|
|
Баллаева Е. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России / МЦГИ. М., Проект ''Гендерная экспертиза''. М., 1998.
|
В начало документа |
В конец документа |
Баллаева Е. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Анализ отношения российских женщин к аборту показывает, что их репродуктивное поведение в настоящее время в значительной мере определяется легальностью и доступностью аборта как метода регулирования своей фертильности. По данным анкетного опроса, проводившегося РАПС (1995), большинство женщин (95,2%) против запрета аборта; 41% женщин, кроме того, считают, что аборт должен быть бесплатным и только 18% женщин за платность операции аборта (14). Нет оснований рассчитывать на скорое замещение аборта как метода регулирования рождаемости современными средствами контрацепции. И по данным официальной статистики, и по результатам социологических исследований, аборт как наиболее предпочтительный метод планирова ния семьи по-прежнему вне конкуренции (31, с.105). Важным в репродуктивном поведении женщин, считающих аборт наиболее предпочтительным методом контроля фертильности, является субъективная оценка "риска беременности". "Во многих случаях, - пишет Т.Л. Харькова, - женщины, не желающие родить ребенка, неадекват но оценивают риск забеременеть, считая его низким, или почти не существующим. Они не применяют контрацепти вов, что приводит к нежеланным беременностям, из которых 4/5 заканчиваются абортами" (31). Аборт, таким образом, позволяет женщине принимать решение о материнстве уже после наступившей беременнос ти. Почему так происходит - ответить однозначно слож но. Демограф А. Попов объясняет это тем, что начиная с 20-х годов "в России была сформирована особая абортная культура - приспособление и привыкание общества к широкому производству абортов как основному и даже единственному способу регулирования числа детей в семье" (32). Врач-гинеколог из Москвы Ю. Крейнина полагает, что "проблема абортов, их распространенность, частота использования именно в нашей стране являются и наглядным примером сугубо потребительского, безразличного отношения к своему здоровью множества российских женщин" (24). Некоторые приводят в качестве объяснения социально -психологические и экономические причины: тяжелое материальное положение большинства семей, во многих из которых женщина является основным кормильцем. В условиях нехватки времени, сил и знаний планирование семьи просто выпадает из контекста повседневной жизни женщин. Психолог Н. Марфина отмечает, в частности, что беременность часто сопровождается отрицательными личностны ми переживаниями, инициирующими негативное отношение к материнству. Социальная среда, в которой живет женщина, является основным источником негативного отношения к материнству. "По сравнению с запланированной беременностью, - пишет Н. Марфина, - отложенный репродуктивный выбор отражает наличие более выраженных фрустраций и противоречий между потребностями данной личности и предъявляемыми к ней ее новым состоянием перспективными требованиями, что осознается женщиной в той или иной мере как собственная неготовность к материнству и клинически проявляется в виде эмоциональных и поведенческих реакций периода беременности" (33). Демограф-традиционалист Б. Хорев уже прямо связывает распространенность аборта с экономической политикой правительства, приведшей к обнищанию широкие слои населения. "Дело в том, - пишет он, - что русские женщины бастуют. Бастуют иначе, нежели шахтеры и атомщики, но бастуют - отказываются рожать" (19). В то же время данные других исследований показывают, что репродуктивное поведение с установкой на аборт, слабо зависит от уровня доходов женщин и их семей. Так, по данным исследований, проводившихся сотрудниками Санкт-Петербургского благотворительного медико-соци ального фонда поддержки материнства, 50% опрошенных женщин, оценивающих свои доходы как "достаточные" и "сравнительно высокие", не желают родить еще одного ребенка и тем не менее не пользуются контрацепцией. Следовательно, они рассчитывают на аборт (34). Т.