Социальный статус

Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Проект). М., 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

В Республике Удмуртия в соответствии с республиканским законом "О занятости населения в Удмуртской Республике" организациям, трудоустраивающим в пределах определенной им квоты граждан из категории особо нуждающихся в социальной защите, также предоставляются льготы по платежам. При этом сумма налога на прибыль, направляемая в республиканский бюджет, снижается на величину затрат, понесенных организацией на трудоустройство граждан указанной категории. В законе определено, что величина снижения налога не должна превышать 100-кратного размера минимальной оплаты труда в расчете на каждое созданное рабочее место.

В ряде районов Ярославской области предусмотрены льготы работодателям по уплате налогов на прибыль в части платежей, зачисляемых в местные бюджеты. В Республике Мордовия для работодателей предусмотрены как на местном, так и на республиканском уровне льготные ставки налога на прибыль, льготные тарифы на оплату коммунальных, транспортных и др. услуг. В Чувашской Республике предприятиям, создающим рабочие места за счет собственных средств, местными администрациями устанавливаются льготы по налогообложению на прибыль в пределах сумм, зачисляемых в районные (городские) бюджеты, а не выполняющим задание трудоустройства по квоте, предусматривается возмещение затрат на организацию таких рабочих мест на других предприятиях путем перечисления в Государственный фонд содействия занятости населения средств в размере среднегодовой зарплаты, сложившейся на предприятии, умноженной на количество квотируемых рабочих мест.

Перечисленные меры направлены на недопущение дискриминации в приеме на работу и сглаживание негативных характеристик рабочей силы отдельных категорий граждан для работодателя.

За 1996-1997 годы органами государственной службы занятости было трудоустроено около 275 тыс. и направлено на обучение свыше 30 тыс. женщин, имеющих несовершеннолетних детей и являющихся единственными кормильцами в семье.

Незначительный размер квот для трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, а также их невыполнение в ряде регионов обусловлено сложным экономическим положением на многих предприятиях, нежеланием работодателей принимать на работу эти категории граждан при наличии возможности выбора из числа предлагающих свои услуги на рынке труда более квалифицированных работников.

В 1997 году Правительством Российской Федерации разработана федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы, в которой содержатся конкретные мероприятия по содействию занятости женщин, направленные на:

содействие занятости одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; семей, воспитывающих детей-инвалидов, а также семей, в которых оба родителя признаны безработными;

оказание помощи в организации летнего отдыха и оздоровлении детей;

разработку и реализацию региональных планов действий по улучшению положения женщин в сфере занятости и повышению их роли в обществе;

поддержку развития в субъектах Российской Федерации сети специализированных учреждений по социальному обслуживанию женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (кризисных центров).

Федеральная и региональные программы содействия занятости содержат специальные меры содействия занятости женщин, включающие:

проведение ярмарок вакансий;

реализацию программ социальной адаптации безработных -"Клуб ищущих работу", "Новый старт", "Молодежная практика" и др.;

переобучение, повышение квалификации безработных женщин, имеющих малолетних детей;

квотирование рабочих мест для данной категории безработных;

содействие развитию предпринимательства.

В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, расширению банка данных вакансий, усиления взаимодействия с работодателями, органами службы занятости проводятся ярмарки вакансий рабочих и ученных мест. Только за 1996 год в России было проведено более 600 таких ярмарок, которые посетили более 400 тыс. человек, из которых 2/3 составляли женщины. Направления на собеседования о приеме на работу получили около 100 тыс. человек. Наиболее активно по данному направлению деятельности работают органы службы занятости Республики Удмуртия, Калужской, Тульской, Московской, Орловской и Ростовской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В 1997 году в ярмарках приняли участие более 500 тыс. человек.

Главной задачей Клуба ищущих работу является обучение граждан системе поиска работы. В настоящее время в 70 регионах Российской Федерации действует свыше 760 клубов. Данной программой ежегодно охвачено более 50 тыс. безработных, из которых 60 процентов составляли женщины. По окончании программы в целом по России трудоустроен каждый третий участник.

Программа "Новый старт" предназначена для восстановления мотивации к труду у граждан, которые длительное время являются безработными. Она реализуется с 1995 года. Только за 1996 год в 50 регионах России в данной программе приняло участие более 25 тыс. человек, что почти в три раза больше, чем в 1995 году. По окончании курса 33 процента слушателей трудоустраиваются, каждый десятый - становится участником других программ службы занятости, направленных на расширение возможностей трудоустройства. Наиболее успешно данная программа реализуется в Иркутской, Читинской, Омской и Томской областях.

