Социальный статус |
|
Груздева
Е. Б., Чертихина Э. С. Труд и быт советских женщин. М., Политиздат,
1983. С. 11-145.
|
В начало документа |
В конец документа |
Груздева Е. Б., Чертихина Э. С. Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Необходимость подобного режима труда для женщин, имеющих детей, подчеркивалась а в программе социального развития, разработанной XXV съездом партии. XXVI съезд КПСС вновь указал на необходимость предоставления женщинам, имеющим малолетних детей, возможности работать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, но скользящему графику, а также на дому. Однако подобный льготный режим труда, несмотря на его большую значимость и для самой женщины, и, главное, для здоровья и плодотворного воспитания детей, для укрепления семьи, все еще очень медленно внедряется в жизнь. По расчетам экономистов, на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели трудится лишь около половины процента всех рабочих и служащих. Желающих же работать подобным образом значительно больше - примерно 1/3 среди незанятых в общественном производстве женщин и приблизительно 15% среди занятых1. В чем же причина сопротивления руководителей предприятий введению неполного рабочего дня для некоторых категорий работников, в частности для женщин, имеющих детей? Многие руководителя 1 Шишкин Н. М. Социально-экономические проблемы женского труда, М., 1980, с. 61. считают, что труд женщин на условиях неполного рабочего времени отрицательно скажется на результатах и показателях хозяйственной деятельности предприятия: увеличится списочный состав работников, снизится производительность труда и т. п. Однако практика говорит об обратном. Поиск и внедрение новых, гибких, удобных для женщин форм и режимов труда всегда оказывается экономически эффективным как для предприятия, использующего эти формы, так и для всего народного хозяйства. Работа на условиях неполного рабочего времени способствует возвращению на производство многих женщин, ставших домашними хозяйками в связи с рождением детей. К тому те продукция, выпускаемая работающими на условиях неполного рабочего временя женщинами, имеет, как правило, более высокое качество. Да и производительность их труда возрастает: ведь они меньше устают, поскольку время их работы сокращается. Что же касается заработной платы, то у женщин, работающих на льготных условиях труда, она составляет не половину заработка, получаемого за полный рабочий день, а значительно больше - сказывается рост производительности труда. Таким образом. в расширений возможностей работать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю заинтересованы не только сами женщины, их семьи, но и предприятия, на которых они трудятся, и социалистическое государство в целом. Итак, мы увидели, какая громадная работа проведена за годы Советской власти и проводится ныне по становлению подлинного равенства женщины, в том числе и ее равенства с мужчиной в сфере быта. Преобразуя быт, улучшая положение женщины в этой сфере, Советское государство на всех этапах своего развития делало все возможное для того, чтобы работающая женщина не утратила радости материнства, счастья семейной жизни. Разумеется, в области преобразования быта и улучшения положения женщины в этой сфере жизни еще есть и нерешенные проблемы и трудности. Однако нет сомнений, что та многогранная деятельность КПСС и Советского правительства, которая осуществляется сегодня в этой области, приведет в обозримом будущем к дальнейшим существенным переменам в жизни женщины. Но не будем забегать вперед. Близким и более далеким перспективам в области внепроизводственной жизнедеятельности работающих женщин мы посвятим специальные разделы книги. А пока что логика изложения диктует нам необходимость подробнее остановиться на проблемах домашнего труда - этого вечного спутника жизни каждой женщины, носителя ее неравенства. 