|
|
Баллаева Е. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России / МЦГИ. М., Проект ''Гендерная экспертиза''. М., 1998.
|
В начало документа |
В конец документа |
Баллаева Е. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Отсутствие учета и контроля за распределением финансовых ресурсов на здравоохранение, являющееся следствием несовершенства законодательства, позволяет органам власти на местах вводить такие "инновации" в правовое обеспечение здравоохранения, которые открыто противоречат Конституции. Вот один из примеров. Так, в Ростовской области создана единая база данных так называемого "застрахованного контингента", которая охватывает все население области - без малого 4 млн человек. В число предоставляемых сведений - таких как принадлежность к страховой организации, серия и номер полиса и т.д. - лечебным учреждениям входят также и сведения о перечислении средств в Фонд ОМС предприятием, на котором работает гражданин, обращающийся за медицинской помощью. В случае если таковые средства предприятием не перечисляются гражданину может быть отказано в бесплатной медицинской помощи (43). То, что этим нарушаются конституционные права граждан, чиновников не заботит. Далее. Статья 12. Финансовые средства фондов обязательного медицинско го страхования находятся в государственной собственнос ти РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Однако и тут не все так просто. В соответствии с Федеральным законом от 01.07.94 №9-ФЗ в 1994 году в федеральный бюджет направлены свободные по состоянию на конец каждого квартала средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме до 200 млрд рублей для их использования на финансирование лечебных учреждений здравоохранения (44). Стало быть, неприкосновенность страховых денег на здравоохранение не является безусловной. Прецедент уже есть. Путь, который проделывают деньги, кроме того, удлиняется в коммерческих банках. Стоит ли удивляться после этого, что голодные медики выходят на площади с требованиями "Верните нашу зарплату!", а пациенты в это время покупают на свои средства все - начиная от резиновых перчаток и кончая одноразовыми шприцами, или что деньги - плата за аборт, - которые женщины перечисля ют на счет больницы, часто являются единственным средством, поддерживающим существование гинекологических служб. Любая хозяйка знает: когда денег в семье мало, лучше их держать в одних руках и строжайшим образом контролировать все траты. Наше государство делает все с точностью "до наоборот". Вероятно, потому что законы пишут те политики, которые еще недавно с презрением клеймили "кухарок у руля государства" и боролись за то, чтобы к этому рулю встали профессионалы. Наконец, следует указать на наличие устанавливаемой законом асимметрии в отношении финансирования медицинской помощи женщине при операции аборта и такой же помощи при беременности и родах. Почему роды в любом случае "покрываются" медицинской страховкой, а аборт (и контрацепция!)- нет? Ведь закон гласит, что каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. То есть, согласно закону, государство всей силой своей власти и своими материальными ресурсами гарантирует женщине свободу выбора - быть ли не быть матерью. Свободу - и быть и не быть! Оно говорит в законе: мне, государству, все равно - твое право: решай! Оказывается, что на самом деле государству "не все равно": за право сделать аборт - плати, а если твой выбор будет другим, за него заплатит государство. Безопасность После принятия и введения в действие нового Уголовного Кодекса повисла в воздухе и устанавливаемая "Основами законодательства об охране здоровья граждан" и другая норма Статьи 32, отсылающая к другим законодатель ным и нормативным актам Российской Федерации: Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Нужно отметить, что, устанавливая эту норму, законодатель имел виду Уголовный кодекс 1964 года и его Статью 116, согласно которой незаконным считалось производство аборта врачом вне больницы или в больнице, но с нарушением действующих правил и инструкций. Только в одном случае при производстве аборта во внебольничных условиях ответственность врача не наступала - если врач произвел аборт в ситуации, когда отказ от него приведет к смерти женщины, т.