Социальный статус


Груздева Е. Б., Чертихина Э. С. Труд и быт советских женщин. М., Политиздат, 1983. С. 11-145.
 
В начало документа
В конец документа

Груздева Е. Б., Чертихина Э. С.

Труд и быт советских женщин


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

нормальным расширением бытовых обязанностей, но и с тем, что именно в начале семейной жизни супруги оказываются в худших жилищных условиях по сравнению с последующими периодами их жизни. Не случайно на XXVI съезде КПСС отмечалось, что "немало семей все еще живут в коммунальных, неблагоустроенных квартирах, годами ждут жилья многие молодожены"1.

Согласно данным исследования, проведенного в Таганроге, подавляющее большинство молодых семей (66%) проживают в жилищах, не имеющих никаких коммунальных удобств, 15% молодых супругов имеют жилье, оснащенное некоторыми коммунальными удобствами. В результате более 4/5 молодых семей имеют наименее благоприятные условия для домашнего труда. Это обстоятельство усугубляется для молодой женщины еще в тем, что, только что вылетев из-под родительского крыла, она не имеет ни достаточного опыта, ни знаний и сноровки для ведения домашнего хозяйства. Многие работы но дому в начале семейной жизни кажутся молодой хозяйке чересчур трудными, отнимают зачастую слишком много времени и сил. В этих условиях предоставление молодым семьям жилищ, оснащенных современными коммунальными удобствами, заметно сокращающими и облегчающими домашний труд, будет способствовать созданию благоприятной обстановки для освоения молодыми супругами своих, отнюдь не легких, новых обязанностей и тем самым поможет укреплению семьи.

Усилению заботы о молодоженах со стороны общества и государства уделил серьезное внимание XXVI съезд КПСС, что связано во многом с сокращением рождаемости, с обострением за последние

1 Материалы XXVI съезда КПСС, с. 60.

годы демографической ситуации. Бытовые трудности, более всего нетерпимые в молодости, бывают одной из главных причин распада еще не окрепшей молодой семьи, особенно в случаях, когда молодые супруги оказываются недостаточно зрелыми в социальном отношении и слабо подготовлены к семейной жизни. Распад молодой семьи наносит прямой ущерб деторождению: не все разведенные женщины вновь обретают семью. По подсчетам некоторых специалистов, в Москве, например, в 1978-1979 гг. вероятность повторного брака у разведенного мужчины была втрое выше, чем у разведенной женщины. Специалисты считают, что в результате разводов родится на 15% детей меньше, чем в том случае, если бы все браки сохранялись до конца детородного периода1. Таким образом, укрепление молодой семьи, создание благоприятных жилищно-бытовых условий для совместной жизни молодых супругов, для увеличения продолжительности браков - важная социально-экономическая проблема и неотъемлемая часть социальной программы, разработанной XXVI съездом КПСС. Рас смотр им следующую семейно-возрастную группу. Рождение детей вносит серьезные изменения в положение женщины в семье. Для работающих эти перемены имеют особенно большое значение. Постоянный уход за детьми, их воспитание сливаются с необходимостью нормального функционирования семьи. Женщине по-прежнему хочется, чтобы тепло и уютно было в ее доме, чтобы гармония семейных отношений, дополненная рождением первенца, не нарушалась. В итоге - всепоглощающая занятость домашними делами. Обследованные матери семейств Таганрога тратят на

1 См.: Социологические исследования, 1981, № 1, с. 39.

 

Продолжительность основных видов домашнего труда у семейных женщин и. мужчин, имеющих несовершеннолетних детей

(часов в неделю, по материалам социологического обследования в Таганроге н 1978 г.)

Приготовление пищи

Рис. 5

домашний труд еженедельно примерно 28 часов:

уходу за детьми, прогулкам и играм с ними, проверке уроков и т. п. они посвящают еще около 8 часов в неделю. Все это составляет в общей сложности более двух третей активного внерабочего времени. Распределение основных видов домашнего труда между женщинами и мужчинами в семьях, где имеются несовершеннолетние дети, показано на рис. 5.