Для обеспечения занятости выпускников общеобразовательных школ, ПТУ, техникумов и ВУЗов и длительно неработающей молодежи используется такая форма трудоустройства, как направление на "Молодежную практику", предусматривающую заключение договоров с предприятиями о временном трудоустройстве с целью получения профессиональных и трудовых навыков непосредственно на рабочем месте. Большое место в числе охваченной данным видом работы молодежи составляют девушки. Так, в Удмуртской Республике среди участников "Молодежной практики" более 60 процентов составляют выпускницы различных учебных заведений. Во Владимирской области в рамках реализации программы "Молодежная практика" заключено более 100 договоров предприятиями различных форм собственности на создание почти 800 ученических рабочих мест, трудоустроено около 500 выпускников учебных заведений, из них 56,3 процента - женщины. В целях усиления помощи молодежи в получении профессий, пользующихся спросом на рынке труда, при Министерстве труда и занятости Республики Чувашия создан республиканский учебно-методический центр, на базе которого проводится обучение безработных по 17 рабочим профессиям и специальностям, большинство из которых предназначены для подготовки и переподготовки женщин.

Одним из основных направлений активной политики обеспечения занятости женщин, повышения их конкурентоспособности на рынке труда является профессиональное обучение, которое в настоящее время стало элементом целостной государственной политики по улучшению положения женщин.

Расширяется работа по организации профессионального обучения слабозащищенных категорий безработных граждан, в том числе женщин-инвалидов, многодетных и одиноких матерей, женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов. Как правило, профессиональное обучение для этих категорий граждан ориентировано на возможность надомного труда. Так, в Удмуртской Республике реализуются программы обучения многодетных матерей и женщин-инвалидов машинному и ручному вязанию, ковроткачеству. В Кировской области для обеспечения возможности надомного труда женщины обучаются по специальности "Мастер народных промыслов". В Архангельской области с этой целью создаются курсы росписи по дереву, плетению из бересты, кружевоплетению, вязанию и др.

Для повышения вероятности трудоустройства женщин в Орловской области организовано обучение по 25 профессиям. Число женщин, завершивших такое обучение за период с 1994 по 1997 год, увеличилось в 1,6 раза. Из них более 90 процентов впоследствии находят подходящее рабочее место.

В регионах начинает проводиться работа по созданию банков вакансий и свободных рабочих мест для женщин, желающих работать на дому или в режиме неполного рабочего времени. Такой банк вакансий создан и действует в Ярославской области. В стадии формирования находится банк вакансий в Кировской области.

В целях создания условий для развития предпринимательской деятельности незанятого населения, обеспечения подготовки кадров для рыночной экономики и в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в марте 1995 года принято постановление Правительства Российской Федерации "Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности".

Законодательное обеспечение прав женщин и мужчин на работу в безопасных условиях труда регламентировано в положениях Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, в которые были внесены изменения и дополнения в 1995 году.

В соответствии со статьей 4 Основ, каждый работник имеет право на охрану достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов, на переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка, либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.

На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года... (статья 6).

В целях совершенствования работы по улучшению условий и охраны труда Правительством Российской Федерации в августе 1995 года принято постановление "О мерах по улучшению условий и охраны труда". В соответствии с Постановлением руководители организаций всех форм собственности обязаны обеспечить строгое соблюдение на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям законодательства об охране труда, уделяя особое внимание безопасности ведения работ, обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты по установленным нормам, а также организации их надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания.

Меры по обеспечению безопасных условий труда зафиксированы в Федеральной программе первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995-1997 годы. В настоящее время данная программа пролонгирована до 2000 года.

Правительством Российской Федерации разработаны проекты перечней работ, на которых запрещено применение труда женщин детородного возраста (15-49 лет). Однако для их утверждения имеются серьезные препятствия. Ужесточение требований возрастного ценза при регулировании запрещения на определенные виды работ для женщин безусловно повлечет за собой рост безработицы среди женщин. Приведенные в отдельных регионах исследования показали, что женская безработица с введением этой меры может в возрасти в 1,8 - 4,5 раз.

В 1996 году Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят Федеральный закон "О внесении изменений в пункт 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда", согласно которому срок запрещения приема женщин детородного возраста на тяжелые работы и работы с вредными условиями труда перенесен с 1 июля 1996 года на 1 июля 2000 года.

С 1996 года ведется работа по обучению женщин, высвобождаемых с вредных производств, основам предпринимательства, что предусмотрено в мероприятиях Федеральной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 годы.