В. Харькова отмечает: "У нас желанные беременности составляют лишь немногим более 1/3 всех беременностей, тогда как в Венгрии, Франции, Бельгии, США - 2/3. У нас на каждые 100 желанных беременностей возникает еще 170 нежеланных (несвоевременные и незапланированные), а в западных странах - около 40" (31, с.102). Относительная независимость принятия решений об аборте подтверждается и данными, полученными в г. Рыбинске. Так, рождение первого ребенка обычно не связывалось женщинами с материальным состоянием семьи и уровнем дохода. Более того, женщины не обнаружили склонности откладывать рождение первого ребенка также по причинам необходимости получения образования, сохранения места работы и из-за отсутствия зарегистрирован ного брака с отцом ребенка. Следует отметить, что речь шла о первой беременности и самая молодая респондентка едва достигла 19 лет. Но относительно рождения еще одного ребенка фактор доходов выглядел уже более весомым. Практически все наши собеседницы считали, что именно по этим причинам они не планируют рождение больше двух детей в течение детородного периода (35). Вместе с тем оценка материнства и социального статуса матери, по этим данным, является очень высокой. Материнство постепенно становится позитивным ценностным полюсом, в котором фокусируются все положительные установки жизненной стратегии женщин. Позитивная оценка материнства, особенно у молодых женщин, поэтому является своего рода реакцией на утрату многими женщинами иных жизненных перспектив, помимо материнства (35). Это подтверждается также исследованиями В.Н. Бодровой 1994 года. "Вероятно, - отмечает в этой связи исследователь ница, - нынешние представления об идеальном жизненном пути женщин являются своеобразной реакцией на пре дыдущую государственную доктрину всеобщей занятости в общественном производстве и имеют переходный характер, как и время, в котором живет Россия" (36). Мотивы, по которым женщины принимают решения об аборте и по каким они отдают предпочтение именно прерыванию беременности, а не ее предотвращению, таким образом, весьма разнообразными. Можно предположить, что одной из существенных особенностей установок репродуктивного поведения женщин является их неопределенность. Беременность рассматривается многими женщинами как своего рода стихийное бедствие, или по меньшей мере как неожиданность. Как поведет себя женщина в случае такой неожиданной беременнос ти часто не знает даже она сама. В случае первой беременности, скорее всего, решится родить ребенка, невзирая ни на какие жизненные обстоятельства. И не всегда родившийся ребенок будет желанным. В случае второй, и особенно третьей беременности -вероятнее всего, сделает аборт. Но только в очень немногих случаях она воспользуется средствами предотвращения беременности. Некоторые исследователи называют такое репродуктив ное поведение иррациональным. Отсутствие рациональ ных установок проявляется не только в том, что женщины не употребляют контрацепцию, но и в том, что они рожают нежеланных детей, или не рожают детей, когда хотели бы этого. По данным Т. Харьковой, отсутствие рациональных установок репродуктивного поведения характерно для 41% женщин (31, с.104). В этих условиях аборт вносит в репродуктивное поведение некий смысл: он как бы упорядочивает мотивы как рождения детей, так и отказа от этого. Он дает женщине возможность взвесить все "за" и "против" и сделать наиболее обоснованный в сложившихся жизненных обстоятельствах выбор. Поэтому любые - самые незначительные ограничения права на аборт - для миллионов женщин грозят превратить беременность в проклятие. А это, в свою очередь, приведет к росту числа "брошенных детей", детоубийств и криминальных абортов.
