Право

Кочкина Е. В. Гендерный разворот мирового банка // Вы и мы, 1998, №1,
 
В начало документа
В конец документа

Кочкина Е. В.

Гендерный разворот Всемирного банка


Цензура и рынок гендерных отношений

В России мы все еще живем в иллюзорном мире отечественных информационных потоков политических и финансовых новостей, гендерная цензура цветет в СМИ1. Материалы российских СМИ гораздо более "монетарны", чем те, кто возглавляют мощнейшие международные финансовые институты (МФИ)2.

Упомянутый выше тип цензуры носит особый вид, который точнее можно назвать гендерной слепотой. Этот тип цензуры выражается в доминировании, в течение последних восьми лет, макроэкономических экспертных построений. Гендерная слепота-это когда существование социальных и гендерных отношений игнорируется. Как будто граждане России интересуются лишь правами собственности и не являются ни родителями, ни отцами, ни пенсионерами... как будто социальный пол экономически нерелевантен. Однако бывает и хуже, это когда генетический пол хомосапиенса путают с его социальным полом, отождествляя и тот и другой с гражданским полом3.

Правда, иногда мы можем узнать - что "женщины бастуют и отказываются рожать"; что беспрецедентно часто матери стали оставлять в роддомах рожденных ими младенцев; что безработица с "женским лицом"; что по результатам одной из концепций пенсионной реформы из пенсионного стажа теперь могут быть изъяты годы по уходу за ребенком, а также и годы жизни во время нахождения в загранкомандировке с супругом; что женщины и дети наиболее часто становятся жертвами домашнего насилия; что появилась "цена" у абортов в отсутствии контрацептивной промышленности и даже инвестиционных идей по этому поводу; что в ходе приватизации мы потеряли систему детских садов, ранее финансировавшуюся за счет предприятий; что теперь лишь малюсенькая часть родителей может позволить себе платить няням по 20 долларов в день и этот факт резко ухудшает конкурентоспособность на рынке труда имеющих маленьких детей матерей; что на конкурсах "красоты" делались капиталы за счет продажи девушек не только в модельный бизнес, но и порно; и все это сопровождалось "раскруткой" сексапильности, и секс-бизнеса.

Я имею честь утверждать, что все это имеет свою себестоимость, цену на рынке гендерных отношений4. Этот рынок-также как и рынок товаров, рынки труда, финансовые рынки - существует и на нем делаются крупные деньги.

_______________________________________________

* Статья подготовлена в рамках коллективного проекта "Гендерная экономика" ЭПСИ-центра на материалах Д.Утешевой, Л.Федоровой, Е.Мезенцевой и М.Баскаковой "Московский центр гендерных исследований", В.Череватенко "Союз Женщины Дона" и других инициатив Ассоциации Независимых Женских Инициатив и восточно-европейской КАРАТ Коалиции.

1 Подробнее см. Воронина О.А. "Гендерная экспертиза законодательства о СМИ", М. Проект гендерная экспертиза Московского центра гендерных исследований, 1998 г.

2 К международным финансовым институтам относятся такие организации как Международный Валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Международная финансовая корпорация (МФК), Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) и др.

Современные естественные и социальные науки выделяют семь критериев и уровней формирования пола - генетический пол, гонадный, гаметный, гормональный, морфологический, гражданский и собственно социальный пол. См. Статью "Пол"//Энциклопедический справочник "Сексология", М.: Минск, 1993 г.; Кэндэс У., Зиммерманн Л. Создание тендера // Гендерные тетради, вып. 1., Спб филиал Института социологии РАН, 1997 г., Лолбер Дж. Пол как социальная категория // Тезисы: женщина, мужчина, семья, № 6, 1994, Москва. С. 170-201.

