Семья, планирование семьи

Выступление Председателя Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи А. Б. Апариной на пленарном заседании по вопросу о "Социальной защите" и поддержке женщин, семьи и молодежи. 5 декабря 1996 г.
 
В начало документа
В конец документа

Апарина А. В.

Выступление председателя комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи


Уважаемые депутаты!

В Конституции Российской Федерации говорится, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека", что "материнство и детство, семья находятся под защитой государства".

Эти конституционные права конкретизированы и закреплены соответствующими федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, решениями федеральных министерств и ведомств. За последние пять лет таких документов государственного значения принято большое количество. В 1995 г., например, вопросы защиты прав ребенка нашли непосредственное отражение в 7 Указах Президента Российской Федерации и в 20 постановлениях Правительства Российской Федерации.

Тем не менее, сегодня мы вынуждены констатировать катастрофическое положение семьи, детей и молодежи. Защита их жизненных интересов резко ослаблена, государственная помощь крайне недостаточна. Конституционные гарантии не действуют, законы не соблюдаются, правительственные программы не выполняются.

Обратимся к фактам.

На начало 1996 года в России детей в возрасте до 18-и лет 37,6 млн., т.е. 25,4% от общей численности населения. По сравнению с 1995 годом их число сократилось на 700 тысяч.

Начиная с 1987 года смертность в России возросла на треть, жить люди стали в среднем на 5 лет меньше. В I квартале текущего года число умерших превысило число родившихся почти в два раза, население убывает уже в 70 регионах страны.

У нас самый высокий уровень младенческой смертности по сравнению с развитыми странами, а материнская смертность выше в 10-15 раз.

Все меньшее число женщин желают иметь детей. Только в государственных учреждениях здравоохранения в 1995 году было зарегистрировано более 3 млн. абортов. Если раньше аборт делался по медицинским показаниям, то с мая текущего года Правительство своим постановлением утвердило перечень "социальных показаний для искусственного прерывания беременности". Очевидно, что теперь абортов будет еще больше.

Налицо явные признаки демографической катастрофы, начинающегося вымирания нации. Это связано в первую очередь с низким репродуктивным здоровьем матери, что непосредственно влияет на здоровье ребенка. При медицинских осмотрах отклонения в состоянии здоровья отмечаются более чем у 80% новорожденных. За последние пять лет почти втрое выросла заболеваемость новорожденных. С 1993 года в России рождался больным или заболевал вскоре после появления на свет каждый пятый ребенок! Прогноз специалистов неутешительный - в ближайшие десятилетия доля здоровых новорожденных может снизиться до 15-20%.

За последние пять лет рост общей и хронической заболеваемости детей и молодежи стал тенденцией. Почти 600 тысяч детей находятся под диспансерным наблюдением. При медицинских осмотрах отклонение в здоровье наблюдается у 85% школьников, к окончанию школы их - 95-98%. За пять лет в 40 раз увеличилось число венерических заболеваний среди несовершеннолетних. Растет распространенность психических заболеваний детей и подростков - каждые 10 лет она возрастает на 10-15%.

Общеизвестный факт, что в армию и флот теперь призывается столько же юношей, сколько не проходят медицинскую комиссию. Но и из общего числа призывников весны 1996 года 15 тыс. оказались дистрофиками.

Большую тревогу вызывает уровень смертности детей старше года и особенно подростков. За последние три года среди юношей и девушек 15-19 лет он вырос более, чем на 35%.

За последние 5 лет почти в 4 раза увеличилось число детей-инвалидов.

Мы вынуждены констатировать резкое снижение эффективности детского здравоохранения.

Отсутствие достаточных средств в федеральном бюджете, нарушение дисциплины финансирования, коммерциализация медицинских услуг привели к ликвидации подростковой службы оздоровления.

За последние три года было закрыто более 50 детских больниц, ликвидировано огромное число детских мест в медицинских учреждениях, число врачей-педиатров сократилось на 7 тысяч; резко снизилось качество профилактики и лечения заболеваний среди детей.

Разрушается система санаторно-курортного лечения и реабилитации детей. Рост стоимости медицинского и курортного обслуживания, цен на транспортные услуги привели к невозможности лечения детей из регионов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири, детей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Значительная часть детей лишена ежегодного летнего отдыха в оздоровительных и спортивных лагерях.

Сегодня дошкольные учреждения стали доступны лишь 55% детей, а стоимость содержания в них возросла по сравнению с 1993 годом в 11 раз.

Сложное положение складывается в общеобразовательной школе, в учреждениях среднего профессионального образования. Доступность школьного обучения для малообеспеченных семей резко снизилась. Приобретение комплекта учебников, оплата питания в школе становятся все более обременительными для семейного бюджета.

