Социальный статус


Груздева Е. Б., Чертихина Э. С. Труд и быт советских женщин. М., Политиздат, 1983. С. 11-145.
 
В начало документа
В конец документа

Груздева Е. Б., Чертихина Э. С.

Труд и быт советских женщин


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Электрификация страны, оснащение жилья коммунальными удобствами привели уже в 30-е годы к заметному сокращению домашнего труда, которое продолжалось и в дальнейшем. Затраты совокупного времени супругов только на приготовление пищи и связанные с ним работы (растопка печей, мытье посуды и пр.) к середине 30-х годов уменьшились по сравнению с началом 20-х годов почти в 2 раза, а к концу 70-х годов - в 3 раза.

Разумеется, указанные общие причины, приведшие к сокращению домашнего труда, оказали влияние и на в непроизводственную жизнедеятельность мужчин. Однако для женщин коренные перемены в бытовой сфере оказались более ощутимыми. Это обстоятельство явилось решающим фактором в сокращении различий между деятельностью мужчин и женщин вне производства. И в самом деле, если в 20-е годы соотношение в совокупных затратах домашнего труда мужчин и женщин составляло примерно 1:5, то в конце 70-х годов оно уже составили около 1:2,5. Соотношение затрат времени на повседневные культурные занятия у женщин и мужчин из городской рабочей среды, составлявшее в начале 20-х годов также примерно 1:5, к концу 70-х годов сократилось приблизительно до 1:2.

Эти прогрессивные сдвиги во всей бытовой сфере жизни женщин и мужчин из городской рабочей среды отражают те колоссальные социально-экономические перемены, которые произошли в стране за годы Советской власти.

Однако, несмотря на серьезные перемены, все еще имеются значительные различия во всей внепроизводственной жизнедеятельности мужчин и женщин, и эти различия являются одним из существенных проявлений сохраняющегося до сих пор неравенства женщин в быту, о чем говорят приведенные выше цифры.

Разумеется, преодоление социально-экономических различий в положении мужчин и женщин в бытовой сфере - процесс длительный и сложный. Однако постепенно, шаг за шагом социалистическое общество продвигается по пути к окончательному преодолению этих различий. Партия ставит задачу создать работающей женщине многообразные возможности и для воспитания детей, и для большего участия в общественной жизни, для отдыха, учебы, для более широкого приобщения к благам культуры, для гармонического сочетания обязанностей участницы трудового процесса, матери и воспитательницы детей и хозяйки дома. В решениях XXVI съезда КПСС предусмотрено обеспечить дальнейшее улучшение условии труда, быта и отдыха работающих женщин1.

Важнейшим направлением выравнивания

1 См.: Материалы XXVI съезда КПСС, с. 55, 178.

положения женщин и мужчин во в непроизводственной сфере жизни является систематическая организация государственной и общественной помощи женщине и семье. Такая помощь направлена на создание реальных условий, позволяющих женщинам плодотворно сочетать свою профессиональную и общественно-политическую деятельность с материнством и заботами о семье. Особенно важно при этом, что вся система мероприятий по улучшению положения трудящихся женщин и их семей возведена в пашей стране в ранг закона - она провозглашена и гарантирована Конституцией СССР-Конституция СССР [1977 г.](ст. 35) гарантирует советским женщинам обеспечение специальных мер по охране их труда и здоровья; созданию условий, позволяющих им сочетать труд с материнством; правовую защиту, материальную и моральную поддержку материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей. Наряду с этим Конституция СССР (ст. 53) гарантирует государственную помощь семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.

Реальное претворение в жизнь гарантированных Конституцией СССР прав женщин и осуществление государственной и общественной помощи семье практически неотделимо от общего курса КПСС и Советского государства на повышение благосостояния народа. Комплексная программа роста народного благосостояния, осуществляемая в последние годы в соответствии с решениями XXIV, XXV и XXVI съездов партии, охватывает улучшение всех сторон жизни советских людей - потребление и жилье, культуру и отдых, условия труда и быта.

Разумеется, улучшение жизни всего советского народа означает одновременно и новую ступень в повышении материального и культурного уровня жизни трудящихся женщин и их семей. Вместе г тем общество зрелого социализма осуществляет и специальную социальную программу, направленную на оказание всесторонней помощи женщине и семье. В Отчете ЦК КПСС XXVI съезду партии специально указывалось на необходимость повышения заботы о семье, молодоженах и прежде всего о женщине1.

