Социальный статус

Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Проект). М., 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

С целью реализации Указа Президента Российской Федерации "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации" и активизации работы с кадровым составом государственных служащих в органах государственной власти определен порядок организации работы по формированию банка данных о женщинах - федеральных государственных служащих, являющегося составной частью банка данных о государственных служащих. В настоящее время идет работа по определению данного порядка. Не исключено, что он будет предусматривать временное применение элементов "положительной дискриминации". В частности, при формировании кадрового резерва на выдвижение на вышестоящую должность предполагается предусмотреть обязательное соотношение, при котором в составе государственных служащих по всем группам должностей федеральной государственной службы представители одного пола занимают не менее 30 процентов и не более 70 процентов от общей численности служащих соответствующих должностей.

Анализ ситуации с участием женщин в принятии решений показал, что в 26 субъектах Российской Федерации женщины являются заместителями глав правительства республик, губернаторов, краевых, областных администраций. Доля женщин, замещающих должности глав сельских (поселковых) администраций, колеблется от 20 до 68 процентов. Наиболее показательны Московская область - 43,2 процента, Тульская область - 48 процентов, Республика Карелия - 52,4 процента, Калужская область - 53,6 процента, Ивановская область - 60,5 процента, Астраханская область - 63 процента, Вологодская область - 68 процентов.

В Ульяновской области принято распоряжение главы администрации "О повышении роли женщин в системе органов государственной власти и местного самоуправления Ульяновской области". В результате, женщины-руководители составляют 18 процентов в органах исполнительной власти и 22 процента в органах местного самоуправления.

С целью более широкого привлечения женщин к работе в государственных органах принято совместное постановление администрации Псковской области и областного Собрания депутатов "О формировании резерва кадров для выдвижения на вышестоящие государственные службы Псковской области". Среди руководящих работников аппарата администрации и органов управления области женщины составляют 38,7 процента, органов местного самоуправления - 62 процента. Администрацией области разработаны мероприятия, обеспечивающие внедрение конкурсов на замещение руководящих должностей, программы переподготовки женщин-служащих. Из числа обучающихся в Псковском филиале Северо-Западной академии государственной службы 63 процента составляют женщины.

Женщины могут принимать участие в деятельности неправительственных организаций, создавать свои объединения и союзы. Законодательное закрепление данных вопросов было подробно освещено в предыдущем докладе.

Для отчетного периода характерно дальнейшее развитие социального партнерства, сотрудничества с женскими неправительственными организациями.

Государство строит свою работу с женскими общественными организациями на основе договоров о совместной деятельности, протоколов о намерениях, принимает участие в акциях и мероприятиях, проводимых женскими неправительственными организациями, организует "круглые столы" по различным вопросам улучшения положения женщин и деятельности этих организаций.

Сотрудничество и взаимодействие государственных органов и неправительственных женских организаций включает в себя следующие направления совместной работы:

1. Участие в разработке и реализации государственной социальной политики по улучшению положения женщин, семьи и детей:

- сотрудничество в реализации мероприятий президентской программы "Дети России", Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года;

- распространение информации о Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации и мобилизации усилий общественности для ее реализации;

- выявление (по мере их появления) новых приоритетов в проведении политики по улучшению положения женщин, семьи и детей;

- координации усилий по реализации программ, направленных на улучшение положения женщин, семьи, детей на местах;

- организация общероссийских кампаний, направленных на решение жизненно важных проблем семьи, женщин и детей;

- сбор информации о фактах дискриминации и насилия в отношении женщин и разработка механизмов их ликвидации и искоренения;

- формирование общественного мнения в духе равенства полов, партнерства.

2. Содействие решению социальных проблем женщин путем разработки и реализации программ, направленных на:

- включение женщин в структуры исполнительной и законодательной власти (подготовка к выборам, подготовка женщин-лидеров, создание системы продвижения женщин);

- повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда;

- обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин с учетом перспективных профессий; расширение новых организационных форм и обучающих программ;

- содействие совмещению профессиональных и семейных функций, прежде всего за счет создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, семейного бизнеса и самозанятости как альтернативных сфер приложения труда женщин; повышение заинтересованности предприятий в создании для женщин, имеющих детей, удобных режимов работы (неполный рабочий день, гибкие графики, надомная работа);

- осознание женщинами своих прав, повышение юридической грамотности женщин.

3. Содействие развитию системы социального обслуживания семьи, женщин и детей путем

- сотрудничества в области развития социальных служб (учреждений социального обслуживания) по предоставлению широкого спектра социальных услуг, включая кризисные центры для женщин, многопрофильные центры, телефоны доверия, социальные приюты и т.д.);

- создания специализированных социальных служб (женские кризисные центры, многопрофильные центры, телефоны доверия, социальные приюты и т.д.).