 

Импорт солидных теорий

До недавнего времени проблемы реформ преимущественно обсуждались, исходя из предположения, формировавшегося в явном или неявном виде, что как будто существует "правильная экономическая система". Соответственно реформирование Российской экономической системы должно быть приведено в строгое соответствие с этой "правильной моделью". Рекомендации по реформированию можно получить вместе с кредитами от МВФ и МБ. Таким образом, основные принципы структурной перестройки в России - уставы МВФ и МБ, а также стандартный набор условий "Вашингтонского соглашения" по проведению программ структурной перестройки (приватизация; бюджетно-налоговая политика в целях сокращения бюджетного дефицита, ликвидация налоговых льгот, ожесточение сбора налогов, снижение инфляции, ограничение объема денежной массы; децентрализация межбюджетных финансовых отношений; либерализация внешнеэконоических связей и отмена квоты для экспортеров; погашение внешнего долга и сокращение вывоза капитала и т.д.)5. "Вашингтонское соглашение, таким образом, одобряет использование небольшого набора инструментов, чтобы достичь четко определенной, относительно узкой цели: экономического роста".

Все эти экономические индикаторы в России сейчас находятся в достаточно плачевном состоянии, а очевидный всем стремительный уровень сокращения производства за 1990-94 гг.6 уточняется вокруг цифры в 50%. Не говоря уже о том, что МФИ оказались бессильны помочь России в августе 1998 года.

В подобном режиме проведения реформ, все социальные интересы автоматически рассматриваются как подчиненные экономическим, и только такой ход теоретической мысли объявляется необходимым условием либеральной и истинно демократической реформы. Все остальное-марксизм и социализм, нами презренный. Однако, при таком ограничении сферы интересов - а именно интересами хозяйствующих субъектов и исключении, почти полном, интересов социальных-рассогласовывается сама природа экономической активности. Экономика строится не только на производстве товаров, их продаже, но и потреблении, а потребляют их не только хозяйствующие субъекты, но и потребители-граждане и государства играют важную роль в обеспечении и защите прав каждого гражданина. И это известно, всем тем, кто знаком с реальной практикой системы социально-экономических отношений и мерами государственной политики благополучных стран Западной Европы. Ведь, бедные граждане, а их у нас по разным оценкам точно больше 30-ти процентов населения7-не самые лучшие потребители.

______________________________________________

4 См. Статьи Вулли Ф. Феминистский вызов неоклассической экономической теории // Тезисы: женщина, мужчина, семья, № 6. 1994, Москва. С .77-101.; Журженко Т. Экономическая теория и феминизм // Теория и история Феминизма. Курс лекций. Харьковский центр гендерных исследований: Ф-Пресс. 1996 г.

5 См. например, Российская Федерация: На пути к достижению среднесрочной экономической устойчивости. Страновые исследования Всемирного банка, 1996 г.

6 Российская Федерация: На пути к достижению среднесрочной экономической устойчивости, стр. 3.

7 Российская Федерация: На пути к достижению среднесрочной экономической устойчивости.

@5

Прощай монетаризм?

Нет худа без добра. Хорошая новость состоит в том, что казавшиеся непоколебимыми и ставшие общеизвестными жесткие условия (или "кондишионалити" на вашингтонском слэнге английского языка) кредитов и займов могут быть существенно пересмотрены! Всемирный банк вот уже в течение двух лет начинает серьезно интересоваться социальной стороной реформ: "Наше понимание инструментов, необходимых для обеспечения нормального функционирования рынков, улучшилось и мы расширили цели развития, чтобы включить и другие цели, такие как стабильное, равноправное и демократическое развитие. Более широкий набор инструментов необходим и наши цели намного шире. Мы хотим повышения уровня жизни, включая улучшение систем здравоохранения и образования, а не только увеличения показателей НВП... Мы хотим равноправного развития, которое гарантирует, что все слои и группы в обществе, а не только верхушка, наслаждаются плодами развития" - так определяется смена целей структурной перестройки первым вице-президентом и главным экономистом Всемирного банка Джозефом Е.Стиглицом8.

Два года назад, была начата масштабная программа внедрения социальной оценки (social assessments). В 1998 году начали готовить доклад по бедности в мире. Причем в самом банке не нашлось экспертов, которые бы могли ответить на кардинальные и краеугольные вопросы сегодняшнего дня. Пришлось брать академиков со стороны. В 2000 году Всемирный банк выпускает доклад "Бедность в Мире" и если до этого подобный доклад выпускался агентством по развитию ООН, теперь бедность и ее причины получат и макроэкономическое описание.