В соответствии с решениями XXVI съезда КПСС осуществляется система мер по улучшению условии жизни женщин-матерей и подрастающего поколения. Эти меры направлены на повышение доходов семей с детьми, улучшение жилищно-бытовых условий их жизни, дальнейшее развитие сети детских дошкольных учреждений. Осуществление этих мер предусматривает также и увеличение свободного времени женщин-матерей, создание лучших условий для воспитания детей. В соответствия с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" осуществляются мероприятия по обеспечению рационального сочетания общественного и семейного воспитания детей, по облегчению положения работающих матерей и созданию благоприятных условий для жизни и быта молодых семей.

1 См.: Материалы XXVI съезда КПСС. с. 54.

Обобщающим показателем повышения благосостояния всего народа, а значит, трудящихся женщин и членов их семей, является роет их реальных доходов. С 1940 по 1980 г. реальные доходы советских людей в расчете на душу населения увеличились в 5,8 раза, а реальные доходы рабочих и служащих в расчете на одного работающего - в 4 раза. В течение одиннадцатой пятилетки реальные доходы на душу населения возрастут на 16,5%.

Приведенные данные свидетельствуют о высоких и устойчивых темпах роста благосостояния советского народа.

Наиболее существенную часть реальных доходов трудящихся составляет заработная плата, которая обеспечивает около 2/3 (72%) совокупных доходов семей рабочих и служащих. В современных условиях роль заработной платы в формировании денежных доходов семей все более повышается. Прежде всего на основе роста производительности труда и повышения квалификации работников происходит систематический рост оплаты по труду. За годы десятой пятилетки среднемесячная заработная плата рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве страны, увеличилась на 18% и составила в 1980 г- в расчете на одного работающего 168,9 руб. против 145,8 руб. в 1975 г. В текущей пятилетке среднемесячная заработная плата рабочих и служащих возрастет на 14,5% и превысит 193 руб.

Разумеется, рост среднемесячной заработной платы рабочих и служащих отражает также и повышение заработков трудящихся женщин. Для женщин особенно важно, что в основе совершенствования оплаты по труду лежит повышение минимального размера заработной платы, а также тарифных ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий работников. В предыдущей главе уже отмечалось, что квалификация работающих женщин в силу различных обстоятельств, связанных в значительной мере с необходимостью сочетать профессиональную деятельность с функциями матери и хозяйки дома, все еще в ряде случаев уступает квалификации мужчин, вследствие чего женщины часто выполняют работу, требующую меньшей квалификации, а следовательно, и ниже оплачиваемую но сравнению с работой, выполняемой мужчинами. Поэтому повышение минимального размера заработной платы, а также ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий работников непосредственно связано с увеличением заработков трудящихся женщин. Это обстоятельство имеет для женщин чрезвычайно важное значение не только потому. что повышаются их доходы и открываются новые материальные и духовные возможности и для семьи в целом, и для каждого ее члена. Существенно и то, что повышение заработной платы женщины, приводящее в большинстве случаев к сближению ее с заработками мужа, является важным условием усиления экономической независимости и равно-нравного положения женщины в семье.

Заработная плата, как известно, главная, но не единственная часть денежных доходов советских людей. Повышение благосостояния народа, а вместе с ним реальное претворение в жизнь гарантированных Конституцией СССР прав женщин осуществляются в значительной мере за счет общественных фондов потребления. Выплаты и льготы населению страны из общественных фондов увеличились с 1940 по 1980 г. более чем в 25 раз, а в расчете на душу населения - более чем в 18 раз. В одиннадцатой пятилетке поступления из общественных фондов потребления увеличатся еще на 23%.

Ныне поступления из общественных фондов потребления составляют около четверти совокупных доходов рабочих и служащих и более 1/5 (23%) совокупных доходов семей рабочих промышленности.

Специфическая особенность общественных фондов потребления заключается в их способности содействовать уменьшению различии в уровне жизни трудящихся, обусловленных во многом распределением по труду и наличием в семье иждивенцев, т. е. тех, кто, по словам К. Маркса, "еще не могут или уже не могут принимать участие в производстве..."1. Для женщин особенно важно, что с помощью общественных фондов потребления государство устанавливает и поддерживает па определенном уровне (в зависимости от реальных возможностей) ряд социальных гарантий в области доходов, материального потребления, удовлетворения таких важных социально-культурных потребностей, как просвещение, здравоохранение, общественное содержание детей и нетрудоспособных и т.п.

