|
|
Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Проект). М., 1998.
|
В начало документа |
В конец документа |
Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Для обеспечения прав населения на бесплатную медицинскую помощь Министерством здравоохранения Российской Федерации разработана федеральная программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и стандарты медицинской помощи детям, беременным, роженицам, в том числе с различной патологией. Права семьи в области охраны здоровья подкрепляются Основами государственной социальной политики по улучшению положения детей, утвержденными в январе 1996 года постановлением Правительства Российской "О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации" и Национальным планом действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года, которыми предусматриваются конкретные мероприятия по реализации этих прав. Интенсивно развивается государственная служба планирования семьи, которая предоставляет информационные и медицинские услуги населению по всем вопросам, связанным с планированием рождения детей, предупреждением нежелательной беременности, консультированием в области репродуктивного здоровья женщин и мужчин. Разрабатывается государственная программа перехода на оказание медицинской помощи семейным врачом. Семья имеет право на выбор семейного врача, который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства. В настоящее время государственная социальная политика в отношении женщин, детей и семьи в целом определена Указом Президента Российской Федерации "Об основных направлениях государственной семейной политики". Механизмы реализации Основных направлений государственной семейной политики в части охраны здоровья матери и ребенка отражены в федеральных целевых программах "Безопасное материнство", "Планирование семьи" и "Дети-инвалиды", входящих в президентскую программу "Дети России", которая в августе 1994 года утверждена Указом Президента Российской Федерации. Действие программы продлено до 2000 года Постановлением Правительства Российской Федерации в сентябре 1997 года и Указом Президента Российской Федерации в январе 1998 года.. Федеральные программы направлены на защиту, сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, социальную поддержку материнства и детства, снижение абортов, материнской и младенческой заболеваемости и смертности, предупреждение детской инвалидности. В рамках указанных программ внедряются современные эффективные средства предупреждения нежелательной беременности, осуществляется подготовка кадров для службы планирования семьи, ведется работа по совершенствованию системы полового воспитания школьников, развитию информационной базы по вопросам охраны репродуктивного здоровья населения. Проходится планомерная работа по стандартизации технологии в области оказания медицинской помощи детям и матерям. Внедряются прогрессивные перинатальные технологии, ориентированные на семью: семейная подготовка беременных к родам, участие при родах мужа и других членов семьи, свободное посещение родственниками родильных домов, совместное пребывание матери и новорожденного, раннее прикладывание новорожденных к груди, ранняя выписка (на 5 сутки).Ведется реорганизация акушерских стационаров за счет создания оптимальных условий для реанимации, интенсивной терапии новорожденных детей. В 1996 году продолжалась работа по расширению пренатальной диагностики состояния плода, осуществляемой медико-генетической службой. В настоящее время в России имеется более 70 медико-генетических консультаций и центров. Постановлением Правительства Российской Федерации на реализацию программы "Безопасное материнство" в 1995-1997 годах предполагалось выделить 40,5 млрд. рублей, реально предусмотрено федеральным бюджетом 5,34 млрд. рублей, а фактически получено 3.5 млрд. рублей (1995 год - 0,95 млрд. рублей или 86,6 процента, 1996 год - 1,25 млрд. рублей, или 77,7 процента, 1997 год - 2,39 млрд. рублей, или 90,4 процента). На выполнение программы "Планирование семьи" за период 1993-1997 годы получено 71,37 млрд. рублей (декабрь 1993 года - 1,0 млрд. рублей; 1994 год - 22,8 млрд. рублей, или 85,7 процента от плана бюджета; 1995 год - 20,52 млрд. рублей, или 100 процентов; 1996 год - 23,57 млрд. рублей, или 91,1 процента). В 1997 году Указом Президента Российской Федерации предусматривалось выделение на реализацию программы 40,9 млрд. рублей, утверждено бюджетом 11 млрд. рублей, в связи с секвестром объем сокращен до 4,95 млрд. рублей, фактически получено 3,48 млрд. рублей. За период действия федеральных программ "Безопасное материнство", "Планирование семьи" и "Дети-инвалиды" в субъектах Российской Федерации создано: 61 перинатальный центр, 14 медико-педагогических центров, в крупных региональных центрах - медико-генетическая служба, отделения реабилитационно-восстановительной терапии для детей и подростков, организовано первое республиканское санаторно-курортное отделение для реабилитации нарушений репродуктивной функции у девочек-подростков и т.