В условиях, когда большая часть домашних дел ложится на женщину, груз семейных обязанностей, возрастающий в результате рождения ребенка, становится еще более тяжелым. Данные таганрогского обследования свидетельствуют, что совокупная трудовая па грузка работающих матерей (т. е. их общая занятость на работе и дома) соответствует в среднем 12-13-часовому рабочему дню. Таким образом, сочетание производственных и семейно-бытовых обязанностей женщин становится социальной проблемой. Занятые многочисленными домашними делами, работающие семейные женщины не располагают достаточными возможностями и для полного восстановления своих физических сил, и для обще культурного и профессионального роста. К тому же чрезмерная занятость домашними делами мешает работающей женщине-матери осуществлять свою чисто воспитательную функцию но отношению к ее ребенку-По данным исследований бюджетов времени, женщины-работницы, проживающие в крупных городах, затрачивают на занятия с детьми времени почти в 5 раз меньше, чем на домашний труд, и в 1,8 раза меньше, чем на приготовление пищи- Если же при этом учесть, что в общем фонде времени женщин, расходуемого на занятия с детьми, больше половины уделяется уходу за ними (кормление, стирка и пр.), то проблема недостатка времени у работающих женщин на воспитание детей обозначится еще ярче.

Дефицит времени, необходимого для воспитания детей и ухода за ними, часто возрастает вместе со стремлением женщин к профессиональному росту. В повседневной жизни мы часто встречаемся с ситуацией, когда женщина-мать сознательно отказывается от интересной работы, а зачастую и от дальнейшего продвижения по служебной лестнице для того, чтобы больше времени отдавать детям. Это житейское наблюдение подтверждается и научными данными. Материалы ряда социологических исследований показывают, что профессиональный рост родителей, и прежде всего женщин-матерей, часто сдерживается наличием в семье детей. Так, по .(явным одного из исследований, проведенного за последние годы в Казани, для бездетных супругов характерен значительно более интенсивный профессиональный рост, чем для супругов, имеющих детей. При этом с повышением числа детей увеличиваются различия между отцом и матерью в интенсивности повышения профессионального статуса. Так, в семьях, где нет детей или имеется только один ребенок, показатели профессионального роста обоих супругов практически одинаковы, а в возрасте 19-30 лет у женщин даже выше, чем у мужчин. В семьях с двумя и более детьми женщины уже значительно медленнее повышают свой профессиональный уровень, чем мужчины. В частности, в возрасте 30-45 лет в семьях, имеющих двух, трех детей, а также в семьях с четырьмя детьми среднегодовая доля женщин, повысивших свой профессиональный статус, соответственно в 1,3, 1,6 и 3,2 раза меньше, чем мужчин1. По данным того же обследования, рост профессионального статуса работников, проявляющийся, в перемещениях из групп рабочих и служащих - неспециалистов в группы специалистов со средним специальным и высшим образованием, наиболее характерен для бездетных супругов. При .этом в возрасте 30-45 лет, например, в состав специалистов с высшим

1 См.: Социологические исследования, 1979, № 4, с. 130-131.

и средним специальным образованием перешло 3,19% опрошенных женщин, не имеющих детей. 1,95% женщин с одним ребенком, 1,06% -с двумя и 0,5% -с тремя детьми. У мужчин же число детей в семье практически не оказывает влияния на повышение их социально-профессионального статуса. Поэтому во всех возрастных группах с увеличением числа детей различия между мужчинами и женщинами по удельному весу (в среднем за год) перешедших из групп рабочих и служащих - неспециалистов в группы специалистов со средним специальным и высшим образованием значительно возрастают.

Характерно, что трудности профессионального и служебного роста, испытываемые женщинами, имеющими несовершеннолетних детей, видны не только со стороны, но ощущаются и "изнутри", самими работающими женщинами. В ответе на вопрос социологической анкеты, что является основным тормозом для их продвижения по работе, более трети работающих женщин указали на занятость домашней работой и воспитанием детей1.