Таким образом, в общественных фондах потребления сконцентрирована в значительной мере вся система социальных гарантий государства по созданию женщине наиболее благоприятных условий для сочетания плодотворного труда с обязанностями матери, воспитательницы молодого поколения. Не случайно поэтому основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года общественным фондам потребления отводится важная роль в решении производственных и социально-демографических проблем, в дальнейшем улучшении условий труда, быта и отдыха работающих женщин

1 Маркс П., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. II, с. 417. 91

О соответствии с решениями XXVI съезда за счет осуществления государственных мероприятий по усилению помощи семьям, имеющим детей, будет улучшено положение более 4,5 млн. таких семей.

Забота о женщине-матери и о ее потомстве составляет предмет неослабного внимания партийных и государственных органов с первых дней Советской власти. Уже в одном из первых декретов Советского правительства была определена программа охраны материнства и детства. "Все обслуживающие ребенка большие и малые учреждения Комиссариата государственного призрения от воспитательных домов в столицах до скромных деревенских яслей сливаются в одну государственную организацию и передаются в ведение Отдела по охране материнства и младенчества, чтобы составить неразрывную цепь с учреждениями, обслуживающими беременность и материнство, принимать от них и продолжать выполнение одной общегосударственной задачи - создание сильных духовно и физически граждан"1. Среди первых декретов Советской власти были декреты о детском питании, о ликвидации детской беспризорности и др.

За годы социалистического строительства в нашей стране была создана стройная государственная система охраны здоровья матери и ребенка. В период развитого социализма внимание государства

1 Советская власть и раскрепощение женщины. Сборник декретов и постановлений РСФСР. М., 1921, с. 20-21.

к охране материнства и детства усиливается. Улучшение охраны здоровья женщин и детей признано важнейшей государственной задачей, возведено в ранг конституционного принципа, составляет специальную область социальной программы развития нашего общества. Охрана материнства и детства становится поистине общенародной заботой. Стало традицией, что средства, заработанные на всесоюзных коммунистических субботниках, советские люди отдают па строительство детских больниц, поликлиник, детских санаториев, родильных домов, детских дошкольных учреждений и т. д. Именно на эти средства уже достроено 45 детских больниц и 42 родильных дома. За счет средств, заработанных на коммунистическом субботнике в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, построен и открыт Всесоюзный научно-исследовательский центр по охране здоровья матери и ребенка. Этот центр координирует работу 26 научно-исследовательских институтов и 360 кафедр высших учебных заведений, занимающихся проблемами материнства и детства.

Охрана здоровья матери и ребенка, осуществляемая за счет общественных фондов потребления, обеспечивается широкой сетью родильных домов, женских и детских консультаций, детских поликлиник, санаториев я других учреждений. Сегодня здоровьем женщин и детей занята многомиллионная армия врачей, медицинских сестер, младшего медицинского персонала. На каждые 10 тыс. человек населения приходится ныне более 37 врачей. Это самый высокий в мире показатель. Далеко в прошлое отошли те времена, когда женщины рожали дома в присутствии знахарки или повивальной бабки, в поле, на гумне. До революции роды в присутствии врача или акушерки были доступны лишь женщинам из самых богатых семей - в России было всего 9 женских и детских консультации, только 5 % беременных женщин получали при родах медицинскую помощь1. Неудивительно, что смерть во время беременности и особенно родов была печальным уделом многих женщин.

Ныне в стране для беременных женщин и рожениц повсеместно открыты двери родильных домов и больниц, в которых имеется около 230 тыс. коек, специальное оборудование. Роженицы получают квалифицированную медицинскую помощь.

Организации в широких масштабах медицинской и профилактической помощи детям, улучшение общих условий жизни привели к значительному уменьшению детской смертности. В России ежегодно из каждой тысячи новорожденных в течение первого года жизни умирала почти треть малышей. В 1940 г. из каждой тысячи родившихся умирали па первом году жизни 182 ребенка, а в 1977 г.- 27 детей. В целом же за период с 1917 по 1977 г. смертность детей в возрасте до 1 года сократилась в 10 раз.

В целях охраны здоровья матери и ребенка в стране за счет общественных фондов потребления проводится комплекс специальных социальных мероприятий, направленных на практическое осуществление гарантированной Конституцией СССР материальной поддержки материнства и детства. Как известно, работающим женщинам в СССР предоставляется оплачиваемый отпуск по беременности и родам продолжительностью 56 календарных дней до родов и 56 дней после них. В случае рождения двух и более детей или осложнения родов

1 Женщины в СССР. Статистические материалы, с. 21.

