Баскакова М. Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда
Издание подготовлено проектом гендерная экспертиза Московского центра гендерных исследований в рамках программы "Женщины и развитие" Международного центра по исследованию женщин (Вашингтон) при содействии Агентства по международному развитию США.
В работе показана история трансформации государственной политики занятости в отношении женщин. Представлен обзор современного российского трудового законодательства, регламентирующего положение женщин в сфере занятости. Дается анализ современных правительственных программных документов, провозглашающих политику равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин, и их влияние на государственные программы развития сферы занятости. Показана невозможность достижения равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин в сфере занятости только приведением трудового законодательства к гендерно нейтральному виду. Приводится краткая характеристика наиболее важных современных проблем положения женщин в сфере труда.
Для женских неправительственных организаций, законодателей, журналистов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПРАВОВЫЕ МОДЕЛИ РАВЕНСТВА
(советский период) 5
2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН НА РЫНКЕ ТРУДА 17
3. ГЕНДЕРНО-НЕЙТРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 25
4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ 35
5. ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОЙ ЗАНЯТОСТИ СЕГОДНЯ 43
6. ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ 56
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ВВЕДЕНИЕ
Словосочетание "гендерная экспертиза законодательства" вошло в лексикон общественных наук и политическую литературу сравнительно недавно, на волне активизации работы феминистского и женского движения за права женщин. И пока анализ различных изданий не позволяет назвать это словосочетание устоявшимся термином.
В данной работе под гендерной экспертизой российского трудового законодательства мы будем понимать - анализ соответствия законодательных актов, регламентирующих положение мужчин и женщин в сфере занятости и на рынке труда (Законы РФ, Указы Президента, Федеральные программы, Концепции, Послания и пр.), с одной стороны - провозглашенным в обществе основным гуманитарным принципам, с другой - реальному положению дел. В идеале аналогичную работу надо было бы провести и для государственной социальной политики, но почти полное отсутствие таковой делает пока эту задачу невыполнимой.
Данная работа не является пионерской. Это продолжение давно начатой, хотя и достаточно фрагментарной, работы сотрудниц Московского Центра Гендерных Исследований, которые начиная с 1992 года неоднократно проводили экспертизу отдельных законодательных актов, регламентирующих положение мужчин и женщин в различных сферах жизнедеятельности.
В то же время надо отметить достаточную условность проведения гендерной экспертизы современного российского трудового законодательства. Дело в том, что значительная часть этого законодательства никак не соотносится с реальной практикой регулирования трудовых отношений и имеет чисто декларативный характер. И такое положение дел не является для России чем-то новым. Для социалистического периода развития экономики также было характерно присутствие в трудовом законодательстве норм, не имевших реального применения.
Особенностью сегодняшнего дня является то, что невыполняемым стало практически все трудовое законодательство. В его нарушении все чаще становятся повинны не только отдельные работодатели, но и само государство. Не является секретом и то, что сегодня (в ситуации экономического кризиса, резкого роста масштабов теневой занятости и катастрофического падения уровня жизни населения) регулирование трудовых отношений выходит за рамки правовой области и происходит часто на основе неформальных механизмов. В этой ситуации женская профессиональная занятость и положение женщин на рынке труда во все большей и большей степени становятся зависимы от гендерных стереотипов, принятых в нашем обществе.
1. ПРАВОВЫЕ МОДЕЛИ РАВЕНСТВА
(советский период)
Уже почти 80 лет в России de jure существует равенство женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере занятости и на рынке труда. Однако de jure не означает de facto, и именно поэтому в течение всех восьмидесяти лет проходил поиск путей воплощения в жизнь декларированного равенства.
Попробуем коротко проанализировать, как в этот период изменялось представление о том, что такое равное положении мужчин и женщин в сфере труда, и о тех мерах, которые необходимо предпринять для достижения "истинного равенства".
1917-1941 гг.
