Социальный статус |
|
Груздева
Е. Б., Чертихина Э. С. Труд и быт советских женщин. М., Политиздат,
1983. С. 11-145.
|
В начало документа |
В конец документа |
Груздева Е. Б., Чертихина Э. С.
Общественный прогресс может быть точно измерен по общественному положению прекрасного пола... К. Маркс Женский труд является экономическим фундаментом, без которого эмансипация и равноправность женщин были бы совершенно невозможны.
Равноправие мужчин и женщин в условиях социализма стало в наши дни настолько привычным, что едва ли кто решится выступать против него. Массовое и повсеместное участие женщин наряду с мужчинами во всех сферах трудовой и общественной деятельности - нормальное явление сегодняшней жизни. Однако что же лежит в основе женского равенства? Этот вполне понятный для современника вопрос долгое время оставался без ответа. В истории решения женского вопроса известна немало попыток изменить положение женщин, бесправных в обществе эксплуатации. Передовые мыслители прошлого утверждали, что женщина должна быть равноправной с мужчиной, потому что она так же, как и он, человек и гражданин общества. Однако формула "курица -- не птица, женщина - не человек" приобрела широкое распространение во всех слоях эксплуататорского общества и возводилась в ранг народной мудрости. Передовые мыслители прошлого защищали идею женского равноправия с позиций абстрактного гуманизма. Их аргументация была благородной, но утопичной. Они не могли в силу своей классовой ограниченности вскрыть действительную основу женского равноправия. С защитой идеи женского равноправия выступали крупнейшие русские и зарубежные писатели, которые создали целую галерею образов женщин, выступавших против своего бесправного положения в буржуазном обществе и страстно стремившихся обрести независимость. Таковы наделенные душевной красотой и благородством тургеневские женщины, Анна Каренина Л. Н. Толстого, Екатерина из "Грозы" А. Н. Островского и другие. Этот протест многим из этих героинь стоил жизни. Действительную основу равенства мужчин и женщин удалось вскрыть только основоположникам марксизма-ленинизма. По словам Ф. Энгельса, "необходимость установления действительного общественного равенства для обоих (мужчины и женщины.-Авт.), а также способ достижения этого только тогда выступят в полном свете, когда супруги юридически станут вполне равноправными. Тогда обнаружится, что первой предпосылкой освобождения женщины является возвращение всего женского пола к общественному производству..."1. Идея полного равенства женщин, равенства не только юридических, но и фактических возможностей их участия во всех областях общественной жизни, нашла широкое отражение в теоретическом наследии В. И. Ленина. В условиях советской" строя, возникшего па развалинах старой буржуазно-помещичьей России, первая часть задачи обеспечения подлинного равенства женщин - отмена тех старых законов, которые ставили женщину в неравноправное положение по отношению к мужчине. Их ликвидация и замена новыми нормативными актами, провозглашающими равноправие полов, составили одну из наиболее замечательных черт законодательной деятельности Советской 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 77. власти, осуществленной сразу же после победы Октябрьской революции и в первые годы после установления Советской власти. Трудно переоценить в этом плане значение первых декретов Советской власти, которое помимо всего прочего состояло в том, что они впервые распространяли на женщин нее общие правовые гарантии, установленные на всех граждан. Достаточно назвать декрет II Всероссийского съезда Сонетов об образовании рабочего и крестьянского правительства, принятый 26 октября (8 ноября) 1917 г., который устанавливал участие народных масс в управлении государством через их организации, в том числе через организации работниц. Постановление Совета Народных Комиссаров от 29 октября (11 ноября) 1917 г., которым вводился 8-часовой рабочий день для всех трудящихся и обязательный еженедельный день отдыха, проникнуто заботой и об охране труда женщин. Постановление Советского правительства от 9 (22) декабря 1917 г. вводило равную оплату за равный труд. Наконец. V Всероссийский съезд Советов в июле 1918 г. принял Конституцию РСФСР, которая законодательно закрепила равенство политических и гражданских нрав женщин, предоставила им наравне с мужчинами право избирать и быть избранными во все органы государственной власти и управления. Давая оценку первым законодательным актам Советской власти, направленным на раскрепощение женщины и утверждение се равноправия, В. И. Ленин отмечал: "...ни одно государство и ни одно демократическое законодательство не сделало для женщины и половины того, что сделала Советская власть в первые же месяцы своего существования"1. 