отпуск увеличивается до 70 календарных дней. Таким образом, женщина полностью освобождается от работы в последний период беременности, а также в течение двух первых месяцев жизни младенца, когда ему нужен особенно тщательный уход, да и мать нуждается в восстановлении своих сил и здоровья. Не менее важно, что женщина получает в этот период от государства специальное пособии по беременности и родам в размере ее полного заработка и независимо от стажа работы.

И вот человек родился и мать находится неотлучно при нем первые два месяца его жизни. А как же дальше? Следующий этап расширения льгот женщинам по созданию наиболее благоприятных условий для воспитания детей - введение на основе решений XXV и XXVI съездов КПСС для работающих женщин частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года (раньше этот отпуск не оплачивался).

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" этот отпуск вводится уже начиная с 1981 г. поэтапно по районам страны для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее 1 года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства. При этом на Дальнем Востоке, в Сибири, в северных районах страны молодая мать будет получать 50 руб. в месяц, а в других районах страны - 35 руб. в месяц. Таким образом, уже в нынешнем пятилетии миллионы молодых матерей получат частично оплачиваемый государством отпуск по уходу за малышом.

Подобная мера имеет неоценимое значение и для женщины-матери, и для ребенка. Прежде всего, введение частично оплачиваемого отпуска свидетельствует об общественном признании материнского труда женщины, его значимости для общества и государства. В этом состоит огромный социальный смысл подобного мероприятия, значение которого трудно переоценить. Однако социальная значимость введения частично оплачиваемого отпуска имеет и другую, не менее важную сторону, заключающуюся в осознании женщиной-матерью своей причастности к делам государственной важности в период, когда она оставляет работу и идет "на временную прикованность к младенцу"1. Не менее важна и материальная сторона: ежемесячное пособие по уходу за ребенком способствует устранению материальной ущемленности молодой женщины и семьи в целом, расходы которой в связи с появлением ребенка сразу же возрастают. Ведь не случайно, как это видно из данных социологического обследования женщин-работниц, имеющих детей в возрасте до 1 года, проведенного на промышленных предприятиях Москвы и ряда городов Дальнего Востока, далеко не все матери полностью использовали отпуск без сохранения заработка до достижения ребенком возраста 1 года. Из общего числа обследованных 17% женщин находились в этом отпуске до того времени, как ребенку исполнилось 4-б месяцев, 14% женщин- 7-9 месяцев, 63%-9-12 месяцев и 8% женщин оставались с ребенком до исполнения ему 1,5 года. При этом те матери, участницы опроса, которые не полностью использовали отпуск, в качестве основной причины выдвигали материальные затруднения в семье, возникающие вследствие того, что

1 Коллонтай А. М. Общество я материнство. М., 1922, с. 499-500.

женщины временно оставили работу для ухода за ребенком1.

Введение частично оплачиваемого отпуска позволит сразу же повысить уровень материального обеспечения семей, имеющих малышей до 1 года. Но главное, выигрывает ребенок. И не только потому, что частично оплачиваемый отпуск будет способствовать улучшению материальных условий для его воспитания. Не менее важно, что ребенок, для которого нет ничего более желанного и более полезного, чем общение с матерью, будет воспитываться дома, в атмосфере материнского тепла и заботы. В этой связи уместно напомнить слова известного детского врача и общественного деятеля США Б. Спока о том, что "ласка имеет такое же значение для эмоционального развития ребенка, как молоко - для физического"2.

Частично оплачиваемым отпуском не ограничивается время, в течение которого мать может оставить работу и быть с ребенком. Указанным выше постановлением предусмотрено предоставить работающим женщинам одновременно с частично оплачиваемым отпуском право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до полутора лет за свой счет, т. е. без сохранения заработной платы. При этом женщине сохраняется непрерывный трудовой стаж и стаж работы по специальности. В следующей пятилетке будет продолжено осуществление мер, направленных на увеличение продолжительности и повышение уровня оплаты отпуска по уходу за новорожденными а малолетними детьми. В перспективе он будет увеличен до достижения малышом двухлетнего возраста.

1 Вопросы оплаты труда и уровня жизни населения. М., 1978, с. 159, 160.

2 Спок Б. Ребенок и уход за ним. М., 1970, с. 139.