В настоящее время ситуация в сфере охраны труда и условий труда женщин продолжает оставаться неблагоприятной - из общего числа женщин, работающих в промышленности, строительстве, на транспорте и связи 12,1 процента трудятся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, 1,1 процента заняты тяжелым физическим трудом.

Необходимо отметить, что меры, направленные на усиление охраны труда женщин, реализуются не в полной мере и далеко не всегда эффективны.

Практически повсеместно не выполняется постановление Правительства Российской Федерации от б февраля 1993 г. N 105 "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную".

Почти 18 процентов из числа рабочих промышленности и строительства, выполняющих тяжелую физическую работу и испытывающих перегрузки, ведущие к тяжелым патологическим изменениям, составляют женщины. На предприятиях Чувашской Республики на подобных рабочих местах трудятся более 8 тыс. женщин, в Рязанской области их численность только за 1995 год возросла почти на 47 процентов.

В Российской Федерации имеется служба, на которую возлагается проверка соблюдения законодательства в трудовой сфере - Рострудинспекция, - осуществляющая надзорно-контрольные функции в данной сфере. Только за 1997 год работниками данного органа было проведено почти 380 тысяч проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда, в ходе которых выявлено и устранено около 2,3 млн. нарушений. Кроме того, госинспекторами труда было проведено более 5 тысяч целевых проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда женщин, в ходе которых выявлено и устранено свыше 20 тысяч нарушений.

За нарушения трудового законодательства, в первую очередь, в отношении женщин, к дисциплинарной ответственности привлечено почти 18 тысяч должностных лиц, в том числе уволено с занимаемой должности более 300.

Учитывая важность обеспечения прав женщин на охрану труда, в субъектах Российской Федерации разрабатываются и реализуются соответствующие программы, позволяющие создать условия, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, повысить уровень гарантий правовой и социальной защиты работников от профессиональных рисков, в том числе женщин.

Подобные программы действуют в Приморском крае, Саратовской, Пензенской, Пермской, Читинской областях, Республике Адыгея и др.

В целях улучшения положения женщин в области охраны труда, сохранения функции продолжения рода кабинетом министров Республики Татарстан совместно с президиумом Татарского республиканского совета профсоюзов был утвержден "Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которые запрещается перевод, прием на работу и учебу женщин в возрасте до 35 лет".

В целях недопущения нарушения трудового законодательства, в том числе нарушения трудовых прав беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также в соответствии с положениями статьи 80 Конституции Российской Федерации, в марте 1994 года принят Указ Президента Российской Федерации "Об ответственности за нарушения трудовых прав граждан", в котором, в частности, предусматривается усиление надзора за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности законодательства Российской Федерации о труде, коллективных договорах и соглашениях.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", женщины имеют право на пособие по беременности и родам, которое выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов.

Пособие по беременности и родам устанавливается работающим женщинам в размере среднего заработка (дохода) по месту работы, безработным женщинам в размере минимального размера оплаты труда, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования - в размере стипендии.

В субъектах Российской Федерации данные положения федерального закона получили свое развитие. Учитывая сложность финансовой ситуации, особенно в семьях, имеющих малолетних детей, в регионах принимаются местные законы, повышающие размеры выплат женщинам.

В соответствии с Ульяновской областной межведомственной программой "Семья и дети", в рамках подпрограммы "Женщины" для предупреждения дискриминации в отношении женщин по причине замужества или материнства и гарантирования им эффективного права на труд предусмотрены следующие меры:

запретить, под угрозой применения санкций, увольнения с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам или дискриминацию ввиду семейного положения при увольнении;

ввести оплачиваемые отпуска или отпуска с сопоставимыми социальными пособиями по беременности и родам без утраты прежнего места работы, старшинства или социальных пособий: предоставляется отпуск по беременности и родам с выплатой по беременности полного заработка без учета стажа работы в количестве 140 дней при нормальных родах, 156 календарных дней при осложненных родах, 180 календарных дней при рождении двух или более детей, независимо от фактической продолжительности трудового отпуска.

В сентябре 1994 года в республике Адыгея принят закон "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства", который гарантирует семье выплату всех видов пособий, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации, и устанавливает виды пособий, которые будут вводиться поэтапно. Так, с января 1995 года в республике выплачивается (дополнительно к размеру пособий, определенных законодательством Российской Федерации) единовременное пособие при рождении ребенка одному из родителей либо лицу, заменяющему родителей, в размерах, определенных для указанных категорий лиц, а также пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет.

