|
|
Забадыкина Е. Женские организации Санкт-Петербурга. Вступит ли в одну из них моя внучка // Все люди сестры. Бюллетень / ПЦГИ. СПб, 1996. № 5. С. 2-13.
|
В начало документа |
В конец документа |
Забадыкина Е. Женские организации Санкт-Петербурга. Вступит ли в одну из них моя внучка? Сегодня, если спросить людей на улице о женских организациях нашего города, то вместе с недоуменным вопросом: "Разве у нас такие есть?", можно услышать и обнадеживающее: "Да, что-то такое слышали". Женские организации - это часть третьего сектора, который призван проводить социальные программы для конкретных групп населения и быть посредником между ними и государством. Ведь государство-оно большое, просто необъятное. И думают власть имущие государственные мужи и женщины о глобальных вещах чаще, чем о конкретных нуждах людей. Как думают- это другой вопрос, но тоже наш, как бы непривычно это нам ни казалось. Влиять на ход этих дум, a значит и на принятие решений, отстаивать интересы тех, кто не может делать это сам и даже тех кто не хочет, могут и должны неправительственные организации "третьего сектоpa" экономики, в том числе женские. Неправительственные организации могут и должны выступать с инициативами новых механизмов взаимодействий с государством, продуцировать нетрадиционные идеи, создавать рабочие места. Обычно программы создания рабочих мест связаны в нашем сознании только с прибыльным сектором экономики. Однако, некоммерческие общественные организации, предоставляющие разнообразные услуги населению, мощный неразработанный пласт. Услуги могут быть самыми разнообразными. В городе успешно развиваются как Кризисный психологический центр для женщин, пострадавших от физического и сексуального насилия, так и Международный институт "Женщина и управление". Для целей своей деятельности женские организации города в соответствии с новым Законом об общественных организациях могут через систему государственных грантов пользоваться поддержкой не только независимых спонсоров, но и властей. При этом даже при финансировании их программ из городского или другого бюджетов они могут не считаться "государственной собственностью", а имеют право продолжать независимую деятельность. В городе зарегистрировано более 30 женских организаций. Все они очень разные. От некоторых сегодня остались только названия, другие вновь и вновь пытаются что-то предпринимать, третьи - активно действуют. Одни уже имеют финансовую поддержку, другие ведут работу только за счет волонтеров. Одни сотрудничают с властью, другие конфронтируют с ней или игнорируют. Для представительниц женских организаций западные и американские фонды и организации устраивают семинары, тренинги. На них мы видим, в основном, одни и те же лица. Узок круг этих революционерок? Страшно далеки они от жизни женщин? Что мы можем на это сказать? Да, часто бывает и так. И очень многим хочется, чтобы так оно и было дальше. Ведь развитие демократии в России напрямую связано с ростом самосознания женщин, а их участие в работе женских организаций - попытка самореализации, реальная практика общественной деятельности. Проявляемая женщинами "нетрадиционная активность" меняет стереотипное представление о роли женщины в обществе, демонстрируют всем как может самореализоваться человек независимо от пола. Создавая женские общественные организации и активно действуя в них, мы создаем образ активной женщины, , которая может участвовать в принятии решений на любых уровнях и брать на себя ответственность за них. Мы часто забываем, что история женского движения в России имеет давние традиции и восходит к началу Х!Х века. Ведь после Октябрьской революции женское движение было направлено лишь на поддержание и воспевание существовавшего строя, а Комитет Советских Женщин создавал лишь видимость участия женщин в принятии решений на правительственном уровне. В 70-е годы была предпринята попытка создания феминисткой организации в диссидентской среде. Группой женщин было издано несколько номеров альманаха "Женщины и Россия" (позднее "Мария"), которые рассказывали о реальных социально-экономических и нравственных проблемах, с которыми женщины сталкивались в то время. Созданные по инициативе М.Горбачева в 1985 году женсоветы сыграли большую роль в пробуждении женской общественной активности (позднее многие из них стали основой для создания независимых женских организаций). Так каково же реальное положение дел сегодня? Давайте посмотрим на активно действующие женские организации Санкт-Петербурга. Что они делают, что хотят... Чисто условно, все их можно разделить на "правозащитные", "оказывающие социальную помощь", "просветительские", "предпринимательские" и пр. Можно сказать, что женские организации занимают определенную нишу и пытаются сделать то, чего невозможно добиться в "неженском" общественном движении. Такое отмежевание происходило постепенно. В период перестройки, когда все мы были полны надежд на быстрое изменение государственной системы и собственной жизни, когда казалось, что все хорошее, что было во времена "социализма" сольется с неведомой нам еще "капиталистической" свободой и это-то и будет нашим счастливым завтра, женщины вместе с мужчинами участвовали в становлении демократических движений или в движениях направленных на реставрацию прежнего режима. Но в них им давалась и отводится сегодня роль массовки, которая может пикетировать, плакать, кричать, которой манипулируют. Постепенно, к женщинам приходило сознание того, что "мужские" организации не склонны принимать во внимание и решать какие-то ни было женские проблемы. Поэтому женщинам пришлось объединиться для того, чтобы иметь возможность проводить нужную им политику. Ярким примером этого может служить созданный весной 1994 года общественно-политический блок "Женщины Санкт-Петербурга". Он был образован под влиянием победы на выборах в Государственную Думу общественно-политического объединения "Женщины России". Тогда было продемонстрировано, что, вопреки сложившемуся общественному мнению, женщины чувствуют необходимость участвовать в принятии решений на различных уровнях и считают себя ответственными за все, что происходит в обществе. На выборах в Городское Собрание Санкт-Петербурга новое общественное объединение выдвинуло 19 женщин, представлявших 11 женских организаций города. Сформирован из проходивших курс обучения