Социальный статус


Груздева Е. Б., Чертихина Э. С. Труд и быт советских женщин. М., Политиздат, 1983. С. 11-145.
 
В начало документа
В конец документа

Груздева Е. Б., Чертихина Э. С.

Труд и быт советских женщин


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

К числу малообеспеченных семей во многих случаях принадлежат семьи, состоящие из одинокой матери и детей. К таким семьям, где дети не имеют отца, государство проявляет особое внимание, стремясь по возможности улучшить материальное обеспечение, помочь матери в воспитании детей и т. п. Уже упоминавшимся ранее Указом от 8 июля 1944 г. была введена выплата государственного пособия матерям, не состоящим в браке, причем матерям, имеющим троих и более детей, это пособие выплачивается дополнительно к пособию по многодетности. В соответствии с постановлением об усилении государственной помощи семьям, имеющим детей, размер государственного пособия одиноким матерям повышен до 20 руб. в месяц па каждого ребенка до достижения им 16 лет (а учащимся, не получающим стипендия, - до достижения 18 лет).

Общий размер отчислений из государственного бюджета на выплату пособий матерям составил я 1980 г. 2,7 млрд. руб.. увеличившись по сравнению с 1940 г. почти в 15 раз.

Велика помощь государства женщине-матери в семье и в области воспитания детей. В зрелом социалистическом обществе воспитанию детей - будущих строителей коммунизма придается особенно важное значение. Именно поэтому Конституция СССР (ст. 66) [1977] вменяет в обязанность советским людям "заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества". Выполнение этой важнейшей обязанности каждой семьи неразрывно связано с большой и все возрастающей ролью государства и общественных организаций- Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года предусматривается увеличить государственную помощь семьям, имеющим детей, и молодоженам.

Разумеется, интересы семьи и государства в области воспитания детей и молодежи едины. Они направлены на то, чтобы обеспечить счастливое детство каждому ребенку, воспитывать молодое поколение физически крепким, гармонически развитым.

Реальное претворение в жизнь этих требований связано с развитием в нашей стране широкой сети детских дошкольных учреждений, организаций по внешкольному воспитанию детей, подростков и юношества (детских садов и ясель, Дворцов и Домов пионеров, пионерских лагерей и т. д.). Только за счет государственного бюджета расходы на обслуживание детей в детских домах, садах, яслях, пионерских лагерях и учреждениях по внешкольной работе с детьми увеличились в 1980 г. по сравнению с 1940 г. более чем и 16 рая.

Дальнейшее развитие системы дошкольных учреждений, а также разнообразных учреждений по внешкольному воспитанию детей и юношества непосредственно определено решениями XXVI съезда КПСС, в которых записано: "Предусмотреть дальнейшее развитие сети и улучшение работы детских садов и яслей, школ (групп) с продленным днем, пионерских лагерей и других детских учреждений, особенно в районах с высокой занятостью женщин в общественном производстве"1.

Особенно велика роль государства в воспитании детей дошкольного возраста. С каждым годом увеличивается число детских учреждений в стране. С 1940 по 1980 г. число постоянных дошкольных учреждений увеличилось почти в 3 раза, а численность детей в них - более чем в 7 раз. Если в 1960 г. только 12,6% детей дошкольного возраста посещало детские сады и ясли, то в 1980 г. -уже более 45%. За годы одиннадцатой пятилетки будут построены дошкольные учреждения не менее чем на 2,9 млн. мест, что позволит довести к 1985 г. численность детей в садах и яслях до 17,7 млн.

Развитие широкой сети детских садов и яслей позволяет женщинам растить детей, не прерывая надолго свою трудовую деятельность, что чрезвычайно важно для дальнейшей "производственной" судьбы каждой работающей женщины-матери.

По мере расширения сети дошкольных учреждений все более насущной становится задача улучшения их работы. Ведь именно в первые годы жизни малыша закладываются основы его нравственного и физического здоровья. Поэтому обеспечение в детских учреждениях полноценного ухода за ребенком, соблюдение соответствующего его возрасту режима дня, правильное физическое воспитание,

1 Материалы XXVI съезда КПСС, с. 178.

