Москва
|
День ПобедыСлова В. Харитонова Музыка Д. Тухманова
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли, —
Этот день мы приближали как могли.
Припев:
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели —
Этот день мы приближали как могли.
Припев.
Здравствуй, мама, возвратились мы не все...
Босиком бы пробежаться по росе!...
Пол-Европы прошагали, полземли,
Этот день мы приближали как могли.
Припев.
Этот день мы приближали как могли — Я шел к этой песне тридцать лет — от победных залпов в 45-м. Плюс еще пять — с довоенного сорокового, когда меня призвали в армию и одели в военную форму, — сказал мне однажды в одной из наших бесед поэт Владимир Харитонов. — Моя служба началась в Московском пехотном училище имени Верховного Совета РСФСР. Год спустя вместе с курсантами-кремлевцами принял первый бой. Потом был Сталинград. Контузия. Госпиталь. Снова фронт. И там на моих глазах погибали фронтовые друзья-однополчане. До сих пор удивляюсь, как сам-то я уцелел, дожил до Победы. Обо всем этом и мечталось рассказать в песне. И вот однажды — звонок из музыкальной редакции радио: — Владимир Гаврилович, нужна песня к Дню Победы. Только, пожалуйста, чтобы веселая, радостная. Слез и грусти не надо. — Хорошо, подумаю... Начал думать. Хожу по комнате, а слова редакторши из головы не выходят. И вдруг вырвалось, как вздох, как озарение какое-то: «Это радость со слезами на глазах». Та самая строчка, та главная мысль, от которой пошла вся песня. Не менее важной для всего строя песни поэт считал еще одну строчку, которая родилась несколько позже: «Этот день мы приближали как могли». Вот что говорил он по этому поводу в одном из газетных интервью: «Эта мысль для меня очень важна: ведь именно так было с каждым моим соотечественником в каждый из почти полутора тысяч тех жестоких дней — приближали Победу как могли. Это и про мою маму, которая все четыре года работала медсестрой в госпитале. И про отца, заслужившего в ту пору орден Ленина. И про мою жену, которая, тогда еще совсем девчонка, на крыше вот этого самого дома на улице Горького тушила зажигательные бомбы. И про ее отца, члена партии с восемнадцатого года, сложившего голову в рядах народного ополчения...» Как бы то ни было, стихи сложились, и поэт отдал их своему молодому соавтору — композитору Давиду Тухманову. С ним к тому времени Харитонов написал несколько песен, подхваченных молодежью: «Вечное движение», «Как прекрасен этот мир», «Мой адрес — Советский Союз». «Получил от Владимира Гавриловича стихи, — вспоминает композитор, — и захотелось написать песню в жанре старинного русского марша. Именно такую музыку разносили духовные оркестры, когда в сорок первом провожали на вокзальных перронах бойцов, а потом, в сорок пятом, встречали их, вернувшихся с войны. Наверное, по всей стране звучали тогда старинные марши, вальсы... Сам я по возрасту не мог быть ни свидетелем, ни тем более участником тех событий. Но рано приобщившись к музыке, я воспитывался в атмосфере мелодий, которые постоянно звучали в первые послевоенные годы. Вероятно, эмоционально где-то внутри это отложилось». Впервые песня прозвучала в праздничной передаче телевизионного «Голубого огонька», посвященной 30-летию Победы в исполнении Леонида Сметанникова, отмеченном искренностью и свежестью. И все же многие ее тогда не заметили. Было у песни поначалу и немало противников, особенно в композиторской среде. Но спустя полгода на традиционном концерте, посвященном Дню советской милиции, который транслировался по первой программе Центрального телевидения, «День Победы» в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра под управлением Юрия Силантьева спел Лев Лещенко. Спел так, что были сняты все вопросы и сомнения. Юрий БИРЮКОВ Если бы Давид Тухманов сочинил только одну песню «День Победы», он все равно вошел бы в историю. Бодрая, местами бравурная мелодия, напоминающая марш, — и одновременно лиричные, трепетные строки, в которых 9 Мая предстает одушевленным живым существом, «с сединами на висках», пропахшим порохом... Как уже сказано, у песни, без которой не представляется сегодня ни один военный парад, весьма непростая судьба. Давид Тухманов, вдохновившись стихами, написал мелодию, которую сегодня знают все. Сам он вспоминает, что для создания «нужного» настроения смотрел военную хронику. И тем не менее «День Победы» был встречен в штыки. Песня заявлялась на внутренний конкурс, объявленный Союзом композиторов. Но спецкомиссия не впечатлилась композицией. Пошел резонанс: если союз не принял — значит, песню нельзя давать в эфир. Более того, одна из центральных газет отказалась печатать текст слов и ноты «Дня Победы», хотя до того публиковала весьма сомнительные шлягеры. Сегодня Давид Тухманов — известный и всеми любимый композитор — думает, что всему «виной» был его возраст: на момент написания «Дня Победы» ему было 36 лет. Почему-то чиновникам казалось, что подобные песни должны писать более зрелые люди, не понаслышке знающие о войне. Илона ЕГИАЗАРОВА
Лев ЛЕЩЕНКО, народный артист России: — До меня почти год «День Победы» пытались исполнить разные певцы, но музыкальные критики называли эту песню «чужим фокстротом»! И запрещали ее выход на большую сцену. А я пошел на риск. Вопреки цензуре 10 ноября 1975 года на концерте, посвященном Дню милиции (он проходил под девизом 30-летия Победы), исполнил песню. Она произвела фурор! Зал аплодировал стоя, и это увидела вся страна — ведь концерт шел в прямом телеэфире. С тех пор эта великая песня стала гимном героям войны. Для меня она — личная боль и радость. Я родился под грохот бомбежек 1942-го, рос в военном гарнизоне, а мой отец прошел всю войну и вернулся с Победой домой. Эта песня — гимн и ему... Составители: Виктор АНДРИЯНОВ, Александр КУЗНЕЦОВ. ПЕСНИ ВОЙНЫ И ПОБЕДЫ. М., Издательство «Голос-Пресс», 2005
Публикация i81_1903
|
|