д. В результате проводимых программных мероприятий отмечается положительная динамика в снижении абортов, показателей материнской и младенческой смертности. В рамках реализации федеральной программы "Безопасное материнство" были разработаны и приняты федеральные законы, направленные на социальную защиту матерей: федеральный закон "О внесении изменений в федеральный закон "О государственных пособиях граждан, имеющих детей" и "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", согласно которым увеличено единовременное пособие до размера минимальной заработной платы женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при многоплодной беременности дородовый отпуск предоставляется с 28 недель гестации, беременные женщины имеют возможность медицинского обследования в рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы. В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан определены права членов семьи в области охраны здоровья, в том числе по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования. Семейным Кодексом Российской Федерации для вступающих в брак предусмотрено медицинское обследование, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и планированию семьи. Семьи, имеющие детей, имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе бесплатный отпуск медикаментов детям до 3-х лет и до 6-ти лет из малообеспеченных семей, специальных молочных продуктов детям первых двух лет жизни, предоставление дополнительной жилой площади и социальных пособий при наличии ряда заболеваний, оплату проезда к месту лечения и т. д. Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течении всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Одному из родителей или другому члену семьи выплачивается пособие на период карантина, амбулаторного и стационарного лечения ребенка. За период с 1994 года в Российской Федерации создана служба планирования семьи: действуют более 200 центров планирования семьи и репродукции, 14 медико-педагогических центров. Более 130 региональных центров оснащены необходимой оргтехникой, ультразвуковой и эндоскопической аппаратурой, информационно- методическими материалами. В предыдущем докладе подробно освещались проблемы возрастающего числа абортов в Российской Федерации. Отмечалось, что искусственное прерывание беременности разрешено законом и проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности. В результате проводимых мероприятий отмечается устойчивая тенденция к снижению абортов (см. раздел I доклада). Искусственное прерывание беременности осуществляется в рамках обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку. Вопрос о прерывании беременности по социальным показаниям решается в амбулаторно-поликлиническом или стационарном учреждении комиссией в составе врача акушера-гинеколога, руководителя учреждения (отделения), юриста, по письменному заявлению женщины, при наличии заключения о сроке беременности, установленном врачом акушером-гинекологом, и соответствующих юридических документов, подтверждающих социальные показания. Правительством Российской Федерации утвержден перечень социальных показаний по искусственному прерыванию беременности. К этим показателям относятся наличие инвалидности I-II группы у мужа, смерть мужа во время беременности, пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы, признание женщины или ее мужа безработными, наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав, расторжение брака во время беременности, беременность в результате изнасилования, отсутствие жилья, проживание в общежитии, на частной квартире, многодетность (число детей 3 и более), наличие в семье ребенка-инвалида, отсутствие мужа, наличие статуса беженца или вынужденного переселенца, размер дохода на 1 члена семьи менее прожиточного минимума, установленного для данного региона. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и статьей 163.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации устанавливаются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет. Эти дни предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению. В случаях, когда одним из работающих родителей указанные дополнительные оплачиваемые выходные в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются для ухода оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни. Одной из приоритетных задач является борьба с распространением вируса иммунодефицита человека, в т. ч. среди женщин. С этой целью разработана и финансируется федеральная целевая программа "Анти-Вич СПИД" на 1996-2000 годы. В настоящее время готовится проект постановления Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции". Разрабатывается новая федеральная программа "О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации", в которой предусматриваются мероприятия в соответствии с программными целями работы по сохранению здоровья женщин. На рассмотрении в Правительстве Российской Федерации находится федеральная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом". Постановлением Правительства Российской Федерации "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" одобрена Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, в которой предусматриваются мероприятия по дальнейшему развитию службы охраны материнства и детства при концентрации усилий на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитию служб планирования семьи