Специалисты отмечают резкие перемены в моральном климате школы. Образно говоря, происходит ее "американизация" - это касается не только содержания учебников истории, о чем уже шел разговор на заседании Госдумы. Речь идет о том, что коммерческий подход деформирует не только учебный процесс, но и воспитательную роль школы в целом.

Искаженное представление о престижности труда, криминализация сознания формируют у детей и подростков ложные, антиобщественные жизненные установки.

В последние годы резко возросло число несовершеннолетних в возрасте 14-15-ти лет, покинувших по разным причинам учреждения общего и профессионального образования и не начавших трудиться. Их число приближается к 2 миллионам. Опасность снижения интеллектуально-профессионального потенциала страны налицо.

Растет число правонарушений среди детей и молодежи. Преступность в стране катастрофически "молодеет".

За 10 месяцев 1996 года несовершеннолетними совершено почти 170 тысяч преступлений, а молодежью от 16 до 29 лет - свыше 400 тысяч. Около 22 тыс. несовершеннолетних преступников сегодня отбывают наказание в ВТК. Ужасно, но это так: вместе с осужденными женщинами в детских домах в местах заключения сегодня находятся 407 детей!

За последние пять лет число несовершеннолетних участников преступных деяний в возрасте 14-15 лет увеличилось на 32,3%, в возрасте 16-17 лет на 29,6%. В подростковой среде увеличиваются групповые противоправные проявления, они составляют примерно 60%.

Корни этого - в социальной почве. Рост безработицы, пьянства, наркомании, проституции среди взрослых - все это напрямую сказывается на детях. Растет насилие в семье: ежегодно 2 млн. детей жестоко избиваются родителями, 50 тысяч мальчиков и девочек уходят из дома, 2 тысячи кончают жизнь самоубийством.

По данным Госкомстата России, в стране 2,3 млн. молодых людей в возрасте 16-29 лет, которые не работают и не учатся. Из числа зарегистрированных по стране безработных, каждый третий - это юноша или девушка в возрасте до 30 лет. Более 50% выпускников вузов, учреждений среднего профессионального образования оказываются невостребованными предприятиями и организациями.

Органы Рострудинспекции в ходе проведенных проверок выявили большое количество серьезных нарушений действующего законодательства при приеме, увольнении, предоставлении отпусков, в области охраны и оплаты труда молодежи и несовершеннолетних.

Дети и молодежь - первые жертвы вооруженных конфликтов, они своей жизнью и здоровьем расплачиваются за политические авантюры властей. Десять тысяч детей ранено в военных событиях в Чечне. Более 150 стали инвалидами, но выплата пенсии им идет лишь как инвалидам с детства!

Кто ответит за то, что с декабря 1994 по сентябрь 1996 года в Чечне погибло до 100 тысяч человек? А ведь в основном это были молодые люди! Кто и как сможет объяснить это их матерям?

Сегодня у нас появилась особая категория людей - это беженцы и вынужденные переселенцы, которых всего по России 1 млн. 200 тыс. человек. В их семьях насчитывается 300 тысяч детей в возрасте до 16 лет. Именно они оказываются наиболее бесправными в местах нового поселения, не могут получить медицинское обслуживание, их не принимают на учебу в образовательные учреждения, в том числе и в вузы, они не получают государственных пособий, не призываются в ряды Вооруженных Сил России. Кто и как должен экстренно решать их проблемы? Ни федеральные, ни местные власти с этим явно не справляются.

За последние пять лет в России происходит рост социального сиротства - его размеры возросли примерно вдвое. На начало 1995-96 учебного года было зарегистрировано около полумиллиона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 4% молодых матерей оставляют новорожденных в родильных домах.

В нынешних условиях самостоятельным направлением социальной политики должна стать государственная политика в отношении молодежи. Ниже прожиточного минимума находится 69% молодых семей. Сокращаются возможности общеобразовательной и профессиональной подготовки молодежи. Жильем молодые обеспечиваются в два раза хуже, чем остальное.

Средоточием и одновременно жертвой всех этих бед стала семья. В сегодняшних условиях она постепенно утрачивает свои социальные функции, теряет прочность. В 1995 году на каждую тысячу браков приходилось 600 разводов.

Экономический потенциал большинства семей неуклонно снижается. Сегодня среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума имеет почти четверть населения, то есть 37 млн. человек. Наиболее малообеспеченные - это многодетные и неполные семьи. Чем больше детей в семье, тем хуже их материальное положение. Покупательная способность семей, имеющих четырех детей, на 70% ниже, чем в семьях с одним ребенком. Почти три четверти многодетных семей относятся к категории бедных.

Социальная помощь государства, которой охвачено сегодня 34 млн. детей, реализуется в основном через систему пособий на ребенка до 16 лет. Но и она в нынешних условиях имеет изъяны: для богатых семей оказываемая помощь несущественна, а для бедных крайне мала.

