Герасимова Т. М. Взгляд издалека. Питерская рефлексия на Форосское событие. (Первая украинская летняя школа по гендерным исследованиям) // Новый образ / ХЦГИ. Харьков, 1997. № 1. С. 12-13.
 
В начало документа
В конец документа

Герасимова Т. М.

Взгляд издалека. Питерская рефлексия на Форосское событие. (Первая украинская летняя школа по гендерным исследованиям)


 

Первая Украинская летняя школа по гендерным исследованиям "Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках" состоялась в Форосе с 1 по 14 мая 1997 года. Школа проводилась в рамках программы летних университетов Института Открытого Общества (OSI HESP) и была организована Харьковским Центром Гендерных Исследований. В работе школы приняли участие 34 преподавательниц/ля и слушательниц/ля из Днепропетровска, Иваново, Киева, Москвы, Одессы, Санкт-Петербурга, Сум и Харькова, которые провели ряд семинаров, круглых столов, тренингов, презентаций. На Школе было прочитано более 60 часов лекций на темы: "Сущность гендерного подхода и современное женское движение", "Гендер, идентичность, национализм", "Сексуальное насилие в отношении женщин", "Гендерные аспекты современной женской прозы" и др. Главной задачей школы было развитие программ гендерных исследований для системы университетского образования в Украине и странах СНГ.

Дорогие и уважаемые "девушки": коллеги, подруги и друзья. С пламенным приветом к вам обращаются ваши форосские "пленницы", а также "пленники" из Санкт-Петербурга. И первой из нас - я, Таня Герасимова. Я уполномочена выразить вам глубокую благодарность за вашу любовь, доверие и дружбу, ум и честность, понимание и заботу. И еще спасибо за уроки - феминизма как философии, феминизма как мировоззрения, феминизма как политики, то есть за тексты - жизни, общения, радости совместного творчества.

И последнее... На старости лет я, как не странно, поняла вдруг, что люди, если они хотят понять друг друга, то понимают, если открыты, то всегда договорятся, если доброжелательны, то возможно сотрудничество... И ключ к феминисткой методологии социальных наук и практики - это мы, во множественности наших "я", нюансов наших душ, и, наконец, в солидарности наших умов-разумов.

А теперь слово другим / нашим из снежного, застегнутого на все пуговицы, но любящего вас Санкт-Петербурга.

Ирина Клецина. Доцент психологического факультета С-Пб Педагогического госуниверситета.

Прошло несколько месяцев после чудесных дней, проведенных на Первой украинской гендерной школе, но впечатления до сих пор ярки и насыщены.

Больше всего запомнился "дух школы" - атмосфера дружественности, расположенности, открытости и доброжелательности, но при этом - и интенсивной интеллектуальной деятельности. Было такое ощущение, что встретились давно знакомые люди, которые долгое время порознь решали сходные проблемы, мучались одинаковыми вопросами, и вот, наконец, получили прекрасную возможность высказать и обсудить значимые для них мысли, планы, проекты.

Я считаю, что такие встречи помогают развиваться специалистам в профессиональном и личностном плане. И, кроме того, исключительно плодотворны в русле реализации общего стремления развивать гендерный подход в социальных науках и углублять гендерное знание.

Ольга Липовская. Председатель Петербургского Центра гендерных проблем.

Прежде всего хотелось бы отметить высокий теоретический уровень дискуссий, заданный самими организаторами - Харьковским Центром Гендерных Исследований. Очевидно, что сотрудницы/ки Центра, да и другие украинские участницы/ки, хорошо знают не только русскую и украинскую научные традиции по этой и близкой к ней проблематике, но и западные. Кроме того, они стараются осмыслять и развивать гендерную теорию, не занимаясь ее простодушной интерпретацией.

Еще одним, приятным для меня, впечатлением явился достаточно молодой возраст среднесписочного состава харьковского ЦГИ и их слаженная работа как команды (что немаловажно в проведении подобных мероприятий) и созданная ими дружелюбная, творческая атмосфера.

Опубликованные Центром книги, которые мы увезли со школы, также, на мой взгляд, являются очень показательным и ярким отчетом об их интеллектуальной деятельности ("Теория и история феминизма", "Женское политическое бессознательное"). Обе публикации стоят на весьма высоком научном уровне в том небольшом на сегодня списке всех известных мне печатных материалов по феминисткой, гендерной теории на русском языке.

Принципиально важным я считаю и тот факт, что произошел информационный обмен между теоретиками, исследовательницами, преподавательницами и практиками, работающими на непаханой ниве гендерного дискурса. А также, возможно, беспрецедентный (надеюсь, пока) случай этого обмена между украинскими и российскими коллегами. Нелепость разделяющих нас границ не должна мешать информационному, творческому, интеллектуальному обмену между людьми.

Поэтому хочется пожелать нам продолжения подобной практики. "Больше гендерных школ - хороших и разных!"

Эдуард Фомин. Зам. Директора Центра независимых социологических исследований. С-Пб.

Сейчас, по прошествии полугода после Школы, довольно трудно сформулировать свои впечатления об этом событии в качестве подробной и развернутой картины. Отдельные детали стерлись из памяти, но зато рельефнее выступило то, что обогатило опыт, активизировало сознание, подтолкнуло к поиску новых идей. Представляется, что вообще ценность школ подобного рода состоит в общении с единомышленниками (какими бы разными не представлялись временами наши собственные трактовки, интерпретации отдельных проблем, составляющих поле гендерного анализа).

