Право

Баллаева Е. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России / МЦГИ. М., Проект ''Гендерная экспертиза''. М., 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Баллаева Е. А.

Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Статья 2. Субъекты медицинского страхования

В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Страхователями при обязательном медицинском страховании являются:

* для неработающего населения - Советы Министров в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация

* для работающего населения - предприятия, учреждения, организации,

* лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий (далее - предприятия).

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилак

тические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Упоминание о "гражданине" как субъекте правоотноше ний в этой статье не относится к обязательному медицинско му страхованию .

Статья 4. Договор медицинского страхования.

Договор медицинского страхования является соглашени ем между страхователем и страховой компанией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества и иных услуг по программам обязательного медицинского страхования.

То есть женщина, желающая сделать аборт, этой статьей определяется как "застрахованный контингент", и правовые отношения обязательного медицинского страхования, по закону на нее не распространяются. Что дело обстоит именно так, подтверждает и

Статья 5. Страховой медицинский полис.

Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного.

Форма страхового медицинского полиса и инструкция о его ведении утверждаются Советом Министров Российской Федерации.

Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации, а также на территориях других государств, с которыми Российская Федерация имеет соглашения о медицинском страховании граждан.

Согласной этой статье, женщина, желающая сделать аборт, воспользовавшись услугами обязательного медицинского страхования, также не рассматривается как самостоятельный субъект правоотношения.

Это означает, что право на аборт, определяемое в "Основах законодательства об охране здоровья граждан" как не посредственное ("Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве") Законом о медицинском страховании опосредуется, и как субъект правоотно шения женщина исчезачает.

Справедливо будет сказать, что правосубъектности в законе лишаются не только женщины, делающие аборт, но и все остальные граждане, обращающиеся за помощью в лечебные и медицинские учреждения. И все они вследствие этого сталкиваются с противоправными действиями "полноправных субъектов" медицинского страхования, а именно: государственных органов, страховых компаний и медицинских учреждений. Система страховой медицины в России, таким образом, откровенно недемократична и наследует все пороки государственной медицины советского времени. Подобно прежней системе здравоохранения, она устанавливает административно-правовые отношения между гражданами и государственными органами здравоохра нения, точнее будет сказать, отношения, позволяющие этим органам абсолютно бесконтрольно устанавливать объем прав граждан на охрану здоровья, произвольно истолковывать действующее законодательство, не советуясь с гражданами, определять базовые потребности граждан в охране здоровья и лишать гражданина права на защиту своих прав и обжалование их действий в суде. И этот произвол в отношении права граждан на охрану здоровья, как видим, устанавливается Законом!

Антидемократический характер законодательства бьет прежде всего по женщинам. И Базовая Программа обязатель ного медицинского страхования , разрабатываемая Министерством здравоохранения, и региональные программы, принимаемые субъектами Федерации составляются в тиши кабинетов, где их голоса, как правило, не слышны. Может ли женщина сегодня, опираясь на "Основы законодательства граждан об охране здоровья", обжаловать неправомерное исключение аборта из перечня медицинских услуг, покрываемых из средств Фонда обязательного медицинского страхования"? Нет! И ни один адвокат не взялся бы вести дело о неправомерном ограничении права на аборт действиями Администрации в суде, опираясь на статьи 1, 2 и 32 "Основ законодательства об охране здоровья граждан" и на статью

Конституции Российской Федерации. Так чего стоит провозглашение этого права, если воспользоваться им в полном объеме все равно нет возможности, и нормы "Основ" не выполняются?

Это происходит потому, что право на прерывание беременности с точки зрения законодательства на самом деле не является частным правом женщины как гражданки, как может на первый взгляд показаться.

Рассмотрим некоторые статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством - в качестве объекта правового регулирования определяет, что:

2. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Комментатор указывает, однако, что "законодатель не включает теперь в предмет гражданского права личные неимущественные блага, не связанные с имущественными (например, право на жизнь и здоровье, неприкосновенность частной жизни, чести, достоинства и деловой репутации, право свободного передвижения, выбор места жительства и др.). Гражданское законодательство не регулирует отношения, связанные с подобными нематериальными благами, однако защищает объекты этих неимущественных отношений (40). Но Закон о медицинском страховании такой объект, или нематериальное благо, как право на здоровье или право женщины самостоятельно решать вопрос о материнстве не рассматривает.

