главная страница
поиск       помощь
Нордгрен Э.

Развитие постструктурализма в теории литературного феминизма

Библиографическое описание [1]

Чем образы, символы, темы, сюжеты и стиль женской литературы отличаются от мужской? Каково ее отношение к этническим проблемам, к сепаратизму, к феминизму? Существует ли помимо всего прочего особое женское творчество? И каковы практические подходы феминистской критики к его исследованию? Именно эти вопросы поднимаются и исследуются в последнее время в рамках теории литературного феминизма.

От других современных школ критики феминистскую критику отличает то, что ее литературные принципы не базируются на одном авторитетном мнении или на основе сакральных текстов, хотя, возможно, так и было на ранних этапах становления литературного феминизма. Однако, в настоящий момент, вобрав в себя элементы различных современных школ (структурализм, лингвистика, психоанализ, деконструктивизм), она также становится ортодоксальной, со своими собственными каноническими текстами. Но как теория и метод феминистская критика предлагает новые принципы литературного анализа и новые способы аргументации.

Первоначально феминизм отрицал объективизм, дихотомию и всякую иерархию. В последствии появились разные исследовательницы, расширившие круг рассматриваемых проблем: феминизм и средний класс, феминизм и белые женщины, феминизм в рабочем классе, феминизм и черные женщины и т.д.

Задача таких исследований заключается в том, чтобы разрушить сложившиеся патриархальные клише, традиционный образ мышления, доминирующий в литературе и литературоведении; анализировать прошлое и будущее, добиться нового подхода к осознаванию себя мужчиной или женщиной.

Также феминизм выступает против каузальности научной теории позитивизма. Однако считается, что феминизм, разрабатывающий феномено-герменевтические теории, постструктурализм и деконструктивизм, оказывается еще критически "слабой" теорией.

В области литературы задачей феминистской критики является поиск новых путей отображения опыта и привычек женщины, путей, обусловленных родо-половой системой координат. Это значит, что понятие "женское" не обязательно идентифицируется с женщиной как таковой, а с образом существования, силой и свободомыслием. Структурализм дал феминизму возможность понять концепции МУЖЧИНЫ и ЖЕНЩИНЫ вне биологических и социальных определений.

В теории структуралистского феминизма мы обнаруживаем, что род представляет собой лишь отражение миропонимания автора, что мужское и женское — это абстрактные понятия. Более того, французские теоретики-радикалы отрицают позитивность или негативность женского самоосознания и видят женское везде, где обнаруживается пробел в символьной структуре западного мышления.

Деконструктивизм обогатил феминистскую критику необходимыми приемами анализа. Такие крупные теоретики французского феминизма, как Люси Иригарей и Хилель Киксус опираются на деконструктивизм как на основную среди других теорий. По мнению вдохновителя этого направления Жака Дерриды, деконструктивизм — это стратегия в рамках философии, которая меняет общепризнанные основы философской иерархии: темнота — свет, активность — пассивность, мужское — женское, сумасшествие — святость.

Определения, трактовки и суждения, которые возникают в процессе знакомства с текстом, как с открытой системой в деконструктивизме, близки исследованиям характера женского творчества, предпринимаемым теоретиками феминизма. Деконструктивизм и феминистскую критику объединяет способ изложения материала, метафоры и широкое толкование значений. И постструктуралистский феминизм и деконструктивизм, вместе с общепризнанной системой ценностей, ломают и традиционное бинарное мышление. Феминизм ищет новые пути в понимании проблемы взаимодействия языка и пола, в изучении опыта и его преломления в творчестве. Французские исследователи заняты поиском элементов, так называемого "женского языка" в произведениях писателей-мужчин, видя в языке реальную силу борьбы со стереотипами. В процессе формирования феминизма новая критика обратилась к уже существующим теориям, выявила их противоречия и некоторые допущения.

Это значит, что феминистская критика нацелена на раскрытие категорий объективизма, гомогенности, добра и красоты, а эстетическое содержание и возможные его оценки основаны только на литературном контексте, гендер же становится главным фактором в оформлении этого контекста. Таким образом, феминизмом должны быть пересмотрены — с целью формирования нового осмысления — понятия "мужчины" и "женщины". Это также значит, что классические пары западной философии, эта структурная дихотомия, должны быть разрушены:

       
 

Мужчина

Женщина

 
 

душа

тело

 
 

культура

природа

 
 

активность

пассивность

 
 

солнце

луна

 
 

день

ночь

 
 

отец

мать

 
 

форма

материя

 
 

единство

множество

 
       

Этот список отражает основные оппозиции патриархальной системы ценностей, феминизм замещает эту бинарную систему концепцией гетерогенного различия. И когда традиционная дихотомия становится неустойчивой, вся патриархальная метафизика распадается. Новый ЯЗЫК необходим также, как и новая точка зрения на понятие "сумасшествие", "язычество", "аморальность", "непристойность", "бессознательность" — понятия, которые с точки зрения феминизма могут иметь позитивный оттенок и, вместе с тем, обеспечивают новый статус сентиментальной биллетристике и, так называемой, женской готике. По мнению Алисы Джардин, предложившей в своей книге "Генезис" (1985) модель противостояния основным парам философских категорий, для того, чтобы была возможна борьба со стереотипами и современной концепцией технологии, нам необходим новый взгляд на историю и время. Один из путей преодоления патриархального бинарного мышления видится в перестройке настоящего языка в язык женский и тем самым упразднение мужской гегемонии в языке. Изменение подходов к восприятию символов и их интерпретации преображает традиционные образы. Цветок может быть интерпретирован как сила вместо обычной хрупкости, вода как спасение (а не мертвая материя), земля как создатель (не пассивный).

Некоторыми радикальными феминистками уже сама методология воспринимается как сильное орудие патриархальности, как деспотизм, налагающий безоговорочное вето на то, что пока еще подлежит обсуждению и вопрошанию.

Хотя феминистская критика прошла за последние двадцать лет сложный путь интенсивного развития своих теорий, методов изучения женского восприятия и творчества, даже бисексуального творчества, а также методов изучения противоборства фаллологоцентризму в мире, где во все доминируют мужчины, каждый должен понимать, что любая теория, в данном случае феминистская критика, должна быть использована как активный, творческий, открытый метод, не допускающий ограниченных закостеневших догм, в которых гендер становится главным критерием в подходе к изучению литературы.

перевод с английского Татьяны Ровенской

Ссылки

[1] Лекция, прочитанная в сентябре 1993 г. в Комарово на русско-финском семинаре "Женская литература и феминистская критика".

 

литературоведение культурология литература сми авторский указатель поиск поиск