В целях поддержки наиболее нуждающихся категорий населения с января 1996 года в Псковской области действует закон "О социальной поддержке отдельных категорий населения области", согласно которому из средств областного бюджета выплачиваются пособия беременным женщинам, матерям, имеющим детей грудного возраста, и студенческим семьям. Беременные женщины и матери, имеющие детей грудного возраста, получают пособие в размере двух минимальных размеров оплаты труды за каждый месяц в течение трех месяцев до родов и трех месяцев после родов.

Учитывая сложившуюся финансовую ситуацию, далеко не все регионы Российской Федерации могут позволить себе увеличение размеров выплат женщинам, связанных с беременностью и родами.

Федеральным законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" внесены изменения в систему социальных выплат на лиц, находящихся на содержании безработных граждан.

Установлены доплаты к пособию по безработице на каждого иждивенца в виде четко фиксированной суммы: 50 процентов размера минимальной заработной платы на каждого иждивенца, но суммарно не более 150 процентов минимальной заработной платы. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.

По заранее действующему законодательству размер пособия по безработице увеличивается на 10 процентов на каждого нетрудоспособного иждивенца, а при наличии в семье нескольких безработных доплата на иждивенцев производилась лишь одному из них. Внесенные изменения в закон позволяют обеспечить равные права и возможности лицам, находящимся на содержании безработных за счет установления фиксированных доплат, а также повысить доходы безработных, имеющих иждивенцев и, в первую очередь, получающих минимальные пособия, примерно на 65-70 процентов.

В соответствии с законом "О занятости населения в Российской Федерации" материальная поддержка безработных женщин осуществлялась из средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. В 1990 году из Государственного фонда занятости населения на эти цели было выделено 40,0 млрд. рублей, за 9 месяцев 1997 года - 27,0 млрд. рублей.

Создание необходимых условий для совмещения выполнения семейных обязанностей с трудовой деятельностью и участием в общественной жизни освещено в предыдущем докладе.

Российская Федерация в октябре 1997 года ратифицировала Конвенцию МОТ N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями". В настоящее время идет работа над внесением изменений и дополнений в трудовое законодательство Российской Федерации, связанных с необходимостью учета основных положений Конвенции.

Государство принимает дополнительные меры с целью стимулирования использования труда женщин. В частности, для предотвращения массового высвобождения женщин с предприятий, использующих в основном труд женщин, сохранения и создания для них рабочих мест предприятиям и организациям оказывается финансовая поддержка.

В начале 1998 года во Владимирской области принят закон "О предоставлении налоговых льгот организациям, обеспечивающим приоритетную занятость социально незащищенных категорий населения", что напрямую связано с увеличением экономического потенциала семей. В результате оказания финансовой помощи создано более 300 рабочих мест для социально слабозащищенных категорий граждан, из них более половины - для женщин.

В Республике Мордовии в результате оказания финансовой помощи сохранено около 330 рабочих мест для женщин.

В Костромской области предприятиям, где женщины составляют 70 процентов работающих, оказана финансовая помощь в размере 374 млн. рублей на сохранение почти 600 рабочих мест. В области на конкурсной основе выделяются средства для создания рабочих мест для женщин.

В Республике Дагестан в результате оказания финансовой помощи предприятиям предупреждено высвобождение около 6 тыс. женщин. В Псковской области финансовая помощь предприятиям позволила сохранить более 4,5 тыс. рабочих мест, где в основном используется женский труд. В Архангельской области эта мера позволила снизить удельный вес женщин, уволенных в связи с сокращением численности, ликвидации предприятий или собственного дела с 34,2 процентов в 1994 году до 27,1 процентов в 1996 году.

Статья 12

1. Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области здравоохранения, с тем чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин доступа к медицинскому обслуживанию, в частности в том, что касается планирования размера семьи.

2. Наряду с положениями пункта 1 статьи, государства-участники обеспечивают женщинам соответствующее обслуживание в период беременности, родов и послеродовой период, предоставляя, когда это необходимо, бесплатные услуги, а также соответствующее питание в период беременности и кормления.

 

В 1996-1997 годах в Российской Федерации приняты законы, направленные на охрану здоровья беременных: увеличен до размеров минимальной заработной платы размер пособия женщинам, обратившимся под наблюдение работников в ранние сроки беременности; увеличен отпуск по беременности и родам при многоплодной беременности на 14 дней. Кодексом законов о труде Российской Федерации закреплено право прохождения медицинского обследования беременных женщин в рабочее время с сохранением заработной платы.

Далее...