Министерством труда и социального развития Российской Федерации заключены договора о совместной деятельности с Ассоциацией женщин-предпринимателей России, Союзом женщин России, Ивановским областным Клубом "Деловая женщина", Благотворительным Фондом "ЭСКО".

Целью совместной деятельности в рамках договоров и соглашений является участие женских неправительственных организаций в реализации мер, направленных на улучшение положения женщин и повышение их роли в обществе.

Договор с Ассоциацией женщин-предпринимателей России предусматривает совместную деятельность в сфере решения социальных проблем молодежи, семьи, женщин, поддержки женского предпринимательства, разработки и внедрения в социальную практику новых технологий работы с указанными группами населения.

Совместная деятельность государственных структур с Союзом женщин России направлена на содействие занятости женщин (консультирование по вопросам применения трудового законодательства, оказание помощи в подготовке и переподготовке по новым профессиям и специальностям, обучение основам предпринимательской деятельности и др.).

Договор о совместной деятельности с Ивановским клубом "Деловая женщина" предусматривает развитие традиционных промыслов и ремесел, возрождение межрегиональных экономических связей, защиту отечественных товаропроизводителей, поддержку предпринимательской деятельности женщин, разработку и внедрение новых технологий поддержки женщин и семьи.

Совместная деятельность с Благотворительным Фондом "ЭСКО" предусматривает организацию и проведению совместных акций, направленных на улучшение положения женщин, создание дополнительных рабочих мест, разработку и внедрение в социальную практику новых технологий поддержки женщин, семьи, молодежи, целенаправленную работу с детьми с ограниченными возможностями по развитию их творческого потенциала, внедрение в практику работы региональных отделений социальных технологий сотрудничества общественных организаций со структурами исполнительной власти.

Соглашение о совместной работе по реализации социальных программ по улучшению положения семьи, женщин и детей на территории муниципального образования "Город Екатеринбург", заключенное Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Екатеринбургской городской Думой. предусматривает выработку технологий и обмен информационными потоками по внедрению федеральных программ и способствует укреплению вертикали государственной власти и увеличению роли органов местного самоуправления в осуществлении федеральной политики.

Статья 8

Государства-участники принимают все соответствующие меры, чтобы обеспечить женщинам возможность на равных условиях с мужчинами и без какой-либо дискриминации представлять свои правительства на международном уровне и участвовать в работе международных организаций.

Как отмечалось в предыдущем докладе, законодательство Российской Федерации не содержит дискриминационных норм в отношении прав женщин на представительство Правительства Российской Федерации и государства на международном уровне.

Законодательство России и нормативные акты, регулирующие прием на дипломатическую и иную работу в центральный аппарат Министерства иностранных дел Российской Федерации (МИД России) и загранучреждения, а также продвижение по службе и ротацию сотрудников, основываются на принципе равенства требований, предъявляемых к работникам вне зависимости от пола.

В настоящее время из 1761 женщины, работающей в МИД России, 248 занимают дипломатические должности. В загранучреждениях работают 669 женщин, из которых 87 дипломатов.

Статья 9

1. Государства-участники предоставляют женщинам равные с мужчинами права в отношении приобретения, изменения или сохранения их гражданства. Они, в частности, обеспечивают, что ни вступление в брак с иностранцем, ни изменение гражданства мужа во время брака не влекут за собой автоматического изменения гражданства жены, не превращают ее в лицо без гражданства и не могут заставить принять ее гражданство мужа.

2. Государства-участники предоставляют женщинам равные права в отношении гражданства их детей.

Законодательством Российской Федерации женщинам предоставлены равные с мужчинами права в отношении приобретения, изменения или сохранения их гражданства. Ни вступление в брак с иностранцем, ни изменение гражданства мужа во время брака не влекут за собой автоматического изменения гражданства жены, не превращают ее в лицо без гражданства и не могут заставить принять ее гражданство мужа.

Женщинам законодательно предоставлены равные права в отношении гражданства их детей.

Положения данной статьи подробно освещены в предыдущем докладе.