2. Женщина в домашний труд Вы уже, конечно, убедились, что наиболее продолжительным занятием во внерабочее время являются многочисленные заботы женщины, связанные с домашним трудом. Придя с работы домой и переодевшись, женщина начинает новый трудовой день. Да, именно так. Ведь рабочее время (включая дорогу до работы и обратно, подготовку рабочего места и пр.) составляет 40-45 часов в неделю, а домашние нагрузки - 25-30 часов. Как видим, продолжительность домашней работы лишь не намного меньше того времени, которое женщина отдает своей профессиональной деятельности. Итак, что же ждет пришедшую с работы домой женщину? Если по дороге она не купила продукты, то нужно пойти за ними, приготовить ужин, накормить семью, позаботиться об обеде на завтра, кое-что постирать и т, д. и т. п. Как видим, все это дела, которые теперь часто называют деятельностью "для дома, для семьи", хотя, конечно, это очень условное определение домашней работы женщины. Ведь создание необходимых условий для нормальной жизни семьи, для восстановления сил и сохранения здоровья ее членов, воспитание детей, иными словами, выполнение роли матери и хозяйки дома-важнейшее социальное назначение каждой семейной женщины, сочетающееся с ее личными целями и задачами. Деятельность женщины "для дома, для семьи" во многом оказывается работой и для общества, и для себя. Однако мы причисляем эту обширную и многогранную область деятельности женщины после трудового дня к работе "для дома, для семьи", чтобы отделить ее от того небольшого количества свободного времени, которое составляет досуг женщины-матери и которое она может выкроить "для себя", посвятить учебе, чтению книг, посещению театров, просмотру телевизионных передач, занятиям физкультурой и спортом и т. п. Разумеется, по законам обратной связи работа женщины "для себя" во многом служит общесемейным целям и задачам. Во-первых, потому, что культурный досуг обогащает ее как личность, повышает ее общий культурный, а зачастую и профессиональный уровень, что прямо и косвенно отражается и на воспитании детей, и на всем укладе семьи. Ведь мать и хозяйка дома не только обслуживает семью, она носительница того духовного и эмоционального начала, которое определяет духовную атмосферу семьи и взаимоотношения между ее членами, наполняет жизнь семьи смыслом, позволяет почувствовать всем ее членам радость бытия. Во-вторых, потому, что женщины, часто в одиночку управляясь с домашними делами, свой подчас довольно непродолжительный досуг стремятся проводить вместе с другими членами семьи. Впрочем, досугу женщин, их повседневной культурной жизни мы посвятим специальную главу в этой книге. А пока что остановим ваше внимание на многотрудных занятиях женщин, которые мы выше условно назвали работой "для дома, для семьи". Множество самых различных занятий и дел женщин по самообслуживанию и удовлетворению бытовых потребностей семьи образуют их домашний труд. Покупка товаров и приготовление нищи, уборка помещений и уход за различными предметами культуры и быта, заполняющими квартиру, стирка и глажка вещей - все это домашний труд. Домашний труд - разнообразная и трудоемкая деятельность, в результате которой осуществляется и производство новых предметов потребления, и доработка в домашних условиях, доведение до "кондиции", до годности к употреблению продуктов питания и непродовольственных товаров, изготовленных на промышленных предприятиях. Но этого мало. В процессе домашнего труда создаются и услуги, т. е. тот положительный эффект, который возникает в результате трудовой деятельности по обслуживанию членов семьи, уходом за жильем, одеждой и т. д. и т. п. Таким образом, домашний труд требует от женщины-хозяйки не только большой сноровки и опыта, но и самых разнообразных знаний. Современная женщина стремится кормить семью "по науке", ей подвластны тайны домашней бухгалтерии и бытовой химии, она прекрасно управляется с современными машинами и механизмами, облегчающими ее работу по дому. Если же при этом не забывать, что за порогом дома женщина - работница или инженер, строитель или научный работник, то станет ясно, как много она должна знать и уметь. Мы уже отмечали, что за годы Советской власти затраты женщин на труд в домашнем хозяйстве существенно сократились благодаря значительным преобразованиям в сфере домашнего труда. Однако уже в 50-60-е годы сдвиги в сокращении объема домашнего труда стали проявляться не столь интенсивно, как