НАТАША КАЧУЕВСКАЯ

Загрязкина Наталья Николаевна

Многие улицы Москвы носят имена участников Великой Отечественной войны. Тридцать лет была улица Наташи Качуевской. Но в мае 1993 года в связи с принятием решения «О возвращении исконных наименований городским топонимическим объектам...» и эта улица опять стала Скарятинским переулком, а жаль.

В жизни бывают странные совпадения. Мое детство и юность прошли в коммунальной квартире. Сосед, коренной москвич в третьем колене, знал пол-Москвы и однажды познакомил меня — в ту пору старшую вожатую пионерской дружины им. М. И. Калинина школы № 103 Москвы — с Александрой Леонидовной Спировой. В разговоре выяснилось, что ее дочь Наташа до войны училась в этой же школе. Блестяще ее окончила, поступила в театральный институт. Но война оборвала ее жизнь.

Может быть, эта встреча так бы и осталась только в памяти, но когда я рассказала о Наташе завучу школы — Шебалиной Елене Анатольевне, она сразу ее вспомнила и предложила провести встречу пионерского актива с мамой Наташи. Пока мы готовили эту встречу, вышло постановление Мосгорисполкома о присвоении Скарятинскому переулку имени Наташи Качуевской.

Нашей пионерской дружине было интересно узнать о ней. Мы не раз встречались с ее мамой и другими родственниками (Августой Леонидовной Миклашевской), сокурсниками по ГИТИСу (Катиным-Ярцевым), с одноклассниками (Мирой Вайнберг, Марией Нефедовой), учителями нашей школы и школы № 93 (в ней Наташа училась до седьмого класса).

О чем же узнали пионеры? Наташа родилась 22 февраля 1922 года, окончила школу 17 июня 1940 года. В школе была председателем пионерской дружины, комсоргом школы. При этом очень любила возиться с младшими ребятами, была отрядной вожатой, ставила спектакли-сказки. И всегда отличалась высоким чувством долга и ответственности.

Летом 1940 года она готовится к экзаменам в театральный институт и при этом едет в пионерский лагерь со своим отрядом. Не очень хорошо умея плавать, спасает своего пионера.

С осени Наташа — студентка класса М. М. Тарханова в Государственном институте театрального искусства. Много занимается, но и не бросает своих пионеров. Раз в неделю обязательно прибегает к ним, много разговаривает о верности, дружбе, чести и долге.

В институте Наташу избирают секретарем комсомольской организации. Однокурсники вспоминали о том, что их она звала идти к пионерам, помогать им стать большевиками. Сама умная, отзывчивая, щедрая, она хотела и в окружающих видеть то же.

Но эту мирную жизнь прервала война.

Друзья, однокурсники уходят на фронт, в ополчение. Уходит с десантным отрядом и ее муж Павел Качуевский.

Наташа просит направить на фронт и ее. Ей отказывают. Институт эвакуируют. Наташа остается в Москве. Часто прибегает в школу — помочь, поддержать. Вместе со своими пионерами организует концерты в бомбоубежище, тушит зажигалки, собирает бутылки. И этого ей мало. Едет на строительство оборонительных сооружений на подступах к Москве.

Столкнувшись с неразберихой, берет на себя ответственность за организацию работы студентов: помогает расставить людей, снабдить рабочим инструментом, наладить питание. Она считала себя ответственной за все происходящее вокруг.

Поздней осенью 1941 года создает концертную бригаду для выступления в госпиталях, часто сама дежурит там по ночам. И обязательно берет своих пионеров — читать стихи, писать письма.

В это время она говорит маме Александре Леонидовне, что поступила на курсы медсестер и снайперов (значок «Ворошиловский стрелок» у нее уже был), думает, что теперь ей не откажут и отправят на фронт.

И только тогда, когда пришло извещение о гибели ее мужа - Павла Качуевского — она добилась в ЦК комсомола отправки на фронт в авиадесантный батальон. Воевала она в калмыцких степях под Сталинградом. Прыгала с парашютом на передний край, выносила раненых с поля боя.

В письмах с фронта она писала о том, сколько страданий принесла война, нарушив жизнь, работу, учебу, что ненависть рвет сердце, когда видишь разоренные деревни, детей, на глазах которых расстреливали их родителей...

«... Мы вырвем победу, соберемся все вместе, никогда не будем расставаться». И в одном из последних писем: «Сейчас ночь. Сильный ветер рвет нашу палатку. А на передовой, это совсем рядом, метров 50, тишина. Так бывает перед грозой...».

Поздней осенью 1942 года Наташе было поручено вывезти в тыл из-под огня около пятидесяти раненых.

Ехали на трехтонке. Водитель и сопровождающий стрелок сидели в кабине, а в кузове грузовика — раненые бойцы, большинство из которых не транспортабельны, и Наташа. У нее медикаменты, автомат с небольшим количеством патронов и две гранаты. Предполагалось, что дорога в госпиталь была свободна от нападений врагов. Но неожиданно в сотне метров от машины появилась группа фашистов. Шофер и стрелок пытались их остановить, а Наташа перетаскивала раненых в блиндаж, который по счастливой случайности оказался рядом. Кое-кто из бойцов имел именное оружие, а то и просто прихватил его на всякий случай. Они отстреливались, но силы были неравные. Раненые уговаривали Наташу их бросить, уходить. Пока всем не помогла, она даже не разговаривала с ними. Это не было для нее характерным: видимо, берегла силы. Были убиты и шофер, и стрелок, и несколько раненых.

У Наташи кончились патроны, а враги подошли совсем близко. И тогда она сорвала предохранитель с гранаты и взорвала себя и фашистов. Ценой собственной жизни Наташа спасла раненых. Было это под городом Элиста 20 ноября 1942 года.

Сорок лет назад в память о Наташе Качуевской появились пионерские отряды ее имени. И не только в нашей, 103-й школе, но и в других московских школах. А в школе № 20 (с преподаванием английского языка) был большой музей, посвященный Наташе и Павлу Качуевским.

Александра Леонидовна в память о Наташе взяла на воспитание мальчика Славика, который впоследствии стал кадровым военным.

ПИОНЕРСКИЕ ВОЖАТЫЕ МОСКВЫ 1941-1945 годы. М., Издательство «Классикс Стиль», 2005
Публикация i81_2008