организация питания на основе разработанных наукой норм и принципов - все это имеет неоценимое значение как для ребенка, так и для его работающей матери. Особенно важно при этом, что в детских садах и яслях осуществляется и интеллектуальное развитие ребенка. От пассивного знакомства с музыкой, живописью, детской литературой он постепенно переходит к активной духовной деятельности: танцует, поет, рисует, читает стихи и т. д.

Не меньшего внимания требуют к себе и дети школьного возраста. Большую помощь работающей женщине оказывают школы и группы продленного дня, в которых дети по окончании занятий получают горячее питание, отдыхают, готовят под наблюдением учителей уроки. Имеется также широкая сеть школ-интернатов, где дети не только учатся, но и живут, проводя в семье только воскресные, праздничные и каникулярные дни. На начало 1980/81 уч. г. в школах и группах с продленным днем и в школах-интернатах насчитывалось 10,7 млн. учащихся, что составляет около четверти всех учащихся общеобразовательных школ. К 1985 г., как это предусматривается Основными направлениями, число учащихся в школах (группах) с продленным днем увеличится до 13,5 - 14 млн.

В дальнейшем число детских дошкольных и школьных учреждений будет систематически увеличиваться, пока не будут полностью удовлетворены потребности трудящихся в общественном воспитании детей дошкольного и школьного возраста.

Важнейшим направлением государственной до-мощи семье и женщине в воспитании подрастающего поколения является организация внешкольной работы с детьми. Выполняя завет В. И. Ленина "все лучшее, что у нас есть,- детям", в стране за годы Советской власти создана широкая сеть внешкольных учреждений, деятельностью которых охвачены практически все школьники и учащиеся ПТУ (почти 90%).

В стране работают (по данным на конец 1980 г.) около 100 тыс. различных учреждении по внешкольной работе с детьми: из них почти 5 тыс. Дворцов и Домов пионеров - этих поистине "ребячьих республик", 1330 станций юных техников,. 860 станций юных натуралистов, около 8 тыс. детских музыкальных, художественных и хореографических школ, более 6 тыс. детско-юношеских спортивных школ и т. д.1 Этот список можно продолжить и дальше. Ясно одно, где бы ни занимались ребята во внешкольное время, им обеспечивается не только контроль старших, но и выбор занятия в соответствии со своими вкусами и наклонностями. Для многих ребят занятия в различных кружках, участие в художественной самодеятельности, спортивных секциях становится основой формирования в дальнейшем их профессиональных интересов, с которыми они вступают в трудовую жизнь.

Вместе с тем организация внешкольной работы с детьми, заполнение их досуга трудом, имеющим творческое содержание, все более становится всенародной заботой. Все чаще появляются энтузиасты (многие из них - люди пенсионного возраста), создающие при ЖЭКах кружки "умелые руки", самодеятельные ансамбли, спортивные секции для ребят. Число этих добровольцев, для которых нет чужих детей, а все свои, постоянно растет. Их благородная инициатива всемерно поддерживается и поощряется обществом и государством.

1 Народное хозяйство СССР в 1980 г. М„ 1981. С. 462.

Большую роль в осуществлении государственной и общественной помощи семье и женщине-матери в деле воспитания подрастающего поколения, укрепления его нравственного и физического здоровья играет организация летнего отдыха и санаторного лечения детей. Ежегодно миллионы школьников проводят летние и зимние каникулы в лагерях различного типа, организованных за счет государственных и общественных средств. Осуществляемая в детских и молодежных лагерях разнообразная идейно-воспитательная, культурно-просветительная и спортивная работа способствует формированию всесторонне развитого молодого поколения. За период с 1960 по 1980 г. число пионерских лагерей увеличилось с 14,3 до 59,6 тыс., или более чем в 4 раза, а число детей в них - почти в 3 раза. В 1980 г. в пионерских и школьных лагерях, на экскурсионно-туристских базах, а также на дачах с детскими садами ,и яслями отдыхали летом свыше 25 млн. детей и подростков.