Статья 10

Государства-участники принимают все соответствующие меры для того, чтобы ликвидировать дискриминацию в отношении женщин, с тем чтобы обеспечить им равные права с мужчинами в области образования и, в частности, обеспечить на основе равенства мужчин и женщин:

a) одинаковые условия для ориентации в выборе профессии или специальности, для доступа к образованию и получению дипломов в учебных заведениях всех категорий как в сельских, так и в городских районах: это равенство обеспечивается в дошкольном общем, специальном и высшем техническом образовании, а также во всех видах профессиональной подготовки: I

b) доступ к одинаковым программам обучения, одинаковым экзаменам, преподавательскому составу одинаковой квалификации, школьным помещениям и оборудованию равного качества:

c) устранение любой стереотипной концепции роли мужчин и женщин на всех уровнях и во всех формах обучения путем поощрения совместного обучения и другие видов обучения, которые будут содействовать достижению этой цели, и, в частности, путем пересмотра учебных пособий и школьных программ и адаптации метода обучения;

d) одинаковой возможности получения стипендий и других пособий на образование;

e) одинаковые возможности доступа к программам продолжения образования, включая программы распространения грамотности среди взрослых и программы функциональной грамотности, направленные, в частности, на сокращение как можно скорее любого разрыва в знаниях мужчин и женщин;

f) сокращение числа девушек, не заканчивающих школы, и разработку программ для девушек и женщин, преждевременно покинувших школу;

g) одинаковые возможности активно участвовать в занятиях спортом и, физической подготовкой;

h) доступ к специальной информации образовательного характера в целях содействия обеспечению здоровья и благосостояния семей, включая информацию и консультации о планировании размера семей.

Равные возможности и доступ к получению образования мужчин и женщин законодательно гарантированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании", что подробно освещено в предыдущем докладе.

В отчетный период общеобразовательная система в России развивалась в направлении поддержки и поощрения многообразия типов и видов образовательных учреждений, дифференциации образования по различным профилям: гуманитарное, естественнонаучное, математическое, художественно-эстетическое, техническое и др.

Продолжают действовать временные меры, ограничивающие освоение женщинами ряда профессий. Это обусловлено тем, что подготовка рабочих кадров в образовательных учреждениях профессионального образования осуществляется согласно Перечню профессий, соответствующему государственному стандарту профессионального образования Российской Федерации. Для девушек получение некоторых профессий ограничено Списком производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями, на которых запрещено применение труда женщин.

В учреждениях начального профессионального образования предусмотрены льготы для женщин, имеющих малолетних детей: разрабатываются индивидуальные графики посещения занятий, проведения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов.

В образовательных учреждениях Российской Федерации получают образование совместно лица обоих полов: они обучаются по одним и тем же программам, пользуются одинаковыми учебниками и учебными пособиями, оборудованием, преподают им одни и те же предметы, используя идентичные формы обучения и методы преподавания, средства обучения.

Законодательно обеспечены одинаковые возможности для получения стипендий и других пособий на образование.

Недостаточный уровень бюджетного финансирования негативно сказывается на количественных и качественных характеристиках сферы образования. Финансовые трудности системы образования стимулируют развитие платного образования. Частичная приватизация учреждений образования, появление частных учебных заведений создает препятствия для недопущения неравенства в доступе к образованию. В связи с этим большие возможности к получению образования имеют состоятельные семьи.

Имея равные с мужчинами права на повышение квалификации и прохождение переподготовки, работающие женщины не всегда могут ими воспользоваться вследствие большой загруженности семейно-бытовыми обязанностями.

В связи с этим, в субъектах Российской Федерации разрабатываются специальные программы переобучения женщин, учитывающие данный фактор.

В 1994 году в г. Иваново работает Центр социальной поддержки женщин и семьи, в котором женщины могут повышать квалификацию, проходить переподготовку по профессиям, наиболее перспективным на рынке труда. В центре прошли переобучение по технологии бизнес-инкубатора и создали себе рабочие места сотни женщин.

Факультет социальных коммуникаций, созданный в г. Ижевск в 1997 году на базе высших женских курсов как экспериментальная форма повышения конкурентоспособности женской молодежи на рынке труда. Кроме основных специальностей, для студенток организована дополнительная профессиональная подготовка по специальностям "Домоведение", "Домашнее воспитание", "Дизайн жилища" и т.д.

Финансовые трудности, с которыми сталкиваются российские семьи, ведут к увеличению числа детей, вынужденных оставить среднюю общеобразовательную школу. В субъектах Российской Федерации ведется работа по сглаживанию негативных последствий данного процесса и созданию условий для молодых людей, в частности, для девушек, к продолжению получения образования. В Курганской области разработана и реализуется программа, по которой на базе вечерних сменных школ и ряда профессиональных училищ создаются специальные классы для лиц, не имеющих основного образования. В 1997 году в подобных классах обучалось более 200 девушек.

В Российской Федерации в рамках Президентской программы "Дети России" разработана и за отчетный период реализовывалась специальная программа "Планирование семьи", включающая в себя создание информационного блока, содержащего информацию и консультации о планировании размера семьи. За 1994-1997 годы было подготовлено и распространено более 40 видов информационных материалов.

В настоящее время в Российской Федерации идет процесс определения необходимости введения специальных предметов в общеобразовательных курсах, связанных с сексуальным воспитанием подростков и планированием семьи.