В этом смысле примечательно, что Школа задумана и проведена ее организаторами подчеркнуто вне традиции рутинного образовательного мероприятия. Какие бы значимые и авторитетные позиции в той или иной области ни занимали отдельные ее участники, здесь трудно отделить учителей от учеников. Каждый особый опыт и каждое отдельное знание с пониманием и благодарностью воспринимались и принимались как необходимый и ценный вклад в пространство общей рефлексии, как по поводу конкретных (индивидуальных и национальных) практик, так и с точки зрения их общечеловеческого содержания и смысла.

Очень интересны и поучительны были сообщения и размышления представителей и исследователей женских общественных объединений в Украине относительно их роли, возможностей и перспектив воздействия на трансформацию укоренившихся гендерных диспропорций.

Все две недели в Форосе были чрезвычайно насыщены. Запланированная и предложенная тематика по желанию участников по ходу дела расширилась. Дополнительные сюжеты обсуждений и дискуссий вызывали, тем не менее, неизменную общую заинтересованность. Прекрасная погода, великолепие крымской природы и комфортные условия лишь подогревали рабочий энтузиазм и, скорее, выполняли роль адекватной и естественной декорации для происходящего творческого взаимодействия, чем отвлекающего и расхолаживающего фактора, вызывая искреннюю зависть и любопытство праздно отдыхающей в санатории публики.

Школа закончилась. Мы разъехались, но не разошлись. Завязались новые творческие контакты. Мы продолжаем учиться и пытаемся вместе работать.

Наталия Ходырева. Доцент психологического факультета С-Пб госуниверситета. Содиректрисса кризисного психологического центра для женщин.

На этой Школе был удачно представлен сплав академических исследовательниц и тех, кто работает в женском движении. Многие из украинских и российских участниц/ков сочетают в своей деятельности и то, и другое. Проведенное мною групповое занятие по осознанию своей национальной идентичности показало, как много общего в судьбах украинских и российских женщин, выросших под влиянием советского тоталитаризма.

Очевидно и то, что в современной гендерной теории идет поиск этнической идентичности, конструирование национальных особенностей. Тема Школы - феминистский метод социальных наук в его межнациональном аспекте - позволил оценить плодотворность такого подхода с кросскультурных позиций поиска общего, позитивного.

Александр Клецин. Старший научный сотрудник, руководитель группы гендерных, сексуальных и семейных исследований С-Пб филиала Института социологии РАН.

Прежде всего хотелось бы отметить необычную для Школы атмосферу занятий: практически каждое из них проходило в живом и заинтересованном взаимодействии преподавателей и слушателей. Связано это, на мой взгляд, с несколькими моментами, которые, безусловно, следует поставить в заслугу организаторам Школы: 1) хорошо проведенный отбор слушательниц/лей, проявлявших в ходе занятий высокую активность, неукротимое стремление с максимальной полнотой прояснять для себя теоретические и практические проблемы женского движения, феминистских и гендерных исследований; 2) продуманный подбор преподавательниц/лей, позволивший обсудить весьма широкий круг тематических областей, релевантных гендерной проблематике, представлять различные, иногда - противоположные точки зрения и подходы (что, несомненно, повлияло на формирование у слушателей недогматического взгляда на возможные способы решения актуальных общественных, профессиональных и личных проблем и задач).

Кроме сказанного, к несомненным достоинствам Школы следует отнести ее международный характер. Совместная работа украинских и российских преподавательниц/лей была интересна и полезна не только слушателям, но и дала всем нам возможность преодолеть "государственные" границы, больше и подробнее узнать о достижениях, планах, о нуждах и надеждах друг друга, наметить пути и способы такого желательного будущего взаимодействия ... да и просто во многом изменила и, безусловно, обогатила каждого из нас.

Татьяна Герасимова, старший научный сотрудник НИИКСИ С-Пб госуниверситета, ответственный координатор Центра интеграции женских исследований.

В заключение мне бы хотелось высказать некоторые суждения о качестве образовательного процесса. Не скажу, что я новичок в этой области. Однако меня поразил уровень ответственности, с которой подошел Харьковский Гендерный Центр к реализации самой идеи школ такого типа. Я имею в виду тот факт, что, на мой взгляд, на практике была реализована феминистская методология "иного" образования в социальных науках. В чем она заключалась:

- отсутствие иерархии отношений, конкуренции интересов и научных позиций;

- множественность точек зрения, регионального представительства и типов и форм деятельности;

- приемлемость критики и критического отношения;

- фундаментальность знания и современный уровень понимания методологических позиций, то есть компетентность, тонкость и чуткость;

- жесткое, четкое, но ненавязчивое руководство учебным процессом;

- признание за каждым права на собственное мнение, судьбу и радость жизни;

-поиск глобального сотрудничества с учетом культурно-исторического прошлого разных народов.

Представляется, что принципиально важно продолжить движение по этому пути и сделать Форосскую Школу международным полигоном ноу-хау в области современных технологий феминистского образования для стран бывшего СССР и Восточной Европы. Думаю, что на сегодняшний момент эта задача по плечу Харьковскому Центру Гендерных Исследований. Мы же в вашем распоряжении.