Размер выделяемого пособия на дошкольника восполняет его прожиточный минимум лишь на 15%, а школьника - всего на 8%. Но даже эта мизерная поддержка государства доходит по назначению с длительными задержками. Задолженность по выплатам детских пособий в 1996 году составила более 5 триллионов рублей!

Уважаемые депутаты!

Мы обязаны сделать все, чтобы права семьи, детей и молодежи были прочно защищены от любых посягательств, в первую очередь от посягательств со стороны государства.

Посмотрите, что происходит.

Третий год государство отбирает у детей деньги, предназначенные на частичное возмещение расходов по организации их летнего отдыха. В 1995 году это было 50 млрд., в нынешнем уже 100 млрд. На что их затем тратили - на войну в Чечне? На проведение выборов? Просто разворовали?

"Обираловка" детей, молодежи, семьи в целом происходит не только на федеральном уровне. По сообщению Генеральной прокуратуры, только за полтора года по стране было выявлено более 10 тысяч нарушений, ущемляющих интересы семьи, материнства и детства.

К сожалению, главная вина и ответственность лежит на Правительстве Российской Федерации. По итогам 7 месяцев текущего года президентская программа "Дети России", несмотря на включенность в защищенную статью бюджета, практически не финансировалась. Так, целевые программы были профинансированы: "Дети России" - на 6,9%, "Дети-инвалиды" - на 15,8%, а на программы "Дети Севера", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев" и ряд других вообще не было выделено ни рубля.

Большой блок проблем возникает в связи с финансированием президентской программы "Молодежь России". За первое полугодие 1996 года на ее реализацию было перечислено всего 60% средств против плана, причем основная сумма из которых являлась государственным долгом с 1995 года и пошла на его погашение. В бедственном положении оказалось студенчество.

У Правительства России еще есть возможность исправить ситуацию. Созданная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Государственная комиссия подготовила проект Программы социальных реформ в России на период 1996-2000 года. Однако нас беспокоит, что принятие этого документа опять может стать своего рода "рекламной паузой", очередной отсрочкой действительно глубоких реформ. Чтобы этого не произошло, надо включить данную программу вместе с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" в единый пакет, представляемый на рассмотрение в Государственную Думу, и рассматривать их в комплексе.

Пора всем понять, что финансирование мероприятий по улучшению положения детей, молодежи, семьи - это не тягостные затраты бюджета, а вложения в наше будущее.

В связи с этим мы предлагаем:

Во-первых, увеличить бюджетные целевые ассигнования на мероприятия по социальной поддержке семьи, детей и молодежи, обеспечить защищенность финансирования важнейших мероприятий.

Во-вторых, повысить эффективность выделяемых средств путем их концентрации на наиболее важных и приоритетных направлениях.

В-третьих, включить в расходную часть бюджета 1997 года целевые ассигнования: на мероприятия по организации летней оздоровительной кампании детей; на завершение строительства жилых объектов МЖК, начатых до 1 января 1992 года; на жилищные субсидии молодым малообеспеченным семьям.

Мы также предлагаем создать резервный фонд поддержки материнства и детства, определить источники его финансирования и основные направления расходования. Нам представляется, что данный фонд должен пополняться за счет следующих обязательных отчислений: определенного процента от доходов с акцизов на ликеро-водочные изделия: фиксированного процента с доходов от банковской деятельности: определенного процента с доходов физических лиц, многократно превышающих среднедушевые доходы граждан.

Необходимо продумать и отладить порядок получения средств из внебюджетных источников. В стране сегодня более 400 благотворительных фондов и организаций, но многие из них недобросовестно выполняют свои уставные задачи - денег у них на благотворительные цели получить практически невозможно.

Исходя из сказанного, наш Комитет поддерживает предложение о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации с тем, чтобы Государственная Дума была наделена правом контроля за выполнением законов и, в особенности, законов о федеральном бюджете.

Считаем, что срочно требуется принять закон "О демографической безопасности России", ряд новых федеральных законов, создающих прочную правовую защиту интересов семьи, детей, молодежи.

В планах законотворческой работы Комитета - подготовка проектов федеральных законов "Об основах государственной молодежной политики", "Об основах государственной политики по защите прав ребенка", "О государственной поддержке семейного и детского отдыха", "О государственной поддержке одаренных детей и молодежи", внесение на повторное рассмотрение Государственной Думой федеральных законов "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "О государственной поддержке и деятельности детско-подростковых клубов и центров", "Об основах государственной молодежной жилищной политики".

Уважаемые депутаты!

Закрепляя законодательно принцип защиты и поддержки семьи, детей и молодежи, мы помогаем подрастающему поколению российских граждан удержаться на гарантированных государством стартовых позициях, без которых невозможно вступить в XXI век. Если Россия потеряет сегодняшнее молодое поколение - она потеряет свое будущее.

5 декабря 1996 г.