В последние годы резко возросло число абортов у женщин, не достигших совершеннолетия. Как показывает опыт, к 15 годам около 40% девочек-подростков имеют опыт полового общения. Это раннее сексуальное взросление, сочетающееся с недостатком опыта по предохранению от беременности, является основной причиной абортов в этой возрастной группе (37). Аборт (как, впрочем, и беременность) в этой возрастной группе оказывается включенным в целую совокупность очень острых психологических, социальных и юридических проблем. "Стыд и страх являются основной причиной позднего обращения подростков за советом в связи с беременностью", - пишут специалисты (38). Дело осложняет ся тем, что, как правило, перед лицом надвинувшейся на нее беды девочка оказывается практически одинокой. Институт гинекологической службы для подростков пока слабо развит, и кроме того, работает он в соответствии с теми же стандартами, что и гинекологическая помощь взрослым: те же 12 минут на осмотр, та же отчетность по числу беременных, стоящих на учете (Из интервью с врачом-гинеколо гом Е.А. Малышевой , г. Рыбинск, 17 июня 1997 г.). Характерно, что аборт у несовершеннолетних составляет уже значительную часть от общего числа абортов, которые делаются в стране - около 4% среди девочек до 15 лет и свыше 10% - у 15-19-летних (39). По оценкам специалистов, на эту возрастную группу приходится и самое большое число криминальных абортов, самопроизвольных абортов и преждевременных родов (38). Медики говорят о зависимости частоты осложнений при операции аборта от гинекологического возраста женщины; о том, что проведение аборта несовершеннолетним связано с разработкой особых стандартов медицинской помощи и квалификации врача. При соблюдении этих условий аборт может стать сравнительно безопасным для здоровья юной женщины (38). Возникает вопрос: какой репродуктивный выбор - аборт или ранние роды - предпочтительнее для несовершеннолетней женщины (и для общества в целом) волнует многих. По данным проведенных нами исследований, общественное мнение склоняется к тому, что прерывание беременности для женщины предпочтительнее. Мотивируют это психологической и моральной неготовностью юной женщины к материнству, отсутствием материальных средств для воспитания ребенка, неизбежными трудностя ми при устройстве на работу, в получении образования и т.д. Во многих случаях это мнение разделяют и врачи. 1.6. Правовое регулирование отношений искусственного прерывания беременности Легальность Основным законом, регулирующим право женщины на аборт в России, являются "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 23 июля 1993 года. Статья 36. Искусственное прерывание беременности. Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности. Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Если внимательно проанализировать содержание этой статьи, то становится понятным, что "Основы законода Этим законом аборт как таковой легализуется. Однако легализация аборта происходит при соблюдении следующих условий: - при сроке беременности не более 12 недель - если женщина желает прервать беременность; - при сроке беременности до 22 недель, если обнаруживаются социальные показания, делающие беременность, роды и последующее воспитание ребенка тяжелым для женщины; - независимо от срока беременности, если обнаруживаются показания возможного вреда, которые может причинить беременность здоровью матери или ребенка. Это означает, что законодатель, во-первых, устанавли вает правовую оценку постулируемой жизнеспособности эмбриона (фетуса), начиная с 22 недель. Во-вторых, в случае необходимости делать выбор между жизнью матери и будущего ребенка - приоритет отдается жизни матери. Это, безусловно, очень важная правовая норма, направленная на выравнивание социальных последствий биологических различий мужчин и женщин, а именно - законодательная защита определяемого нормами закона права женщины "распоряжаться своим телом". Тем самым законодатель не только предопределяет возможности репродуктивного выбора женщины в ситуации потенциальной или уже имеющей место беременности, но и оценивает репродуктивную свободу женщины как определенную социальную потребность . Доступ Оговоренные законом ограничения, при которых женщина может воспользоваться правом на аборт, представляют собой условия, при которых аборт становится доступным для женщин. Однако "Основы законодательства об охране здоровья граждан" не дают исчерпывающий перечень таких условий и отсылают к иным нормативным актам. Ибо чтобы вос пользоваться правом на аборт, женщина должна обратиться в медицинское учреждение, отношения которого с гражданами и государством регулируются не только "Основами законодательства об охране здоровья", но и Законом РФ №1499 от 28 июня 1991 года "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации ". Данный документ был изменен Законом РФ №4741 от 2 апреля 1993 года; Указом Президента РФ №2288 от 24 декабря 1993 года; Федеральным законом №9-ФЗ от 1 июля 1994 года. Однако, если внимательно прочитать текст Закона "О медицинском страховании граждан" , то легко можно обнаружить, что содержание той части Закона, которая посвящена правовому регулированию обязательного медицинского страхования, граждан не касается. Закон рассматри вает особый правовой субъект - "население", или "застрахованных". Чтобы понять, каков правовой статус женщины, обратившейся в лечебное учреждение для осуществления своего права на аборт, нужно обратиться к следующим статьям Закона. |