Право

Воронина О. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации / МЦГИ. Проект гендерная экспертиза. М., 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Воронина О. А.

Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

- содействовать полному и равноправному участию женщин в деятельности СМИ, включая управление, составление программ, просвещение, подготовка кадров и проведение исследований;

- целенаправленно обеспечивать сбалансированную представленность женщин и мужчин при назначении во все консультативные, управленческие, регулирующие или контрольные органы, в том числе связанные с частными и государственными или общественными СМИ ;

- поощрять разработку СМИ и рекламными агентствами конкретных программ, направленных на повышение информированности о Платформе действий;

- поощрять СМИ к тому, чтобы они воздерживались от изображения женщин как неполноценных людей и не использовали их в качестве объекта для удовлетворения сексуальных потребностей и товара;

- отразить в законодательстве идею о том, что негативные стереотипные образы женщин являются по своему характеру дискриминационными и унижающими достоинство, а также оскорбительными;

- принять законодательств, направленное на борьбу с порнографией и изображением насилия в отношении женщин и детей в СМИ.

По итогам анализа внести необходимые изменения в действующие законы, в обсуждаемые законопроекты, и при подготовке законопроектов о СМИ в будущем учитывать международные стандарты.

Создать эффективные механизмы контроля за соблюдени ем законодательства в этой сфере.


3. Ввести законодательный принцип проведения предварительной социальной (в том числе гендерной) экспертизы законодательства о СМИ, проведение общественных дискуссий по готовящимся законопроектам с последующим учетом замечаний экспертов и общественности.

4. Подготовить Закон о государственной поддержке общественных СМИ.

II. Рекомендации по внесению изменений в действующее законодательство о СМИ и по созданию механизмов
его соблюдения

1. Необходимо ввести в законодательство о СМИ дополнительные правовые нормы, делающие обязательным соблюдение во всех СМИ (государственных, коммерческих, обществен ных) принципов свободы слова, плюрализма мнений, доступа общественности, соблюдения прав человека, равноправия женщин и мужчин.

2. Необходимо усилить ответственность за злоупотребление свободой СМИ и нарушения прав человека или обществен ных интересов.

В этой связи целесообразно дополнить статью 4 Закона о СМИ - "Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации" - положением о том, что злоупотреблением свободой СМИ является использование СМИ в ситуациях, угрожающих здоровью и нравственности населения, осуществлению конституционных прав граждан, нарушение принципа равноправия. Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос об изменении порядка ответственности за подобные противоправ ные действия.

Необходимо создать более эффективные правовые механизмы, обеспечивающие ответственность за нарушение свободы слова в СМИ и ответственность за злоупотребление свободой СМИ.

3. Обеспечить доступ общественности к СМИ через законодательные предписания. Такой доступ может: а) иметь вид правовым образом оформленной покупки газетного пространства или экранного времени представителями общественных движений или частными лицами (но они должны иметь гарантированное право это сделать и высказать там свое мнение и свои идеи); б) предписаний предоставлять представителям общественности бесплатный доступ к СМИ - на условиях,
оговоренных законодателем; в) могут быть специальные газеты (или полосы в газетах), "общественные" ТВ-каналы или программы, финансируемые из бюджета;

4. Правовые и социальные меры, обеспечивающие реализацию права на достоверную информацию, могут выглядеть следующим образом:

во-первых, гарантии права на достоверную информацию должен дать закон посредством создания механизма реализации этих прав.

во-вторых, необходимо правовое ограничение монополиз ма и концентрации СМИ, что создаст возможность плюрализма точек зрения, достоверности и разнообразия информации, представляемой в СМИ - в том числе и в частных.

в-третьих, государственная поддержка СМИ, представляю щих общественные организации и движения (через систему налоговых льгот и другие экономические механизмы).

И, наконец, изменение социальных ориентиров самих СМИ - "от профессиональной свободы к профессиональной ответственности, от прав прессы к правам граждан".

5. Контроль за рекламой.

Необходимо привести в соответствие нормы о рекламе в Законе о СМИ Закону о рекламе как более широкому в этом смысле. Поэтому я считаю обоснованным предложение И. Иванова изложить статью 36 Закона о СМИ в следующей редакции "Деятельность средств массовой информации в области рекламы осуществляется в порядке и на условиях, определяе мых законодательством РФ о рекламе".

Внести соответствующие поправки в законы "О рекламе" и "О СМИ", запрещающие использование в рекламе традиционных гендерных стереотипов и сексуализацию образа женщины в рекламе, а также запрещающие нарушать в рекламе принцип равноправия женщин и мужчин.

Разработать механизмы соблюдения законодательства в сфере рекламы, механизмы применения более строгих, и, главное, более эффективных правовых и экономических санкций за нарушение законов.