в предшествующий период. Это во многом объясняется появлением новых тенденций в домашнем труде, расширением и усложнением определенных занятий в быту, что в условиях сохраняющегося до сих пор недостаточного развития торговли и сферы услуг сдерживает процесс дальнейшего сокращения затрат труда в домашнем хозяйстве. Несомненно, рост благосостояния советского народа, повышение его общеобразовательного и профессионального уровня увеличивают требования, предъявляемые к культуре быта в самом широком смысле этого слова. Уже повышение запросов семей в отношении качества и разнообразия потребляемой пищи, одежды, обуви, комфорта и гигиены жилища является весьма важным фактором, замедляющим процесс сокращения домашнего труда, а иногда приводящим в к возрастанию роли его отдельных элементов. Нельзя не учитывать, что наряду с этим изменяется и функциональная нагрузка самого жилища, которое в условиях увеличения размеров жилой площади и посемейного заселения квартир становится не только и не столько местом удовлетворения физиологических потребностей членов семьи (сон, еда и пр.), сколько местом проведения культурного досуга, общения с друзьями и родственниками, местом учебы, работы и творчества. По словам известнейшего архитектора нашего времени Ле Корбюзье, "жилище - это возможность свободно двигаться, стоять, лежать; наслаждаться прохладой или теплом; отдыхать, погружаться в раздумье; возможность испытывать или вызывать присутствие среды... Жилище - это возможность иметь семью, составляющую звено вечной цепи жизни; это пространство, необходимое для семейных радостей"1. Подобное расширение функции современного жилища, естественно, нередко оборачивается дополнительными работами по уборке самого жилища, по обслуживанию многочисленных предметов, населяющих его и удовлетворяющих разнообразные потребности и вкусы современного человека, Вот почему в общей совокупности домашних работ доля занятий женщины и мужчины по уборке помещений увеличилась с начала 20-х годов до конца 70-х с 9 до 12%, а по уходу за одеждой - с 13 до 14%. Да и сами домашние работы ныне, когда большая часть семей живет в благоустроенных жилищах и широко использует машины и приборы, облегчающие домашний труд, претерпевают существенные перемены за счет появления и расширения в них творческих элементов, которые в ряде случаев размывают вовсе или делают очень тонкой границу между повседневными занятиями по дому и творчеством, между обыденностью и увлеченностью. Всем известно, какую популярность среди женщин приобрело кулинарное искусство. В женских беседах сюжеты, относящиеся к моде и одежде, нередко уступают место взаимному обмену "рецептами" приготовления новых блюд, тортов, салатов. 1 Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М., 1977, с. 143. В этом явлении отражается не только повышение запросов в отношении качества и разнообразия пищи, что в условиях роста материального и культурного уровня жизни советского народа вполне естественно и закономерно. Не менее важно, что приготовление пищи зачастую выходит за границы желания женщины просто хорошо и вкусно накормить, потому что это нужно для восстановления сил и здоровья членов семьи. Накормить - угостить, накормить - порадовать, накормить - собрать за столом всю семью, а часто и друзей - ради этого творит женщина - мать и хозяйка дома - свое очередное блюдо, не боясь расплатиться за это дополнительным трудом, временем, силами. А шитье? Это ли не творчество? Как отделить тут то, что делается по обязанности, от работы, граничащей с творчеством и доставляющей истинное наслаждение тем, кто ее делает. Мы видим, что в динамике затрат труда на домашнюю работу, как и в развитии любого социального явления, проявляется сложное взаимодействие ряда факторов, приводящее подчас к противоречивым тенденциям. Если мы вновь обратимся к данным таблицы 9, в которой характеризуются затраты времени женщин и мужчин Таганрога на домашние дела, то станет ясно, что за период с 1968 по 1978 г. они увеличились в среднем на 2 часа в неделю, причем более половины этого прироста (1,4 часа) составило время на приготовление пищи и около одного часа - время на покупку