Чрезвычайно важно и то, что чрезмерная занятость домашними делами, особенно характерная для женщин в пору их физической, духовной, а зачастую и профессиональной зрелости, сказывается на производительности и эффективности их труда. Таким образом, ситуация, в которой многие работницы вынуждены нести "двойную ношу", оказывается все более нетерпимой и с точки зрения экономической. Народному хозяйству развитого социалистического общества нужны высококвалифицированные работники, способные трудиться с высокой производительностью. Фактический

1 См: ЭКО, 1978, № 3, с. 80, 81.

двухсменный ежедневный труд на работе и дома неизбежно и существенно замедляет рост квалификации большей части работающих женщин.

Итак, мы видим, что проблема достижения полного равенства особенно затрагивает тех женщин, которые имеют несовершеннолетних детей. Именно утих женщин домашний труд, по образному выражению В. И/ Ленина, приковывает к кухне и к детской, расхищая их "труд работою до дикости непроизводительною, мелочною, изнервливающею, отупляющею, забивающею"1. Чрезмерные тяготы домашнего труда до сих пор ощущает на себе громадное число тружениц. В связи с этим понятно, почему социальная политика КПСС направлена в первую очередь на улучшение труда и быта работающих женщин-матерей.

Разумеется, наш вывод о том, что неравенство в быту относится прежде всего к матерям несовершеннолетних детей, свидетельствует о тех громадных сдвигах, которые произошли в положении женщин за годы Советской власти. В этом проявляется та конкретная забота о конкретном человеке, которая всегда была в центре внимания нашей партии. На ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов еще раз подчеркнул, что "забота о конкретном человеке, об условиях его труда и быта, о его духовном развитии остается важнейшей программной установкой партии". Ныне чрезмерная занятость домашними делами, являющаяся главным источником неравенства женщины, характерна не для всех трудящихся женщин, как это было в прошлом, и не сопровождает женщин в течение всей их жизни.

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39. с. 24.

Каково же положение женщин, дети которых уже стали взрослыми? Для современного общества характерен рост доли пожилых людей, и в особенности женщин. Достаточно сказать, что в СССР, по данным переписи 1959 г., люди 50 лет и старше составляли 18,6% населения, в том числе женщины - 22%, а по данным переписи 1970 г.,- соответственно 19 и 23%. Особенно заметны темпы возрастании доли людей старших поколений в составе городского населения: по переписи населения 1959 г., на долю 50-летних и более старших по возрасту людей приходилось 17%, в том числе женщин-20%, а по переписи 1970 г.,- соответственно 21 а 25%. В 1973 г. удельный вес людей в возрасте 50 лет и старше во всем населении страны составлял 21%, а удельный вес женщин этого возраста в общем числе женщин - 26%1. Косвенным свидетельством дальнейшего роста числа и доли лиц пожилого возраста является увеличение численности пенсионеров по возрасту. Как свидетельствуют статистические данные, за период с 1970 по 1980 г. число таких пенсионеров возросло более чем на 9 млн. человек, а их удельный вес во всем населении страны увеличился с 10 до 13%.

Одной из отличительных особенностей быта пожилых работниц является довольно высокая их занятость домашним трудом. Несколько уменьшаясь сравнительно с родительским этапом жизненного цикла, она все же сохраняет размеры, явно превышающие время, необходимое для

1 См.: Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 г. СССР. Сводный том. М., 1962, с, 50-51; Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. М-, 1972, т. II, с. 12-13;

Народное хозяйство СССР в 1973 г. М-, 1974, с. 33-34.

самообслуживания (см. табл. 11). Благодаря этому в семьях, где есть бабушки, намного сокращается нагрузка основной супружеской пары, что, в частности, дает возможность родителям больше внимания уделять самообразованию, учебе, культурному досугу, воспитанию детей.

Другая черта быта пожилых женщин - их активное участие в воспитании внуков. Насколько активно пожилые женщины помогают семьям своих детей, видно и "невооруженным глазом". Данные социологических исследований еще раз подтверждают наши житейские наблюдения. Даже работающие бабушки, живущие вместе с внуками, расходуют на занятия с ними лишь немногим меньше времени, чем матери: примерно 5 часов в педелю против 6,5 часа. Что же касается бабушек, ушедших на пенсию и живущих вместе с внуками, то они тратят па уход за ними, прогулки, проверку уроков и т. п. фактически столько же времени, сколько и матери, т. е. 7-8 часов в неделю1. Приведем данные другого социологического

1 См.: Гордон Л. А., Клопов Э. В. Человек после работы. М., 1972. с. 246.

