью.
Конечно, нет никакого всемирного заговора мужчин против женского влиятельного участия в политике. Но организационная система, выстроенная на маскулинных ценностях, с ревниво охраняемым культом власти, содержит в себе тенденцию преграждать вход женщинам, чтобы сохранить патриархатный status quo. Очень часто это объявляется заботой общества о женщинах, которых нужно уберечь от "грязной политики" и сохранить для семьи как основного места деятельности женщин. Мое изучение женского общественного мнения по проблемам участия в политике и лидерства обнаруживает, что среди самих женщин довольно сильные позиции имеет убеждение в том, что политика и даже изучение политики - не женское дело. Такая самодискриминация вовсе не удивительна, ибо классический стереотип женщины и женственности не включает в себя идею лидерства, уверенности в себе, твердости, решительности; и хотя положение женщин во многих странах мира меняется к лучшему, культурные стереотипы трудно преодолева ются и ограничивают возможности политического партнерства полов.
Освобождение сознания женщин от устаревших стереотипов может помочь и многим мужчинам преодолеть их собственную социализацию. Потому что, если женщины социализированы таким образом, чтобы выполнять строго определенные роли, по преимуществу семейные, вспомогательные и подчиненные, то мужчины равно социализированы таким образом, что ожидают от женщин тщательного исполнения именно этих ролей и чувствуют себя некомфортно в обществе женщин с претензиями влиять на социально-политические процессы (особенно мужчины с высоким статусом не видят причин для изменения "правил игры" в обществе, правил, давно сложившихся и кажущихся вполне естественными).
На восприятие женщинами самих себя как второстепенных оказывает влияние традиционная система образования. Например, мы с самого детства усваиваем этические стандарты, которые предполагают маскулинные ценности; изучаем биологию, которая больше фокусируется на человеческих различиях, чем на человеческих возможностях; изучаем историю, в которой основные достижения связаны с мужчинами и их активностью. (Так ли много изменилось в преподавании с 1861 года, когда рекомендовалось преподавать мальчикам всемирную историю и политическую, а девочкам давать жизнеописания, но не одних женщин: "гораздо важнее биографии мужчин, потому что примеры мужской доблести действуют на чувства и воображение девицы более сильно, чем образцы из ее собственного пола"? Воспитание", 1861, № 4.">.)
Тем не менее, на рубеже веков все чаще пишут и говорят на тему "женщины и политика", все серьезнее обсуждают проблемы и перспективы женского стиля в лидерстве на предстоящие десятилетия. Рост женского самосознания и осознания своей роли как субъекта исторического процесса совпадает по времени с изменением традиционных представлений не только о назначении женщин и мужчин, но также о смысле таких понятий как власть, политика, демократия, лидерство. Растет осознание того, что политика - слишком серьезное и общее дело, чтобы доверять его только мужчинам; что женское вмешательство в политику поможет ограничить власть политики с позиции силы; что проблемы, которые до сих пор маркируются как женские, на самом деле общечеловеческие; что непредставительство женщин на уровне принятия решений в политике совершенно несовместимо с демократическим идеалом.
Исследования в разных странах фиксируют, что женщины хотят делать нравственную политику. Под нравственной политикой понимается ненасильственная политика, соответствие средств тем высоким целям, которые декларируются в программных документах; цель - не завоевание власти над кем-либо, а использование ее для улучшения жизни людей; сосредоточение на проблемах равенства, развития, мира лидерства //Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992."> .
С другой стороны, способность к лидерству все больше означает:
• способность к сотрудничеству и партнерству в противовес соперничеству;
• разборчивость в средствах своей деятельности;
• все больше в цене доверие к людям, умение полагаться на их самостоятельность ;
• умение делиться властью;
• умение выражать чувства, а не скрывать;
• умение видеть людей целостно, а не только в связи с работой;
• принимать и использовать индивидуальные различия вместо сопротивления им или боязни;
• способность вдохновлять собственным примером на самостоятельные действия;
• открытость людям и переменам;
• умение тренировать других людей как лидеров.
Так ли уж важно при таком видении лидерства иметь преимущества мужского воспитания и равняться на мужской стиль работы и поведения в обществе как на эталон человеческого поведения? Важнее другое:
постоянная кропотливая работа над собой, хорошее гражданское образование на феминистских основах, небоязнь в себе лидерских качеств и развитие их. Без самоуважения, уверенности в себе невозможно обходиться в любой профессиональной сфере; тем более - в политике, куда вход для женщин ограничен и нежелателен. Пока.
Литература
1. Нэсбит Д., Эбурдин П.. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. М., 1992.
2. Цит. по: Браун Л. Женский вопрос, 1906.
- Sivard Ruth Leger. Women ...a world survey. Washington, 1995.
- Steinem Gloria. Revolution from within: a book of self-esteem. Boston, 1992.
- "Воспитание", 1861, № 4.
- Константинова В. Женщины и проблемы политического лидерства //Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992.
- McLauglin A. A Woman's Place. My Life and Politics. Toronto, 1992.
8. Cantor D., Bernay T. Women in Power. The Secrets of Leadership. NY, 1992.
Приложение
Следующий список показывает, когда и в каких странах женщины получили право голоса наравне с мужчинами в результате борьбы, начатой движением суфражисток в XIX веке:
1893 Новая Зеландия
1902 Австралия, Уругвай
1906 Финляндия
1913 Норвегия, Италия, Япония
1915 Дания, Исландия, Вьетнам, Югославия,
1917 Россия, Боливия
1918 Канада
1919 Австрия, Германия, Нидерланды, Польша
1920 США 1922 Ирландия
1928 Великобритания
1929 Эквадор
1930 Южная Африка
1931 Испания, Шри Ланка, Сенегал, Португалия
1932 Таиланд
1934 Бразилия, Куба
1936 КостаРика
1937 Филиппины
1941 Индонезия
1942 Доминиканская Республика,
1945 Франция, Венгрия,
1946 Албания, Румыния, Панама
1947 Аргентина, Венесуэла
1948 Израиль, Корея, Швеция, Люксембург
1949 Китай, Чили, Чехословакия
1951 Непал
1952 Греция
1953 Мексика
1954 Колумбия
1955 Никарагуа
1956 Египет, Пакистан,
1957 Ливан
1959 Марокко
1962 Алжир
1963 Иран, Кения, Ливия
1964 Судан, Замбия
1965 Афганистан, Гватемала
1971 Швейцария
1977 Нигерия
1979 Перу, Зимбабве
(Tittle L. Encyclopedia of Feminism. L.,1986. P. 370-371).
|