товаров. По нашему мнению, одна из причин этого явления - определенные трудности в снабжении населения продуктами питания. Как известно, XXVI съезд КПСС уделил серьезное внимание этой проблеме. На XXVI съезде партии неоднократно обращалось внимание на необходимость увеличения производства товаров народного потребления и подчеркивалось, что "производство товаров для населения, развитие сферы услуг - это первейшее партийное дело"1. В соответствии с решениями XXVI съезда партии Пленум ЦК КПСС, состоявшийся в мае 1982 г., принял Продовольственную программу СССР на период до 1990 года, цель которой в возможно более короткие сроки надежно обеспечить население страны продуктами питания. Это не только первостепенная экономическая, но и актуальная социально-политическая задача. Ведь удовлетворение жизненных запросов советских людей было и остается важнейшим программным требованием нашей партии. Осуществление разнообразных мероприятий по сокращению домашнего труда - важнейшая часть социальной программы одиннадцатой пятилетки. Нет сомнения, что эта работа, начатая еще в годы девятой и десятой пятилеток, будет продолжаться и в дальнейшем и в перспективе приведет к значительному уменьшению труда в домашнем хозяйстве. Как считают социологи, через одно-два десятилетия, когда произойдет дальнейшее существенное улучшение материальных и культурных условий жизни всего народа, продолжительность домашнего труда сократится на 5-6 часов в неделю. Если же за это время получат массовое распространение принципиально новые способы приготовления пищи или совершенно новые виды и формы бытового обслуживания, то можно будет ожидать еще большего сокращения домашних работ. 1 Материалы XXVI съезда КПСС, с. 49. Дальнейшее сокращение домашнего труда создаст дополнительные возможности для гармонического развития женщины, для более плодотворного сочетания ею профессиональной работы и семейной жизни. Ведь уже только снижение занятости домашней работой до 15 часов в неделю при сохранении современной продолжительности рабочего дня и рабочей недели снизит, по подсчетам социологов, совокупную трудовую нагрузку взрослых горожан примерно до 50-55 часов в неделю (или приблизительно 7-8 часов в день), а время, не занятое работой, сном, едой и пр., достигнет примерно 35 часов в неделю (или 5 часов в день)1. Говоря о месте домашнего труда во внепроизводственной жизнедеятельности советских женщин, следует иметь в виду, что роль его в жизни юной девушки, молодой жены, матери семейства или пожилой женщины, дети которой уже выросли, существенно различается. Действительно, у юной девушки, живущей с родителями, да и в общежитии тоже, домашний труд выражается в основном в самообслуживании, в то время как мать семейства выполняет обширные обязанности по обслуживанию всей семьи, а бабушка помогает и внуков растить, и взрослым детям учиться, беря на свои плечи часть забот по дому. Несомненно, возраст женщины, ее семейное Положение, число детей в семье и другие подобные характеристики имеют большое значение, они определяют не только занятость домашними делами, но и всю ее внепроизводственную жизнедеятельность. Конечно, эти характеристики оказывают серьезное влияние и на внепроизводственную 1 См.: Социальное развитие рабочего класса СССР. М. 1977, с. 208. жизнедеятельность мужчин, на различия в структуре их бытового времяпрепровождения в разные периоды жизни. Однако не о мужчинах сейчас речь. Для того чтобы выявить особенности внепроизводственной жизнедеятельности женщин на различных этапах их жизненного цикла, мы разделили всех женщин на несколько семейно-возрастных групп в зависимости от возраста и семейного положения. В ряду таких семейно-возрастных групп мы выделили несемейную молодежь, молодых супругов без детей, семейных людей с несовершеннолетними детьми и пожилых людей, уже вырастивших своих детей. Проходя через эти семейно-возрастные стадии, женщина на протяжении своей жизни выполняет несколько сменяющих друг друга социально-бытовых ролей: роль девушки, еще только приближающейся к миру взрослых, роль молодой жены, создающей "семейный очаг", роль матери, воспитывающей детей, наконец, роль