исследования, специально посвященного изучению функций пожилых людей в семье. По данным этого исследования, около трети опрошенных работающих женщин пенсионного возраста помогает своим детям в воспитании внуков и почти четверть - в ведении домашнего хозяйства. Что же касается неработающих женщин-пенсионеров, то около половины их принимают непосредственное участие и в домашнем труде своих детей, и в воспитании днуков1.

Как видим, старшее поколение берет на себя отечественную долю нагрузок, падающих на плечи последующего поколения, т. е. своих взрослых детей. Объясняется ли это эгоизмом младших и чрезмерной терпимостью старших? Не ущемляет ли это интересы старшего поколения? Материалы ряда социологических исследований позволяют сделать общий вывод: участие людей старших поколений в воспитании внуков и ведении домашнего хозяйства в семьях своих детей - проявление не борьбы поколений, а их рационального социально оправданного сотрудничества.

В современных условиях, когда фактически все молодые женщины заняты трудом в общественном производстве или учатся, а требования производства к работнику все возрастают и получение образования и переквалификация трудящихся превращаются в постоянный процесс, распределение части домашних забот между работающими матерями и их старшими родственниками означает своего рода выравнивание общей социальной нагрузки. Участие лиц старшего поколения в воспитании внуков облегчает решение одной из самых трудных социально-бытовых проблем - проблемы

1 См.: Шапиро В. Д. Человек на пенсии. М., 1980, с. 129,

сочетания растущей социальной и производственной активности женщин с необходимостью семейного воспитания детей и потому заслуживает всяческой поддержки со стороны общества.

Вместе с тем нельзя не учитывать сложности, которые возникают в процессе воспитания, если в нем участвуют дедушки и бабушки. Уже теперь многие подростки по уровню образования превосходят своих бабушек и дедушек. Определенный разрыв в уровне их образования сохранится и в будущем, ибо даже если и те и другие закончили среднюю школу, то все равно фактический объем знаний представителей различных поколений неодинаков. Отсюда возникает необходимость широкой организации дифференцированных (для мам и бабушек) педагогических консультаций. Значительную роль в этом призван сыграть "домашний экран", так сказать, университет на дому.

Различия в загруженности женщин домашней работой на разных этапах семейной жизни не противоречат общему выводу о том, что на их плечи падает основная работа по обслуживанию семьи. Неравномерность занятий домашним трудом проявляется, как мы отмечали, уже в самом начале семейной жизни. Здесь сказываются традиционные представления о разделении домашних дел между мужем и женой, о которых мы уже писали. К тому же, как известно, "мужские" и "женские" дела постигла разная участь. За годы Советской власти многие мужские работы перестали выполняться в домашнем хозяйстве, что связано с радикальным изменением жилищно-бытовых условий жизни трудящихся, с развитием сферы обслуживания и производства предметов потребления. К тому же постепенная урбанизация всего уклада жизни городской семьи, рост культурного и профессионального уровня мужчин и женщин, повышение их заработков постепенно создавали тот внутренний фон, на котором "ценность" мужских работ по дому падала, ослабевали древние привычки мужчин, особенно выходцев из деревни, строить, изготавливать разнообразные поделки, ремонтировать жилище, домашнюю утварь и т. п.

Судьба же "женских" домашних дед нам уже известна. Круг их значительно сузился, но многие работы женщина продолжает выполнять, считая по традиции это своим долгом. В сложившейся ситуации мужчины, "избавившиеся" от своих чисто "мужских" домашних дел, как бы раздумывают. Многие из них так и не позволяют втянуть себя в орбиту повседневных бытовых занятий. В конце 70-х годов, по данным таганрогского обследования (см. табл. 9), длительность домашних дел, выполняемых мужчинами из городской рабочей среды, составляла лишь немногим более 2/3 времени, расходуемого на эти же цели женщинами.

