Социальный статус |
|
Груздева
Е. Б., Чертихина Э. С. Труд и быт советских женщин. М., Политиздат,
1983. С. 11-145.
|
В начало документа |
В конец документа |
Груздева Е. Б., Чертихина Э. С. Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Удовлетворенность женщин трудом определяется в немалой степени осознанием ими соответствия образовательного уровня выполняемой работе. На вопрос: "Как, по-Вашему, соответствует ли Вашей работе Ваше образование?"-около 80°/о обследованных работающих женщин ответили: "Мое образование в общем соответствует моей работе". Среди тех женщин, которые считают, что при более высоком образовании они могли бы выполнять свою работу лучше, наибольший процент (около 60) составляют имеющие общее среднее образование. Вероятно, полное среднее образование у многих из них является как раз тем уровнем накопления знаний, который создает потребность в дальнейшем повышении образования и профессиональном совершенствовании. Можно предположить, что понимание самими женщинами того положения, что сегодняшнее производство предъявляет повышенные требования к общеобразовательному и профессиональному уровню работников, с одной стороны, и наличие у них необходимого фундамента для получения специального образования - с другой, при определенных условиях приведет к установлению необходимого соответствия уровня их образования характеру выполняемой ими работы. То обстоятельство, что подавляющее большинство опрошенных женщин удовлетворены своей профессиональной деятельностью и не испытывают противоречия между уровнем своей подготовленности к труду и характером исполняемой работы, в значительной мере свидетельствует о превращении повседневного труда в необходимость, неотъемлемую составную часть образа жизни женщин, важнейшее средство развития их личности. В труде женщины утверждают свое равное и независимое положение в обществе, трудом завоевывают они свой авторитет в семье. Именно поэтому женщины не оставляют работу, когда они начинают строить семью и на их плечи ложится не только ведение домашнего хозяйства, но и воспитание детей. Доказательством того, что женщину удерживают в общественном производстве не только материальные мотивы, служит то, что более 60% опрошенных семейных женщин заявили, что они продолжили бы работу даже в том случае, если муж будет полностью обеспечивать семью и зарабатывать столько, сколько сейчас зарабатывают оба супруга, Характерно, что этот показатель находится в прямой зависимости от уровня образования работающих женщин и возрастает по мере его повышения: среди имеющих неполное среднее образование отказались оставить работу в указанной ситуации 53% матерей семейств, среди женщин с полным средним образованием-63%, со специальным (средним и высшим) образованием-73%, Значит, первостепенное значение в решении женщины не оставлять работу имеет не заработок, а сам труд, его смысл, его общественная значимость, его роль в развитии личности женщины. Об утверждении равноправного положения женщин говорит и их активное участие в деятельности трудовых коллективов. По данным таганрогского обследования, 2/3 работающих женщин ответили положительно на вопрос: "Принимали ли Вы в течение последнего года участие в разработке и обсуждении плана Вашего предприятия, коллективного договора, условий социалистического соревнования?"; примерно 1/5 из них непосредственно - выступала на собраниях, вносила предложения, писала в газету по этим вопросам. Степень активности женщин в решении производственных и общественных проблем возрастает по мере увеличения сложности и характера труда. Так, среди малоквалифицированных работниц удельный вес присутствовавших на собраниях и заседаниях при обсуждении вышеуказанных вопросов и выступавших, вносивших предложения по ним составил 53%, среди квалифицированных и высококвалифицированных работниц-68, среди женщин-инженерно-технических работников - 76, среди всех женщин служащих-специалистов - 80%. Не менее значительным свидетельством полноправного положения женщин в социалистическом обществе является их высокая общественная активность. Примерно 60% работающих женщин, по данным таганрогского обследования, охвачены различными формами общественной деятельности. И снова мы видим, что общественная активность женщин существенно зависит от уровня их квалификации и характера выполняемого ими труда: доля выполняющих общественную работу составляет среди женщин, запятых малоквалифицированным трудом,-- 30%, среди работниц квалифицированного и высококвалифицированного труда - 48% и среди высококвалифицированных специалистов, занятых умственным трудом,-77%. Знаменательно при этом, что самый высокий показатель общественной активности мы наблюдаем среди женщин-членов КПСС: на долю занятых различными видами общественной работы среди них приходится 95 %, среди женщин - членов ВЛКСМ этот показатель составляет 64%, среди беспартийных - 50%. Подводя итоги, отметим, что в период развитого социализма не только завершился длительный процесс вовлечения женщин в общественное производство, но и одновременно произошли коренные сдвиги в общеобразовательном и профессиональном уровне женских кадров рабочих и служащих, выросла их социальная и общественная активность. Возникает вопрос, являются ли подобные достижения свидетельством решения всех проблем, связанных с массовым участием женщин в общественном производстве? Стремительный