Следует сказать, что и раньше социальные индикаторы, конечно же, применялись, однако,- преимущественно для оценки социальных издержек реформ. Обычно оценивались показатели занятости, бедности, уровень и распределение доходов разных социальных групп, уровень потребления, уровень смертности. Этот анализ находился на периферии макроэкономических программ и программ структурных разработок9.

Четыре причины отказа от "неолиберальных" рецептов

Такой поворот в сторону социал-демократических целей проведения экономических реформ не случаен. Дело в том, что монетаристские методы привели к накоплению негативных результатов, неудач большого числа программ структурных перестроек, разработанных МФИ, необходимости разработки рецептов от "серьезных недугов" мировой финансовой системы и экономических катастроф в отдельно взятых странах.

Во-первых, как считает Гжегож Колодко, министр финансов Польши в 1994-1997 гг., западные эксперты предполагали, что разработанные в 1980-х годах политические рецепты для преодоления структурного кризиса в Латинской Америке также будут годны и для пост-социалистических экономик. Что было в корне неверно, "...ошибочный совет международных организаций стоил очень дорого и означал значительные потери национального богатства, экономически неумелое и ошибочное руководство, потраченные впустую ресурсы и социальную нищету"10. Директор-распорядитель МВФ Мишель Камдессю считает, что для "правильного ответа" сначала "нужно понять в чем была ошибка" (12)

_______________________________________________

8 Стиглиц Дж. По ту сторону Вашингтонского консенсуса// Экономический бюллетень о странах с переходной экономикой "Трансформация", июнь 1998 г., стр. 4.

9 Jeni Klugman, ed.by Povetry in Russia: Public Policy and Private Responces, Economic Development Institute of the World Bank, 1997, p. 2.

10 Интервью Гжегожа В.Колодко "Экономический неолиберализм уже почти не при чем" // Экономический бюллетень о странах с переходной экономикой "Трансформация", июнь 1998 г., стр. 1.

Во-вторых, на последней совместной сессии МВФ и ВМ в октябре 1998 года экономический кризис был признан мировым11. Мировая экономика тает на глазах. Цена кризиса в мировом масштабе уже подсчитана экспертами МВФ: она составляет от 600 до 800 миллиардов долларов, что равнозначно, как если бы в одночасье исчезла экономика масштаба канадской12. Ощущение начавшегося пожара, сформулировано Б.Клинтоном, когда в одной из его речей он даже сравнил американский Конгресс, затягивавший финансирование МВФ с теми, кто "не дает воду пожарным, когда уже горит" (12). Газета "Нью-Йорк Таймс" писала: "Правила экономической игры, которые казались нам универсальными, похоже, перестали работать" (13).

Кроме того, в-третьих, набирающие силу кампании международных неправительственных и правительственных организаций против МФИ, ставят даже вопрос о необходимости упразднения этих организаций13.

И, в-четвертых, даже специалисты Международной финансовой корпорации начинают вводить критерии "условия труда" при рассмотрении инвестиционных проектов и частично это связывают с тем, что в некоторых "странах семерки" пришли к власти социал-демократические политики14. Ведь еще с момента основания Европейского Сообщества целая система различного рода государственных программ направлена на сглаживание потенциальных социальных конфликтов.

Именно поэтому, в целях собственного самосохранения МФИ, как институты обязаны пересмотреть критерии разработки, планирования, практики реализации и оценки их программ. В настоящее время МВФ и МБ ищут рецепты, не только как выходить из создавшегося ахового положения на нескольких региональных финансовых рынках (Азии, России) и ожидаемого всю вторую половину 1998 года Латиноамериканского кризиса - меры срочного порядка. Но работа над ошибками также ведется и в направлении того, как следует проводить реформы таким образом, чтобы в долгосрочной перспективе не наступать на те же грабли. Перебираются случаи экономической истории, проводятся новые сравнительные исследования экономического развития разных стран, пересматриваются пакеты программ и даже условия предоставления кредитов и займов, принципов инвестиционных программ (Фридам М.).