Модель равенства между полами в сфере труда, которую советское государство пыталось реализовать в 20-30 годы, была сформулирована Марксом, Энгельсом, а затем Лениным. В основе этой модели лежала идея необходимости "освобождения женщины" от домашней эксплуатации, а в сфере занятости "подтягивание" ее положения до положения мужчины. По этой модели положение мужчины (как в сфере занятости, на рынке труда, так и в семье) принималось за эталон и корректировке не подлежало.
Классики отмечали, что "прежде всего для освобождения женщины необходимо возвращение всего женского пола к общественному труду, что требует в первую очередь, чтобы индивидуальная семья перестала быть основной хозяйственной ячейкой общества" (33), "Настоящее высвобождение ...начнется только тогда.., когда начнется массовая борьба, руководимая владеющим государством пролетариатом, против мелкого домашнего хозяйства или вернее его перестройка в крупное социалистическое хозяйство." (18).
Можно выделить три основных метода реализации этой модели.
Во-первых, законодательное оформление равенства между полами во всех сферах жизнедеятельности. С этой целью в течение достаточно короткого срока были изданы законодательные акты, определявшие равенство между мужчинами и женщинами по основным параметрам занятости:
1917 г. - Постановлением Советского Правительства введена равная оплата мужчин и женщин за равный труд; 1918Кг. - Декретом "О заработной плате рабочих и служащих в советских учреждениях" был установлен минимум заработной платы взрослому рабочему без различия пола; 1936 г. - Конституция СССР законодательно закрепила равенство прав мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности.
Во-вторых, ликвидация экономической (а во многом и воспитательной) функции семьи, полное освобождение женщин от "мелкой, не заключающей в себе ничего, что сколько-нибудь способствовало бы развитию" домашней работы. Это положение должно было быть осуществлено путем передачи всех семейно-бытовых обязанностей женщины - общественному производству (государству). Так как социализм предполагал высшее развитие общественных производительных сил, то только по этому одному, он считался несовместим с домашним хозяйством - наименее производительной формой человеческого труда. Был даже подсчитан выигрыш от производительности труда при переходе от домашней организации быта к общественной. Так, по подсчетам академика Струмилина, производительность труда при общественном бытовом обслуживании должна была бы увеличиться по сравнению с домашним хозяйством в пять раз (24, с.5).
В этот период началась работа по развитию сети домашних кухонь, столовых, яслей, детских садов и пр. Особое внимание уделялось увеличению числа яслей для детей до 3-х лет, так как уход за детьми именно этого возраста отнимает наибольшее время у женщины. Приоритет отдавался длительной и круглосуточной форме ясельного обслуживания, поскольку считалось, что именно они в наибольшей степени могут способствовать бытовому раскрепощению женщин, втягиванию ее в производство, ее культурно-производственному росту. В долгосрочной перспективе планировалось развертывание крупных коммунальных механизированных прачечных при домах, организация пошивочных и починочных мастерских и пр.
В-третьих, максимально возможное вовлечение женщин в общественное производство. При этом предполагалось, что в сфере профессиональной занятости мужчины и женщины, освобожденные от домашнего рабства, имеют равные права, однако, в периоды, связанные с деторождением, женщины имеют определенные льготы, кроме того, для преодоления прошлой отсталости (или, как сказали бы сегодня - "прошлой дискриминации") планировались и осуществлялись (правда, всегда в усеченном виде) специализированные мероприятия.
С целью реализации этого направления работы в 1917 г. было принято Постановление Совнаркома "Об отпусках", в котором женщинам предоставлялось право на освобождение от работы по беременности и родам в течение 16 недель с выплатой пособия в размере полного заработка (в то время самый длительный отпуск в мире); в том же году был также принят Декрет "О восьмичасовом рабочем дне" (в нем устанавливались ограничения применения труда женщин на сверхурочных, ночных работах). В 1922 г. Постановлением Наркома труда, ВЦСПС и ВСНХ введены квоты на увольнение женщин при сокращении штатов, за беременными женщинами и одинокими матерями с детьми до одного года закреплялось преимущественное право сохранения рабочего места. В 1923 г. введены квоты для женщин при формировании состава учащихся ФЗУ. В 1928 г. выпущено Постановление ЦК ВКП(б) определяющее 10%-20% квоты для женщин-коммунисток, и, в первую очередь, работниц при выдвижении на самостоятельную руководящую работу. В 1929 г. Постановление ЦК ВКП(б) "Об очередных задачах партии по работе среди работниц и крестьянок" в котором, в рамках пятилетнего плана развития народного хозяйства, был разработан отдельный план по вовлечению женщин в индустрию. В 1932 г. введен Список профессий, по которым запрещен труд женщин.