Впрочем, не будем пессимистами. Вспомним, что в начале 20-х годов длительность времени, в течение которого мужчины были заняты выполнением бытовых работ, составляла лишь одну пятую часть того времени, которое уходило на выполнение этих работ у женщин. В середине 30-х годов этот показатель составлял уже чуть менее одной трети. Таким образом, прогресс в этой области очевиден. Сегодня во многих семьях мужчины активно участвуют в домашнем труде. По оценке З. А. Янковой, советского социолога, изучающего проблемы семьи, в среднем в 35-55% семей имеется полное или частичное распределение домашнего труда между членами семьи1.

1 Новикова Э. Е., Языкова В. С; Янкова 3. А. Женщина, труд, семья. М., 1978, с. 60.

Включение мужей в сферу домашнего труда в ряде случаев связано о использованием в быту различных электрических машин и механизмов. По-видимому, многие мужчины, считающие совершенно невозможным для себя стоять у корыта или подметать пол, согласны постирать белье с помощью стиральной машины или убрать квартиру пылесосом, помочь приготовить обед с помощью электрической мясорубки, соковыжималки и т. п.

Вспомните беспомощного мужика из русской народной сказки, которому жена предложила только на один день остаться дома одному. У него и тесто из квашни убежало, а потом это тесто и вовсе съела ворвавшаяся в дом свинья, и коршун цыплят уволок, и дитя малое из люльки вывалилось. Окажется ли мужчина из семьи, где взаимная помощь при выполнении домашних дел стала нормой жизни, в таком же бедственном положении? Думается, что нет. В 32% обследованных городских семей муж и жена совместно или поочередно занимаются приготовлением пищи, в 55,6% -мытьем посуды, в 34,2% -ежедневной уборкой, в 16,1%-стиркой, в 35%-покупкой мелких предметов обихода и сдачей белья в прачечную, в 25% - генеральной уборкой. Кроме того, во многих семьях (от 13 до 30%) некоторые из этих видов домашнего труда выполняют преимущественно мужчины1.

1 См.: Янкова 3. А. Городская семья, с. 97.

Разумеется, привлечение мужчин к труду в домашнем хозяйстве не снимает с повестки дня проблемы женского равенства. Дело в том, что изменение устоявшихся взглядов на распределение обязанностей между супругами должно начинаться уже на первом этапе жизни семьи, когда закладываются семейные традиции, во многом определяющие весь строй будущей совместной жизни. Конечно, это не просто - заставить мужчину не только осознать необходимость помогать жене, но и на деле включиться в домашний труд. Подобные представления должны прививаться с детства в семье, однако далеко не во всех семьях это делается.

Вместе с тем более активное участие мужчин в домашних делах не решает, да и не может решить, коренным образом ни проблемы сокращения труда в домашнем хозяйстве, ни проблемы уменьшения бытового неравенства женщин. В этой связи не следует забывать о том, что перераспределение домашнего труда между членами семьи есть лишь, говоря словами В. И. Ленина, паллиатив и что коммунистическое преобразование быта состоит в обобществлении всех нетворческих функций человека в быту.

Итак, проблема равенства женщин встает для них особенно остро в тот момент, когда они становятся матерями, и продолжает стоять до того, как их дети станут взрослыми и начнут самостоятельную жизнь. На этом этапе жизни, наполненном радостями и трудностями материнства, женщины принимают активное участие в общественном труде, и потому домашний труд отягощает их жизнь. Но и женщины, находящиеся на других этапах своего жизненного цикла, также в той или иной степени ощущают тяготы домашнего труда.

Разве не хотела бы молодая женщина, только что вышедшая замуж, больше времени отдавать культурным и спортивным занятиям, а пожилая, выйдя на пенсию,- не только стряпать и ухаживать за внуками, но и пожить хоть немного "для себя":

ведь еще есть силы и для путешествий, и для общения с друзьями, с бывшими коллегами по работе. Но чаще всего слышишь: "Нет времени. Целый день занята по хозяйству". Опять мы возвращаемся к проблемам домашнего труда.