По мере того как глобальный экономический кризис множит сомнения во всесилии рынка, борьба между противниками рыночной свободы и ее приверженцами нарастает. Идея активного вмешательства в экономику обретает второе дыхание (13). И вот здесь Всемирный банк повел себя нетривиально.

Гендерные поиски и шаги Всемирного банка

Пока сказать сложно, насколько серьезен этот процесс, однако факт остается фактом - в середине ноября в течение недели я, как вновь приглашенный консультант гендерной экспертной группы Всемирного банка, имела честь встречаться с высокопоставленными чиновниками Всемирного банка в Вашингтоне из всех его четырех структурных секторов15 и всех шести региональных департаментов - Азия, Африка, Латинская Америка, Ближний Восток, Европа и Центральная Азия, отдельно департамент стран ОЭСР. В их выступлениях они представляли свои соображения по поводу того, не удивляйтесь в этом месте, почему в их программах гендерные проблемы скорее воспроизводились, нежели решались. Кто из Вас обсуждал подобные вопросы с людьми из министерства финансов, инвестиционных кампаний и банковских кругов в России?

_______________________________________________

11 Орлов А. "МВФ устал"//Еженедельный журнал "Итоги", 13 октября 1998 г., стр. 34.

12 Дмитрий Сабов, Сергей Строкань "Есть ли жизнь после МВФ"//Еженедельный журнал "Итоги", 13 октября 1998 г., ст. 46-48.

13 Орлов А. "МВФ устал" // Еженедельный журнал "Итоги", 13 октября 1998 г., стр. 34.

14 Выступление представителя МФК на встрече с гендерной экспертной группой Всемирного банка, 11 ноября, Вашингтон.

15 Департамент развития (Human Development Network); Финансы, развитие частного сектора и инфраструктуры (Finance, Private Sector Development and Infrastructure); Экологическое и социально устойчивое развитие (Enviromentally and Socially Sustanable Development); Сокращение бедности и Экономический Менеджемент (Poverty Reduction and Economic Management).

@6

Эта встреча являлась уже третьей встречей Консультативной группы по гендерной политике Всемирного банка. Группа была создана еще в начале 1996 года как часть реализации обязательств, данных лично президентом Всемирного банка Джеймсом Вулфенсоном в Пекине 1995 года на Четвертой Всемирной Женской конференции16. В эту группу были приглашены 14 представительниц сильнейших международных сетей женских организаций. Чуть раньше внутри структуры Всемирного банка также создан Гендерный сектор, который состоит из представителей всех основных подразделений банка и в тот момент возглавлялся Джоаной Салоп. Курируется этот сектор вице-президентом банка Масудом Ахмед. С декабря директором Гендерного сектора стала Карен Мэйсон.

В гендерной консультативной группе Всемирного банка представлены консультанты с широким спектром сфер экспертизы и сильнейшие международные женские организации из разных регионов мира. Председателем этой группы была избрана Гита Зен, профессор Индийского института управления и Гарвардского университета, директор известнейшей исследовательской сети "Альтернативное развитие и реформирование". Среди членов этой группы такие известные в международных кругах женщины как Айрин Сантьяго, которая была исполнительным директором Форума женских НПО и координировала участие НПО во Всемирной конференции по положению женщин, на котором принимало участие около 30 тысяч участниц(ков), до этого она работала директором Азиатских программ в ЮНИФЕМ (Женском фонде ООН), и в прошлом году выставляла свою кандидатуру на пост вице-президента Филиппин. В ее ближайшие планы входит собрать всемирный форум женщин - политических лидеров стран, которые занимают такие должности как Президенты стран, премьер-министры, Спикеры законодательных собраний, и их заместителей. Файза Кефи - из Туниса, член Парламента Туниса и вице-президент Союза Арабских женщин. Лидия Уильяме-представительница, набирающей силы международной кампании "Женский взгляд на Всемирный банк" (Women's Yeys on World Bank) и Джоселин Дау "Женщины, Экология и Развитие" (Women's Enviroment and Development Organizations / WEDO) под воздействием которых и была создана Гендерная консультативная группа. Я помню, как именно Белла Абзуг- самая известная женщина американской политики, Президент Wedo - задавала радикальные вопросы Президенту Всемирного банка на встречах в Пекине.