6. Необходимо подключение российских законодательных структур к общемировому процессу создания правовых основ регулирования деятельности компьютерных сетей.


III. Рекомендации по обсужденным Государственной Думой проектам законов "О государственном регулировании
и контроле за оборотом продукции сексуального характера" и "О телевизионном вещании
и радиовещании"

1. Отложить принятие существующего текста проекта Закона "О государственном регулировании и контроле за оборотом продукции сексуального характера".Подготовить новый законопроект, в котором будут даны более четкие определения, в том числе и порнографического характера; введены более ясные и эффективные ограничения на презентацию в СМИ сексуальных материалов; введены правовые нормы, дающие женщинам защиту от порнографии и насилия в СМИ.

2. В проект закона "О телевизионном вещании и радиовеща нии" необходимо внести следующие изменения.

2.1. Относительно всех типов вещателей:

- ввести нормы, обеспечивающие свободу выражения мнений и получение разнообразной информации на ТВ и радио;

- ввести нормы, гарантирующие соблюдение прав человека и общественных интересов;

- ввести нормы, обеспечивающие соблюдение принципа равноправия женщин и мужчин и преодоление гендерных стереотипов в изображении женщин и мужчин и их социальных ролей;

- в законе не содержится норм и статей в поддержку социальных программ, социальных каналов или волн для теле- и радиопроектов (теле- и радиостанций) общественных организаций - налоговые льготы, государственная поддержка и что-нибудь еще. Эта ситуация должна быть исправлена внесением дополнений в закон;

- ввести в проект Закона положение и создании Попечительских Советов, состоящих не из чиновников (как в Законе), а из реальных представителей общественных (гражданских) организаций. Попечительский Совет должен иметь возможность влиять на программную политику, участвовать в контроле за расходованием бюджетных средств и т.д. Это обеспечит соблюдение приоритета прав человека и общественных интересов в государственных компаниях.

2.2. В проекте необходимо более детально разработать положения об общественном вещании.

2.3. Сегодня эфир уже фактически поделен между государственным вещателем и несколькими коммерческими вещателями и практически невозможно появление в эфире новых даже и коммерческих вещателей (не входящих в империи В.Гусинского и Б. Березовского), не говоря уж о некоммерческих общественных вещателях.

В этой ситуации в законе фактически не прописано никаких правовых ограничений существующего монополизма в сфере эфирного вещания. Необходимо изменение этой ситуации и внесение соответствующих дополнений в закон о телерадиовещании.

2.4. Вопрос о телевизионно-рекламной индустрии вообще не регламентирован -отсылка к слабо работающему Закону о рекламе не может восприниматься серьезно. Считаю совершенно обоснованным предложение юристов А.К. Копейки и И.В. Иванова ввести в закон запрет на вещание рекламы по следующим основаниям:

"- несовместимая с нормами морали и нравственности, а также восхваляющая поведение, угрожающее интересам потребителя или интересам охраны его здоровья, безопасно сти личности либо окружающей среды;

- ущемляющая человеческое достоинство и честь;

- скрытая реклама или реклама, действующая исключитель но на подсознание человека;

- оружия, лекарственных (в том числе наркотических) средств и иных объектов, определяемых законодательством.

- запрещается реклама табачных и спиртных изделий".

Я так же считаю необходимым внести в дополнениях к закону норму о недопустимости сексуализации рекламы.

2.5. Вопрос об эротике и порнографии на ТВ решен в законе просто - отсылкой к закону об ограничении оборота продукции и услуг сексуального характера. Но, во-первых, этот закон пока не принят. И, во-вторых, он грешит многими недостатка ми, о которых было сказано выше. Ситуация с правовым регулированием эротических и порнографических телерадиопрог рамм должна быть продумана и четко прописана в данном законе о теле/радиовещании до его принятия.

IV. Рекомендации по поощрению социальных и культурных изменений в сфере СМИ

1. Необходимо развивать образование и профессиональную подготовку студентов-журналистов в области прав человека и гендерной тематики, а также вести просветительскую работу с работниками СМИ - журналистами, редакторами, издателями. Важную роль здесь могут сыграть специалисты в области женских и гендерных исследований, женские неправительствен ные организации.

2. Необходима сознательная переориентация самих работников СМИ на соблюдение принципов прав человека и общественных интересов. Новые ориентиры могут быть сформулированы в виде кодексов профессиональной этики. Среди других гуманитарных принципов, там следует сформулировать правила, которые будут содействовать сбалансированному и разностороннему изображению женщин в СМИ, расширению участия женщин и мужчин в производстве и принятии решений, а также искоренению сцен насилия, унижающих достоинство, или порнографических материалов, касающихся женщин.