За годы Советской власти в стране создана широкая сеть детских санаториев. В них дети не только лечатся, но и продолжают учебу, их свободнее время заполняется различными занятиями культурно-просветительного и спортивного характера. В последнее время все большей распространение получают санатории, а также пансионаты для родителей с детьми и низ рас те от 4 до 14 лет.

Таким образом, с помощью созданной за годы Советской власти государственной системы воспитания детей осуществляется всестороннее духовное и физическое развитие детей, подростков и юношества, вырабатываются профессиональная ориентация и трудолюбие.

Система детских дошкольных и внешкольных учреждений, как и сама школа, все более смыкается и органично сочетается с семейным воспитанием. Однако семейное воспитание, во многом зависящее от социальной принадлежности, культурного уровня семьи, ее нравственно-психологических установок ценностей и ориентации, общей духовной и психологической атмосферы и семье, со материального достатка, зачастую не может удовлетворить многообразные потребности формирующейся личности ребенка и его растущего организма. К тому же сохраняющиеся до сих пор в некоторых семьях элементы антисоциального поведения, мелкобуржуазной морали затрудняют воспитание молодого поколения в духе коммунистических идеалов. Государство же создаст равные возможности всем ребятам, независимо от того, и каких семьях они воспитываются, для полноценного умственного и физического развития, для подготовки к трудовой и общественной жизни.

Однако было бы ошибочным полностью переложить все заботы но воспитанию детей на общество и государство. Где, как не в семье, ребенок впервые испытывает тепло материнской и отцовской любви. оказывающее решающее влияние на формирование всей его эмоциональной сферы, культуры чувств и общения с людьми. Где, как не в семье, ребенок "проходит" первичный курс социализации, ощущает себя в семье и семью для себя - учится семейным отношениям и

готовится к будущим - супружеским. Сочетание семейных и общественных форм воспитания детей является важнейшим условием гармонического развития молодого поколения.

По данным социологического исследования, проведенного в одном из районов Москвы, самые большие достижения показали дети (38% всех обследованных детей), обстоятельства жизни которых характеризовались семейным воспитанием, глубокими эмоциональными контактами с родителями, посещением перед школой детского сада, участием в кружках и тимуровских командах, летним отдыхом в пионерских лагерях. В то же время около 10°/о детей, преимущественно из "трудных" семей, слабо адаптировались в большом и малом коллективе, проявляли неуверенность в себе. Дети, выросшие в обществе двух-трех сверстников и не посещавшие детский сад, как правило, не проявляли интереса к общественным формам жизнедеятельности1.

Таким образом, система дошкольных и внешкольных учреждений по работе с детьми разного возраста, как и сама школа, является серьезным

1 См.: Янкова 3. А. Городская семья. М., 1979, с. 177, 178.

дополнением к их семейному воспитанию. Организовывая различные учреждения по работе с детьми, государство и общественные организации оказывают неоценимую помощь семье и женщине-матери в деле воспитания подрастающего поколения.

Помощь государства семье и работающей матери и воспитании детей имеет и другую, не менее важную сторону. Дело в том, что все виды дошкольной и внешкольной работы с детьми государство осуществляет бесплатно или на льготных условиях за счет общественных фондов потребления. Из этих фондов ныне оплачивается 4/5 расходов на содержание детей в дошкольных учреждениях. Чтобы реально ощутить эту цифру, напомним, что содержание одного ребенка в детских яслях составляет свыше 580, а в детских садах - около 500 руб. в год. В итоге воспитание ребенка с дошкольных лет в детских яслях и в детском саду обходится государству примерно в 2,5 тыс. руб., а родителям - приблизительно в 600 руб. В одиннадцатой пятилетке в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" повышаются нормы расходов на питание детей в дошкольных учреждениях на 10-15%. Одновременно предусмотрено освободить от платы за содержание детей в яслях, садах и школах-интернатах семьи, в которых средний совокупный доход на члена семьи не превышает 60 руб. в месяц.