Вместе с тем социалистическое государство создает работающим женщинам и разнообразные возможности по уходу за заболевшими детьми. На период, когда заболевшему ребенку нужен уход, работающие матери считаются временно нетрудоспособными и получают соответствующее пособие. При этом в соответствий с действующим законодательством в случае заболевания ребенка в возрасте до двух лет женщина освобождается от работы и получает указанное пособие, даже если в семье есть другие люди, которые могут ухаживать за ребенком. В целом же при болезни ребенка в возрасте до 14 лет работающая мать (или кто-либо из других членов семьи, если мать больна, временно отсутствует и пр.) получает отпуск и пособие по временной нетрудоспособности. До последнего времени этот отпуск и пособие предоставлялись на срок не более семи календарных дней, за исключением одиноких матерей, вдов и разведенных женщин, которым отпуск и пособие по уходу за больным ребенком, не достигшим семи лет, предоставлялись на срок 10 календарных дней. В одиннадцатой пятилетке согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" продолжительность оплачиваемого отпуска по уходу за больным ребенком до 14 лет увеличивается: вводятся дополнительные по сравнению с действующим законодательством дни (до 14 дней), оплачиваемые в размере 50% заработка матери (или другого члена семьи, ухаживающего за ребенком). Особенно нужно подчеркнуть при этом, что отпуск и пособие по уходу за больным ребенком работающая мать получает каждый раз, когда ребенок заболеет, сколько бы раз в году это ни повторялось.

Однако, как известно, уход за больными детьми - это лишь часть многотрудных забот матерей о подрастающем поколении. Ведь и здоровые дети требуют постоянного и пристального внимания к себе. Указанным постановлением предусматривается уже начиная с 1981 г. предоставлять работающим женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, дополнительный трехдневный оплачиваемый отпуск (при условии, что общая продолжительность отпуска не должна превышать 28 календарных дней). В соответствии с этим постановлением женщины получают первоочередное право на ежегодный отпуск в летнее или другое удобное для них время, а также на дополнительный отпуск по уходу за детьми без сохранения заработной платы продолжительностью до двух недель по согласованию с администрацией в период, когда позволяют производственные условия.

По мере укрепления и развития экономической базы создаются возможности для расширения материальной помощи семьям, имеющим детей. Еще в конце Великой Отечественной войны, лишившей многие семьи мужей и отцов, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. в стране было специально введено единовременное пособие для матерей, имеющих двоих детей, при рождении третьего ребенка и ежемесячное пособие для матерей, имеющих троих детей, при рождении четвертого и каждого последующего ребенка. В 1968 г. в связи с принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье круг женщин, имеющих право на получение пособий и других льгот, был значительно расширен. В конце 70-х годов (по данным за 1979 г.) ежемесячным государственным пособием были обеспечены 2,2 млн. матерей и около 300 тыс. матерей получили единовременное государственное пособие1.

В соответствии с решениями XXVI съезда партии система единовременных пособий при рождении ребенка существенно расширяется: уже в нынешнем пятилетии вводятся выплаты государственного единовременного пособия работающим или обучающимся с отрывом от производства матерям н размере 50 руб. при рождении первого ребенка и 100 руб. при рождении второго и третьего ребенка. Тем самым государство стремится разделить с матерью ее материальные заботы при рождении ребенка, принять участие в приобретении детского приданого и т. д. Такую единовременную материальную помощь государства при рождении ребенка ежегодно будут получать более 4 млн. матерей2. А ведь дети, как известно, чаще всего рождаются в молодых семьях. Согласно некоторым исследованиям, уже к 24 годам вступает в брак 76% женщин, вследствие чего наибольшее число рождений падает на женский возраст в границах от 20 до 24 лет. В эти годы у каждой тысячи горожанок рождается 177 малышей, главным образом первенцев, но часто и вторых детей. Следующий возрастной период женщин - 25-29 лет - также отмечен высокой рождаемостью (132 родившихся ребенка на 1000 городских женщин). В эти годы у женщин, рано вступивших в брак и ориентирующихся на многодетную семью, появляются уже третьи, четвертые и последующие дети. Таким образом, введение государственного единовременного пособия направлено на оказание материальной

1 Женщины в СССР. Статистические материалы, с. 19. 2 Рассчитано по данным журнала "Вестник статистики", 1980, № 11, с. 75.

помощи в первую очередь молодым семьям, а также семьям, имеющим несколько детей.

Большое значение имеет осуществляемая с 1974 г. выплата ежемесячных пособий па детей в малообеспеченных семьях, где доход па каждого члена семьи не превышает 50 руб. в месяц. В таких семьях пособия выплачиваются ежемесячно на каждого ребенка до достижения им восьмилетнего возраста.

Далее...