е. по жизненным показаниям. В новом Уголовном кодексе РФ такой состав преступления не предусмотрен. В результате государство сняло с себя ответственность за безопасность здоровья и жизни женщины, О какого рода ситуациях идет речь, хорошо видно из примера, который мы заимствовали из монографии С.С. Самищенко "Судебная медицина" (45). (Автор приводит его как образец экспертизы по материалам дела, возбужденного по факту смерти больной.) Обстоятельства дела: 7.02.92 г. врач областной консультационной поликлиники Г. в помещении своего лечебного учреждения производила мини-аборт пациентке М., 24 лет. При этом врач с целью местного обезболивания сделала инъекцию 2% раствора дикаина в шейку матки. После инъекции развилась картина острой токсической реакции. В целях сохранения жизни больной были применены методы интенсивной терапии, проводились реанимационные мероприятия. Несмотря на это на вторые сутки после введения дикаина пациентка скончалась. В морге при областной больнице было произведено патолого-анатомическое исследование трупа умершей женщины. По его результатам сформулирован следующий патолого-анатомичес кий диагноз. "Тяжелое токсическое действие дикаина при его инъекционном введении. Острый внутрисосудистый гемолиз (распад) эритроцитов. Шоковые изменения в легких и почках. Кровоизлияния под оболочки внутренних органов. Резко выраженный отек мозга"... По данному факту было проведено служебное расследова ние. Дело было возбуждено по заявлению родственников пострадавшей. Следователем районной прокуратуры, проводившим предварительное следствие, была назначена комиссион ная экспертиза по материалам дела, производство которой поручено областному Бюро судебно-медицинской экспертизы. На разрешение экспертной комиссии были поставлены следующие вопросы: 1. Какова причина смерти гр-ки М. 24 лет - токсическая реакция на дикаин или анафилактический шок?
3. Была ли сделана инъекция 2% раствором дикаина? 4. В результате чего развились процессы, приведшие к смерти пациентки: в результате орошения шейки матки дикаином или в результате его инъекции в шейку матки? 5. Не повлияли ли на факт наступления смерти гр-ки М. какие-либо заболевания, имевшиеся у нее? 6. В чем выразилась "неправильность" проведения операции мини-аборта пациентке М. врачом Г.? 7. Можно ли было применять 2% раствор дикаина при производстве операции мини-аборта пациентке М. в качестве местного анестезирующего препарата? 8. В полном ли объеме была оказана медицинская помощь пациентке М. бригадой скорой помощи и в реанимационном отделении областной больницы? Для производства экспертного исследования в распоряже ние комиссии были представлены следующие материалы: 1. История болезни на имя М. и другие медицинские документы. 2. Протокол патолого-анатомического исследования трупа М. 3. Документы служебного расследования из областной больницы по факту смерти гр-ки М. 4. Протокол допроса врача Г. и некоторые другие материалы дела. В состав экспертной комиссии вошли: два судебно-меди цинских эксперта, один из которых главный областной судебно-медицинский эксперт, специалисты гинеколог и реаниматолог с большим стажем работы. Каждый из документов был подробно изучен членами экспертной комиссии. Факты, относящиеся к существу решаемых вопросов, дословно были приведены в соответствующем разделе "Заключение эксперта". ...На основании изучения материалов уголовного дела, возбужденного по факту смерти гр-ки М. 24 лет медицинская комиссия пришла к следующим выводам: 1. Причиной смерти гр-ки М. явилось тяжелое отравляющее (токсическое) действие медикаментозного препарата дикаина, а не анафилактический шок.