Бесплатно или на льготных условиях организуется государством летний отдых и санаторно-курортное лечение пионеров и школьников. Так, содержание ребенка в пионерском лагере и течение 26 дней стоит 100-120 руб. При этом 10% путевок предоставляется детям бесплатно, а 90% -с различными по размеру льготами. В нынешнем пятилетии вводятся дополнительные льготы по оплате путевок: половина их будет выдаваться бесплатно, а остальные с оплатой 20% их стоимости. Точно так же из общего числа путевок для семейного отдыха родителей с детьми десятая часть предоставляется бесплатно, а за остальные с родителей взимается менее трети их стоимости. Что же касается всевозможных кружков, спортивных секций и других учреждений по внешкольной работе с детьми, организуемых государством и общественными организациями, то дети в них занимаются бесплатно.

Большая помощь государства женщине-матери связана с улучшением жилищных условий. Осуществление широкой программы жилищного строительства является реальным воплощением идей В. И. Ленина, который указывал, что в области жилищного вопроса задача партии "состоит в том, чтобы... всеми силами стремиться к улучшению жилищных условий трудящихся масс; к уничтожению скученности и антисанитарности старых кварталов, к уничтожению негодных жилищ, к перестройке старых, постройке новых, соответствующих новым условиям жизни рабочих масс, к рациональному расселению трудящихся"1. Массовое строительство современных жилищ в городе и на селе привело к коренным переменам в условиях жизни огромного большинства народа.

1Ленин В. И. Полн. собр. соч. т. 38. с. 442-443.

Всего за годы Советской власти (1918-1980 гг.) построено более 3,5 млрд. кв. м общей (полезной) площади жилищ. Только за период с 1961 по 1980 г. было построено более 44 млн. квартир. В них, а также в домах, построенных за эти годы, проживает сейчас примерно 2/3 советских семей. Если же учесть, что за счет освободившейся площади дополнительно улучшились жилищные условия многих трудящихся, то станет ясно, что благоприятные сдвиги в жилищных условиях произошли у большинства населения страны. На смену баракам и коммунальным квартирам, в которых проживало и большой тесноте по несколько семей и которые и большинстве случаев были лишены элементарных бытовых удобств, пришли современные благоустроенные дома с комфортабельными квартирами. Ныне каждые девять семей вэ десяти, получивших жилую площадь, въезжают в отдельные квартиры, половина из которых построена по новым, улучшенным типовым проектам. В настоящее время около 80% городских жителей, проживающих на государственной площади или в кооперативных домах, имеют отдельные квартиры. К тому же подавляющая часть личных домов также занята отдельными семьями. С учетом этого обстоятельства можно сказать, что большая часть советских семей имеет сегодня изолированные жилища. Размах жилищного строительства, как отмечалось на XXVI съезде партии, является большим социальным достижением советского народа1. Съезд поставил задачу обеспечить в основном в течение ближайшего десятилетия каждую семью отдельной квартирой. В этих целях за период с 1981 по 1990 г. в стране будет построено еще 530-540 млн. кв. м жилья. Государственный жилой фонд распределяется

1 См.: Материалы XXVI съезда КПСС, с. 35.

бесплатно. Надо ли специально говорить о том, что бесплатно получаемые жилища и мизерный размер квартирной платы в платы за коммунальные услуги являются косвенным источником доходов советской семьи? Не менее важно и то, что комфортабельные жилища способствуют поддержанию благоприятной психологической обстановки в семье, дают возможность каждому ее члену, будь то взрослый или ребенок, заняться любимым делом, отдохнуть, почитать. Вместе с тем современные квартиры дают возможность всем членам семьи совместно проводить досуг, общаться о друзьями и знакомыми и пр. Все это оказывает благоприятное воздействие на здоровье взрослых и детей, на нравственное воспитание ребенка. Нет нужды специально говорить о том, что посемейное заселение современных квартир способствует укреплению семьи.

Существенную помощь женщине в выполнении ее домашних обязанностей государство оказывает посредством всемерного развития сферы общественно-организованного обслуживания населения. Расширение системы услуг предприятий службы быта, торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства "на деле,- как говорил В. И. Ленин,- способны освободить женщину, на деле способны уменьшить в уничтожить ее неравенство с мужчиной..."1. В. И. Ленин называл общественные столовые, ясли, детские сады "ростками коммунизма" и подчеркивал, что "при поддержке пролетарской государственной власти, ростки коммунизма не зачахнут, а разрастутся и разовьются в полный коммунизм"2.