3. Среди добровольно принятых СМИ регулирующих механизмов могут быть Попечительские или экспертные Советы, а также уполномоченные по правам человека, которые смогут помочь в подготовке гендерно нейтральных материалов.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

I. Международные акты о правах человека

1. Всеобщая Декларация прав человека

2. Международный Билль о правах человека

3. Международный Пакт о гражданских и политических правах

4. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах

5. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискримина ции в отношении женщин

6. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод

7. Доклад IV Всемирной Конференции ООН по положению женщин. ООН, 1995.

8. Контроль за осуществлением Найробийских перспектив ных стратегий в области улучшения положения женщин. Приоритетная тема: равенство. Ликвидация стереотипного представления женщин в средствах массовой информации. Доклад Генерального секретаря ООН. (E/CN.6/1996/4).

9. Венская Декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции по правам человека (1993)

II. Законодательные акты

1. Конституция РФ

2. Уголовный кодекс РФ

3. Федеральный Закон "О средствах массовой информации"

4. Федеральный Закон "О рекламе"

5. Федеральный Закон "Об экономической поддержке районных (городских) газет"

6. Федеральный Закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ"

7. Проект Федерального Закона "О телевизионном вещании и радиовещании"

8. Проект Федерального Закона "Об ограничениях оборота продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера в РФ" (первое чтение в Думе); "О государственном регулировании и контроле за оборотом продукции сексуального характера" (второе чтение в Думе)

9. Указ Президента РФ "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" (от 4 марта 1993 г., № 337)

10. Указ Президента РФ "О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года" (от 18 июня 1996, № 932)

11. Постановление Правительства РФ "О концепции улучшения положения женщин в РФ" (от 8 января 1996 г.)

12. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года" (от 29 августа 1996 г., № 1032)

13. Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Принята Государственной Думой в 1997 г.

III. Книги и статьи

1. Александрова А. В поисках денежного мешка. К вопросу о журналистской этике. - Общая газета, 1998, № 5.

2. Беглов С.И. Британская печать на исходе века. М., Изд-во МГУ, 1995.

3. Бедеров И. Гоп-стоп в эфире. - "Новая газета", № 3, 1998.

4. Вильчек В. Телевидение в России: политика и деньги. - Комиссия по политике радио и телевидения. Рабочая группа V. М., Ин-т Аспена, 1995

5. Винокуров Г. Сила закона или нравственный императив? - "Законодательство и практика СМИ", вып.10, окт. 1996, с.23.

6. Воинов А. "Юридический аспект проблемы защиты чести и достоинства: теория и практика". - Законодательство и практика СМИ", вып. 1 (29), январь 1997.

7. Воронина О.А Женщина и социализм: опыт феминистского анализа. - В кн.: Феминизм: Восток, Запад, Россия. М., Наука, 1993, с.205-225.

8. Воронина О.А. Женщина - друг человека? - "Человек", № 5, 1990, с.48-58

9. Воронина О.А. Введение в гендерные исследования. - Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96". М., 1997, с. 29-35.

10. Горелов Д. Через тернии - к астрам. - "Сегодня", 1995, 7 октября.

11. Дэннис Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа. Пер. с англ. М., Изд-во "Вагриус", 1997.

12. Журналист и банкир, будьте взаимно умными! Представители двух рискованных профессий в "Гостиной "ОГ"" - "Общая газета", 1998, №2, с.13

13. Законы и практика средств массовой информации в одиннадцати демократиях мира". М., Изд-во "Права человека", 1997.

14. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России" - Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96". М., 1997, с. 84-89.

15. Зонтаг С. Мысль как страсть. М., Русское феноменологи ческое общество, 1997.

16. Зотов А. Российские ресурсы Интернета. - Законодатель ство и практика СМИ, вып.12 (28), 1996, с. 13)

17. Иванов И. "Порнография ...по-российски". Законодатель ство и практика СМИ. Вып. 11 (27), 1996, с.7.

18. Иванов И. "Проблемы законодательного обеспечения свободы массовой информации" (неопубликованная статья).

19. Караулов А. По каналам плавают кадровые ошибки. - "Новая газета", №1, 1998, с.10

20. Качкаева А. Телевидение и новая российская олигархия. - Законодательство и практика СМИ, № 3 (31), март 1997).

21. Клименкова Т.А. Секс и гендер. - Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96". М., 1997, с. 35-42.

22. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. - Москва, изд-во "Преображение", 1996.

23. Комиссия по политике радио и телевидения. Доклады рабочей группы. с. 1.

24. Копейка А.К. и Иванов И.В. "Телерадиовещание: первый шаг". - В кн.: Право, радио и телевидение в России. На пути к новой организации электронной прессы. Сб. Материалов симпозиума Института Хансо Бредо. На рус., нем. яз. - Баден-Баден/Гамбург: изд-во "Номос", Спб.: изд-во газеты "Невское время". 1994.

25. Кудрявцев М. "Информационные права личности" - Законодательство и практика СМИ, вып. 5, май 1997, с.1.