В субъектах Российской Федерации ведется работа по реализации программы "Планирование семьи". Наиболее эффективно мероприятия программы реализуются в Алтайском крае, Новосибирской области, Республике Удмуртия, г. Санкт-Петербурге, Хабаровском крае и др.

В частности, в Удмуртской Республике действует программа "Здоровье женщины и планирование семьи", которая призвана создать необходимые условия для улучшения состояния здоровья, снижения заболеваемости, смертности у подростков, молодежи, женщин, повысить качество преодоления кризисных тенденций в воспроизводстве населения. Программа нацелена на обеспечение и организацию правовой основы деятельности республиканской службы планирования семьи, совершенствование информационной системы по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этики семейно-брачных отношений, внедрение системы подготовки специалистов по планированию семьи и проведение специальных научных исследований в этой области.

В рамках реализации программы "Планирование семьи" в Красноярском крае в 1977 году осуществлялось повышение квалификации акушеров-гинекологов, анестезиологов-реаниматоров, средних медицинских работников родовспомогательных учреждений. Получила дальнейшее развитие медико-генетическая служба, внедрена система пренатального скрининга на раннее выявление врожденной и наследственной патологии, развивается служба планирования семьи, с вводом родильного дома организуется краевой акушерский реанимационно-консультативный центр. Реализация мероприятий программы позволила стабилизировать показатель перинатальной смертности в акушерских стационарах на уровне 16,5-17%, снизить число абортов и их распространенность на 1000 женщин детородного возраста с 109,8 в 1993 году до 84,4 в 1996 году.

В Калужской области разработана целевая программа "Планирование семьи", которая включает в себя предупреждение нежелательной беременности, выбор времени деторождения в зависимости от возраста и состояния здоровья родителей, рождение только желанных детей и, как результат - снижение абортов. В мероприятия этой программы входит совершенствование системы подготовки детей, подростков, молодежи к семейной жизни, обеспечение информированности в области планирования семьи и сексуальной культуры населения, обеспечение потребности населения средствами и методами современной контрацепции.

Статья 11

1. Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости, с тем чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин равные права, в частности:

  1. право на труд как неотъемлемое право всех людей;

b) право на одинаковые возможности при найме на работу, в том числе применение одинаковых критериев отбора при найме;

c) право на свободный выбор профессии или рода работы, на продвижение в должности и гарантию занятости, а также на пользование всеми льготами и условиями работы, на получение профессиональной подготовки и переподготовки, включая ученичество, профессиональную подготовку повышенного уровня и регулярную переподготовку;

d) право на равное вознаграждение, включая получение льгот, на равные условия в отношении труда равной ценности, а также на равный подход к оценке качества работы;

e) право на социальное обеспечение, в частности, в случае ухода на пенсию, безработицы, болезни, инвалидности, по старости и в других случаях потери трудоспособности, а также право на оплачиваемый отпуск

f) право на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе по сохранению функции продолжения рода.

2. Для предупреждения дискриминации в отношении женщин по причине замужества или материнства и гарантирования им эффективного права на труд государства-участники принимают соответствующие меры для того, чтобы:

a) запретить, под угрозой применения санкции, увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам или дискриминацию ввиду семейного положения при увольнении;

b) ввести оплачиваемые отпуска или отпуска с сопоставимыми социальными пособиями по беременности и родам без утраты прежнего места работы, старшинства или социальных пособий;

c) поощрять представление необходимых дополнительных социальных услуг, с тем чтобы позволить родителям совмещать выполнение семейных обязанностей с трудовой деятельностью и участием в общественной жизни, в частности, посредством создания и расширения сети учреждений по уходу за детьми.

3. Законодательство, касающееся защиты прав, затрагиваемых в настоящей статье, периодически рассматривается в свете научно-технических знаний, а также пересматривается, отменяется или расширяется, насколько это необходимо.

Право на труд гарантировано Конституцией Российской Федерации. Законодательные меры, касающиеся недопущения дискриминации женщин при найме на работу, рассмотрены в предыдущем Докладе.

Государство гарантирует гражданам Российской Федерации свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (статья 12 Закона "О занятости населения в Российской Федерации").

В целях стимулирования работодателей в приеме на работу безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, территориальными органами исполнительной власти им предоставляются экономические льготы.

Так, например, постановлением глав администрации ряда городов Амурской области предприятиям, принимающим на работу граждан, нуждающихся в социальной защите, по направлению службы занятости, налог на прибыль, поступающий в местный бюджет, уменьшается в среднем на 1-5 процентов за каждого принятого. В результате только за 1996 год в соответствии с квотой, установленной органами местного самоуправления предприятиям Амурской области, было принято на работу 1161 человек, из которых более 200 - одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей.

Далее...