Мое участие в этой группе состоялось благодаря активности восточно-европейской КАРАТ коалиции женских НПО и Ассоциации Независимых Женских Организаций (АНЖО). Я была приглашена присоединиться к этой группе в ходе предусмотренной процедуры ротации и изменений в составе группы. До этого с 1996 года в эту группу входила председатель союза "Женщин России" Алевтина Федулова. При приглашении в эту группу Всемирный банк руководствуется целым рядом критериев, пристальным знакомством с резюме и решения принимаются после консультаций с Гендерным сектором.

За два года работы при поддержке этой группы были приняты три решения внутри Всемирного банка - подготовка Экономического Доклада по гендерным проблемам, разработка Стратегической гендерного сектора Всемирного банка и проведение гендерной оценки программ развития.

Вулфенсон и Стиглиц как отцы гендерной реформы Всемирного банка

Позиция Джеймса Вулфенсона, который сам в этот момент находился с миссией в Москве, для меня не была неожиданной, я слышала его выступления еще в Пекине. В 1997 году на предшествовавшей встрече с членами Консультативной группы по гендерной политике он назвал эту консультативную группу своего рода гендерным аудиторским комитетом программ банка17.

_________________________________________________

16 Воронина О.А., Кочкина Е.В. IV Конференции ООН по положению Женщин и интересы женщин России // Гендерные аспекты социальной трансформации. Отв. редактор Малышева М.М., М.: ИСЭПН РАН 1996 г. С. 269-291.

17 The world Bank External Gender Consultative Group. A report on the Second Annual Meeting, May 12-21, 1997, Washington: The World Bank, January, 1998, pp. 13-14.

Неплохо? Он подчеркнул, что, несмотря на то, что с момента обязательства в Пекине инкорпорировать предложения по институционализации гендерных вопросов в программы банка, Всемирный банк только в начале долгого пути. Однако, он считает, что для такой бюрократической структуры - это вполне реальные сдвиги - созданы Гендерный сектор и Гендерная консультативная группа, начата разработка Доклада о роли гендерных отношений в экономических процессах и программах, а также начата подготовка Стратегии гендерного сектора Всемирного банка. Он также сказал, что теперь, когда он приезжает с миссией Всемирного банка в какую-либо страну он непременно встречается с лидерами женских групп. Кроме того, теперь он следит, чтобы в Программы поддержки каждой из стран, которой банк предоставляет техническую помощь, входили гендерные программы, включая макроэкономические программы. Это касается также и программ МФК. Г-н Вулфенсон подчеркнул, что это не отписка, а серьезная попытка maineline gender, то есть включить гендерные программы в основную часть проектов. Говоря о МФК, он, разумеется, сказал, что это крепкий орешек, так как МФК работает с частным бизнесом. Но он ясно видит необходимость более широкого взгляда на программы поддержки бизнеса, на сектор в целом, особенно на вопросы приватизации, результаты которой оказывают особенно сильное влияние на женщин. Кроме того, при обсуждении инвестиций следует также обеспечивать женщинам поддержку и включать их в программы для поддержки частного бизнеса. По сравнению с 1996 годом, подчеркнул он, явно есть значимые изменения: во-первых, люди в банке знают, что гендерные вопросы - эта не та тема, которая собирается уходить из банка, что это центральная часть его деятельности.

При всем при этом, основная задача банка-помощь государствам "создать собственные возможности" в развитии бизнеса. Банк удвоил бюджет образовательных программ. Банк теперь гораздо больше озабочен работой с гражданским обществом. Например, в 1995 году среди сотрудников было только три человека, обязанности которых входила работа с НПО, теперь их 52 человека во многих региональных офисах.

Программы повышения квалификации и продвижения по службе внутри самого банка теперь обязательным образом предполагают гендерное равенство. Первой женщиной региональным вице-президентом стала Мека Нишимизу Южно-Азиатский департамент. И это невозможно было представить еще в 1995 году. Сейчас уже несколько женщин стали вице-президентами и управляющими директорами.

Далее...