1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 201. Однако как ни важны юридические гарантии равноправия женщин, они составляют только одну сторону решения женского вопроса при социализме. Другая сторона проблемы - не менее важная и, несомненно, более сложная - связана с созданием условий, обеспечивающих фактическое социально-экономические и культурное равенство полов. Эта сторона вопроса занимает решающее место в разработанном В. И. Лениным плане достижения фактического равенства женщин- Этот план включал: во-первых, максимально широкое вовлечение женщин в процесс общественного производства при одновременном повышении их квалификации и, во-вторых, улучшение быта женщин, создание им условий для сочетания трудовых и семейных ролей. Подчеркивая основополагающее значение участия женщин в общественно-организованном производстве, В. И. Ленин писал: "Для полного освобождения женщины и для действительного равенства ее с мужчиной нужно, чтобы было общественное хозяйство и чтобы женщина участвовала в общем производительном труде. Тогда женщина будет занимать такое же положение, как и мужчина"1. Идея марксизма-ленинизма об участии женщин в общественном производстве как фундаменте их подлинного равенства явилась основой генеральной линии КПСС и Советского правительства в области решения женского вопроса. Как же развивался процесс вовлечения женщин в общественное производство на разных этапах социалистического и коммунистического строительства? 1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 201. 1. Шаги прогресса Вы выходите утром из дома на улицу и вливаетесь в поток людей, спешащих на работу. Среди них много женщин. Все они очень разные: совсем молодые и постарше, блондинки и брюнетки, изящные и уже потерявшие былую стройность. Но у всех у них есть общее: они едут на работу. Впереди у них трудовой день. Что ждет их сегодня? Работа у станка или па строительной площадке. сложная хирургическая операция, лекция в институте, разработка плана хозяйственной деятельности предприятия, совещание у поставщиков и т. д. "Где вы работаете? Удовлетворены ли избранной профессией? Нравится ли вам работать или вы предпочли бы заниматься домашним хозяйством?" - с этими вопросами сегодня можно обратиться почти к каждой женщине. Но это теперь, .а ведь совсем недавно, всего два-три десятка лет назад, было иначе. Мы хотим предложить вам вместе с нами проследить весь длительный и чрезвычайно сложный путь глубоких социально-экономических преобразований в нашей стране, одной из существенных сторон которых было широкое привлечение женщин к общественно полезному труду. Важнейшими предпосылками этого привлечения были социалистическая индустриализация народного хозяйства и культурная революция. Однако нельзя забывать, что сам факт массового участия женщин в труде ставит перед обществом серьезные проблемы. К числу главных из них относится создание благоприятных условий для успешного сочетания эффективного труда в общественном производстве с выполнением женщиной не менее важных для общества обязанностей матери и воспитательницы детей, хозяйки дома. Еще В. И. Ленин предвидел, что радикальное решение женского вопроса и в условиях социализма дело непростое. "Это - борьба длительная, требующая коренной переделки и общественной техники и нравов"1.- писал он в марте 1920 г. На разных этапах коммунистического строительства на первый план выступали то одни, то другие стороны проблемы вовлечения женщин в общественное производство. Это зависело от содержания основных социально-экономических задач, решаемых на каждом из этих этапов, и от достигнутого уровня вовлечения женщин в народное хозяйств" страны. Так, на первоначальном этапе осуществления социалистических преобразований в центре внимания был имении переход большинства женщин трудоспособного возраста из сферы домашнего и мелкого индивидуального хозяйства в сферу общественного производства. На этане развитого социализма центральной проблемой стало повышение эффективности труда женщин. Массовый приток женщин в общественное производству начался лишь после того, как набрал силу процесс индустриализации страны (см. рис. 1). В 30-е годы происходит резкое увеличение 1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 40, с. 193. удельного веса женщин в общем числе рабочих и служащих. Дальнейшее его значительное увеличение происходит в годы Великой Отечественной войны. а затем этот показатель снижается и в 60-70-о годы вновь начинает возрастать. Удельный вес женщин в общей численности, рабочих и служащих (в % к общей численности рабочих и служащих) Рис. 1 Речь идет, разумеется, о вовлечении женщин в современное, крупное общественное производство, базирующееся па глубоком разделении труда. В доиндустриальных формах хозяйства (каким было, к примеру, мелкое хозяйство русского крестьянина) женщины поголовно с ранних лет до глубокой старости были заняты трудом, и притом не только теми его видами, которые близки по своему характеру труду в домашнем или личном подсобном хозяйстве, Жесткое разделение труда: мужчины заняты в общественном производстве, женщины - в домашнем и подсобном хозяйстве - связано с переходом к индустриальным ("городским") формам производства. Характерны в этом смысле данные Всесоюзной переписи населения 1926 г.1 Среди всех женщин в возрасте 16-54 лет к самодеятельному населению было причислено 87% сельских жительниц и только 40% городских. Именно поэтому курс на индустриализацию народного хозяйства поставил весьма остро проблему