главная страница
поиск       помощь
Трофимова Е.

Воспоминания М. Ф. Каменской

Библиографическое описание

Книга воспоминаний Марии Федоровны Каменской (1817-1898) вышла в серии «Забытая книга». Действительно, последнее ее издание увидело свет в 1894 году. Но теперь эти позабытые и вновь открытые страницы воскрешают для читателя картины русского дворянского быта, жизнь русской художественной интеллигенции первой трети XIX века.

Каменской было о чем вспоминать, о ком рассказывать — ведь она была дочерью Федора Петровича Толстого, русского художника, известного своими тонкими изысканными акварелями. Двоюродным братом ее приходился Алексей Константинович Толстой, троюродным — великий Лев Николаевич. Каменская — родная сестра баронессы Юнге, автора нашумевших «Воспоминаний»; она также двоюродная племянница Федора Ивановича Толстого, того самого, известного своими похождениями и приключениями «Американца»…

В этот полный талантами круг и вводит нас писательница. На страницах книги читатель встречается со многими знаменитостями тех лет — писателями, поэтами, художниками, среди которых Кукольник и Гедич, Крылов и Пушкин, Г. и Н. Чернецовы, Егоров, Воробьев, Мартос, Венецианов, Глинка. Из воспоминаний мы узнаем не только о важнейших исторических событиях той эпохи (восстание декабристов, открытие «Александрийского столпа», холерная эпидемия, смерть Пушкина), но и том, как жили, одевались, лечились, танцевали, развлекались современники Марии Федоровны. Эти детально описанные ею «мелочи жизни» приближаются к нам, оживая под пером писательницы, и сама эпоха восстает из забвения, становясь более понятной и близкой.

Каменская прожила долгую и тяжелую, особенно в замужестве, жизнь. Ее брак с писателем Павлом Павловичем Каменским трудно назвать удачным. Каменский много пил, часто пропадал из дому, нередко возвращаясь после таких исчезновений оборванным и обобранным. Время от времени он пытался начать нормальную жизнь, устраивался на службу, но потом срывался, и все начиналось снова… Марии Федоровне было суждено похоронить семерых из десяти своих детей. Не баловала и литературная слава — все ее произведения холодно принимались публикой и почти всегда отрицательно оценивались критикой.

Наследие Каменской невелико: немного стихов, рассказов, пьес, сказок, три романа. Следует признать, что наиболее выигрышными местами в ее прозе были те, где главную роль играла мемуарная основа. Эти места и вошли в «Воспоминания», работа над которыми началась в 1890 году. К сожалению, завершить сей труд писательнице не было суждено, болезнь и старость брали свое. Работая над мемуарами, прочитывая старые записи, дневники, письма, Каменская возвращалась в ту, прошлую, жизнь, начиналась бессонница, с мучительными кошмарами. Поэтому сын и невестка запретили ей дальнейшую работу над книгой, и Мария Федоровна прервала свои «Воспоминания»1838 годом.

Писательнице выпал нелегкий жребий, но она сохранила добрый и чистый взгляд. Некоторые события ею описываемые, приоткрывают новые грани фактов, которые как будто известны нашим современникам. К примеру, Каменская рассказывает, каким образом был впервые оценен талант акварелиста Федора Толстого императорским двором. Императрица Елизавета Алексеевна настолько была поражена изумительным совершенством акварели «Веточка красной смородины», что приобрела ее у отца Каменской, заплатив за работу бриллиантовым перстнем (на который семья приобрела дом и смогла некоторое время жить безбедно). И такое повторялось не раз. «Тяжело мне приходилось, — вспоминает слова отца писательница, — да меня тогда моя с м о р о д и н к а выручала!... Можно сказать, что вся семья питалась одною смородиной». Ей Богу, разве после этого сюжета не возникает желание еще раз раскрыть альбом акварелей художника и взглянуть на чудесную «Веточку»!

Книга помогает читателю с большей долей беспристрастности и объективности оценить вешний и внутренний «рисунок» жизни таких исторических периодов, как правление Александра I и николаевская эпоха. Появляется возможность и сопоставления описываемой в «Воспоминаниях» российской действительности с ее недавними официальными трактовками как времени беспросветной реакции. В этом отношении весьма показателен данный в приложении предисловие, написанное известным литературоведом Н. О. Лернером к неосуществленному изданию 1930 года. Доброжелательность Каменской в оценке тех или иных фактов былого автору данного предисловия представляется взглядом «рядового», недалекого, выросшего в тепличной обстановке человека. Логика политического суда литературы и жизни как бы дают Н. Лернеру право и на некоторые гипотезы относительно художественных вкусов писательницы. «Наверное, — писал критик, — ей больше нравились рассказы Каменского, чем “Герой нашего времени” ». Однако читателю, взявшему на себя труд внимательно прочитать «Воспоминания» трудно найти действительные свидетельства того, что — как предполагал Лернер — «драмы Кукольника казались Марии Федоровне выше драм Пушкина…».

Хотя на долю Марии Федоровны выпали многие невзгоды, она сохранила умение видеть светлые, а порой и смешные стороны жизни. Думается, что читатель сможет по достоинству оценить и приметливый взгляд мемуаристки, и юмор, с которым она описывает, например, семью Шепотковых в главке «Знакомые. Воспоминания былого», даваемой приложением к основному тексту.

«Воспоминания» М. Ф. Каменской вполне можно считать тем негромким, может быть, но достаточно важным событием, которое пополнит наши познания о веке минувшем, восстановит еще одно звено отечественной мемуаристики.

 

литературоведение культурология литература сми авторский указатель поиск поиск