Результаты проводимой политики впечатляли. Вовлечение женщин в профессиональную деятельность происходило ударными темпами. Например, если в 1928-29 гг. в стране было 2,5 млн профессионально занятых женщин, то в 1931 г. - уже 3,6 млн. Характерной чертой этого периода являлось то, что женщин старались вовлекать в те отрасли хозяйства, где их труд раньше не применялся вообще или применялся в ограниченных масштабах, а также в те отрасли, где в период индустриализации в наибольшей степени ощущался недостаток рабочей силы ( в угольную, лесную, нефтяную и др. отрасли). Эта политика занятости привела в этот период к чрезвычайно резкому сокращению отраслевой и профессиональной сегрегации (см. раздел, посвященный проблемам занятости женщин сегодня).
В то же время темпы "освобождения женщин от домашнего хозяйства" существенно отставали от темпов их вовлечения в профессиональную занятость. Развитие социально-бытовой инфраструктуры происходило значительно медленнее, чем планировалось. Не осваивались даже выделенные деньги. Так, например, в 1932 г. план строительства новых яслей был выполнен только на 18%-20% (24, с.100).
Тенденция срыва планов развития социально-бытовой инфраструктуры сохранялась во все годы строительства социализма в стране. Коммуны не прижились. Государство не смогло обобществить домашнее хозяйство. Иные методы выравнивания возможностей мужчин и женщин до середины 70-х годов не рассматривались.
Для периода с 1941 до начала 70-х годов характерно определенное забвение государством идей поиска методов достижения истинного равенства мужчин и женщин. Индифферентное отношение к этим проблемам во многом определялось сначала - чрезвычайными военными и послевоенными обстоятельствами, а затем принятием 3-ей программы КПСС, в которой к 80-му году намечено было построить коммунизм и, соответственно, вся домашняя работа должна была быть обобществлена (в практической жизни это вылилось в строительство квартир с кухней до 5-ти квадратных метров, маленькой ванной, в которой невозможно было поставить свою индивидуальную стиральную машину и прочее), что автоматически решало вопрос истинного равенства полов.
В результате, к началу 70-х годов в СССР сложился самый высокий в мире уровень профессиональной занятости женщин. Однако, как показал сопоставительный анализ бюджетов времени работающих женщин в 1932 и 1967 гг., суммарная трудовая нагрузка кардинально не изменилась.
С начала 70-х годов постепенно стало меняться представление о том, каким должно быть положение мужчин и женщин в сфере занятости. Но реальной причиной этого изменения стала не забота о женщине и ее положении, а демографические проблемы страны.
Дело в том, что развитие советской экономики происходило в основном за счет экстенсивных факторов. Поэтому общественное производство, испытывая хронический дефицит рабочей силы, постоянно вовлекало в сферу занятости все новые контингенты (пенсионеров, домохозяек и пр.). В 70-х годах, когда уровень занятости населения трудоспособного возраста (в том числе женщин) достиг предела, а рождаемость упала до критической, как казалось тогда, отметки, государство вынуждено было начать поиски новых источников пополнения рабочей силы. Одним из этих источников должно было стать повышение уровня рождаемости населения. В этой связи с середины 70-х годов началась теоретическая разработка так называемой "семейной политики" (4, с.145).
Этот период можно считать началом формирования новой модели достижения равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин в нашей стране. Собственно новой модели и не было, просто подлатали и несколько модифицировали старую модель, по-другому расставили акценты.