бабушки, передающей свой жизненный опыт взрослым детям, а подчас и помогающей в воспитании внуков. В рамках каждой из этих ролей бытовое положение женщин, относящихся к той или иной семейно-возрастной группе, имеет свою специфику, по-разному выглядит проблема достижения подлинного женского равенства во всей сфере внепроизводственной жизнедеятельности. Особенности положения женщин на различных этапах жизненного цикла можно проследить путем сопоставления показателей, характеризующих продолжительность некоторых важнейших занятий в бытовой сфере жизни, т. е. бюджетов времени женщин-работниц и рабочих-мужчин Таганрога (см. табл. 11). Как видно из таблицы, уже в молодежной группе различия в затратах времени на домашний труд у юношей и девушек составляют 1-1,8. Таблица 11 Продолжительность основных видов домашнего труда рабочих Таганрога в зависимости от семейно-возрастного положения в 1978 г. (часов, минут в среднем на 1 человека за неделю) Однако относительно небольшой объем домашних дел, ограниченный в основном работами по самообслуживанию, не оказывает существенного влияния на всю деятельность девушек после трудового дня, не вызывает значительных различии в бытовом и производственном положении девушек и юношей. В дальнейшем мы покажем это более подробно. Следующую семейно-возрастную группу, "молодые супруги без детей", образуют молодые люди, вступившие в брак. Начало семейной жизни означает серьезные изменения в быту молодых супругов. Особенности этой ступени жизненного цикла - от становления семьи до появления детей - обусловлены ее "переходностью": в этот период происходит превращение формально провозглашенного брачного союза в подлинную семейную ячейку. От того, насколько молодые супруги сумеют адаптироваться к совместной, жизни, освоить новые роли, создать обстановку взаимопонимания и уважения, во многом зависит прочность этого союза, создание благоприятного климата для дальнейшего развития семейных отношений. Необходимость организации нового, семейного быта приводит у молодых супругов к увеличению продолжительности домашнего труда. На этой стадии их семейной жизни время, расходуемое на домашний труд, возрастает фактически на 1/3 по сравнению с показателями, характерными для несемейной молодежи, и достигает более 17 часов в неделю. Разумеется, нельзя считать такой темп роста совершенно точным показателем для любых групп населения. Возможно, он обусловлен некоторыми особенностями, свойственными Таганрогу. Однако самый факт существенного увеличения домашних забот не вызывает сомнения. Заметно меняется в этот период я доля домашнего труда в общем объеме активного внерабочего времени. На ведение домашнего хозяйства у молодых жен приходится несколько более половины активного внерабочего времени, в то время как у молодых девушек до появления семьи эта величина составляла лишь 30%. У молодых семейных мужчин домашний труд, увеличившись почти на один час по сравнению с досемейным периодом, составляет около четверти общего объема активного внерабочего времени против 15% в юношестве1. Как видим, домашний труд, играющий в жизни молодежи второстепенную роль, с появлением семьи становится одним из важнейших занятий молодых супругов. Само по себе увеличение занятости домашним трудом среди молодых семейных людей вполне оправданно и нормально. Более того, освоение роли хозяйки дома и связанные с этим новые заботы обычно воспринимаются молодой женой как исполнение приятного долга. Она еще как бы "играет" в семью, порой даже не замечая, что проводит за домашними делами вдвое больше времени, чем молодой супруг. Итак, образовалась молодая семья. И в тот же -момент возникает неравномерное распределение обязанностей по дому. Молодая жена уже сделалась основной исполнительницей домашних работ. Не в этот ли период закладываются основы бытового неравенства женщины? Однако нередко увеличение домашнего труда в период образования молодой семьи бывает связано не только с 1 Темп возрастания затрат времени в сфере домашнего труда у мужчин г. Таганрога совпадает с результатами других обследований (см., например: Гордон Л. А., Клопов Э. В. Человек после работы. М., 1972. с. 34-35). |