и безопасного материнства, интеграции родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью, а также по оказанию медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, и других социально-значимых заболеваний. Оказывалась государственная поддержка строительству объектов охраны материнства и детства в рамках федеральных инвестиционных адресных программ. Объемы государственных инвестиций по ним в 1997 году составили для строительства учреждений - 57,2 млрд. рублей. Женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) в соответствии со статьей 9 Закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" дополнительно к пособию по беременности и родам выплачивается единовременное пособие в размере минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день предоставления отпуска по беременности и родам. Государство гарантирует женщинам при осложненных родах предоставление дополнительного послеродового отпуска (см. ответ по ст. 2 Конвенции). В связи с этим разработана соответствующая инструкция "О порядке предоставления послеродового отпуска при осложненных родах", предусматривающая в случае осложненных родов увеличение послеродового отпуска на 16 дней (при рождении двух и более детей - на 40 дней).В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан" матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, назначаются ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 процентов минимальной оплаты труда за счет средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм. В настоящее время в Российской Федерации наметился процесс увеличения числа платных услуг в системе здравоохранения. В связи с этим, в субъектах Российской Федерации предпринимаются меры, направленные на обеспечение социальной защиты отдельных категорий населения, в частности, женщин. В Пермской области в рамках реализации государственных гарантий по представлению бесплатной медицинской помощи постановлением Законодательного Собрания в ноябре 1997 года утверждена программа обязательного медицинского страхования, согласно которой женщины получают бесплатную амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь по 32 видам в соответствии с медико-экономическими стандартами. В программу включены вопросы оказания медицинской помощи в связи с беременностью, родами, послеродовым периодом, профилактическим наблюдением девушек-подростков, послеродовым патронажем, контрацепцией, прерыванием беременности в ранние сроки и в поздние сроки по медицинским и социальным показаниям. За счет бюджетных средств женщины из малообеспеченных семей получают бесплатную помощь по таким дорогостоящим вилам услуг, как гемодиализ при хронической почечной недостаточности, компьютерная томография, лапороскопия и др. В условиях перехода от государственной системы здравоохранения к системе страховой медицины, сложной финансовой ситуации, вынужденной мерой стало постановление главы администрации Читинской области "Об утверждении базовой программы обязательного медицинского страхования граждан на территории Читинской области и Перечня временных медицинских услуг". В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора Омской области "О мерах по социальной защите малолетних детей, беременных женщин и кормящих матерей" в женских консультациях г. Омска и области, в детских поликлиниках беременным женщинам и детям до 3-х лет для лечения анемии бесплатно выдаются препараты железа и витамины, которые приобретаются за счет средств местных бюджетов и спонсоров. Предусмотрены бесплатный проезд беременных женщин на всех видах общественного транспорта (кроме такси) в лечебные учреждения на консультацию, бесплатная выдача комплектов и аптечек для новорожденных детей из малообеспеченных семей. В Мурманской области в целях обеспечения права женщин на медицинское обслуживание, улучшение качества медицинских услуг разработаны и реализуются долговременные комплексные программы. С 1994 по 1996 год в области была реализована региональная "Программа по снижению материнской и младенческой смертности", в рамках которой было закуплено диагностического, лабораторного, эндоскопического, реанимационного оборудования для оснащения родовспомогательных учреждений и детских стационаров на сумму 3,5 млн. долларов.Статья 13 Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в других областях экономической и социальной жизни, с тем чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин равные права в частности: а) право на семейные пособия; Действующая до 1995 года система поддержки семей с детьми была подробно описана в четвертом периодическом докладе о выполнении КЛДЖ в Российской Федерации. В Российской Федерации законодательно закреплено оказание материальной помощи семьям, имеющим детей. Согласно Федеральному закону "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", назначаются и выплачиваются единые государственные ежемесячные пособия на каждого ребенка взамен ранее выплачиваемых различных компенсаций и пособий за счет средств субъектов Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" устанавливаются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка; Порядок назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливается Правительством Российской Федерации. Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей, либо лицо, его заменяющее. В соответствии со статьей 16 данного закона право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более, чем до достижения им возраста восемнадцати лет). Указанные расходы, как уже отмечалось, выплачиваются за счет средств субъектов Российской Федерации и учитываются в расчетной базе при определении размеров финансовой помощи регионам (трансферта) из Федерального фонда финансовой поддержки регионов за счет средств федерального бюджета. При этом направления расходования выделенных средств определяют субъекты Российской Федерации самостоятельно в соответствии с мероприятиями, предусмотренными в их бюджетах. Недобор поступлений в бюджеты всех уровней крупных сумм налоговых платежей, несовершенство системы назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей снижение ответственности и ослабление контроля за своевременной выплатой этих пособий в субъектах Российской Федерации стали основными причинами образования задолженности по их выплате, составившей на 1 декабря 1997 года 15,5 трлн. рублей. В тех регионах, где вопросам социальной поддержки семей с детьми уделяется должное внимание, задолженность по выплате пособий отсутствует. В первую очередь, это города Москва, Санкт-Петербург, а также Самарская область. В Орловской, Калужской, Калининградской, Смоленской, Томской областях, Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах сумма задолженности незначительна (задержки составляют от одного до двух месяцев). В связи с несовершенством механизма назначения и выплаты указанных пособий было принять постановление Правительства Российской Федерации "Об изменении порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка", в соответствии с которым с 1 января 1998 года предусмотрена передача функций по назначению и выплате государственных ежемесячных пособий на детей с предприятий в органы социальной защиты населения, что позволит упорядочить систему выплаты пособий. Одновременно для обеспечения контроля за предоставлением пособий и учета финансовых средств с 1 января 1998 года введена государственная ежемесячная статистическая отчетность. В настоящее время более 50 субъектов Российской Федерации полностью перешли на назначение и выплату пособий на детей в органах социальной защиты населения, остальные планируют в основном завершить эту работу в первом полугодии текущего года. Среди регионов, где органами исполнительной власти были своевременно приняты все необходимые меры по организации передачи с 1 января 1998 года функций назначения и выплаты пособий на детей в органы социальной защиты населения, следует также выделить Брянскую, Владимирскую, Орловскую, Саратовскую, Курскую, Липецкую, Новгородскую, Кировскую, Костромскую, Псковскую области, Кабардино-Балкарскую Республику, Республику Бурятию, Республику Мордовию и др. В республике Ингушетия выплата пособий на детей осуществляется органами социальной защиты населения с 1995 года. Как показывает практика, сосредоточение назначения и выплаты пособия на детей в органах социальной защиты населения позволяет повысить эффективность использования финансовых ресурсов в условиях дефицита бюджетных средств, усилить контроль за целевым использованием средств, устранить двойные выплаты, создать информационную базу для перехода на адресную выплату пособия. Новый порядок назначения и выплаты пособий на детей позволяет остановить рост задолженности по выплате пособий, обеспечить текущую выплату пособий самым нуждающимся семьям, тем самым снизить социальную напряженность среди населения. Учитывая, что задолженность по выплате пособий в первую очередь отражается на малообеспеченных слоях населения, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", который увязывает выплаты пособия на ребенка со среднедушевым доходом семьи. Учитывая социальную значимость обеспечения своевременной выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить погашение задолженности по выплатам ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей, предусмотрев их выплату в первоочередном порядке семьям с доходами ниже прожиточного минимума. В целях усиления социальной защиты детей в малообеспеченных семьях в августе 1998 года принят Указ Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка", которым предусмотрено установление графиков очередности выплаты пособия, исходя из необходимости применения особых мер по социальной защите малообеспеченных семей с детьми, а также рекомендовано осуществлять погашение задолженности в приоритетном порядке семьям с доходами ниже прожиточного минимума. В настоящее время в Правительстве Российской Федерации рассматриваются предложения о дополнении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" статьей определяющей регионам объем финансовых средств на выплату государственных ежемесячных пособий на ребенка, учтенных при расчете сумм финансовой помощи субъектам Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки регионов. При этом субъектам Российской Федерации рекомендовано учесть в составе расходов соответствующих бюджетов на 1998 год расходы на выплату государственных ежемесячных пособий на детей. |