в Международном институте "Женщина и управление" и участниц организации "Женщина помогает женщине", чтобы решать женские вопросы... социальные, но направленные на семью, на детей"(из предвыборной программы блока). Возглавляли его три сопредседательницы, которые отвечали за организационную, финансовую и идеологическую работу. Была выдвинута единая программа в которой, единственной из всех представленных на тех выборах, констатировалось существование в нашей стране дискриминации в отношении женщин. Во второй тур прошло 5 кандидаток, в Городское Собрание не была выбрана ни одна. Тем не менее, женщины получили большой опыт, продемонстрировали, что женщины чувствуют необходимость участвовать в принятии решений на различных уровнях и склонны считать себя ответственными за процессы, происходящие в обществе. Сегодня реформируют свой блок и активно готовятся к предстоящим выборам. Кроме непосредственного продвижения своих представительниц во властные структуры, сегодня женские организации имеют еще одну возможность влияния на жизнь города и государства. Это участие в работе Общественной Палаты при представителе Президента. Палата является совещательным органом, но активная работа в постоянных комиссиях может помочь женщинам в выработке политических навыков необходимых для дальнейшего плодотворного участия в политической деятельности. Еще один возможный шаг влияния на жизнь города - был предложен на семинаре Петербургского Центра Гендерных Проблем, посвященном стратегиям действий женских организаций города до и после 4-й Всемирной Женской Конференции в Пекине 1995 года. Женские организации договорились о создании коалиции женских организаций Санкт-Петербурга в Общественной Палате для лоббирования ряда важных для нас инициатив. Наиболее одобряемая обществом и видимая для самих женщин - работа в сфере социальной защиты. Не удивительно, что большинство женских организаций города так или иначе осуществляют эту деятельность. Началась она с распределения льготных товаров и услуг, гуманитарной помощи. Сегодня этих возможностей практически не существует. Попытка Медико-благотворительного фонда открыть магазин с льготными ценами для беременных и кормящих женщин не увенчалась успехом. А на первое место выходят проблемы безработицы и обнищания женщин. Параллельно идет пропаганда стиля жизни, когда рефреном идет "он умеет зарабатывать деньги - она умеет их тратить" и достижением считается возможность женщине сидеть дома. При этом никого не интересует, а не является ли она единственным кормильцем в семье? Или, сколько зарабатывают другие трудоспособные ее члены? Поэтому, многие женские организации на первое место ставят создание рабочих мест для женщин. Чаще всего это "традиционные" для женщин работы, надомный труд: вязание, вышивка, шитье... Такую деятельность осуществляет, например, Биржа женского надомного труда. Рабочие места для участниц женской организации "Мария" обеспечивает Товарищество с Ограниченной Ответственностью "Золушка" (состоит из женщин, оставшихся без работы в результате конверсии предприятия "Кировский Завод"). И опять это швейный цех. Такой вид женской активности, когда женщины не претендуют на нетрадиционный для них рынок труда, находит одобрение и у общественного мнения, и у властей. Многие такого рода организации имеют поддержку и финансирование их программ мэрией Санкт-Петербурга, Комитетом по труду и занятости города. И это накладывает на них определенные обязательства по отношению к властям, требует от них лояльности. Сегодняшний этап развития нашего общества характеризуется тяжелой криминогенной ситуацией и естественно, что женские организации нашего города не могли остаться в стороне от этой проблемы. Кризисный психологический центр для женщин оказывает психологическую помощь женщинам, пережившим сексуальное и домашнее насилие. Проводит программы по проблемам насилия "Нежелательный контакт" и "Мужчина может остановить изнасилование". Работая с представителями правоохранительных органов и судопроизводства они создают комплексную систему "мягкого" проведения жертвы через систему милиция - экспертиза - суд. Криминогенная ситуация в армии заставляет родителей военнослужащих срочной службы объединяться для того, чтобы защитить своих сыновей. "Добровольное общество "Солдатская мать", Движение "Солдатские матери Петербурга" в своей работе к этой цели идут разными путями. Одни через сотрудничество с военным командованием, другие отказываясь от каких-либо контактов с властями. Но в любом случае, здесь мы имеем дело с попытками людей защитить своих детей от государственной системы. Воздействовать на нее и изменить. Эта идея может считаться объединяющей женские организации, что было подтверждено во время акции Информационной Сети женских организаций Санкт-Петербурга "Женщины в черном". Траурное шествие состоялось 15 мая 1995 года и собрало представительниц 7 женских организаций. Участвующие в нем женщины протестовали против решения всех видов конфликтов, от семейных до международных, насильственными методами. Но наиболее популярны у женских организаций города образовательные программы. Сегодня, когда идет интенсивное вытеснение женщин с рынка высококвалифицированного труда им как никогда важно иметь хорошую квалификацию и профессию, пользующуюся спросом. Кроме того, многие женщины стремятся реализовать многочисленные гуманитарные программы (Женская гуманитарная коллегия им. А.П.Философовой). Или поддержать молодые таланты (Международная Ассоциация женщин с университетским образованием "Вера"). Петербургский Центр Гендерных Проблем проводит образовательные и исследовательские программы для женщин основанные на феминистском восприятии мира. Центром только за последний год были, в числе прочих, были проведены такие крупные мероприятия как выставка женщин-художниц "Фаворитка" и международная конференция "Феминистская теория и практика: Восток-Запад". Что ждет женское движение в будущем? Думается, многое будет зависеть от общей ситуации в обществе. При свертывании процессов демократизации вряд ли возможно успешное развитие женских организаций. Какие ценности будут на первом плане у наших дочек и внучек? Смогут ли они участвовать в женском, феминистком движении? Мы можем лишь догадываться об этом. Одно греет душу - пока еще мы в состоянии влиять на общество и на наших детей.
|