СРЕДИ РАЗВАЛИН УВАРОВКИ

В конце мая 1942 года, под вечер, на станцию Уваровка, близ Гжатска, привезли три зенитно-пулеметных расчета. В них было несколько уральских комсомолок, уже обученных, но еще не обстрелянных. Среди этих девушек — тагильчанка Дуся Густомесова, браковщица с Высокогорского механического завода, которая пошла в армию мстить за убитого под Ленинградом отца.

Прибыли вечером. Оглядеться пулеметчицы не успели — станция утонула во мраке. Огней здесь не зажигали — совсем недалеко, перед Гжатском, фронт. Уваровка была последней железнодорожной станцией перед фронтом, самой близкой к передовой. Станцию эту немцы не только бомбили, но и обстреливали из орудий.

Пулеметчиков разместили на ночь в разбитом, закопченном от взрывов гараже.

— Утром будете рыть себе землянки,— предупредили их. — Больше тут жить негде. Вся Уваровка разрушена.

Однако много утром сделать не удалось — начался налет. Первый, самый сильный налет, когда качалась и гудела под ногами земля, когда выло и ревело небо и кругом были дым и огонь.

Пулеметчики, прибывшие накануне, еще были не готовы к бою.

У них не было огневых позиций. И это было самое обидное.

Наверное, в то утро Дуся Густомесова и перестала бояться. На всю жизнь. Она и сейчас ничего не боится. Что может быть страшнее того первого налета? Потом их было много — утром, днем, вечером. Они стали повседневным бытом пулеметчиков, охранявших дальние подступы к столице.

Дуся Густомесова никогда не считала эти налеты — не до того было. Но в штабе полка собирали боевые донесения, и из них выстраивались колонки цифр. Спустя несколько месяцев агитаторы 2-й зенитно-пулеметной дивизии получили данные, из которых явствовало, что на Уваровку было совершено 60 воздушных налетов, в которых принимали участие 164 самолета противника. На развалины и железнодорожные пути этой небольшой подмосковной станции было сброшено 205 бомб. И во время этих налетов уваровские зенитные пулеметчики и артиллеристы сбили пять фашистских самолетов 1.

1 Из материалов, розданных агитаторам дивизии в начале 1943 года и сохранившихся у бывшей пулеметчицы из Черноисточинска Н. П. Ведерниковой. О боевом пути Нины Петровны Ведерниковой см. книжку для подростков «Дайте ракету!» (Свердловск, 1969).

Особенно тяжелым был массированный налет летом 1942 года, когда «юнкерсы» и «мессершмитты» пытались стереть Уваровку с лица земли. Этому налету предшествовал артобстрел — немцы хотели подавить огневые точки зенитчиков.

Однако фашистам не удалось ни то, ни другое. Зенитчики сумели создать над Уваровкой сплошное море огня, которое исключило возможность прицельного бомбометания. Кое-как раскидав свой бомбовой груз, фашисты были вынуждены повернуть назад.

Станция продолжала работать: принимать эшелоны, доставляющие войскам Западного фронта вооружение, продовольствие и одежду. На станцию продолжали прибывать свежие части, которые отсюда шли к переднему краю пешком. Станция продолжала отправлять на восток санитарные составы. Дезорганизовать, сорвать эту важнейшую работу уваровских железнодорожников фашистской авиации так и не удалось.

Здесь же, в Уваровке, в одном взводе с Дусей Густомесовой, начинали свой боевой путь комсомолки из Перми Любовь Миляева и Мария Грудистова.

Их расчет был одним из наиболее дальних в Уваровке — он располагался около болота. Две землянки были вырыты тут: одна — для пожилых пулеметчиков, другая — для девушек. Молодых солдат-пулеметчиков, защищавших ранее Уваровку, отправили на передовую.

Мария Грудистова была в этом расчете помощником наводчика. Девушка успевала отражать налеты и вместе с Любой Миляевой оказывала медицинскую помощь бойцам своей части и проходящих через Уваровку частей. Две комсомолки из Перми были здесь едва ли не единственными профессиональными медиками.

Марию Грудистову в Уваровке знали многие, потому что она была неутомима, успевала всюду. При ее участии был сбит над Уваровкой один из пяти фашистских самолетов — «мессершмитт». Однако имя Марии прославилось позже, в Можайске, куда она была переведена в конце 1942 года.

Вслед за Марией, в начале 1943 года, в Можайск была переведена и Дуся Густомесова, уже опытный наводчик, хладнокровно, спокойно делавший свое дело и под бомбами, и под обстрелом, и под вой вражеских самолетов, идущих в пике над пулеметным расчетом.

И. Давыдов. ПОДВИГ НАЧИНАЛСЯ В АПРЕЛЕ. Средне-Уральское Книжное Издательство, 1970
Публикация i81_2126