Расширение сферы общественно-организованных услуг, сокращающих и облегчающих домашний труд, является закономерностью развития зрелого социалистического общества.

Широко известно высказывание К. Маркса о том, что "страна тем богаче, чем меньше, при одном и том же количестве продуктов, производительное население по отношению к непроизводительному"3- Практика социалистического и коммунистического строительства в нашей стране подтверждает это положение. В 1928 г. численность рабочих и служащих, занятых в таких отраслях сферы обслуживания, как торговля, общественное питание4, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание, насчитывала менее 800 тыс. человек, что составляло полпроцента численности всего населения страны, а в настоящее время в отраслях сферы обслуживания трудится более 14,2 млн. человек, которые составляют свыше 5% всего населения страны. Только за 20 лет (1960- 1980 гг.) число работников торговли, общественного

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39. с. 24.

2 Там же с. 26

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т, 26, ч. I. с. 215.

4 Включая численность рабочих и служащих, занятых в материально-техническом снабжении и сбыте, а также заготовках.

питания, жилищно-коммунального я бытового обслуживания удвоилось и составляет ныне почти 13% всех рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве страны. Но, как мы уже знаем, подавляющую часть (около 4/5) работников торговли, общественного питания, жилищно-коммунального и бытового обслуживания составляют женщины. Таким образом, женщины являются активными потребителями тех услуг, которые они сами же и производят. В этом смысле они, как говорится, "сами куют свое счастье", сами создают условия для облегчения своей занятости домашним трудом.

Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения - отрасли народного хозяйства, являющиеся фундаментом, на котором строится новое здание социалистического быта, освобожденного от многих домашних работ. За годы социалистического строительства, и особенно на этапе зрелого социализма, они получили значительное развитие. Как показывают данные таблицы 10, продажа товаров в магазинах, столовых, кафе в других предприятиях общественного питания возросла в течение двух последних десятилетий более чем в 3 раза, объем бытовых услуг населению - в 7,3 раза. Если в 1960 г. каждый житель нашей страны в среднем приобрел продуктов питания и непродовольственных товаров на сумму 333,5 руб., расходовал на питание в столовых, кафе, ресторанах 32,8 руб. и на услуги в предприятиях службы быта 4,7 руб., то в 1980 г. эти показатели составили соответственно 928,1 руб., 90,4 руб., 29,2 руб.

За годы одиннадцатой пятилетки розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли увеличится еще на 23%, а объем бытовых услуг населению - на 44%.

В современных условиях торговля, общественное питание, служба быта, как и другие отрасли сферы обслуживания,- это крупные отрасли народного хозяйства. Дальнейшее их развитие вширь и вглубь явится одним из важнейших факторов все большего освобождения женщин от многих тягот домашнего хозяйства.

Немалую роль в деле улучшения быта женщин призвана сыграть такая организация труда в ряде отраслей народного хозяйства, а также на отдельных предприятиях и в учреждениях, которая позволила бы матерям, имеющим несовершеннолетних детей, при желании работать неполный рабочий день или неполную рабочую педелю.

В соответствии с Основами законодательства о труде (ст. 26) по соглашению между рабочим, служащим и администрацией может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работа в условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей педели не влечет за собой сокращения продолжительности ежегодного отпуска, трудового стажа, ущемления других трудовых прав.

Таблица 10

Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в 1960-1980 гг.*

* Народное хозяйство СССР в 1972 г, с. 604, 619; Народное хозяйство СССР в 1980 г., с. 421. 426, 444, 450.

** В сопоставимых ценах 1976 г.

Основы законодательства о труде предоставляют право устанавливать неполный рабочий день или неделю каждому предприятию без разрешения вышестоящих организаций. В соответствии с законом рекомендовано директорам .предприятий я руководителям учреждении шире практиковать прием на работу женщин, занятых в домашнем хозяйстве, на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.

Далее...