вовлечения в него женщин, ибо современное крупное производство (как его индустриальные отрасли, так и сфера обслуживания) немыслимо без широкого использования в нем труда женщин, благодаря чему может быть решена в условиях социализма задача их полного освобождения и подлинного равенства. Расширение участия женщин в общественном производстве характерно для всех отраслей нашего народного хозяйства, но особенно быстро возрастает их численность там, где труд в большей мере соответствует физиологическим особенностям женщин, их психическому складу. Так, численность женщин, работающих в индустриальных отраслях материального производства (промышленность, строительство, транспорт), с 1928 по 1975 г. выросла в 17 раз (с 1,3 млн. до 21,9 млн. человек), но их удельный вес в общей численности женщин рабочих и служащих снизился с 46 до 42%. В то же время в отраслях сферы обслуживания и управления численность женщин рабочих и служащих выросла в 23 раза (с 1,1 млн. до 24,4 млн.), а удельный вес увеличился с 39 до 46 %2. 1 См.: Всесоюзная перепись населения 1926 г. М., 1930. т. 34. с. 8-9. 2 См. Женщины и дети в СССР. Статистический сбор ник. М., 1969, с. 81, 82; Народное хозяйство СССР в 197Г) г. М,. 197П. с.542. Удельный вес женщин., занятых физическим и умственным трудом, в общей численности занятых женщин (в %) Рис. 2 Еще нагляднее эта тенденция выступает при сопоставлении данных всесоюзных переписей населения 1926, 1939, 1959, 1970, 1979 гг. о доле женщин, занятых как преимущественно физическим, так и преимущественно умственным трудом. За пять с лишним десятилетий, с 1926 по 1979 г., когда наше общество прошло в своем развитии путь от переходного периода до построения зрелого социализма, рост занятости женщин в народном хозяйстве страны сопровождался существенным перераспределением их доли в сфере физического и умственного труда (см- рис. 2). Доля занятых преимущественно физическим трудом уменьшилась среди женщин за указанный период примерно па 33 пункта, соответственно увеличилась доля занятых преимущественно умственным трудом. Однако при этом удельный вес женщин среди всех занятых физическим трудом оставался фактически неизменным, составляя 46-47%, тогда как среди занятых умственным трудом оп возрос с 26 до 60 %. Более детальное рассмотрение материалов всесоюзных переписей населения подтверждает наличие уже отмеченных особенностей, связанных с вовлечением женщин в народное хозяйство. Из таблицы 1, показывающей изменение численности и доли женщин в отдельных занятиях как физического, так и умственного труда, можно увидеть, что с 1926 по 1970 г. существенно выросли численность и удельный вес женщин, имеющих как традиционно "женские" профессии (текстильщики, швейники, медицинские работники, учителя), так я особенно те профессии, которые раньше были преимущественно мужскими (станочники, водители городского транспорта, инженеры, агрономы, зоотехники). Такие профессии, как водители трамваев и троллейбусов, превратились в преимущественно женские, а в некоторых профессиях (станочники, пищевики, инженерно-технические работники, агрономы и зоотехники, научные работники, юридический персонал) стал широко применяться женский труд. Однако имеются и, очевидно, долго сохранятся профессиональные группы, в которых удельный вес женщин относительно низок. Это, например, слесари, монтажники, механики и наладчики станков и оборудования, шоферы и т. д. Таблица 1 Рост численности женщин по видим занятий (по данным переписей населения)* * Женщины и дети в СССР, Статистический Сборник. М., 1969, с. 68-71; Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. М.. 1973, т. VI, с. 165-169. Подобное распределении труда женщин отражает идею В, И. Ленина о том, что нельзя стремиться к абсолютному, механическому уравнению женщины с мужчиной. "...Речь идет, - говорил В. И. Ленин, - не о том, чтобы уравнять женщину в производительности труда, размере труда, длительности его, в условиях труда и т. д..."1 Идея полного равенства женщин в результате и на основе их участия в общественном производстве гораздо шире и плодотворнее: вовлечение большинства женщин в народное хозяйство должно привести к такому значительному расширению сферы их профессиональной деятельности, которое будет полезным и необходимым как всему обществу, так и самим женщинам. Обращает на себя внимание тот факт, что наиболее высокий теми роста численности женщин характерен не для традиционно "женских" сфер труда - текстильного и швейного производства. учительства и др., а главным образом для отраслей народного хозяйства, наиболее тесно связанных с развитием научно-технического прогресса и ростом городов (машиностроения, химии, науки и т. д.). Наряду с ростом численности работающих женщин увеличивалась, естественно, и доля их трудового вклада в общественное производство. Об атом процессе наглядно свидетельствуют показатели 1 Ленин В. И. Полн. собр. соч.. т. 39, с. 201. распространенности труда женщин в отдельных занятиях в период между 20-ми и 60-ми годами. При этом положение, характерное для середины 20-х годов, отражает разделение труда, сложившееся еще в дореволюционной России. Более чем в половине занятий, указанных по переписи 1926 г., на долю женщин приходилось примерно 5-25% всех работающих. Труд женщин в то время был наиболее распространен в ткацком и табачном производстве, женщины составляли абсолютное большинство среди санитарок, сиделок и личной прислуга. Недостаточно развитая экономическая база общества в переходный период затрудняла широкое вовлечение женщин в крупное производство. Плановое развитие социалистической экономики. создание мощной отечественной промышленности. рост и совершенствование других отраслей народ него хозяйства .