Статья 3. Объект добровольного медицинского страхования.

Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

"Риск", о котором идет речь, - это риск страховщика (страховой компании), риск страхователя (государства в лице органов исполнительной власти, предприятия и т.п.), но отнюдь не регулирование средствами закона права граждан, которые субъектами обязательного страхования не являются.


Ресурсы

Закон о медицинском страховании в Российской Федерации в части, относящейся к обязательному медицинско му страхованию, регулирует распределение ресурсов на медицинскую помощь. Анализ соответствующих статей Закона позволяет понять, почему на территории нашей страны женщины имеют разный доступ к аборту.

Несмотря на наличие утвержденной Министерством здравоохранения Базовой программы социального страхования , субъекты Федерации обладают правом самостоятель но повышать уровень социального страхования. Этому посвящены Статьи 10 и 11 Закона.

Статья 10. Источники финансирования системы здравоохранения в Российской Федерации.

* средства республиканского (РФ) бюджета, бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов местных Советов народных депутатов;

* средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;

* личные средства граждан;

* безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

* доходы от ценных бумаг;

* кредиты банков и других кредиторов;

* иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и республик в составе РФ.

Из этих источников формируются финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения и финансовые средства государственной системы обязатель ного медицинского страхования.

Статья 11. Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения.

Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения предназначены для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения. Правительство Российской Федерации, правительства республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных

округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петер бурга, местная администрация определяют размеры финансирования государственной, муниципальной систем здравоохранения.

Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения используются для:

* финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Советами Министров Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрацией;

* обеспечения профессиональной подготовки кадров;

* финансирования научных исследований;

* развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;

* субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;

В реальности, как мы видели, система здравоохранения страдает хроническим недостатком средств. Это и понятно: в процессе аккумуляции их на счетах конкретных лечебных учреждений средства распыляются. Ни для кого не секрет, что основным источником поступления средств в Фонд обязательного медицинского страхования является федеральный бюджет. Бюджеты местных органов исполнительной власти, как правило, не способны самостоятельно содержать систему здравоохранения. Известно, что из 89 субъектов Федерации недотационными являются бюджеты только 10! (41).

Получается, что федеральное правительство перечисля ет деньги в бюджеты субъектов Федерации, но распоряжа ются ими субъекты самостоятельно. Более того, получив перечисленные деньги из федерального бюджета, органы исполнительной власти субъектов Федерации из своего бюджета делают перечисления в свой - региональный - Фонд обязательного медицинского страхования, а тот, свою очередь, в страховые компании.

В начале 1998 года Правительство Российской Федера ции приняло Концепцию развития здравоохранения, в которой вообще отказалось от какой-либо увязки развития сети здравоохранения, в том числе и медицинских учреждений, связанных со здоровьем матери и ребенка, с показателями уровня здоровья населения. Как отмечают аналитики, "на реализацию государственной программы неотложных мер, в том числе и на снижение уровня преждевременной смертности населения, было выделено лишь 29,7% от объема необходимых средств в 1995 году и ничего (!) не выделено в 1996 году" (42). Принятая Концепция предполагает значительно уменьшить государственные расходы на здравоохранение уже в текущем 1998 году : с 3,45 % к ВВП в 1996-м до 2,96% . "Согласно рекомендациям ВОЗ, для поддержания отрасли здравоохранения в рабочем состоянии нужно не менее 5%" (42). Однако нет оснований ожидать, что сокращение финансирования сколько-нибудь заметно скажется на числе чиновников от медицины. Н. Демидов в этой связи пишет: "Возьмите для примера Московский городской фонд обязательного медицинского образования. В нем около 700 чиновников. Столько же было в 1990 году в российском республиканском Министерстве здравоохранения. В России 88 таких фондов, свыше 1000 филиалов, да еще 500 компаний медицинского страхования" (42).

Неверно полагать, что средства Федерального фонда обязательного страхования не имеют никакого отношения к бюджету. В условиях, когда неплатежи в федеральный бюджет стали хроническим явлением, даже по данным официальной статистики только 12-15% средств, аккумулируе мых Федеральным Фондом ОМС, составляют отчисления предприятий. Остальные же 80-85% этих средств - это отчисления из федерального бюджета (42).

Далее...