3. Пациентке М. была сделана инъекция 2% раствора дикаина. 4. Токсические процессы, приведшие к смерти пациентки, развились в результате инъекционного введения дикаина в шейку матки. 5. Имеющиеся у М. заболевания на факт наступления смерти влияния не оказали. 6. "Неправильность" методики проведения мини-абортов пациентке М. выразилась в том, что ей была сделана инъекция дикаина. Инъекционное использование дикаина недопусти мо ввиду его большой токсичности". Только такой документ может служить основанием для привлечения врача к судебной ответственности. Социальные гарантии Реальность права на аборт для миллионов женщин подтверждается системой социальных гарантий, связанных с абортом. Гарантии эти регулируются Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспо собность граждан. Инструкция была введена Приказом от 19.10.94 №206 Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Постановлением от 19.10.94 №21 Фонда социального страхования Российской Федерации. Аборту посвящен особый пункт Раздела 2 Пособия по временной нетрудоспособности. Условия назначения пособия, продолжительность выплаты. 16. Пособие в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности выдается за первые 3 дня временной нетрудоспособности. Начиная с четвертого дня, выплата пособия продлевается при операции по медицинским показаниям и при самопроизвольном аборте, а также женщинам, среднемесячная заработная плата которых за 2 предшествую щих календарных месяца (женщинам - членам колхоза - среднемесячный заработок за календарный год, предшеству ющий году наступления нетрудоспособности) не превышала Аборту также посвящен пункт 8 Раздела 8. Порядок выдачи листов нетрудоспособности по беременности и родам. 8. При операции прерывания беременности листок нетрудоспособности выдается в порядке предусмотренном в разделе 2 настоящей инструкции (т.е. на общих основаниях) на весь период нетрудоспособности, но не менее 3 дней (в том числе и при мини-аборте). Реально женщины не используют положенные законом три дня оплачиваемого отпуска для восстановления здоровья после операции аборта. Многие уже на следующий день приступают к работе. Обратим внимание, что оплата по листкам временной нетрудоспособности производится уже из средств Фонда социального страхования. Это третий источник финансиро вания, который мы находим в законодательстве, имеющем отношение к аборту. Понятно, что если хоть один из них будет перекрыт, полностью или частично, возможности реализации женщинами права на аборт будут существенно ограничены. "Права эмбриона" Согласно действующему законодательству, эмбрион считается нежизнеспособным до 22 недель беременности. Следовательно, по закону аборт не является "убийством". Мнения, которые высказывают по этому поводу граждане, даже если это ученые, священнослужители или журналисты, - это мнения граждан, на свободу выражения которых закон не покушается. Равно как на право граждан свободно высказывать их, в том числе и в средствах массовой информации. Как бы ни задевали они интересы отдельных женщин, а таких женщин в России большинство, как показывают историко-ста тичестические исследования, все же не влияют, или точнее, влияют гораздо слабее на их репродуктивную свободу и репродуктивный выбор. Ибо, с точки зрения прав женщины, ва В настоящее время Гражданский кодекс признает гражданина правоспособным только с момента рождения . Многим, однако, хорошо известна история, относящаяся к 1993 году, когда Верховный Совет в Законопроекте "О защите семьи" попытался наделить зародыш гражданскими правами под очень, на первый взгляд, хорошим предлогом: предоставления правовой защиты будущей матери. К счастью, не вышло (22). Но "фетоцентризм" в праве и законодательстве способен породить очень много проблем. С точки зрения сторонников фетоцентризма, женщина рассматривается как "пустое вместилище". И это не только проблема аборта, как может на первый взгляд показаться. В конце концов, точка зрения, приравнивающая аборт к убийству - весьма радикальная позиция, которая, как и всякий радикализм, имеет ограниченные возможности для проведения в жизнь. Это своего рода идеологическая экзотика. Но есть и другие аспекты фетоцентризма, приводящие к тому, что бесплодные женщины и мужчины, а также супружеские пары тратят огромные средства на лечение бесплодия. Чтобы спасти ребенка женщины, рискуя жизнью и здоровьем, делают кесарево сечение. Женщины идут на все, чтобы забеременеть и родить своего ребенка, опять же ставя под угрозу здоровье, социальный статус, материальное положение, свое, своих семей и проч. Медицина, в свою очередь, выполняет социальный заказ во что бы то ни стало способствовать повышению уровня рождаемости. Отсюда интимидизация женщин возможным бесплодием. А как расценивать принятые медицинские стандарты жизнеспособности недоношенных детей? Во сколько это обходится обществу и как сказывается на здоровье подрастающих поколений? |