По-прежнему главным оставалась всеобщая занятость женщин в общественном производстве, но государство больше не испытывало иллюзий относительно возможности обобществления домашнего хозяйства. Так как "двойная трудовая нагрузка" женщин считалась основной причиной сокращения рождаемости, то для повышения рождаемости нужны были меры для снижения этой нагрузки. А поскольку в нашей стране дети и домашняя работа воспринимались только как женские обязанности, то и стали разрабатывать "меры, позволяющие создать для женщины наиболее благоприятные условия сочетания профессиональных и семейно-бытовых обязанностей".
"Использование женского труда предполагает определенную специфику, связанную с выполнением важнейшей общественной функции - материнства, психофизиологическими особенностями женщин, с соображениями этического порядка и пр." "Какими бы важными социальными и экономическими последствиями не сопровождался рост женской занятости в общественном производстве, необходимо учитывать при этом его влияние на демографические последствия, и, в первую очередь, на показатели рождаемости. Сам по себе высокий уровень занятости женщин не может служить критерием рационального использования женских трудовых ресурсов, если он не сочетается с необходимым для развития общества уровнем рождаемости и режимом воспроизводства населения". Достижение фактического равенства мужчин и женщин виделось как создание условий для гармоничного сочетания их социальных функций: как производителя материальных и духовных ценностей и как матерей и воспитателей новых поколений (13, с.6).
В системе мер семейной политики центральное место (в соответствии с рекомендациями демографов) отводилось увеличению материальной помощи работающей матери и разработке разнообразных льгот для женщин в сфере занятости.
В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, в которой в Статье 35 были установлены равные права для мужчин и женщин, а осуществлением этих прав предполагалось обеспечить предоставление женщинам равных возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, в вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно политической и культурной деятельности, а так же специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, правовой защиты,К материальной и моральной поддержкой материнства и детства.К
Надо подчеркнуть, что закрепление домашней работы только за женщиной в этот период ревизии не подвергалась.
Далее мы приводим не полный список льготных мер для работающих женщин, разработанных в рамках семейной политики. Надо отметить, что внедрение этих мер в жизнь во многом стало возможным только благодаря специфической экономической системе, основанной на монополии государства одновременно в экономике, социальном развитии, регулировании демографическими процессами и пр.
1971 г. - КЗоТ - запрещение ночного, сверхурочного труда и направления в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, ограничение сверхурочных работ и направления в командировки для женщин, имеющих детей от 3-х до 14 лет.
1973 г. - Постановление СМ СССР "Об улучшении обеспечения пособиями по беременности и родам и по уходу за больным ребенком" - введена оплата декретного отпуска работающим женщинам в полном объеме заработной платы, независимо от продолжительности трудового стажа, до 7 дней увеличена продолжительность оплачиваемого больничного листа по уходу за ребенком, не достигшим 14-ти лет.
1978 г. - Новый расширенный список профессий, запрещенных для использования по ним труда женщин.
1979 г. - Для улучшения профессионального обучения женщин, установлено, что женщины, имеющие детей в возрасте до 8 лет, проходят переподготовку и повышение квалификации с отрывом от работы и сохранением на время обучения среднемесячной заработной платы.
1981 г. - Женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет начали предоставлять дополнительные трехдневные оплачиваемые отпуска и двухнедельные отпуска без сохранения заработной платы.
1981 г. - Введение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года.
1984 г. - Госкомтруд СССР утверждает положение о применении скользящего графика работы для женщин, имеющих детей.
1989 г. - Введение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет и неоплачиваемого отпуска до достижения ребенком возраста 3-х лет.
В 1983 году в НИИ Труда Госкомтруда СССР было проведено специальное исследование по изучению возможностей постепенного сокращения рабочего времени для всех женщин (сокращенного рабочего дня/недели), имеющих малолетних детей. Это исследование проводилось в рамках разработки новой программы КПСС. В исследовании предлагалось начиная с 12-ой пятилетки перевести всех работающих женщин, имеющих детей до 3-х лет, на 40 часовую рабочую неделю, а в последующем - на 35 часовую рабочую неделю с сохранением заработной платы. Правда, предложения, сформулированные в исследовании, не были реализованы (27).