способствовали значительному увеличению численности рабочих и служащих, в том числе и женщин. К началу 70-х годов уже более чем в половине занятий, указанных во Всесоюзной переписи населения, женщины составляли 65 - 95% всех работников. По существу, "женскими" стали профессии в торговле и общественном питании, в сфере коммунального и хозяйственного обслуживания. По-прежнему широко используется труд женщин в текстильной, швейной, пищевой промышленности. Значительная доля женщин занята во вспомогательном производстве - среди контролеров, браковщиков, сортировщиков, кладовщиков, весовщиков из 10 работающих примерно 8 составляют женщины. Значителен удельный вес женщин в таких отраслях промышленности, как химическая, обувная, производство стройматериалов. На железнодорожном транспорте, в строительстве, в деревообрабатывающей промышленности их доля не превышает трети. Без преувеличения можно сказать, что женщины играют огромную роль в многочисленных профессиях квалифицированного умственного труда. Они составляют подавляющее большинство среди врачей всех специальностей и медсестер, среди работников связи, работников планирования и учета. Их доля в общем числе занятых в науке и парод-ном образовании, на культурно-просветительном поприще, в коммунальном и хозяйственном обслуживании достигла двух третей. Резко возросла численность и удельный вес женщин среди инженеров. Все это отражает развитие процесса активного вовлечения женщин в общественное производство. Начальной стадией этого процесса, как уже отмечено выше, явился период индустриализации, т. е. вторая половина 20-х-30-е годы, завершением--60-е годы. Особенность 60-х годов заключается в том, что рост занятых в народном хозяйстве происходил в этот период преимущественно за счет женщин, и именно в эти годы почти все женское население трудоспособного возраста в целом по стране было привлечено к общественному труду. Подобное обстоятельство было обусловлено некоторым сокращением доли людей трудоспособного возраста во всем населении страны. Это объяснялось как увеличением продолжительности жизни, так и вступлением в трудоспособный возраст и первой половине 60-х годов относительно малочисленных поколений, родившихся в 40-е годы. На начало 1961 г. молодых людей 16-19 лет в стране насчитывалось всего 10 млн. против 14,7 млн. на начало 1959 г., или почти в 1,5 раза меньше. Только к 1966 г. численность молодежи указанного возраста достигла примерно уровня 1959 г.' В то же время в первой половине 60-х годов существенно возросла численность учащихся трудоспособного возраста. В 9-11-х классах общеобразовательных школ и на дневных отделениях средних специальных учебных заведений, где основную массу учащихся составляет молодежь в возрасте 16-19 лет, на начало 1966/67 уч. г. насчитывалось 6,3 млн. учащихся против 3,3 млн. учащихся на начало 1958/59 уч. г., или почти в 2 раза больше2. Это при водило к снижению доли молодежи в общем числе занятых в народном хозяйстве. В сложившихся условиях дальнейшее развитие экономики было не 1 Демографические проблемы занятости. М., 1969, г. 83-84. 2 Народное образование, наука и культура в СССР. Статистический сборник. М., 1977, с. 68, 154. возможным без активизации процесса высвобождения женщин из домашнего и личного подсобного хозяйства. За период 1959-1970 гг. их численность сократилась на 11 млн. человек1. В эти же годы значительно увеличивается доля занятых женщин почти во всех возрастных группах2 и существенно сокращается разница в уровне занятости мужчин и женщин. При этом занятость женщин повышается по мере увеличения их возраста. Таблица 2 Удельный вес населения трудоспособного возраста, занятого а общественном хозяйстве СССР (в % и населению каждой возрастной группы)* * Демографические проблемы занятости. М., 1969, с. 77; итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. М., 1973, т. II. c. 12-15. Так, удельный вес женщин в возрасте 20-29 лет, занятых в общественном хозяйстве, вырос за период 1 Трудовые ресурсы. Социально-экономический анализ. М., 1976, с. 103. 2 Исключение составляла группа женщин 16-19 лет, в которой по-прежнему росла численность учащихся. между переписями 1959 и 1970 гг. на 10,6 пункта, в возрасте 30-39 лет - на 19,5 пункта, в возрасте 40-49 лет - на 22,8 пункта и в возрасте 50-54 лет-на 21,9 пункта. Таким образом, проблема дальнейшего вовлечения женщин в общественное производство решалась в 60-е годы преимущественно за счет лиц средних и старших возрастов, т, е. того контингента, который до этого был занят в личном подсобном и домашнем хозяйстве. |