26. Левада Ю.А. Комплексы общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ, N 6 (26), 1996, с.8).

27. Майн Х. Средства массовой информации в Федератив ной Республике Германии. Пер. с немецкого. Изд. Коллоквиум. 1995.


28. Малашенко И. Следуя своим путем. - Независимая газета, № 1, 1998, с. 12

29. Материалы конференции "Гендерная экспертиза проекта Закона Кыргызской Республики о средствах массовой информации". Бишкек, 1997.

30. Мелюхин И. Интернет и правовое регулирование. - Законодательство и практика СМИ, вып. 12 (28), 1996.

31. Мишель А. Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в книгах для детей и школьных учебниках. Париж, ЮНЕСКО. 1986.

32. Мурадов Б. Сексуальный инстинкт как двигатель рекламы. "АиФ - Москва", 1997, № 22, с. 22

33. Муратов С. "Тоталитарное телевидение в условиях гласности" - Комиссия по политике радио и телевидения. Доклады рабочей группы, с.11.

34. Образы женщин в современной российской журналистике. Анализ федеральной и региональной прессы. Обзор телевизионной рекламы. Ассоциация журналисток. М,. 1995-1996.

35. Общая теория прав человека. Под ред. Е.А.Лукашевой. М., 1996.

36. От проблем к стратегиям. Итоговый документ II Независимого женского Форума. Дубна, 1992.

37. Островский А. "Примеры практики ведения дел по защите чести и достоинства" . - Законодательство и практика СМИ", вып. 1 (29), январь 1997.

38. Посадская А. Гендерные аспекты изменения специального законодательства периода социальной трансформации. - Научный отчет ЦГИ ИСЭПН РАН. 1992, с. 77-92

39. Преступление и порабощение. Разоблачение секс-торговли женщинами из стран бывшего СССР. Материалы конференции. М., 1997

40. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. Пер. с англ. М., "Прогресс", 1972.

41. Распутин В. Cherchez la femme. - "Наш современник", № 3 1990 с.168-172

42. Русская мысль, № 4200, 4-10 декабря 1997 г.

43. Советский энциклопедический словарь, М., "Советская энциклопедия", 1987.

44. Соколов Д. НТВ запустило в регионы "младшего брата" - Общая газета, №4. 1998.

45. Судебная Палата по информационным спорам при Президенте РФ. 12994-1996. Нормативные акты, практика, комментарии. М., 1997

46. Токарева М. Консультант по провокациям. Разговор с Александром Невзоровым. - Общая Газета, 1998, № 5.

47. Трошкин Ю.В. Права человека. Нарушение и защита прав человека и прессы. М., 1997.

48. Тэкс М. Сила слова. Культура, цензура и свобода слова. Пер. с англ. М., Изд-во "Женский мир". 1997

49. Федотов М. СМИ в отсутствии Ариадны. Попытка юридического комментария в лабиринте законов и практики. - В кн.: Законодательство РФ о СМИ. М., Фирма Гардарика, 1996, с.182- 291.

50. Философский энциклопедический словарь. М., 1983

51. Хиллз Дж. "От государственного телевещания к службе общественного вещания: возможные варианты и новая технология. Плюрализм в электронных средствах массовой информации: роль технологии". Комиссия по политике радио и телевидения. Рабочая группа V.

52. Цитовский А. "Телевизионно-рекламная индустрия: новые тенденции развития". - Законодательство и практика СМИ. № 9, 1997.

53. Энциклопедический социологический словарь, М., 1997.

54. Dworkin A . Pornograhpy and Male Supremacy. - In: Gender, Race and Class in Media. Eds G.Dines and J.Humez. - London, Sage Pulications, 1995.

55. Dworkin A and MacKinnon C. Pornography and Civil Rights: a New Day for Women's Equality. Minneapolis, MN, Organizing Against Pornography, 1988.

56. Easton S. The problem of pornography: regulation and the right to the free speech. London/New York, Routledge, 1994.

57. Feminist Legal Theory/Readings in Law and Gender. Eds K. Bartlet and R.Kennedy. Boulder etc., Westview Press. 1991.

58. Itzin C. A Legal Definition of Pornography. - In: Pornography: Women Violence and Civil Liberties. A radical New View. Ed. by Catherine Itzin. Oxford Univ. Press, 1992.

59. Mead M. Sex and Temperament in three Primitive Societies. N.Y., 1935, p.278-280.

60. Non-Sexist Language. Guidelines for Unions. - Australian Council for Trade Unions/Action Program for Women Workers. February 1986, Melbourne.

61. Susan M. Easton. The problem of pornography: regulation and the right to the free speech. London/New York, Routledge, 1994.

62. Women's Studies Encyclopedia. Ed. H.Tierney, N.Y., 1991.

Далее...