Подчеркнем, что до конца 80-х все меры семейной политики были закреплены только за матерями.
В результате в России к середине 80-х годов оказалась такая профессиональная занятость, которой не было аналогов в мире. По сути дела к этому времени сложился единый стереотип занятости для мужчин и женщин, в соответствии с которым все работники трудоспособного возраста должны были быть заняты в экономике или в сфере обучения. Для женщин допускались временные перерывы в трудовой деятельности, связанные с рождением ребенка и выполнением обязанностей по уходу за ним. Таким образом, в конце 80-х годов 92% женщин трудоспособного возраста были заняты на работе или учебе. Этот показатель на 30%-40% выше аналогичных показателей развитых капиталистических стран (по возрасту 20-55 лет). Среди занятых женщины составляли 51%.
Существовавшая система законодательных актов, регламентировавших труд женщин, построенная во имя наиболее благоприятного сочетания женщиной семейных и профессиональных обязанностей, включала в себя множество льгот. Однако, эти льготы наряду с достоинствами обладали значительным числом недостатков, которые, как и полагается в таких случаях, были продолжениями самих достоинств. За женщинами закрепилась слава работников не совсем надежных, обремененных слишком большим количеством разнообразных льгот, "рабочей силы второго сорта".
В начале 80-х годов в экономике страны с особой четкостью стали проявляться признаки застоя. Долгие годы развитие советской экономики происходило в основном за счет экстенсивных факторов. Общественное производство, испытывая хронический дефицит рабочей силы, постоянно вовлекало в сферу занятости все новые контингенты (пенсионеров, домохозяек и пр.). В то же время по подсчетам специалистов более 10% всех занятых составляли излишне занятые. Экономика буксовала. В качестве одного из путей решения проблем предполагалось введение плановой безработицы. Однако это предложение не получило развития. Зато специалисты по проблемам эффективного использования трудовых ресурсов вплотную взялись на разработку механизма "высвобождения" рабочей силы из народного хозяйства. И, чтобы не допустить даже плановой безработицы, планировалось "высвобождение" проводить за счет женщин, "разрешив" им находиться в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 6 лет. И надо сказать, что если бы это предложение было реализовано, то оно вполне гармонично вписалось бы в действующую семейную политику.
В этот период научные исследования стали фиксировать по некоторым показателям усиление фактического неравенства мужчин и женщин в сфере занятости, а по некоторым - отсутствие положительных тенденций.
По-прежнему женщины отставали от мужчин по уровню заработной платы на 30-35%. Отношение среднего квалификационного разряда женщин к среднему квалификационному разряду мужчин в разных отраслях колебалось от 0,56 до 0,82, что было ниже, чем даже в 30-е годы. Профессиональная сегрегация оставалась на очень высоком уровне. Таким образом и вторая модель не привела к обеспечению мужчинам и женщинам равных прав и равных возможностей в реализации их конституционных прав и свобод.
Начиная с конца 80-х годов в научных и политических кругах все большее распространение начинает приобретать идея самоценности прав женщин и, соответствующая ей эгалитарная модель взаимоотношений мужчин и женщин. Главным предположением, на основе которого собственно и строится эта модель, является то, что традиционное разделение труда между мужчиной и женщиной является не "естественным" (природным) разделением ролей, а результатом социального развития общества. Соответственно, реализация этой модели взаимоотношений в обществе предполагает, в первую очередь, снятие социальных стереотипов, сдерживающих развитие каждого человека ( вне зависимости от того, кто это - мужчина или женщина). Конечной целью развития эгалитарных отношений в обществе является формирование равных возможностей для каждого, при этом необходимо проведение политики трансформации общественного сознания от идеологии протекционизма к идеологии автономии личности. При этом государство берет на себя обязательства по переадресации социальных льгот, предназначенных семье, но "приписанных" к женщине, непосредственно на семью или на работников с семейными обязанностями (исключая только льготы связанные с беременностью, родами и грудным вскармливанием) (11, сс.6-9).
Далее...
|