рост уровня образования женщин, сыгравший существенную роль в выравнивания возможностей получения профессионального образования, свободы выбора вида деятельности, служебного продвижения в др., бесспорно, во многом определил решение проблемы фактического равенства женщин и мужчин в труде- Однако приведенные выше данные свидетельствуют о заметных еще различиях между женщинами и мужчинами в уровне квалификационной подготовки и, соответственно, в занятости более сложным по характеру трудом. Это значит, что на сегодняшний день еще не все качественные показатели, характеризующие положений женщин в общественном производстве, уже достигли такого же уровня, как у мужчин, что не все проблемы в этой области (в отличие от проблемы привлечения женщин к труду в народном хозяйстве) решены. Иначе и не может быть. Темп выравнивания квалификации и других показателей, характеризующих положение женщин и мужчин в процессе труда, обусловлен целым рядом исторически сложившихся обстоятельств: возникшими в прошлом и еще не до конца устраненными различиями в технической оснащенности различных отраслей народного хозяйства, длительным культурным отставанием женщин, следы которого особенно отчетливо ощущаются среди женщин старших поколений, социально-психологическими традициями в области использования женского труда. Но все же можно со всей определенностью сказать, что плановый характер социалистической экономики, сознательная устремленность общества к обеспечению женщинам, как это подчеркивается в Конституции СССР [1977], "равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе..."1 создают все необходимые предпосылки для полного и успешного преодоления имеющегося еще фактического неравенства. Процесс этот осуществляется в нашем обществе в плановом, сознательном порядке, В подобных условиях важно отчетливо представлять, в чем состоят еще существующие проблемы в сфере женского труда, каковы причины их возникновения и пути решения. При этом нужно помнить, что условия, благоприятствующие решению этих проблем, в частности опережающий рост уровня образования женщин, не приводят к желаемому результату автоматически. Постепенное решение всех проблем в области женского труда осуществляется в ходе претворения в жизнь социальной политики партии. 3. Сегодняшние проблемы завтрашнего дня Вспоминается такой случай. Мы проводили социологическое обследование на крупном московском предприятии. В одном из цехов этого предприятия работали только женщины. Им и были предложены вопросы нашей социологической анкеты. Женщины коротко отвечали на наши вопросы. 1 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977, с. 16-17. У нас не было возможности расспросить их поподробнее об их жизни, о планах на будущее. Да а они сами, стоя у конвейера, могли оторваться от работы лишь на миг. Однажды, закончив трудовой день, мы повстречались в проходной с группой работниц того цеха, в котором проводили обследование. И хотя все мы спешили - кто в магазин, кто за ребенком в детский сад кто домой, состоялся интересный разговор. В центре внимания было отношение к работе, к избранной специальности. Мы узнали, что не вес наши собеседницы довольны своей профессией, некоторые мечтают о другой специальности, стремятся получать большее удовлетворение от работы. Материалы конкретных социологических обследований, с которыми мы уже знакомили читателей, также говорят о том, что каждая десятая из обследованных женщин не испытывает удовлетворения от выполнения своих ежедневных трудовых обязанностей. Было отмечено также, что степень удовлетворенности своим трудом повышается по мере роста квалификации работниц. Но в жизни нередко мы встречаемся с тем, что, например, санитарка любит свой очень нелегкий труд и выполняет его с радостью, а маляр работает как настоящий художник и не променяет свою работу ни на какую другую. В то же время подчас можно встретить инженера, который каждый день идет на работу нехотя, не испытывая ни радости, ни удовлетворения, Отношение людей к труду, удовлетворенность им - одна из важнейших проблем сегодняшнего дня. И от того, как она решается, зависит поступательное развитие нашего общества. На современном этапе проблемы дальнейшего улучшения положения женщин, и прежде всего работающих на производстве, связаны с преодолением противоречия между высоким уровнем образования женщин (особенно молодых) и некоторым относительным их отставанием от мужчин по уровню квалификации. Обратимся вновь к данным социологического обследования, проведенного в г. Таганроге. Таблица 7 Уровень образования к квалификации рабочих в возрасте 20-29 лет (в % к общей численности обследованных указанной возрастной группы) Обследовалась, в частности, группа рабочих и работниц 1940-1949 гг. рождения. Такой выбор обследуемых был не случайным. В этом поколении молодых людей в возрасте 20-29 лет, получивших школьное образование и вступивших в трудовую жизнь в послевоенное время, юноши и девушки находились, казалось бы, в равном положении. Тем не менее, хотя женщины заметно превосходили мужчин по уровню образования, они существенно Уровень квалификации обследованных рабочих Таганрога (в % ч общей численности рабочих) Рис. 4 уступали им в уровне квалификации (см. табл. 7). В целом уровень квалификации обследованных рабочих г. Таганрога свидетельствует о заметном отставании женщин от мужчин (рис. 4). |